Книга четвертая





НазваниеКнига четвертая
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер0.53 Mb.
ТипКнига
100-bal.ru > География > Книга
  1   2   3   4
КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Глава I

Разделение учения о человеке на философию человека и гражданскую философию. Разделение философии челове­ка на учение о теле и учение о душе человека. Установ­ление единого общего учения о природе или состоянии человека. Разделение учения о состоянии человека на учение о человеческой личности и учение о связи духа и тела. Разделение учения о человеческой личности на учение о слабостях человека и учение о его преимущест­вах. Разделение учения о связи духа и тела на учение об указаниях и о впечатлениях. Включение физиогноми­ки и толкований естественных снов в учение об указаниях

Если кто-нибудь, великий государь, станет нападать на меня или оскорблять за что-то из того, что я пред­ложил или еще предложу, то, не говоря уже о том, что я должен быть в безопасности под защитой Вашего Вели­чества, да будет ему известно, что он нарушит тем самым обычай и закон войны. Ведь я всего лишь трубач и не участвую в битве; я, наверное, один из тех, о ком Гомер сказал:

Здравствуйте, мýжи — глашатаи, вестники бога и смертных! 1

Ибо они могли спокойно ходить повсюду, не подвергаясь нападению, даже среди самых жестоких и непримиримых врагов. И наша труба зовет людей не ко взаимным рас­прям или сражениям и битвам, а, наоборот, к тому, чтобы они, заключив мир между собой, объединенными силами встали на борьбу с природой, захватили штурмом ее не­приступные укрепления и раздвинули (насколько вели­кий господь в своей доброте позволит это) границы чело­веческого могущества.

А теперь обратимся к той науке, к которой ведет нас древний оракул, т. е. к познанию самих себя 2. И чем она важнее для нас, тем тщательнее следует изучать ее. Эта наука для человека составляет цель всех наук и в то же время лишь часть самой природы. Нужно взять за общее правило, что все деления наук должны мыслиться и проводиться таким образом, чтобы они лишь намечали или указывали различия наук, а не рассекали и разры­вали их, с тем чтобы никогда не допускать нарушения непрерывной связи между ними. В противном случае науки, отделенные одна от другой, становятся бесплодны­ми, пустыми н ошибочными, не получая питания и под­держки от их общего родника. Так, оратор Цицерон жа­луется на то, что Сократ и его школа впервые отделили философию от риторики и это превратило риторику в пустую болтовню 3. Подобным же образом известно, что положение Коперника о вращении земли (распространен­ное и в наше время), поскольку оно не противоречит тому, что мы наблюдаем, нельзя опровергнуть исходя из астрономических принципов, однако же это можно сде­лать исходя из правильно примененных принципов есте­ственной философии. Наконец, искусство медицины, оторванное от естественной философии, не намного превос­ходит практику знахарей. Установив этот принцип, перейдем к учению о человеке. Оно состоит из двух частей. Одна из них рассматривает человека, как тако­вого, вторая — в его отношении к обществу. Первую из них мы называем философией человека, вторую — граж­данской философией. Философия человека складывается из частей, соответствующих тем частям, из которых со­стоит сам человек, а именно из наук, изучающих тело, и наук, изучающих душу. Но прежде чем продолжать рассмотрение отдельных частей этого деления, учредим единую общую науку о природе или состоянии (status) человека, ибо этот предмет достоин того, чтобы быть вы­деленным в отдельную, независимую от других науку. Она касается тех вещей, которые являются общими как для тела, так и для души. Со своей стороны эта наука о природе и состоянии человека может быть разделена на две части, из которых одна должна заниматься цель­ной природой человека, а другая — самой связью души и тела; первую мы назовем учением о личности человека, вторую — учением о связи души и тела. Ясно, что все эти вопросы, представляя собой нечто общее и смешанное, не могут быть сведены к упомянутому делению на науки, изучающие тело, и науки, изучающие душу.

Учение о личности человека охватывает главным обра­зом два предмета, а именно рассмотрение слабостей чело­веческого рода и его преимуществ и превосходств. Стра­дания и несчастья человечества не раз оплакивались многими писателями в прекрасных и великолепно написанных сочинениях, как философских, так и теологических, чтение которых столь же приятно, сколь и назида­тельно.

Другая же наука, о преимуществах, еще заслуживает, как нам кажется, специальной разработки. Воздавая хва­лы Гиерону, Пиндар удивительно изящно (как это ему присуще) говорит, что «он срывает вершины всех добро­детелей» 4. Немалое значение для прославления величия и красоты человеческого духа могло бы иметь сочинение, н котором было бы собрано то, что схоласты называют крайностями, а Пиндар — вершинами человеческой при­роды. Главным источником для этого должна послужить сама история. Речь идет о крайних или высших ступенях совершенства, которых когда-либо могла самостоятельно достичь человеческая природа в той или иной духовной или телесной способности. Например, замечательная спо­собность Цезаря, который, как говорят, одновременно мог диктовать пяти секретарям, или изумительная выучка древних риторов — Протагора, Горгия и философов — Каллисфена, Посидония, Карнеада, способных экспром­том произнести большую изящную речь на любую тему, защищая с одинаковым успехом противоположные тези­сы, в немалой степени прославили могущество человече­ского таланта. Другой пример, быть может, менее полез­ной, но еще более эффектной способности приводит Цицерон, говоря, что его учитель Архий «мог экспромтом произнести множество великолепных стихов на тему, о которой в тот момент шла речь» 5О величайших способ­ностях человеческой памяти свидетельствует тот факт, что Кир или Сципион могли по именам назвать всех воинов своих многотысячных войск 6 Не менее интеллек­туальных велики и моральные достоинства человека. Изумительный пример стойкости являет нам знаменитая история об Анаксархе, который во время допроса и пыток откусил себе язык, чтобы не выдать тайны и выплюнул его в лицо тирана 7 Не уступает ему в выдержке (хотя и проявившейся в обстоятельствах несравненно менее достойных) один бургундец, живший уже в нашу эпо­ху.—убийца герцога Оранского 8. Его били железными прутьями и раздирали раскаленными клещами, но он не издал ни единого стона, а когда что-то случайно упало на голову одного из присутствующих, то этот шалопай, уже весь покрытый ожогами, среди страшных пыток даже расхохотался (хотя незадолго до этого плакал, когда ему обстригали его прекрасные волосы). Удивительную ясность духа и спокойствие в смертный час проявляло немало людей. Такое спокойствие проявил один центу­рион, о котором рассказывает Тацит. Когда воин, кото­рому было приказано казнить его, крикнул ему, чтобы он сильнее вытянул шею, тот сказал: «Если бы ты сумел так же сильно ударить» 9 А когда герцогу Саксонскому Иоганну, сидевшему за шахматной доской, принесли при­каз о назначении на завтра его казни, то он, подозвав одного из присутствующих, сказал ему с улыбкой: «По­смотри-ка­, разве не сильнее моя позиция в этой пар­тии? А ведь он (указывая на своего партнера) после моей смерти станет хвастаться, что его позиция была лучше». Когда накануне казни нашего соотечественника Мора, канцлера Англии, к нему пришел цирюльник (по­сланный остричь его из боязни, что вид его с длинными ниспадающими волосами может вызвать сострадание у народа) и спросил его, не хочет ли тот остричься, тот отказался и, обращаясь к цирюльнику, сказал: «У меня с королем идет спор о моей голове, и, прежде чем он разрешится, я не стану на нее тратиться». И тот же Мор в самый момент казни, уже положив голову на роковую плаху, немного приподнялся и, отведя слегка свою от­росшую бороду, сказал: «По крайней мере она-то не оскорбила короля». Но не будем заходить слишком дале­ко; достаточно ясно и так, к чему мы стремимся. Мы хотим, чтобы в какой-то одной книге были собраны все чудесные свойства человеческой природы, высшие прояв­ления ее душевных и физических свойств и достоинств. Эта книга будет своего рода сводом триумфов человека. Здесь примером могут послужить сочинения Валерия Максима и Гая Плиния, их добросовестность и глубина суждения 10.

Учение о союзе или общей связи души и тела может быть разделено на две части. Подобно тому как союзники обмениваются между собой тем, чем они обладают, и ока­зывают друг другу взаимную помощь, так и это учение о союзе души и тела складывается из двух частей: описа­ния того, каким образом эти две сущности (т. е. душа и тело) взаимно раскрывают друг друга и каким образом взаимно воздействуют друг на друга с помощью зна­ния (notitia), или указания и впечатления. Первая часть, т. е. описание того, что можно узнать о душе исходя из состояния тела и что — о теле исходя из акциденций духа, дала нам два вида науки о предсказании, один из которых известен благодаря исследованиям Аристотеля, другой — Гиппократа. Правда, в последнее время эти искусства включили в себя всякого рода суеверные и фантастические представления, однако если их очистить от этих вредных примесей и восстановить в их истинном состоянии, то окажется, что они покоятся на достаточно прочном природном основании и могут приносить нема­лую пользу в повседневной жизни. Первое из этих ис­кусств — физиогномика, которая по строению тела и чер­там лица определяет душевные наклонности; второе — толкование естественных снов, раскрывающее состояния и положения тела исходя из движений души. В первой из этих дисциплин кое-что, по моему мнению, требует развития. Дело в том, что Аристотель талантливо и мас­терски исследовал тело в состоянии покоя, но он не рас­сматривал его в движении, т. е. оставил в стороне жесты, которые, однако, не меньше заслуживают научного изуче­ния; польза же такого изучения превосходит то, что дает исследование неподвижного тела. Действительно, очертания тела указывают лишь на общие наклонности и стремления души, выражение же лица и движения от­дельных частей тела свидетельствуют, кроме того, и об изменениях состояния души: о настроении и проявле­нии волн человека в данную минуту. Мне бы хотелось воспользоваться здесь в высшей степени удачными и столь же изящными словами Вашего Величества: «Язык поражает уши, жесты же говорят глазам» 11. Это прекрас­но известно множеству проходимцев и подлецов, которые ни на минуту не отрывают взора от выражения лица и движений собеседника и используют это в своих инте­ресах — ведь именно в этом и состоит в значительной море их ловкость и мудрость. И конечно, нельзя отри­цать того, что выражение лица и жесты человека удиви­тельным образом выдают его притворство и великолепно могут подсказать момент, когда удобнее всего обратиться к нему, а это составляет немаловажную часть житейской мудрости. Ведь никто же не считает, что такое искусство, имея какое-то значение по отношению к тем или иным отдельным людям, не выражает общего правила, ибо мы смеемся, плачем, краснеем, мрачнеем почти одинаково и в большинстве случаев то же самое можно сказать и о более тонких движениях души. Но если кто-нибудь захочет в этой связи вспомнить и о хиромантии, то пусть знает, что это абсолютно несерьезная и пустая вещь, недостойная вообще даже упоминания в такого рода сочи­нении. Что же касается толкования естественных снов, то эта наука излагается в некоторых ученых трудах, изобилующих, к сожалению, множеством самых нелепых измышлений. В данный момент я хочу только сказать, что этому искусству не дали еще достаточно прочного основания. А между тем оно сводится к следующему: если действие какой-то внутренней причины аналогично действию какой-либо внешней причины, то это внешнее действие обычно воспроизводится во сне. Например, дав­ление, вызванное скоплением газов в желудке, сходно с давлением на живот какой-нибудь внешней тяжести, и поэтому люди во время ночных кошмаров видят во сне, что на них наваливается тяжесть, и видят при этом мно­жество связанных с этим подробностей. Точно так же тошнота, вызванная морской качкой, похожа на тошноту, вызванную скоплением газов в животе, и поэтому ипо­хондрикам довольно часто снится, что они плывут на корабле и их качает. Можно привести бесчисленное мно­жество аналогичных примеров.

Вторая часть учения о союзе души и тела, которую мы назвали «впечатление», еще не представляет собой сформировавшейся науки; эти вопросы лишь иногда вскользь затрагивались в сочинениях на другие темы. А эта часть имеет для себя такое же соответствие, как и первая. Ибо она рассматривает два вопроса: каким обра­зом и в какой мере мокроты и все физическое состояние тела меняют душу и влияют на нее? или, наоборот, ка­ким образом и в какой мере страсти и восприятия души изменяют тело и влияют на него? Первый вопрос, как мы знаем, иногда рассматривается в медицине, но и он странным образом оказался тесно связанным с религией. В самом деле, врачи выписывают лекарства для лечения душевных болезней, например мании или меланхолии, более того, они пытаются найти средства для восстанов­ления хорошего настроения, для укрепления духа, для увеличения физических сил, для развития умственной деятельности, для улучшения памяти и т. и. Но установ­ленные в секте пифагорейцев, в ереси манихейцев и в законе Магомета ограничения в выборе пищи и питья, омовения и другие правила, касающиеся тела, превосхо­дят всякую меру. В религиозных законах существует множество предписаний, строго запрещающих употребле­ние в пищу крови и жира, четко разделяющих животных на чистых и нечистых (имея в виду их употребление в пищу). Даже сама христианская вера, хотя и свободная и очистившаяся от мрака ложных верований, сохраняет все же требования постов, воздержаний и т. п., что спо­собствует унижению и умерщвлению плоти, рассматри­вая все это не только как чисто ритуальные, но и как по­лезные вещи. Основа же всех этих запретов (не касаясь собственно обрядовой стороны и искуса послушания) ле­жит именно в том, о чем мы здесь говорим, т. е. в том, что душа страдает вместе с телом. Если же какой-нибудь не очень умный человек подумает, что такого рода воз­действие тела на душу ставит под сомнение бессмертие души или лишает душу ее власти над телом, то на такое легкомысленное сомнение достаточно такого же ответа. Пусть он возьмет в качестве примера, скажем, ребенка во чреве матери, который испытывает вместе с матерью одни и те же воздействия, однако же в положенное время по­кидает ее тело, или же монархов, которые, несмотря на свое могущество, иногда уступают просьбам своих слуг, сохраняя при этом свое царское величие.

Противоположная сторона этого учения (о воздей­ствии души и ее аффектов на тело) также находит себе место в медицине. Ведь нельзя найти ни одного более или менее серьезного врача, который бы не занимался рас­смотрением и изучением душевного состояния, что весьма важно для лечения, а также для того, чтобы в значи­тельной степени усиливать действие всех других средств или, наоборот, ослаблять. Однако исследование другого вопроса, имеющего отношение к предыдущему, до сих пор проводилось очень слабо и ни в коем случае не соответствовало ни его сложности, ни той пользе, которую он может принести. Речь идет о том, в какой степени само воображение души (если оставить в стороне аффекты) или навязчивая неотступная мысль, превратившаяся уже в своего рода убеждение, влияет на физическое состояние человека? Ведь хотя такое состояние, несомненно, приносит вред, из этого, однако, вовсе не следует, что оно в равной мере способно приносить пользу, подобно тому как из факта существования вредного воздуха, несущего мгновенную смерть, нельзя сделать заключение о необходимости существования столь же целебного воздуха, приносящего мгновенное выздоровление. Такого рода иссле­дование принесло бы, конечно, огромную пользу, но, как говорит Сократ, здесь нужен «делосский водолаз» 12 ибо проблема эта достаточно глубока. Далее, среди всех этих разделов учения о союзе, т. е. о согласии души и тела, нет ничего столь необходимого, как исследование того, где, собственно, помещаются в человеческом теле и его органах отдельные способности души. Недостатка в ис­следователях этого вопроса нет, однако результаты их исследований по большей части или противоречивы, или недостаточно серьезны; и здесь, конечно, необходимы и больший талант, и более тщательное изучение проблемы. Во всяком случае мнение Платона 13 о том, что интеллект располагается в мозгу, как в крепости, дерзость (ani­mositas) (которую он неудачно называет вспыльчивостью, тогда как она значительно ближе к высокомерию и гордости) — в сердце, похоть и чувственность — в печени и т. д., может быть, и не следует совершенно отбрасывать, однако же не следует и слишком восторженно хвататься за него. Кроме того, нельзя считать правильным и поме­щение всех упомянутых интеллектуальных способностей (воображения, рассудка, памяти) в желудочках мозга. Таким образом, мы изложили учение о природе человека в целом и учение о связи души и тела.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга четвертая iconКрыжановская В. И. Смерть планеты Книга четвертая
Рабочая учебная программа дисциплины «Философия» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом...
Книга четвертая iconКонспект до этой черты IV. Воля к власти как искусство книга четвёртая: порода и взращивание
Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей./ Пер с нем. Е. Герцык и др. М.: Культурная революция, 2005. – 880с
Книга четвертая iconВ поисках скрижалей Анхель Куатьэ Учитель танцев третья скрижаль завета книга четвертая
Настал торжест­венный миг. Наша цель, как я полагаю, известна всем нам. Но уважаемому мистеру Бэггинсу, а мо­жет быть, и кому-нибудь...
Книга четвертая iconКнига подготовлена издательством «Книга-Сефер»
Книга подготовлена издательством «Книга-Сефер», Москва – Тель-Авив, +972 545 318 933
Книга четвертая iconАппиана Александрийского «Сирийские войны»
Аппиана Александрийского «Сирийские войны» (ближе к концу), книга Юстина «Книга Маккавейская» (11, 13, 14, 15 главы) и книга Иосифа...
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconЧетвертая
Статья 1225. Охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации
Книга четвертая iconПравославная книга первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)
Православная книга – первая книга на Руси. Час православной книги (сценарий)/ Сост. Т. Л. Теплякова/ Пушкинская библиотека-филиал...
Книга четвертая iconКнига не просто «позволяет задуматься»
Эта книга о жизни самого обычного человека. Самого обычного российского парня. Среднестатистического. Выросшего в обычной семье....
Книга четвертая iconСтатья 1225
Гражданский кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-фз часть четвертая
Книга четвертая iconАгриппа "Оккультная Философия" Часть четвертая Внаших книгах
Воронцов Н. П. Хахатаника: познавательный книгожурнал для школьников и их родителей
Книга четвертая icon«Итальянские каникулы» Монакова Галина Геннадиевна
Четвертая Межрегиональная Зимняя школа «Учитель года». Екатеринбург, 4-9 января 2009 г


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск