Скачать 148.14 Kb.
|
Цель творческой лаборатории: представить аспект работы словесника и классного руководителя по воспитанию в моральном климате памяти как одной из основ толерантной личности. Чем жив человек? Памятью, - утверждают мудрецы и поэты всех времен и народов. Академик Д.С. Лихачёв называет память основой совести и нравственности. Воспитание в моральном климате памяти - это чистый исток личности растущего человека, и нашу творческую лабораторию мы назвали «От чистого истока». В 80-е годы ХХ века Юрий Энтин написал замечательные стихи, ставшие песней детства: «От чистого истока в прекрасное далёко мы начинаем путь». Что же берет с собой человек в прекрасное далёко? Конечно, мир детства, и его определяют:
Помогая ученику познавать, осознавать эти вечные ценности и выстраивать свой ценностный мир, мы в современных условиях делаем акцент на четырех составляющих: во-первых, объединяем усилия учителей краеведения, ОПД, истории, русского языка и литературы и работаем в содружестве; во-вторых, усиливаем субъектную позицию ученика как исследователя, первооткрывателя мира, в котором он живет; в-третьих, формируем эмоциональный опыт детских открытий, а это долговременная память человека; в-четвертых, уходим от случайных мероприятий; так, данное направление работы заложено в авторской программе воспитательной работы с классом «Родники личности», рассчитанной на пять лет (5-9 кл.) Проиллюстрируем вышесказанное.
В этих названиях - истоки культуры четырех народов: удмуртов, мари, татар, русских, и погрузиться в мир легенд и сказаний о них помогает нам собранный за многие годы материал по историческому, географическому, литературному краеведению.(Работа с папками «Малмыж: история и современность», «Мы вятские»). Практикумы- экскурсии и походы по родному краю.
Самое главное, дети выносят нравственные уроки об уважении к своему и чужому имени: Имя нам дано родителями, оно дано на добрые дела, имя надо беречь, именем надо дорожить. В имени живёт прошлое народа, поэтому надо знать историю своего имени. Кличкам, прозвищам – нет! Они нужны тем, кто скрывается от закона. Называем друг друга по имени. Уважаем своё и чужое имя. К выбору имени надо подходить серьёзно: учитывать традиции семьи и своего народа, знать значение имени. В лаборатории представлен детально разработанный классный час о личном имени человека (см. приложение). Такая работа становится системной, когда дети захотят узнать историю фамилий и отчеств, попробуют разрешить проблему прозвищ уже не на примере сказки «Гадкий утёнок» Андерсена, а на примере повести «Чучело» В. Железникова, когда будут дарить значение имени родным и близким и писать в праздники письма доверия.
Ценности, обретённые через самостоятельный опыт, становятся «памятью сердца» и помогают подростку правильно выстраивать свой мир ценностей, развивают его духовный и нравственный потенциал.
Восемь моих учеников 4 года работают в художественной самодеятельности Центра Досуга и с большим желанием участвуют во многих культурных мероприятиях города и района, в том числе в русской Масленице, татарском Сабантуе, в Дне славянской письменности, в Дне матери… В год 130-летнего юбилея школы двое учеников представляли авторские поэтические сборники « Мир, в котором я живу». В течение всех лет работы с классом учу дарить радость другим людям, и счастлива, когда она возвращается добрым словом и добрым делом. В 6 классе я подарила детям их коллективный портрет, созданный из значения их имен (см. приложение «Классный час») А сегодня другие люди говорят, что мои восьмиклассники открытые, приветливые, чуткие, доброжелательные, трудолюбивые, честные, с чувством товарищества, коллективизма, дисциплинированные, общительные, активные. В 9 классе, в год 65-летия Великой Победы, мы снова откроем Книгу Памяти, чтобы осознать слова Р.Рождественского: «Всё, что было не со мной, помню». Проходит многое, но имя, мать, отец, род и родина остаются. Наши дети родились и живут на многонациональной земле, и акцент на воспитание в моральном климате памяти способствует выбору ими толерантного пути человека, то есть такого пути, когда растущий человек бережно и с любовью относится к культуре своего народа и уважительно – к иным культурам, взглядам, традициям, когда он комфортно чувствует себя в окружающем мире, понимает и принимает других людей, готов всегда прийти на помощь, отличается уважением мнения других, милосердием и чуткостью, доверием и гуманизмом. Имя – первый подарок человеку в жизни
Родная улица моя Память о замечательных людях, важных в жизни народа событиях, красоте природы запечатлена в названиях улиц, по которым мы ходим, на которых живем. О чем может рассказать улица?
Мир моей семьи Семья – главная ценность в жизни человека, его прошлое, настоящее и будущее, его род, родители, родные. Семья - основа человеческой памяти и культуры.
Где, когда родились и учились мои будущие родители, как встретились и создавали семью.
Фрагмент занятия клуба «Родник» для учащихся 9 «Б» класса «Пусть не прервётся связь времён» Клуб «Родник» (при центральной библиотеке города Малмыжа) - это результативная форма внеурочной воспитательной деятельности учащихся по реализации авторской программы воспитания «Родники личности». Цель: приобщать учащихся к изучению славных страниц истории родного края и судеб выдающихся земляков, воспитывать патриотические чувства; содействовать профессиональному выбору учащихся. Задачи: 1) создавать условия для усиления субъектной позиции ученика, осуществлять воспитание в деятельности; 2) создавать условия для развития исследовательских умений учащихся, навыков самообразования через работу с разными источниками информации. Занятия по общей теме «Пусть не прервётся связь времён» представляют модуль, состоящий из трёх блоков:
По третьему блоку фрагментарно представлена тема « Татарская национальная деревня как хранительница традиций самобытной культуры». Идея содержания – образ национального героя в литературе и жизни татарского народа. Формы: мини-исследования: образ национального героя в устном народном творчестве; люди деревни, которых уважают и помнят; поездки в деревни, посещение краеведческого музея в Тат-Верх – Гоньбе, встреча с ветераном педагогического труда М.А. Аглеевым в Старом Ирюке, съёмки видеофильма, изучение материалов в краеведческом музее города Малмыжа, в библиотеках и в архиве ; литературная обработка собранных материалов, создание композиции и презентации к ней; культура национальной музыки и танца. Результат: календарь 2010 года с фотографией прославленного земляка Старого Ирюка, чемпиона мира по гиревому спорту Ф.М. Салахиева; видеофильм о заслуженном учителе М.А. Аглееве; презентация систематизированных материалов. Старый Ирюк, Тат-Верх-Гоньба, Деревни России, росинка моя. Вам есть чем гордиться, Что помнить, беречь. Храните культуру, обычаи, речь. Мечети как символ народа души. Ухожены памятники – всюду цветы. В школах открыты музеи села. Труд хлебороба в почете всегда. По щедрости нивы равных вам нет. Татарские праздники радуют всех. История образования татарских деревень уходит в далекое прошлое – к началу 15 века. Старому Ирюку - 609 лет. Тат-Верх-Гоньбе – 608 лет. Основали первые поселения на быстрых веселых речках марийцы, а в середине 16 века арские и балтасинские татары бежали от воинов Ивана Грозного, от насильственного крещения и останавливались на другом берегу этих речек, но очень скоро они потеснили марийцев и основали национальные татарские деревни. Существует несколько версий объяснения топонимов Ирюк и Гоньба. Самые распространённые: Ирюк – от слова «уры» - артель, ватага рыбаков, название связано с географическим положением. Старый, потому что позднее, после пожара 1919 года, появился еще один – Новый Ирюк. Гоньба - от марийского слова «комбо», что означает – гуси. «Гуси остались!» - так причитала последняя марийка, уходя с обжитых мест. Татарская – по национальности, Верхняя, чтобы не спутать с нижней по течению речки Гоньбинки русской деревней Гоньбой. Сегодня в Старом Ирюке проживает 789 человек. В Тат-Верх-Гоньбе – 841. Старый Ирюк – центр колхоза «Зерновой», который славится наивысшей урожайностью зерновых в области, имеет датский зерноочистительный комплекс «Дельта» - единственный в регионе. Тат-Верх – Гоньба – центр колхоза «Гигант». С незапамятных времен татарский народ создавал образ национального героя. Сказания, баиты, песни, сказки, славили батыра, джигита, аксакала, хлебороба. Лучший воин, чудо-пахарь, Мудрый, честный человек, Сильный, смелый, добрый нравом, Ты Батыр, ты наша честь! Народный идеал батыра находит воплощение в реальных людях, ставших гордостью татарских деревень. Побывав в Старом Ирюке и побеседовав с известным краеведом Муниром Аглеевичем Аглеевым, мы узнали, что народ помнит крупнейшего торговца куриными яйцами Гизатуллу Хамидуллина, по прозванию «яичный король». Он жил во второй половине 19 века, владел сенокосными, лесными и пахатными угодьями, был хозяином лесопильного завода в Малмыже, вышел на рынки Германии, Франции, Англии, имел миллионный годовой оборот. Но остался в памяти не из-за богатства, а потому, что делал добрые дела: сооружал мечети, облагораживал погосты. На слайде вы видите уникальный каменный забор кладбища в Старом Ирюке. Глину замешивали на яичном белке. Здесь же покоится и сам меценат, и его семья. В Старом Ирюке помнят первого организатора колхоза, директора татарской школы, участника гражданской и Великой Отечественной войн Ахмадиша Мухамедшевича Ахметшина, человека долга и порядочности. Родные представили нам уникальные материалы – воспоминания Ахмадиша Ахметшина. В молодости он был партийным работником в Малмыже, в 20-е годы направлен в Ирюк и в очень сложных условиях создавал коллективное хозяйство. Потом был принят жителями, в него поверили, потому что Ахмадиш был честным, совестливым человеком. Перед войной работал директором татарской школы, с 1941 года защищал Родину, был ранен, имеет награды. До самой смерти трудился, был мастером на все руки, имел пасеку. Похоронен в Старом Ирюке в 1976 году. Батыр –защитник мира, дома, деревни, Родины, страны. Каждый четвертый житель деревни стал защитником Родины в грозные годы Великой Отечественной войны. Ушли на фронт из Старого Ирюка – 285 человек, погибли за Родину 152 человека; из Тат-Верх-Гоньбы – 276 человек, погибли за Родину 154 человека. Имя героев на обелисках. Помнят защитников старый и млад. В школьных музеях о них все расскажут. «Памятью живы», - так говорят. Ученики Тат – Верх – Гоньбинской школы ухаживают за памятником воинам не только в родном селе, но и в деревне Гари, откуда родом Герой Советского Союза Никанор Дмитриевич Захватаев. Он кадровый военный, активный участник гражданской войны, получил академическое военное образование, с первого дня Великой Отечественной войны - на фронте. Генерал – лейтенант, разработал и осуществил военную операцию по освобождению Вены, за что удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны служил в Москве. Имя героя носит улица города Кирова. Молодёжь наследует традиции отцов и дедов, защитников родной земли. Старый Ирюк и Тат – Верх – Гоньба славятся юношами – отличниками боевой и физической подготовки. Четыре солдата из Старого Ирюка выполняли интернациональный долг в Афганистане и Чечне. На боевом задании погиб в Ханкале 18 августа 2002 года Гафиатуллин Фанис – вечная ему память. В Тат – Верх – Гоньбе – 7 воинов – интернационалистов, двое погибли в Грозном: Хайрутдинов Рафиль 7 ноября 2002 года, Садиков Рамиль 6 июля 2001 года. Всем защитникам мира и Родины Сидорова Оксана посвятила свои стихи. Поклон вам низкий, павшие, живые, Защитники, герои, земляки! За мир, за Родину – державу, За жизнь счастливую мою. Года летят, но память остается В стихах и песнях, в книгах о войне, В названьях улиц, памятниках, фильмах… Она живет - в тебе, Она живет – во мне. Воспитание в лучших национальных традициях – приоритетно в школах. Почти полвека учили детей заслуженные учителя – историки Асхадуллин Шарифулла Асхадуллович в Тат – Верх – Гоньбе, Аглеев Мунир Аглеевич – в Старом Ирюке. Они неустанно занимались краеведческой работой , несли свет памяти детям, 37 лет были директорами. Мунир Аглеевич – один из известных корреспондентов местных газет, его сын – Рашид Мунирович – ведущий хирург района. ( О Мунире Аглеевиче снят фильм). Шарифулла Асхадуллович – светлой души человек, уроженец д. Тат-Верх-Гоньба, сын крестьянина. Учился в Горьковском татарском педтехникуме. Добровольцем ушёл на фронт в сентябре 1941 года, был разведчиком, командиром отделения. Участвовал в военных действиях на 20-ом Прибалтийском фронте, был тяжело ранен. Имеет ордена и медали. Учился в Свердловском офицерском пехотном училище. Мобилизовался в ноябре 1945 года, вернулся на родину и начал работать заведующим начальной школой в своей деревне, открыл семилетнюю, потом восьмилетнюю школу, построил новую среднюю школу. Педагогический стаж Шарифуллы Асхадулловича – 47 лет, в том числе в должности директора -37 лет. В 2001 году перестало биться его сердце. Род Асхадуллиных – почитаемый род в Тат – Верх – Гоньбе. Брат Гафиулла Асхадуллович – известный национальный поэт, страстно хотел учиться, в школу ходил за 14 километров, получил высшее финансовое образование, работал в Кирове. Но с малой родиной связан навсегда. Только в газете «Дуслык» опубликовано более 300 стихотворений Гафиуллы. Добровольцем ушел на фронт, писал письма домой в стихах, и мама отвечала сыну тоже стихами. Послушайте его стихотворение «Кайда син?» на татарском языке. А стихотворение «Родина» семья Шагаповых перевела на русский язык. В печати переводов стихов Г. Асхадуллина мы не встречали. Традиции национального героя сохранил замечательный народный праздник Сабантуй. Сабантуй – веселый праздник, Праздник дружбы и труда. Пой, играй и смейся громко, А танцуй, как никогда! Ансамбль «Девичий батальон» исполняет татарскую песню и татарский танец. Сабантуй дословно переводится, как «праздник плуга, сева». Этот праздник земледелия известен с 10 века, он собирает людей разных национальностей. В домах готовят вкусные угощение. На майдане чествует лучших тружеников. Весь день идут спортивные состязания в силе, ловкости, удали батыров, а сколько игр приготовлено для зрителей! Какой Сабантуй без конных скачек! Кони воспеты в стихах и песнях татарского народа. Национальная татарская борьба – главное состязание Сабантуя. Перед вами фотография прославленного чемпиона России и мира по гиревому спорту Фаниса Мударисовича Салахиева, уроженца Ст.Ирюка. Он мастер спорта международного класса, чемпион и рекордсмен мира. Батыр – победитель многих сабантуев. Сейчас живет в Кукморе. Жаннур сделал календарь на 2010 год с фотографией прославленного земляка. До ночи длится национально-интернациональный Сабантуй. Праздник – это душа народа. Здесь русский, татарин, мари и удмурт. Друг друга узнают, друг друга поймут. А организатором уникального праздника является заслуженный работник культуры, начальник управления культуры, Хафиза Хаматовна Ахмадеева, родом из Ст.Ирюка. В последние годы в татарских деревнях проводится межрегиональный детский Сабантуй (видеофрагмент). Таким образом, хранятся и преумножаются культурные традиции самобытных татарских деревень. И в этом источник их красоты и силы. Вдали от дорог, больших городов, Вдали от огромных путей Лежит неприметный, на взгляд, уголок – Частица России моей. (А.Титова) Как чистый родник Источник добра, терпения, веры и силы, И именно в этих простых деревнях Вся мудрость и совесть России. И кем бы ты ни был, куда бы ни шел, Здесь корни твои, человек, И связь поколений, судеб и времен Пускай не прервется вовек. Мудрые мысли «Без памяти нет совести» Д. Лихачев
«Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека» В.Песков
«Рост человека измеряется не от головы до ног, а от головы до неба» Конфуций
«Царство человечье внутри нас» А. де Сент-Экзюпери
~ ~ |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать словесно-логическое мышление детей по заданию (человек -растение, чем похожи, чем отличаются?) | Является ли для преподавателя «грехом» выполнять для студентов работы «левые» доходы – мотив согласия. Просто это такой бонус. Пойми, не бывает так, чтобы водитель автобуса получал в два раз больше заведующего... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аня получила отметку, которая на 10 меньше, чем сумма отметок остальных; Боря получил отметку, которая на 8 меньше, чем сумма отметок... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аня получила отметку, которая на 10 меньше, чем сумма отметок остальных; Боря получил отметку, которая на 8 меньше, чем сумма отметок... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отношение учащихся к уроку: конструктивное. Большая часть детей находится на третьем уровне понимания (о чем? + что? + как?); 6 человек... | Методические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают... «человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное... | ||
Реферат Тема: «Канонические основания для церковного развода» Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28). Этот союз стал играть важнейшую роль в жизни человечества, человек уже не мог быть... | Мбук «Централизованная библиотечная система №1» Губкинского городского округа Вспомните, еще около двух тысяч лет назад римлянин Марк Аврелий говорил: «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет».... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лишь с годами человек осознает: прежде чем ломать забор, стоит поразмыслить – зачем его поставили. Ибо то, что поначалу кажется преградой,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В I ступени-16 человек, во II ступени-17 человек, в III ступени- 14 человек. Итого по школе: 16 человек | ||
Тема: Синонимы. Работа со словарём синонимов «Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, непобедим» М. Горький | «Ты жив еще, курилка?» Совместно с кураторами групп провести работу по выявлению студентов, употребляющих наркотики и токсические вещества. По результатам... | ||
Поурочно тематическое планирование 7 класс ( по умк пономарева И.... Предст-ие о много-и жив мира, знание основных компонентов учеб и правил работы с ним | Д. С. Лихачев информационно-библиографическая работа «Библиотеки важнее всего в культуре… Пока жива библиотека жив народ, умрет она умрет прошлое и будущее» | ||
Воспитание толерантности ... | Что может быть на свете более священным, чем имя «Мать»? Что может быть на свете более священным, чем имя «Мать»? Для любого из нас, ребенка, подростка, юноши иль поседевшего взрослого,... |