Чем жив человек?





Скачать 148.14 Kb.
НазваниеЧем жив человек?
Дата публикации01.12.2014
Размер148.14 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > География > Вопрос
Цель творческой лаборатории: представить аспект работы словесника и классного руководителя по воспитанию в моральном климате памяти как одной из основ толерантной личности.
Чем жив человек? Памятью, - утверждают мудрецы и поэты всех времен и народов. Академик Д.С. Лихачёв называет память основой совести и нравственности. Воспитание в моральном климате памяти - это чистый исток личности растущего человека, и нашу творческую лабораторию мы назвали «От чистого истока».

В 80-е годы ХХ века Юрий Энтин написал замечательные стихи, ставшие песней детства: «От чистого истока в прекрасное далёко мы начинаем путь». Что же берет с собой человек в прекрасное далёко? Конечно, мир детства, и его определяют:

  • мир родной речи;

  • мир, отчего дома, семейных ценностей;

  • мир природы и родной земли.

Помогая ученику познавать, осознавать эти вечные ценности и выстраивать свой ценностный мир, мы в современных условиях делаем акцент на четырех составляющих:

во-первых, объединяем усилия учителей краеведения, ОПД, истории, русского языка и литературы и работаем в содружестве;

во-вторых, усиливаем субъектную позицию ученика как исследователя, первооткрывателя мира, в котором он живет;

в-третьих, формируем эмоциональный опыт детских открытий, а это долговременная память человека;

в-четвертых, уходим от случайных мероприятий; так, данное направление работы заложено в авторской программе воспитательной работы с классом «Родники личности», рассчитанной на пять лет (5-9 кл.)

Проиллюстрируем вышесказанное.

  • Своеобразие и щедрость нашей многонациональной земли начинается с топонимов: Малмыж, Болтушина гора, Пушкаревское кладбище, Агельдино озеро, Акпатырево, речки Шошма, Мокша…

В этих названиях - истоки культуры четырех народов: удмуртов, мари, татар, русских, и погрузиться в мир легенд и сказаний о них помогает нам собранный за многие годы материал по историческому, географическому, литературному краеведению.(Работа с папками «Малмыж: история и современность», «Мы вятские»). Практикумы- экскурсии и походы по родному краю.

  • В условиях негативной речевой ситуации мы поднимаем планку личного имени в жизни человека, ибо считаем, что это важнейшая ступень самопознания и самоуважения, основа общения и уважения других людей. Мир имён в нашем многонациональном крае ярок и многозвучен: Айгуль, Ляйсан, Линар, Динар, Расуля, Кристина, Оксана, Роман, Рамиль.… А ведь 30-40 лет назад Земфиру называли Зоей, Фагиля Нурмиевна становилась Фаиной Николаевной. Сегодня мы учим детей осознавать, что имя- первый подарок в жизни человека, поэтому обращаем их к народной мудрости об имени, помогаем в поиске материалов об истории славянских и восточных имён, учим создавать первые мини - проекты о личном имени. (Они представлены на стендах, см. приложение)

Самое главное, дети выносят нравственные уроки об уважении к своему и чужому имени:

Имя нам дано родителями, оно дано на добрые дела, имя надо беречь, именем надо дорожить.

В имени живёт прошлое народа, поэтому надо знать историю своего имени.

Кличкам, прозвищам – нет! Они нужны тем, кто скрывается от закона. Называем друг друга по имени. Уважаем своё и чужое имя.

К выбору имени надо подходить серьёзно: учитывать традиции семьи и своего народа, знать значение имени.
В лаборатории представлен детально разработанный классный час о личном имени человека (см. приложение). Такая работа становится системной, когда дети захотят узнать историю фамилий и отчеств, попробуют разрешить проблему прозвищ уже не на примере сказки «Гадкий утёнок» Андерсена, а на примере повести «Чучело» В. Железникова, когда будут дарить значение имени родным и близким и писать в праздники письма доверия.

  • Мир, отчего дома дети осознают с самого раннего возраста; праздники, совместные дела и походы укрепляют этот мир. Но первооткрывателями они становятся постепенно. Мы помогаем детям увидеть родную улицу по – другому, так, чтобы радость открытия стала памятью сердца. В 12-13 лет они спешат в краеведческий музей, БТИ, архив, библиотеки, расспрашивают родственников и удивляются, что их улица трижды меняла название, что она одна из старейших в городе и на ней 8 домов представляют историческую ценность. А об одном из них можно и нужно интересно рассказывать. Дети узнают, сколько лет их дому, как его строили или покупали, рассказывают, как украшают они свой маленький мир садами и цветниками, как дружно живут с соседями разных национальностей. И появляются добрые творческое работы учащихся: «Моя улица историческая», «Родная улица моя», «Улица моего детства», «Моя улица – мой маленький мир» и другие (см. приложение)

  • В Год Семьи мои 8 классники создавали исследовательские работы «Мир моей семьи», главная ценность которых - совместный труд членов семьи, осмысление истории своего рода, уважение к минувшему и почитание его. Они комплексно представляли Малмыж, родную улицу, дом, рассказывали о родителях и прародителях, описывали семейные традиции, праздники, а вместе с тем осознавали, что это самый надёжный мир в жизни человека.

Ценности, обретённые через самостоятельный опыт, становятся «памятью сердца» и помогают подростку правильно выстраивать свой мир ценностей, развивают его духовный и нравственный потенциал.

  • В лаборатории представлены разнообразные творческие работы учащихся о себе, коллективе, школе, Малмыже, Родине: проекты, сочинения, рефераты, агитбригада, презентация класса, сценарий видеофильма, и снятые видеофильмы, конкурсные работы. Радостью за детей наполняется сердце учителя, когда они пишут о прадедах, которых никогда не видели, но прочитали о них в Книге Памяти и собрали воспоминания родных о защитнике Родины, когда выпускница 2008 года заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Край мой Вятский». А написала она о праздниках родного края: татарском Сабантуе, русской Казанской, марийском Акпатыре, которые одинаково дороги для людей разных национальностей.

Восемь моих учеников 4 года работают в художественной самодеятельности Центра Досуга и с большим желанием участвуют во многих культурных мероприятиях города и района, в том числе в русской Масленице, татарском Сабантуе, в Дне славянской письменности, в Дне матери… В год 130-летнего юбилея школы двое учеников представляли авторские поэтические сборники « Мир, в котором я живу». В течение всех лет работы с классом учу дарить радость другим людям, и счастлива, когда она возвращается добрым словом и добрым делом.

В 6 классе я подарила детям их коллективный портрет, созданный из значения их имен (см. приложение «Классный час»)

А сегодня другие люди говорят, что мои восьмиклассники открытые, приветливые, чуткие, доброжелательные, трудолюбивые, честные, с чувством товарищества, коллективизма, дисциплинированные, общительные, активные.

В 9 классе, в год 65-летия Великой Победы, мы снова откроем Книгу Памяти, чтобы осознать слова Р.Рождественского: «Всё, что было не со мной, помню».

Проходит многое, но имя, мать, отец, род и родина остаются. Наши дети родились и живут на многонациональной земле, и акцент на воспитание в моральном климате памяти способствует выбору ими толерантного пути человека, то есть такого пути, когда растущий человек бережно и с любовью относится к культуре своего народа и уважительно – к иным культурам, взглядам, традициям, когда он комфортно чувствует себя в окружающем мире, понимает и принимает других людей, готов всегда прийти на помощь, отличается уважением мнения других, милосердием и чуткостью, доверием и гуманизмом.
Имя – первый подарок человеку в жизни

  • Человек и его имя (человек начинается с имени).

  • Что означает твоё имя?

  • Кто и почему выбрал для тебя это имя?

  • Родные с этим именем. Возможно, ты получил имя в честь кого-то. Расскажи об этом человеке.

  • Уменьшительно-ласкательные имена. Твоё любимое.

  • Как принято называть тебя в семье, в кругу друзей, в школе?

  • К чему обязывает тебя имя?


Родная улица моя

Память о замечательных людях, важных в жизни народа событиях, красоте природы запечатлена в названиях улиц, по которым мы ходим, на которых живем. О чем может рассказать улица?

  • Название (историческое, современное). В честь кого (каких событий) названа ваша улица?

  • Расположение, протяженность.

  • Исторические постройки, общественные здания, парк, сквер, пруд и т.д.

  • Расскажи об одной особенности улицы подробнее.

  • Озеленение, обустройство улиц.

  • Твои дом. Какой он? Какова его история? Окружение дома.


Мир моей семьи

Семья – главная ценность в жизни человека, его прошлое, настоящее и будущее, его род, родители, родные.

Семья - основа человеческой памяти и культуры.

  • Город моего детства

  • Улица, дом, в котором я живу

  • История моей семьи:

Где, когда родились и учились мои будущие родители, как встретились и создавали семью.

  • Состав моей семьи.

  • Традиции, семейные увлечения.

  • Дедушки и бабушки.

  • Прародители. Сколько поколений мы знаем, кто были эти люди, какой след оставили в нашей памяти?

  • Моя родословная.

Фрагмент занятия клуба «Родник» для учащихся 9 «Б» класса «Пусть не прервётся связь времён»

Клуб «Родник» (при центральной библиотеке города Малмыжа) - это результативная форма внеурочной воспитательной деятельности учащихся по реализации авторской программы воспитания «Родники личности».

Цель: приобщать учащихся к изучению славных страниц истории родного края и судеб выдающихся земляков, воспитывать патриотические чувства;

содействовать профессиональному выбору учащихся.

Задачи: 1) создавать условия для усиления субъектной позиции ученика, осуществлять воспитание в деятельности;

2) создавать условия для развития исследовательских умений учащихся, навыков самообразования через работу с разными источниками информации.

Занятия по общей теме «Пусть не прервётся связь времён» представляют модуль, состоящий из трёх блоков:

  • Краеведы – исследователи родного края (устный журнал);

  • Имена прославленных земляков – в названия улиц города (аукцион идей);

  • Деревня как хранительница самобытной культуры (КТД).

По третьему блоку фрагментарно представлена тема « Татарская национальная деревня как хранительница традиций самобытной культуры».

Идея содержания – образ национального героя в литературе и жизни татарского народа.

Формы: мини-исследования: образ национального героя в устном народном творчестве; люди деревни, которых уважают и помнят; поездки в деревни, посещение краеведческого музея в Тат-Верх – Гоньбе, встреча с ветераном педагогического труда М.А. Аглеевым в Старом Ирюке, съёмки видеофильма, изучение материалов в краеведческом музее города Малмыжа, в библиотеках и в архиве ; литературная обработка собранных материалов, создание композиции и презентации к ней; культура национальной музыки и танца.

Результат: календарь 2010 года с фотографией прославленного земляка Старого Ирюка, чемпиона мира по гиревому спорту Ф.М. Салахиева; видеофильм о заслуженном учителе М.А. Аглееве; презентация систематизированных материалов.

Старый Ирюк, Тат-Верх-Гоньба,

Деревни России, росинка моя.

Вам есть чем гордиться,

Что помнить, беречь.

Храните культуру, обычаи, речь.

Мечети как символ народа души.

Ухожены памятники – всюду цветы.

В школах открыты музеи села.

Труд хлебороба в почете всегда.

По щедрости нивы равных вам нет.

Татарские праздники радуют всех.

История образования татарских деревень уходит в далекое прошлое – к началу 15 века. Старому Ирюку - 609 лет. Тат-Верх-Гоньбе – 608 лет. Основали первые поселения на быстрых веселых речках марийцы, а в середине 16 века арские и балтасинские татары бежали от воинов Ивана Грозного, от насильственного крещения и останавливались на другом берегу этих речек, но очень скоро они потеснили марийцев и основали национальные татарские деревни.

Существует несколько версий объяснения топонимов Ирюк и Гоньба. Самые распространённые:

Ирюк – от слова «уры» - артель, ватага рыбаков, название связано с географическим положением. Старый, потому что позднее, после пожара 1919 года, появился еще один – Новый Ирюк.

Гоньба - от марийского слова «комбо», что означает – гуси. «Гуси остались!» - так причитала последняя марийка, уходя с обжитых мест. Татарская – по национальности, Верхняя, чтобы не спутать с нижней по течению речки Гоньбинки русской деревней Гоньбой.

Сегодня в Старом Ирюке проживает 789 человек. В Тат-Верх-Гоньбе – 841.

Старый Ирюк – центр колхоза «Зерновой», который славится наивысшей урожайностью зерновых в области, имеет датский зерноочистительный комплекс «Дельта» - единственный в регионе. Тат-Верх – Гоньба – центр колхоза «Гигант».

С незапамятных времен татарский народ создавал образ национального героя. Сказания, баиты, песни, сказки, славили батыра, джигита, аксакала, хлебороба.

Лучший воин, чудо-пахарь,

Мудрый, честный человек,

Сильный, смелый, добрый нравом,

Ты Батыр, ты наша честь!

Народный идеал батыра находит воплощение в реальных людях, ставших гордостью татарских деревень.

Побывав в Старом Ирюке и побеседовав с известным краеведом Муниром Аглеевичем Аглеевым, мы узнали, что народ помнит крупнейшего торговца куриными яйцами Гизатуллу Хамидуллина, по прозванию «яичный король». Он жил во второй половине 19 века, владел сенокосными, лесными и пахатными угодьями, был хозяином лесопильного завода в Малмыже, вышел на рынки Германии, Франции, Англии, имел миллионный годовой оборот. Но остался в памяти не из-за богатства, а потому, что делал добрые дела: сооружал мечети, облагораживал погосты. На слайде вы видите уникальный каменный забор кладбища в Старом Ирюке. Глину замешивали на яичном белке. Здесь же покоится и сам меценат, и его семья. В Старом Ирюке помнят первого организатора колхоза, директора татарской школы, участника гражданской и Великой Отечественной войн Ахмадиша Мухамедшевича Ахметшина, человека долга и порядочности. Родные представили нам уникальные материалы – воспоминания Ахмадиша Ахметшина. В молодости он был партийным работником в Малмыже, в 20-е годы направлен в Ирюк и в очень сложных условиях создавал коллективное хозяйство. Потом был принят жителями, в него поверили, потому что Ахмадиш был честным, совестливым человеком. Перед войной работал директором татарской школы, с 1941 года защищал Родину, был ранен, имеет награды. До самой смерти трудился, был мастером на все руки, имел пасеку. Похоронен в Старом Ирюке в 1976 году.

Батыр –защитник мира, дома, деревни, Родины, страны. Каждый четвертый житель деревни стал защитником Родины в грозные годы Великой Отечественной войны. Ушли на фронт из Старого Ирюка – 285 человек, погибли за Родину 152 человека; из Тат-Верх-Гоньбы – 276 человек, погибли за Родину 154 человека.

Имя героев на обелисках.

Помнят защитников старый и млад.

В школьных музеях о них все расскажут.

«Памятью живы», - так говорят.

Ученики Тат – Верх – Гоньбинской школы ухаживают за памятником воинам не только в родном селе, но и в деревне Гари, откуда родом Герой Советского Союза Никанор Дмитриевич Захватаев. Он кадровый военный, активный участник гражданской войны, получил академическое военное образование, с первого дня Великой Отечественной войны - на фронте. Генерал – лейтенант, разработал и осуществил военную операцию по освобождению Вены, за что удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После войны служил в Москве. Имя героя носит улица города Кирова.

Молодёжь наследует традиции отцов и дедов, защитников родной земли.

Старый Ирюк и Тат – Верх – Гоньба славятся юношами – отличниками боевой и физической подготовки.

Четыре солдата из Старого Ирюка выполняли интернациональный долг в Афганистане и Чечне. На боевом задании погиб в Ханкале 18 августа 2002 года Гафиатуллин Фанис – вечная ему память.

В Тат – Верх – Гоньбе – 7 воинов – интернационалистов, двое погибли в Грозном: Хайрутдинов Рафиль 7 ноября 2002 года, Садиков Рамиль 6 июля 2001 года.
Всем защитникам мира и Родины Сидорова Оксана посвятила свои стихи.
Поклон вам низкий, павшие, живые,

Защитники, герои, земляки!

За мир, за Родину – державу,

За жизнь счастливую мою.

Года летят, но память остается

В стихах и песнях, в книгах о войне,

В названьях улиц, памятниках, фильмах…

Она живет - в тебе,

Она живет – во мне.
Воспитание в лучших национальных традициях – приоритетно в школах. Почти полвека учили детей заслуженные учителя – историки Асхадуллин Шарифулла Асхадуллович в Тат – Верх – Гоньбе, Аглеев Мунир Аглеевич – в Старом Ирюке. Они неустанно занимались краеведческой работой , несли свет памяти детям, 37 лет были директорами. Мунир Аглеевич – один из известных корреспондентов местных газет, его сын – Рашид Мунирович – ведущий хирург района. ( О Мунире Аглеевиче снят фильм).

Шарифулла Асхадуллович – светлой души человек, уроженец д. Тат-Верх-Гоньба, сын крестьянина. Учился в Горьковском татарском педтехникуме. Добровольцем ушёл на фронт в сентябре 1941 года, был разведчиком, командиром отделения. Участвовал в военных действиях на 20-ом Прибалтийском фронте, был тяжело ранен. Имеет ордена и медали. Учился в Свердловском офицерском пехотном училище. Мобилизовался в ноябре 1945 года, вернулся на родину и начал работать заведующим начальной школой в своей деревне, открыл семилетнюю, потом восьмилетнюю школу, построил новую среднюю школу. Педагогический стаж Шарифуллы Асхадулловича – 47 лет, в том числе в должности директора -37 лет. В 2001 году перестало биться его сердце.

Род Асхадуллиных – почитаемый род в Тат – Верх – Гоньбе. Брат Гафиулла Асхадуллович – известный национальный поэт, страстно хотел учиться, в школу ходил за 14 километров, получил высшее финансовое образование, работал в Кирове. Но с малой родиной связан навсегда. Только в газете «Дуслык» опубликовано более 300 стихотворений Гафиуллы. Добровольцем ушел на фронт, писал письма домой в стихах, и мама отвечала сыну тоже стихами.

Послушайте его стихотворение «Кайда син?» на татарском языке. А стихотворение «Родина» семья Шагаповых перевела на русский язык. В печати переводов стихов Г. Асхадуллина мы не встречали.

Традиции национального героя сохранил замечательный народный праздник Сабантуй.
Сабантуй – веселый праздник,

Праздник дружбы и труда.

Пой, играй и смейся громко,

А танцуй, как никогда!

Ансамбль «Девичий батальон» исполняет татарскую песню и татарский танец.

Сабантуй дословно переводится, как «праздник плуга, сева». Этот праздник земледелия известен с 10 века, он собирает людей разных национальностей. В домах готовят вкусные угощение. На майдане чествует лучших тружеников. Весь день идут спортивные состязания в силе, ловкости, удали батыров, а сколько игр приготовлено для зрителей! Какой Сабантуй без конных скачек! Кони воспеты в стихах и песнях татарского народа. Национальная татарская борьба – главное состязание Сабантуя.

Перед вами фотография прославленного чемпиона России и мира по гиревому спорту Фаниса Мударисовича Салахиева, уроженца Ст.Ирюка. Он мастер спорта международного класса, чемпион и рекордсмен мира. Батыр – победитель многих сабантуев. Сейчас живет в Кукморе.

Жаннур сделал календарь на 2010 год с фотографией прославленного земляка.

До ночи длится национально-интернациональный Сабантуй. Праздник – это душа народа.

Здесь русский, татарин, мари и удмурт.

Друг друга узнают, друг друга поймут.

А организатором уникального праздника является заслуженный работник культуры, начальник управления культуры, Хафиза Хаматовна Ахмадеева, родом из Ст.Ирюка.

В последние годы в татарских деревнях проводится межрегиональный детский Сабантуй (видеофрагмент).

Таким образом, хранятся и преумножаются культурные традиции самобытных татарских деревень. И в этом источник их красоты и силы.
Вдали от дорог, больших городов,

Вдали от огромных путей

Лежит неприметный, на взгляд, уголок –

Частица России моей.

(А.Титова)

Как чистый родник

Источник добра, терпения, веры и силы,

И именно в этих простых деревнях

Вся мудрость и совесть России.

И кем бы ты ни был, куда бы ни шел,

Здесь корни твои, человек,

И связь поколений, судеб и времен

Пускай не прервется вовек.

Мудрые мысли
«Без памяти нет совести» Д. Лихачев

  • «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

  • «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности»

  • «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» А.С.Пушкин

  • «Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем» С.Михалков

  • «История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины» Цицерон

«Чувство Родины - важнейшее чувство для каждого человека» В.Песков

  • «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может» Д.Байрон

  • «Горжусь, что я - россиянин» А.Суворов

  • «Родина – это всё» К.Паустовский

  • «Отдай Отечеству себя и жизнь» Н. Карамзин

«Рост человека измеряется не от головы до ног, а от головы до неба» Конфуций

  • «Самое главное украшение - чистая совесть» Цицерон

  • «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой» А.Чехов

  • «Заговори, чтобы я тебя узнал» Сократ

  • «Честь дороже жизни» И.Шиллер

  • «Дисциплина - мать победы» А.Суворов

«Царство человечье внутри нас» А. де Сент-Экзюпери

  • «Богатство на земле одно прямое – любить» В. Жуковский

  • «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» И.Гёте

  • «Самая большая роскошь на свете – это роскошь человеческого общения» А. де Сент-Экзюпери

  • «Берегите слезы ваших детей, дабы они могли проливать их на вашей могиле» Пифагор

  • «Старость одинокая – всем бедам беда» Софокл



~ ~

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развивать словесно-логическое мышление детей по заданию (человек -растение, чем похожи, чем отличаются?)
Чем жив человек? iconЯвляется ли для преподавателя «грехом» выполнять для студентов работы
«левые» доходы – мотив согласия. Просто это такой бонус. Пойми, не бывает так, чтобы водитель автобуса получал в два раз больше заведующего...
Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аня получила отметку, которая на 10 меньше, чем сумма отметок остальных; Боря получил отметку, которая на 8 меньше, чем сумма отметок...
Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Аня получила отметку, которая на 10 меньше, чем сумма отметок остальных; Боря получил отметку, которая на 8 меньше, чем сумма отметок...
Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отношение учащихся к уроку: конструктивное. Большая часть детей находится на третьем уровне понимания (о чем? + что? + как?); 6 человек...
Чем жив человек? iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Чем жив человек? iconРеферат Тема: «Канонические основания для церковного развода»
Бог: плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1: 28). Этот союз стал играть важнейшую роль в жизни человечества, человек уже не мог быть...
Чем жив человек? iconМбук «Централизованная библиотечная система №1» Губкинского городского округа
Вспомните, еще около двух тысяч лет назад римлянин Марк Аврелий говорил: «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет»....
Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лишь с годами человек осознает: прежде чем ломать забор, стоит поразмыслить – зачем его поставили. Ибо то, что поначалу кажется преградой,...
Чем жив человек? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В I ступени-16 человек, во II ступени-17 человек, в III ступени- 14 человек. Итого по школе: 16 человек
Чем жив человек? iconТема: Синонимы. Работа со словарём синонимов
«Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооружённый знанием, непобедим» М. Горький
Чем жив человек? icon«Ты жив еще, курилка?»
Совместно с кураторами групп провести работу по выявлению студентов, употребляющих наркотики и токсические вещества. По результатам...
Чем жив человек? iconПоурочно тематическое планирование 7 класс ( по умк пономарева И....
Предст-ие о много-и жив мира, знание основных компонентов учеб и правил работы с ним
Чем жив человек? iconД. С. Лихачев информационно-библиографическая работа
«Библиотеки важнее всего в культуре… Пока жива библиотека жив народ, умрет она умрет прошлое и будущее»
Чем жив человек? iconВоспитание толерантности
...
Чем жив человек? iconЧто может быть на свете более священным, чем имя «Мать»?
Что может быть на свете более священным, чем имя «Мать»? Для любого из нас, ребенка, подростка, юноши иль поседевшего взрослого,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск