Урок математики в 4-ом классе (Т. А. Фисун)
Конспект проблемного урока
Концептуальная цель преподавания математики: развитие основ логического мышления; точности, логичности речи; вычислительных навыков.
Психологический портрет аудитории 4а класса: в классе 18 человек: 12 маль-
чиков и 6 девочек. Возраст детей 10 -11 лет.
У большей части детей развита потребность в конструктивном поведении и общении. В классе преобладающими мотивами к учению являются интеллектуально-познавательный 11 человек и эмоционально-эстетический – 7 человек. Отношение учащихся к уроку: конструктивное. Большая часть детей находится на третьем уровне понимания (о чем? + что? + как?); 6 человек - на четвертом уровне понимания (о чем? + что? + как? + зачем?).
Ведущие каналы восприятия: аудиальный – 5 человек, кинестетический – 6 человек, визуальный – 7 человек. Внимание у 8 человек произвольное, а у 10 человек - постпроизвольное. Наглядно – образное мышление - у 14 человек,
понятийно - логическое 4 человека. Психосоматические типы: питты– 7человек,ваты– 9 человек, капхи– 2 человека.
Здоровьесберегающие состояния испытывают 16 человек, здоровьеразрушающие – 2 человека (скука, лень, неуверенность, страх). Особенности учащихся обусловили выбор вида проблемного урока.
Вид проблемного урока: проблемно – поисковый.
Вывод: на уроке дифференциация осуществлялась по целому ряду оснований: возрасту, потребности, мотиву, уровню понимания, каналам восприятия, типу мышления, психосоматическим типам и темпераментам, экзистенциально – личностным признакам.
Тема урока: многозначные числа (чтение, запись, сравнение).
Стратегическая цель урока: развитие умения анализировать, обобщать, сравнивать; точности, логичности речи; смысловой памяти; коммуникативных качеств (умение слушать и слышать).
Задачи: 1) учить читать, записывать, сравнивать многозначные числа
2) расширить знания детей о родном крае.
Проблема: дети не имеют полного представления о чтении, записи, сравнении многозначных чисел.
Проблемный вопрос: как безошибочно прочитать, записать, сравнить многозначное число?
Варианты решения: 1) разделить многозначное число (справа налево) на
классы;
2) в каждом классе определить, что обозначает каждая
цифра;
3) прочитать (записать) многозначное число, начиная
с высшего класса.
Оптимальный вариант: 1+ 2 + 3
Текст: чтобы правильно прочитать, записать, сравнить многозначное число, нужно данное число разделить на классы; определить, что обозначает каждая цифра в записи числа и начать чтение с высшего класса.
Тезис: Очень – очень значимые: числа многозначные.
Первый класс, второй и третий…
Это знают все на свете.
В каждом классе три разряда –
Это тоже помнить надо.
Если вспомнил, нет сомненья –
Читай, пиши без промедленья.
Расширенный конспект проблемного урока математики
Комментарий
хода урока
|
Применение педагогических
технологий
|
Применение
информационно-
компьютерных
технологий
| Краткий комментарий к интеграции технологий (каким
образом конкретная информационно- компьютерная технология усиливает педагогическую технологию)
| Учитель приветствует
детей, интересуется их настроением, просит прокомментировать;
посмотреть на экран.
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества.1этап.
Заинтересовать
Технология эффективной речевой
деятельности. Осознанность,
диалогичность,
эстетичность,диагностичность
Технология рефлексивного
обучения и воспитания. Психологическая:
музыкально-образный
| компьютерная
презентация с
музыкальным
сопровождением
(слайд №2)
| Развивает положительные
эмоции,
аудиальный и
визуальный каналы
восприятия.
Позволяет вывести детей на
активную мыслительную
деятельность
| Далее учитель предлагает
подумать и ответить на вопросы:
какая территория на географической карте по конфигурации напоминает прямоугольник?
Почему наш край называют Пермским?
Когда основан город Пермь? Как еще называют наш край? В какой природной зоне расположен наш край?
Демонстрирует данную информацию,
числовые данные.
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества.2этап.
Вызвать на размышление.1этап. Заинтересовать.
Аргументация: довод от факта
Технология дифференцированного обучения и воспитания.
Внутренняя дифференциация:
по уровням понимания,
по каналам восприятия,
по мотивам
Технология диалогового обучения и воспитания: учитель-ученик,ученик-информация,
ученик-ученик
Технология эффективной речевой деятельности. Краткость,точность,уместность
диалогичность,эстетичность
| компьютерная презентация
(слайд №3-№7)
| Компьютерная презентация позволяет задействовать визуальный и аудиальный каналы восприятия. Обеспечивает более высокое эстетичное качество наглядного материала, обновление содержательной стороны материала.
Повышает мотивацию, развивает наглядно-образное
мышление
| Дети анализируют записанные числа и формулируют тему урока.
| Технология дифференцированного
обучения и воспитания. Внутренняя дифференциация:
по уровням понимания,
по каналам восприятия
Технология эффективной речевой деятельности.
Диалогичность
| компьютерная
презентация
(слайд№8)
| Развивает эффективное внимание, визуальный канал восприятия
| Учитель ставит проблемный вопрос.
Дети работают в группах, находят варианты решений. Учитель
записывает их и читает тезис.
| Технология проблемного обучения и воспитания.
Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества. 3 этап. Соорганизация:
(ситуативная работа в группах.)
Технология дифференцированного
обучения и воспитания.
Внутренняя дифференциация: по уровням понимания, по психосоматическим типам и темпераментам
Технология диалогового обучения и воспитания: ученик-информация, ученик-учитель, ученик-ученик
| компьютерная презентация
(слайд№9)
| Настраивает детей на решение вопроса, позволяет
глубже вникнуть в суть проблемы
Развивает каналы восприятия
| Продолжается работа над многозначными числами. Дети читают многозначное число,
дополнительно повторяются вопросы нумерации. Учитель констатирует, что все числа - это численность
населения городов Пермского края. Учитель просит записать данные числа в порядке возрастания,
составить неравенства.
Выполнение
задания проверяется.
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества. 1этап. Заинтересовать. 2этап. Вызвать на размышление.
Аргументация: довод от факта
Технология дифференцированного
обучения и воспитания.
Внутренняя дифференциация: по уровням понимания,
по мотивам, по каналам восприятия
Технология диалогового обучения и воспитания.
Учитель-ученик,ученик-информация, ученик-ученик
Технология эффективной речевой деятельности. Осознанность,
чистота, диалогичность,
действенность
Технология рефлексивного
обучения и воспитания.
Интеллектуальная:
Вопросно-ответный
|
компьютерная презентация
(слайд№10)
| Позволяет разнообразить подачу изучаемого материала.
Повышает
мотивацию, познавательный интерес. Развивает самостоятельность мышления. Развивает аудиальный и визуальный каналы
восприятия,
активность.
Дает право выбрать задание.
Позволяет в короткий срок проверить усвоение
информации
|
| Физкультминутка
|
|
| Далее I группа детей работает
индивидуально за компьютерами.
Выполняются тестовые задания по теме урока. II группа работает с учителем. Затем группы меняют вид деятельности .
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества. 1этап.
Заинтересовать
Технология дифференцированного
обучения и воспитания.
Внутренняя дифференциация: по уровням понимания,
по каналам восприятия,
по психосоматическому
типу и темпераменту,
по возрасту
Технология рефлексивного обучения и воспитания.
Интеллектуальная: наглядно-образный
|
компьютерное тестирование
( слайд№11-№18)
| Компьютерное тестирование развивает интерес, повышает
мотивацию.
Позволяет индивидуально работать с учеником,
самостоятельно
выбрать задание по
уровню сложности,
увеличивается объем выполнения
задания, автономная деятельность
повышает личную ответственность
ребенка,
развивает визуальный и кинестетический каналы восприятия
Компьютерное тестирование позволяет получить
моментальную и объективную оценку, не вызывая стресса и страха за результат. В случае успеха повышает веру в собственные силы
| После окончания работы учитель предлагает детям разноуровневое домашнее задание.
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества.1этап. Заинтересовать.2 этап.
Вызвать на размышление
Технология дифференцированного обучения и воспитания.
Внутренняя дифференциация: по уровням понимания,
по мотивам
Технология диалогового обучения и воспитания.
Учитель-информация - ученик.
Технология эффективной
речевой деятельности.
Осознанность,чистота,
диалогичность,
эстетичность
| компьютерная
презентация
(слайд№19)
| Развивает интерес,
самостоятельность мышления,
эффективное
внимание.
Компьютерная презентация позволяет в короткий срок провести инструктаж по выполнению домашнего задания,
развивать аудиальный и визуальный каналы восприятия
| В конце урока проводится итоговая рефлексия «Лесенка».
Дети рисуют лесенку и «ставят» себя на одну из ступенек, объясняя свой выбор.
| Технология обучения и воспитания без насилия. Педагогика сотрудничества. 1этап.
Заинтересовать. 2этап. Вызвать на размышление.
Технология рефлексивного обучения и воспитания.
Интеллектуальная:
образно-логический
Психологическая:
вербально-образный
| Программа
Pаint
(слайд №20)
| Повышает интерес и мотивацию, повышает уровень комфортности ученика,
вызывает детей на размышление.
Развивает навыки
работы с компьютером, наглядно-образное мышление, стремление к самообразованию
и творческой деятельности
| |