Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2





Скачать 349.35 Kb.
НазваниеМинистерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
страница1/3
Дата публикации07.12.2014
Размер349.35 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3


Министерство Образования Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
РЕФЕРАТ

по литературе
«Традиции и обычаи народов Кавказа

в романе М.Ю.Лермонтова

«Герой нашего времени»

Выполнила: выпускница

11«а» класса Беккер О.А.

Проверил учитель литературы

Яковлева Е.Н.

с.Омутинское 2007г.

СОДЕРЖАНИЕ
I. Вступление. стр.2

II. Кавказ в изображении русских классиков и в творчестве

М.Ю.Лермонтова. стр.3

III. Образ Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова стр.6

2.1. Тема кавказской природы в его стихах и поэмах. стр.9

2.2. Легенды Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова. стр.13

IV. Отличительные черты Кавказского народа. стр.14

V. Изображение Кавказа в живописи поэта. стр.16

5.1. Ожившая картина. стр.18

5.2. Особенности изображения природы Кавказа

и быта горцев. стр.20

5.3. Казбич и Азамат. стр.22 5.4. Бэла. стр.24

5.5. Печорин и горцы. стр.25

5.6. Максим Максимыч. стр.26

IV. Заключение. стр.29

V. Список использованной литературы. стр.30

VI. Приложения. стр.31

I. ВСТУПЛЕНИЕ
Кавказ оставил неизгладимый след в жизни и творчестве Лермонтова. С ним связаны дни изгнаний и странствий поэта, интересные встречи и новые знакомства, богатейший материал жизненных наблюдений и впечатлений, творческие замыслы и вдохновение. Все это органически слилось и нашло яркое выражение в романе «Герой нашего времени».

За свою короткую жизнь М.Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Когда великий поэт был еще маленьким Мишелем, Елизавета Арсеньевна (его бабушка) несколько раз из Тархан (теперь город Лермонтов) Пензенской губернии приезжала в гости в имение к сестре – Екатерине Арсеньевне Столыпиной. И каждый раз для укрепления здоровья (а эти места тогда славились минеральными источниками) она брала с собой маленького Мишу, которого воспитывала сама после смерти матери. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года в 1818г., второй раз – в 1820г., третий – в 1825г.

Неудивительно, что именно экзотической, броской природой Кавказа были порождены самые яркие впечатления детства поэта. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь.

Знакомство с романом и историей его создания представляет интерес, так как перечитывая страницы романа мы как бы вновь вместе с Лермонтовым сможем побывать на Кавказе, встретиться с прототипами действующих лиц, познакомиться с традициями и обычаями этого удивительного народа.

Кавказ оставил неизгладимый след в жизни и творчестве Лермонтова. С ним связаны дни изгнаний и странствований поэта, интересные встречи и новые знакомства, богатейший материал жизненных наблюдений и впечатлений, творческие замыслы и вдохновение.

Знакомство с романом и историей его создания представляет интерес, так как перечитывая страницы романа мы как бы вновь вместе с Лермонтовым сможем побывать на Кавказе, встретиться с прототипами действующих лиц, познакомиться с традициями и обычаями этого удивительного интересного народа.

II. КАВКАЗ В ИЗОБРАЖЕНИИ РУССКИХ КЛАССИКОВ
Кавказ.

Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы»: Кавказ называли «Теплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 года Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившимися в борьбе за свободу под знаменами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры, М.Лермонтов и Л.Толстой, , но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.

В свое время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских «заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии»1 с легкой руки А.С.Пушкина. В его стихотворении «Обвал» с необычной силой и поэтичностью изображена могучая и дикая природа:

Дробясь о мрачные скалы,

Шумят и пенятся валы,

И надо мной шумят орлы

И ропщет бор…

И блещут средь волнистой мглы

Вершины гор.

Своему другу Н.Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник». Восторгаясь красотой Кавказа, он писал:

«Забуду ли его кремнистые вершины,

Гремучие ключи, увядшие равнины…

В этой романтической поэме противопоставлены разочарованное «дитя цивилизации» - русский, «европеец» и ………….., дитя природы, «дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
1Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Соч. М.Лермонтова, л.393.

Мотив любви к Кавказу проходит и через все творчество М.Ю.Лермонтова, которого в свое время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть) объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:

И хладен блеск его очей…
…Чувства, страсти,

В очах навеки догорев,

Таятся, как в пещере лев,

Глубоко в сердце…

«Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные пе6сни. Поэма «Беглец», например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов.»1

Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро «удар кинжала пресек несчастного позор», мать его лишь «хладно отвернула взор».

Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе три дня жизни на свободе.

Сияньем голубого дня

Упьются я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет…

Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти:

Прекрасен ты, суровый край свободы!

И вы, престолы вечные природы.

Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает:
1 Виноградов Б.С. «Кавказ в русской литературе 30-х годов». Издательство «Просвещение».

Как сладкую песню отчизны моей

Люблю я Кавказ!

Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н.Толстого. В его произведениях мы найдем и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдем описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трехстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера.

Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений А.С.Пушкин писал:

Кавказа гордые сыны,

Сражались, гибли вы ужасно,

Но не спасла нас ваша кровь…

III. Образ Кавказа в творчестве

Михаила Юрьевича Лермонтова
Кавказ в жизни поэта.

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова, не зная, какую роль Восток играл в его жизни. Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.

Кавказский край занимает исключительное место в жизни Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой породы, как Лермонтов» - писал критик Белинский.

Пробуждение первого чувства («О! Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!») соединялось с острым восприятием тонкой душой поэта красот южной природы. Как пишет Лермонтов: «Сияние горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и с той поры все мечтаю об вас, да о небе…». В посвящении к поэме «Аул Бастунжи» поэт называет себя «сыном Кавказа»:
От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем твой, -

Всегда и всюду твой!

Знакомство с Кавказом не ограничилось детством Лермонтова. За стихотворение «На смерть Пушкина» 25 февраля 1837 года, по Высочайшему повелению, Лермонтов был отправлен прапорщиком в нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. Любимый поэтом край возродил Лермонтова, дав ему успокоиться, на время обрести равновесие в душе.

Именно в этот период в сознании поэта Кавказ ассоциируется с «жилищем вольности простой»,1 которое противопоставляется «стране рабов», стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

1 Попов А.В. «М.Ю.Лермонтов и Кавказ». Ставрополь, кн.изд-во, 1978г.

Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск, и до осени лечится на водах. В Пятигорске и Ставрополе он встречается со многими выдающимися, или просто интересными людьми: доктором Н.В.Майером (прототип доктора Вернера в «Княжне Мери»); знакомится со ссыльными декабристами (С.И.Кривцовым, В.М.Голицыным, В.Н.Лихаревым, М.А.Назимовым) и близко сходится с А.И.Одоевским.

После лечения, командированный, Лермонтов едет в Тамань и в октябре отправляется по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Карагаче стоит его полк.

Во время своей первой кавказской ссылки Лермонтов сдружился с двоюродным братом – Акимом Акимовичем Хвастовым поручиком лейб-гвардии Семеновского полка. Аким Акимович часто брал поэта с собой на веселые кумыкские пирушки, свадьбы. Лермонтов мог наблюдать искрометные пляски, слышать чарующие душу песни, легенды, рассказы об абреках и казаках. Юноша упивался живописной природой предкавказья. Девственные пейзажи и дружеские встречи, рассказы об удали джигитов запечатлевались в его памяти. Впоследствии все это отпечаталось в творениях поэта:

Приветствую тебя, Кавказ

седой!

Твоим горам я путник

не чужой.

Они меня в младенчестве

носили

И к небесам пустыни

приручили…

В конце 1837г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород. Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих замыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Бегле», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», - все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году. Известный грузинский поэт Илья Чвавчадзе пишет, что «В своих мощных стихах, преисполненных поэзии, Лермонтов изобразил вест Кавказ и, в частности, Грузию».
Во время второй ссылки (1840г.) Лермонтов попадает в Малую Чечню после дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Наказанием был перевод тем же чином (поручик) в Тенгинский пехотный полк, воевавший на Кавказе. Это соответствовало желанию и самого поэта. «Если, говорит, переведут в армию, будет проситься на Кавказ», - так передавал тогдашнее настроение Михаила Юрьевича Белинский. Именно тогда поэт участвовал в боевых действиях и не раз рисковал жизнью в боях с чеченцами.

Находясь на военной службе на Кавказе, М.Ю.Лермонтов не расставался с записными книжками, заносил в них услышанные из уст повидавших на своем веку кавказцев отдельные сюжеты будущих своих произведений. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается проблем «восточного миросозерцания» («Тамара», «Спор»).

14 апреля 1841г., не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «он», «Утес», «Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».

«Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в жизни поэта: здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит».1


1 «Герой нашего времени» Сочинение М.Лермонтова, ч.1-2.

КАВКАЗ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И ЖИВОПИСИ Михаила Юрьевича Лермонтова


  1. Тема кавказской природы в стихах и поэмах М.Ю.Лермонтова.



Иннокентий Анненский в своей статье «Об эстетическом отношении Лермонтова к природе» пишет о том, что много причин способствовало развитию в Лермонтове чувства природы. Природа Кавказа подействовала на него в годы самого раннего детства, когда духовный мир его еще складывался; над ней выучился он мечтать и думать, так что позже, в следующие свои поездки на Кавказ, он останавливался не на новом, а как бы углублял свои ранние впечатления. Изображения же кавказской природы в произведениях Лермонтова необыкновенно точны. Иннокентий Анненский пишет об этом: «Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе». По словам Анненского, в природе Лермонтов особенно любит движение: вспомним чудных его лошадей у Измаил-Бея, у Казбича или Печорина, вспомним его горные реки:

Терек воет, дик и злобен,

Меж утесистых громад,

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

облака, змеи, пляску, локон, отделившийся от братьев в вихре вальса.

Лермонтов в своих описаниях не был ботаником, как Гете (у него нет этой детальности описаний), ни охотником, как Тургенев и Сергей Аксаков (у него нет в описаниях ни выжидания, ни выслеживания, - скорее что-то открытое, беззаветное).

Из поэтических изображений Кавказской природы видно, что Лермонтов любил день больше ночи, любил синее небо, золотое солнце, солнечный воздух. «Если из 43 описаний в его поэмах дневных меньше, чем ночных и вечерних – 18 и 25, то это лишь дань романтическому содержанию»1 - пишет Анненский. Голубой цвет неба заставляет того самого Печорина, который понимал чувства вампира, забывать все на свете. Если же говорить о Лермонтовских описаниях утра – достаточно вспомнить утро перед дуэлью, голубое и свежее («Княжна Мэри»): Я не

1 Семенов Л.П. «Лермонтов и фольклор Кавказа». Изд-во, 1997г.

помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебристым дождем. Я помню – в этот раз, больше, чем когда-нибудь прежде, я любил природу.

Но тут было и не только непосредственное наслаждение: синий цвет неба уносил мысль Лермонтова и его героя в мир высший. К чему тут страсти, желания, сомнения… Небо рождало в поэте и райские видения (Мцыри видит ангела в глубоком синем небе), и мучительные вопросы: в «Валерике» поэт говорит:

«...Небо ясно…

Под небом много места всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он… зачем?»

Чудные сады в «Мцыри» и «Демоне», будто все пропитанные райским сиянием, радуются поэту под солнцем и синим небом. Во всех волшебных снах (а Лермонтов любит этот мотив) над поэтом непременно день:

Надо мной чтоб вечно зеленея (зелень дуба видна только днем)

Темный дуб склонялся и шумел.

Таков и волшебный сон при плеске фонтана в поэтичнейшем «Мцыри» на речном дне, где:

Солнце сквозь хрусталь волны

Сияло сладостней луны.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы. «Цветов» в его поэзии почти нет. Розы и лилии у него – это поэтические прикрасы, а не художественные ощущения: «бела, как лилия, прекрасна, как роза» - все это только мелкая монета поэзии. Конь поэта топчет цветы, пока сам поэт смотрит на облака ип звезды. Цветы являются у него разве в виде серебряного дождя. Но главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. Кроме того, поэту доставляло особенное эстетическое наслаждение соединение блеска с движением – в тучах, в молнии, в глазах; поэзия его «полна змей»; чтоб полюбоваться грациозной и блестящей змейкой, как часто прерывает он рассказ. У него змейка то клинок, донизу покрытый золотой надписью:

…лишь змея,

Сухим бурьяном шелестя,

Сверкая желтою спиной,

Как будто надписью златой

Покрытый донизу клинок,

Браздя рассыпчатый песок,

Скользила бережно….

(Мцыри)

… то сталь кольчуги иль копья, в кустах найденная луною». Он видит змей в молнии, в дыме, на горных вершинах, в реках и в черных косах, в тонкой талии, в тоске, в измене, в воспоминании, в раскаянии.

Как пишет М.Логиновская, «из-за изобилия картин экзотической природы Кавказа в наиболее знаменитых лермонтовских поэмах, поэта часто обвиняли в чрезмерном подражании романтическим течениям того времени. Между тем, кавказский материал в «Мцыри» и «Демоне» - не экзотическое обрамление в стиле традиционных «восточных повестей» романтиков (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Кавказские пейзажи как сами по себе, так и в качестве «декораций» к поэмам Лермонтова занимают немалую часть его творчества».1

Рассмотрим чуть ближе, как необыкновенно выразительно Михаил Юрьевич рисует нам кавказскую природу в поэме «Демон». Известно, что изначально действие поэмы должно было происходить в Испании, но, вернувшись из первой кавказской ссылки, поэт переделывает свое творение, перенеся действие на Кавказ. В этой «кавказской» редакции, созданной в 1838 году, «Демон» становится одним из самых замечательных произведений русской поэзии. Лермонтов не мог бы создать новую, окончательную редакцию «Демона», столь разительно отличающуюся от первоначальной редакции поэмы, если бы не нашел нового, еще не открытого поэзией материала, который помог ему
1 Максимов Д.Е. «Поэзия Лермонтова, ж-л «Наука» 1964г.

воплотить отвлеченную философскую мысль в конкретных поэтических образах.

Как пишет Ираклий Андроников «горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающим над ним демоном «гранью алмаза», «излучистый Дарьял, Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказываются самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы». Мир же увиденный Демоном и есть те самые вершины Кавказа, увиденный издали Казбек, чернеющий «глубоко внизу» Дарьял и Терек, это скалы, облака и башни замков – как бы неотделимые от мира фантастической дикой природы, одушевленной лишь присутствием горного зверя или кружащей в «лазурной вышине» птицы. Использованные здесь сравнения взяты исключительно из царства животных и минералов:

Под ним Казбек, как грань алмаза,

Снегами вечными сиял,

И, глубоко внизу чернея,

Как трещина, жилище змея,

Вился излучистый Дарьял.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство Образования Российской Федерации Муниципальное Общеобразовательное...

Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconРеферат по литературе
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Чаплыгина Чаплыгинского муниципального...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconРоссийской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образование и науки рт муниципальное бюджетное общеобразовательное...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство внутренних дел российской федерации приказ от 20 июня...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство культуры Российской Федерации Алтайский филиал федерального...
Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образования и науки российской федерации приказ от 8...
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа села Преображенка Катангского района Иркутской...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образования и науки российской федерации томский государственный...
Государственное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство экономического развития российской федерации приказ...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «бакчарская средняя общеобразовательная школа»
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство образования Российской Федерации Муниципальное бюджетное...
Название методической разработки, подаваемой на конкурс «Многообразие кишечнополостных»
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconМинистерство экономического развития российской федерации приказ...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «бакчарская средняя общеобразовательная школа»
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconЗакон «Об образовании в Российской Федерации»
Муниципальное общеобразовательное учреждение федюковская средняя общеобразовательная школа
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconПрограмма воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,...
Министерство Образования Российской Федерации Муниципальное общеобразовательное учреждение Омутинская средняя общеобразовательная школа №2 iconСтатья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное...
«Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск