Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.»





Скачать 101.18 Kb.
НазваниеУрок на тему «Вулканы. Гейзеры.»
Дата публикации19.12.2014
Размер101.18 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
МОУ Вощиковская СОШ имени А.И. Королева

Открытый урок на тему

«Вулканы. Гейзеры.»

география, 6 класс

(технология оценивания образовательных достижений

Учитель: Краюхина З.В.

Урок – путешествие "Вулканы. Гейзеры."

Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения;

выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников;

развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;

содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе.

Оборудование: презентационный материал, атласы, технологические карты урока.

Тип урока: изучение новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер.

Ход урока.

Ι. Организационный момент

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся.

Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю вспомнить понятия, с которыми вы познакомились на прошлом уроке.

Работа со слайдом №- 1.



Самопроверка. Работа со слайдом №2

ΙΙΙ. Изучение нового материала.

Магма по жерлу рвется наружу

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный….вулкан

- О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах)

Сообщение темы и целей урока. Слайд №3

Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока:

1. Представление древних людей о вулканах.

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1) Слайд № 4

2. Как образуются вулканы

Слайд № 5.

В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма- расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм.

Различают внутренний и внешний магматизм.

Слайд № 6

Магматизм

Внешний

(вулканизм)

Внутренний (лакколиты)

При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют еще вулканизм.

- Что же такое вулканы?

Слайд № 7

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. (задание 1 в технологической карте)

3. Строение вулкана. Слайд № 8

Рассмотрим схему "Строение вулкана".

Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана.

На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана.

(задание 2)

Взаимопроверка выполненного задания.

Слайд № 9

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

4. Немые свидетели вулканической деятельности.

Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию.

Слайд № 10-11

Ученик ____________ подготовил интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов. (приложение 2)

Слайд № 12

Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

5. Типы вулканов. (задание 3) Слайд № 13.

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:


уснувшие
Вулканы

потухшие

действующие

действующие

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии.

Слайд № 14

Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ) и др.

Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке, влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ.

Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться.

Слайд № 15

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца.

Слайд № 16

Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова.

6. Вулканолог – опасная профессия. Слайд № 17

Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов.

Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов. А прочитает нам их _______________ .

(приложение 3)

7. Горячие источники и гейзеры.

В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники.

- Почему они расположены именно в этих районах?

Слайд № 18

Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. (задание 4)

-Чем же объяснить эту загадку природы?

Слайд № 19

Гейзерыэто периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой.

Слайд № 20

Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду.

Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров.

Долина гейзеров на Камчатке. Слайд № 21.

Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения.

ΙV. Закрепление изученного материала.

1. Практическая работа № Нанесение на контурную карту вулканов.

Пользуясь картой литосферных плит атлас с. мы сейчас нанесем на контурную карту с. вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.

Проверяет учитель.

Слайд № 22

* влк. Везувий

Название объектов пишут вдоль параллелей. (задание 5)

2. задание 6 "Найдите пару"

Взаимопроверка.

  1. Подведение итогов урока.

Самооценка. Вы получили несколько отметок за работу на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу.
- Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений.

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне…

  2. Меня особенно удивило то, что…

  3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю….

  4. Было бы хорошо, если бы…

  5. Мне не понравилось…

  1. Домашнее задание.. Слайд № 2 3.

Изучить материал учебника стр. 82-85. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы. Выполнить задания в рабочей тетради стр. 56.

Приложение 1

Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов.

В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов.

Приложение 2

Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи".

Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров.

Приложение 3.

Мы вулкана сыны…

Кратер гремит, маня.

Выведать мы должны

Тайны бога огня.

Шлак под ногами горяч,

Шлаковый конус крут,

Бомба летит как мяч,

Бомбы дымят вокруг.

В гору шаги тяжелы,

По каскам стекает град.

Упрямы, упрямы и злы,

Лезем мы прямо в ад.

Пепел в глаза и в рот,

Взрывы как свет зарниц,

Черный как деготь пот

Капает с наших лиц.

Едок сернистый газ-

Стиснув зубы, держись!

Жизнь нам дается раз,

Ставим на карту жизнь!
Приложение 4

Технологическая карта урока

ФИО

Тема урока……………………………………………………..

  1. Вулкан- это…………………………………………………………………..

…………………………………………………………………………

  1. Закончите схему "Строение вулкана"


Группы вулканов
3. Заполните схему

4. Гейзер-это……………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………..

5. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау

* влк. Килиманджаро


Чашеобразное углубление на вершине вулкана

Жерло
"Найдите пару"


Кратер

Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются



Вулкан

Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения.





Гейзер

Канал, по котрому магма движется к земной коре




  1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думала, что…,

а сейчас знаю….

4. Было бы хорошо, если бы…

  1. Мне не понравилось…

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест,...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры»
Задачи: Учащиеся должны знать причины землетрясений, дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconВулканы. Гейзеры
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрока: Вулканы и гейзеры. Цели
Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок по теме: «Вулканы, горячие источники, гейзеры» в 6 классе Провела:...
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Формирование личностных универсальных действий через изучение темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры»
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы
Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconТема: вулканы и гейзеры. Горячие источники
Земли на поверхность и что изучение явлений вулканизма – важный фактор в познании внутреннего строения нашей Земли и других планет...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconКонспект урока географии по теме: " Вулканы. Горячие источники, гейзеры"....
Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconРеферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: Вулканы...
Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconРеферат или презентацию на тему «животные леса»
Отметить на карте полушарий потухшие и действующие вулканы. Подготовить сообщение о случае извержения вулкана. Указать когда произошло...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»
Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconНачальный курс географии. 6 Класс вулканы: Везувий; Гекла; Камерун;...
Вулканы: Везувий; Гекла; Камерун; Килиманджаро; Котопахи; Кракатау; Льюльяльяко; Орисаба; Фудзияма; 10. Этна
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука»
Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы»
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconВначале были вулканы
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,...
Урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» iconУрок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?»
Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск