Скачать 101.18 Kb.
|
МОУ Вощиковская СОШ имени А.И. Королева Открытый урок на тему «Вулканы. Гейзеры.» география, 6 класс (технология оценивания образовательных достижений Учитель: Краюхина З.В. Урок – путешествие "Вулканы. Гейзеры." Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении, познакомить с географией их размещения; выявить причины возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников; развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы; содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления, заинтересованное отношение к учебе. Оборудование: презентационный материал, атласы, технологические карты урока. Тип урока: изучение новых знаний. Вид урока: комбинированный. Основные термины и понятия: вулкан, жерло, кратер, лава, вулканический конус, очаг магмы, гейзер. Ход урока. Ι. Организационный момент Здравствуйте, уважаемые гости, ребята! Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем урок. ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся. Но перед тем, как отправиться в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю вспомнить понятия, с которыми вы познакомились на прошлом уроке. Работа со слайдом №- 1. Самопроверка. Работа со слайдом №2 ΙΙΙ. Изучение нового материала. Магма по жерлу рвется наружу Выход из кратера очень ей нужен, Если проход на поверхность ей дан, Значит проснулся грозный….вулкан - О каком природном явлении сегодня пойдет речь? (о вулканах) Сообщение темы и целей урока. Слайд №3 Дети, у каждого из вас на парте лежит технологическая карточка урока, с которой вы будете работать по ходу изучения новой темы. Запишите в нее тему урока: 1. Представление древних людей о вулканах. - Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»). - Давайте послушаем и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления (приложение 1) Слайд № 4 2. Как образуются вулканы Слайд № 5. В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется магма- расплавленного вещества мантии, насыщенного газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм. Различают внутренний и внешний магматизм. Слайд № 6 Магматизм Внешний (вулканизм) Внутренний (лакколиты) При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами . Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму. Внешний магматизм называют еще вулканизм. - Что же такое вулканы? Слайд № 7 Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. (задание 1 в технологической карте) 3. Строение вулкана. Слайд № 8 Рассмотрим схему "Строение вулкана". Под давление расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется жерло вулкана. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы, водяной пар, вылетают пепел и камни (вулканические бомбы). Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми. Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву. Застывшая лава образует конусы вулкана. (задание 2) Взаимопроверка выполненного задания. Слайд № 9 Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрагается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути. 4. Немые свидетели вулканической деятельности. Извержение вулкана всегда поражает мощью, грозной, но великолепной картиной, при виде которой понимаешь силу природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Достаточно вспомнить об извержении вулкана Везувий в Италии, уничтожившего город Помпеи, Геркуланум и Стабию. Слайд № 10-11 Ученик ____________ подготовил интересную информацию о трагической судьбе этих античных городов. (приложение 2) Слайд № 12 Шли годы.. На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад… 5. Типы вулканов. (задание 3) Слайд № 13. По своей активности вулканы делятся на 3 группы: уснувшие Вулканы потухшие действующие действующие На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы есть на всех материках, кроме Австралии. Слайд № 14 Это вулканы Кракатау, Фудзияма, Ключевская Сопка (самый высокий действующий вулкан Евразии - 4750м ) и др. Есть вулканы, об извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это потухшие вулканы. К ним относятся влк. Килиманджаро в Африке, влк. Везувий, влк. Эльбрус в горной системе Кавказ. Есть еще и уснувшие вулканы. Это те, которые считались потухшими, но они вновь начали извергаться. Слайд № 15 Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов. Например, в районе Тихоокеанического огненного кольца. Слайд № 16 Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов. Если вулкан возвышается над поверхностью воды, то он образует остров вулканического происхождения. Например, Гавайские, Курильские острова. 6. Вулканолог – опасная профессия. Слайд № 17 Изучением вулканов занимаются люди, чья профессия является одной из опасных в мире - вулканологи. Одним из представителей этой профессии был польский вулканолог и писатель Гарун Тазиев. Он опускался в кратеры многих вулканов мира, написал множество книг, снял несколько фильмов. Чтобы вы смогли представить трудность профессии вулканолога. Строки, которые вы сейчас прослушаете, красочно и лаконично описывают нелегкий труд вулканологов. А прочитает нам их _______________ . (приложение 3) 7. Горячие источники и гейзеры. В районах действующих и потухших вулканов встречаются горячие источники. - Почему они расположены именно в этих районах? Слайд № 18 Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре. Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются гейзерами. (задание 4) -Чем же объяснить эту загадку природы? Слайд № 19 Гейзеры — это периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Со взрывом и грохотом огромный столб кипящей воды, окутанный густыми клубами пара, взлетает вверх, достигая иногда 80 м. Фонтан бьет некоторое время, затем исчезает, клубы пара рассеиваются, и наступает покой. Слайд № 20 Схема действия гейзера. Находящаяся под давлением вода в подземных пустотах постепенно нагревается выше 100°. При достижении критической температуры она вскипает. Образующийся пар с шумом выбрасывается из гейзера, увлекая с собой кипящую воду. Некоторые гейзеры выбрасывают воду совсем невысоко или только разбрызгивают ее. Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара. В России на полуострове Камчатка есть Долина Гейзеров. Там расположено 20 крупных и 300 мелких гейзеров. Долина гейзеров на Камчатке. Слайд № 21. Самый большой камчатский гейзер – Великан, выбрасывающий фонтан диаметром до 3 м и высотой 40- 50 м. Он фонтанирует каждые 5- 6 часов. Вода гейзера –минеральная, в ней содержатся соли различных веществ. Остывая на поверхности земли, она напоминает снег- это пласты минерала гейзерита. Температура воды горячих источников довольно высокая. Зимой, когда температура воздуха -25 ◦С в водоемах, наполненных водой из горячих источников, много купающихся. Этой водой так же отапливают помещения. ΙV. Закрепление изученного материала. 1. Практическая работа № Нанесение на контурную карту вулканов. Пользуясь картой литосферных плит атлас с. мы сейчас нанесем на контурную карту с. вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены. Проверяет учитель. Слайд № 22 * влк. Везувий Название объектов пишут вдоль параллелей. (задание 5) 2. задание 6 "Найдите пару" Взаимопроверка.
Самооценка. Вы получили несколько отметок за работу на уроке и теперь посчитайте средний балл. Оцените свою работу. - Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали, выбрали и закончили одно из предложений. Этап рефлексии:
Изучить материал учебника стр. 82-85. Обозначить на контурной карте самые высокие вулканы. Выполнить задания в рабочей тетради стр. 56. Приложение 1 Слово "вулкан" происходит от латинского "вулканус", что означает "огонь, пламя". Людей всегда интересовал вопрос - почему на земле происходят извержения вулканов. В Тирренском море есть небольшой остров Вулкано. На нем возвышалась, казалось бы, ничем неприметная гора. Но она издавна, время от времени, напоминала о себе. Сначала был слышен сильный гул, от которого содрагался весь остров. Потом из ее вершины вырывался черный дым, ярко-красное пламя, вылетали раскаленные камни. Это очень пугало местных жителей. Наблюдая за страшным зрелищем, они считали, что там, глубоко в недрах земли, находятся владения бога огня и кузнечного дела Вулкана… Поэтому огнедышащие горы древние римляне прозвали вулканами. Название это дошло и до наших дней, хотя ученые давно установили истинные причины извержений вулканов. Приложение 2 Везувий был живописной горой. Величественно возвышался он над Средиземным морем. На склонах горы рос сладчайший виноград, а на побережье процветали три города - Помпеи, Геркуланум и Стабия. Трагедия настигла город Помпеи 24 августа 79 г. н. э. Весь ужас этой природной катастрофы отражен на полотне Карла Брюллова "Последний день Помпеи". Люди, обезумевшие от страха и ужаса, бежали. Оступались и падали, погибая прямо на улицах. Многие нашли свою смерть под развалинами домов, были раздавлены крышами, обрушившимися под тяжестью пепла. Город засыпал слой пепла толщиной до 3 метров. Приложение 3. Мы вулкана сыны… Кратер гремит, маня. Выведать мы должны Тайны бога огня. Шлак под ногами горяч, Шлаковый конус крут, Бомба летит как мяч, Бомбы дымят вокруг. В гору шаги тяжелы, По каскам стекает град. Упрямы, упрямы и злы, Лезем мы прямо в ад. Пепел в глаза и в рот, Взрывы как свет зарниц, Черный как деготь пот Капает с наших лиц. Едок сернистый газ- Стиснув зубы, держись! Жизнь нам дается раз, Ставим на карту жизнь! Приложение 4 Технологическая карта урока ФИО Тема урока……………………………………………………..
…………………………………………………………………………
Группы вулканов 3. Заполните схему 4. Гейзер-это…………………………………………………………………… ………………………………………………………………………………….. 5. Нанесите на контурную карту вулканы Везувий, Ключевская Сопка, Кракатау * влк. Килиманджаро Чашеобразное углубление на вершине вулкана Жерло "Найдите пару" Кратер Источники, которые периодически выбрасывают горячую воду и пар называются Вулкан Горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. Гейзер Канал, по котрому магма движется к земной коре
2. Меня особенно удивило то, что… 3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…. 4. Было бы хорошо, если бы…
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест,... | Урок по географии в 6 классе. Тема: «Землетрясения, вулканы, горячие источники, гейзеры» Задачи: Учащиеся должны знать причины землетрясений, дать знания учащимся о вулканах, их строении, причинах возникновения; о гейзерах... | ||
Вулканы. Гейзеры Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | Урока: Вулканы и гейзеры. Цели Познакомить учащихся с новыми понятиями и терминами; рассмотреть причины образования вулканов и гейзеров, их виды, особенности, географию... | ||
Урок по теме: «Вулканы, горячие источники, гейзеры» в 6 классе Провела:... Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цели урока: Формирование личностных универсальных действий через изучение темы «Вулканы. Горячие источники, гейзеры» | ||
Урок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран | Тема: вулканы и гейзеры. Горячие источники Земли на поверхность и что изучение явлений вулканизма – важный фактор в познании внутреннего строения нашей Земли и других планет... | ||
Конспект урока географии по теме: " Вулканы. Горячие источники, гейзеры".... Необходимое техническое оборудование Учебники, рабочие тетради, атласы, компьютерный класс с выходом в Интернет (мультимедийный проектор,... | Реферат по дисциплине: Безопасность жизнедеятельности на тему: Вулканы... Вулканы и их поражающие факторы. Правила безопасного поведения при извержении вулканов | ||
Реферат или презентацию на тему «животные леса» Отметить на карте полушарий потухшие и действующие вулканы. Подготовить сообщение о случае извержения вулкана. Указать когда произошло... | Урок русского языка в 1 классе. Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях» Это второй урок по теме имена собственные. Первый урок был на тему «Заглавная буква в именах». Следующий урок будет на тему «Заглавная... | ||
Начальный курс географии. 6 Класс вулканы: Везувий; Гекла; Камерун;... Вулканы: Везувий; Гекла; Камерун; Килиманджаро; Котопахи; Кракатау; Льюльяльяко; Орисаба; Фудзияма; 10. Этна | Урок технологии в 5 «А» классе на тему: «Снятие мерок для построения чертежа фартука» Урок технологии в 6 «А» классе на тему: «Технология точения древесины на токарном станке. Приёмы безопасной работы» | ||
Вначале были вулканы Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас несколько необычный урок, к нам приехали и пришли гости. Ребята, оглянитесь,... | Урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» Вводный урок» на тему: «Для чего нужны прилагательные?» по принципу исследования предполагает групповую деятельность учащихся, согласно... |