Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 103.68 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации08.04.2014
Размер103.68 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры

Цели урока:

  • получить знания о видах движения земной коры;

  • получить знания о вулканах, их строении, причинах возникновения.

  • сформировать представления о горячих источниках и гейзерах.

Тип урока: изучение нового материала.

Оснащение урока: презентация «Движение земной коры. Вулканы, горячие источники, гейзеры», видеоролики “Вулканы”, «Гейзеры», тест, карта «Сейсмические районы земного шара», иллюстрации, физическая карта мира., атласы.

Формы контроля: индивидуальный, фронтальный

Содержание урока:

  1. Движения земной коры:

    • горизонтальные;

    • вертикальные.

  2. Землетрясения:

    • причины возникновения;

    • значение в природе.

  3. Вулканы.

    • строение;

    • действующие, потухшие, уснувшие;

    • виды;

    • просмотр видеороликов;

  4. Горячие источники и гейзеры.

  5. Сейсмические районы на земном шаре.

    • Практическая работа «Определение по карте сейсмических районов земного шара»

  6. тест

Ход урока

I. Ориентация учащихся на урок

II. Изучение нового материала:

Приложение №1.

Движения земной коры.

На высоких обрывистых берегах рек, крутых склонах гор и вырытых человеком котловинах обращает на себя внимание различное залегание горных пород. Слои могут залегать горизонтально, наклонно, быть смятыми в складки. Иногда видны разрывы в пластах, смещение одной части относительно другой. Как вы думаете, в чем причина такого разнообразия?

И ещё одно наблюдение. На побережье Норвегии, далеко от побережья вбиты колышки, к которым раньше привязывались лодки. Объясните, почему колышки для лодок находятся не у самой кромки воды? (земная поверхность поднялась)

Думаю, что вывод можно сделать только один: земная кора находится в постоянном движении.(Земная кора движется)

Итак, какова тема урока? (Движение земной коры).

Но это только часть темы нашего урока. Продолжение вы узнаете, разгадав загадки.

Носит бабка
Снежную шапку
Каменные бока
Закутанные в облака.
(гора)

В огне горы родился –
От огня убежал
С огнем разлучился
И в небе пропал.
(дым)

Жевать – не жую
А все поедаю, сжигаю.
(огонь)

Учитель: В какой географический объект можно объединить все эти три слова: гора, дым, огонь.

Учащиеся: Вулкан.

Учитель: это и будет продолжением темы нашего урока, но мы узнаем не только о вулканах. Но и о горячих источниках и гейзерах.

Показ темы

Поговорим о движениях земной коры.

Мы видели, что горные породы залегают по-разному. Характер залегания горных пород обуславливается движениями земной коры. В одних местах она разламывается, образуются трещины, в других – горизонтально залегающие пласты сминаются в складки. Одни участки опускаются, другие поднимаются.

Хочу обратить ваше внимание на то, что существует причинно-следственная связь, в результате которой происходит движение земной коры.



Итак, главная причина движений земной коры – это процессы, происходящие внутри Земли. Исследование земной коры показало, что одни ее участки более устойчивы, другие – более подвижны.

Выделяют два основных вида движений земной коры.

Оба движения происходят синхронно, но одно доминирует над другим. Движения земной коры приводят к образованию складок, разрывов.

Горные породы при этом залегают по разному:

Складчатое залегание горных пород типично для молодых, только образовавшихся горных систем. Древние породы, потерявшие пластичность, при сжатии или растяжении разрываются. Примеры разрывов – образование горстов и грабенов.

Примером грабена является впадина озера Байкал. За десятки миллионов лет глубина озера достигла 1620 м, его дно продолжает опускаться. Большинство гор на суше имеет сложное складчато-глыбовое строение.

Медленные вертикальные движения крупных блоков земной коры имеют большое значение в формировании рельефа. В результате медленных поднятий увеличивается площадь материков, меняется их конфигурация, при опускании, наоборот, увеличивается площадь океанов.

На Скандинавском полуострове на высоте около 100 м были обнаружены древние береговые линии. Учёные подсчитали, что за последние 10000 лет скорость поднятия полуострова составила около 1 см в год.

Некоторые блоки земной коры испытывают опускания. Например, опускается значительная часть государства Нидерланды. На берегу моря население создаёт дамбы высотой до 25 м, изолируя территорию страны от наступающего моря.

Землетрясение

Есть только одно движение, которое совмещает в себе быстрые и вертикальные движения – это землетрясение. Ежегодно происходят до 100000 землетрясений, катастрофических около 10. Любое землетрясение это деформация земной коры из-за возникающего давления внутри литосферы.

Представьте, что есть пружина, сжав её, мы придаём пружине давление, которое сдерживает наша рука. Так и в природе: пружина – очаг землетрясения, где происходит накопление напряжения, сдерживает его литосфера. Небольшое смещение литосферных плит, притяжение Луны, исчерпание месторождений нефти и т.д. вызывает разрядку напряжения. Тем самым появляются сейсмические колебания.

В результате толчков из глубин Земли в течение нескольких секунд или даже долей секунды одни участки земной коры поднимаются, другие – опускаются на несколько сантиметров или даже метров. Происходит смещение одних участков земной коры относительно других и в горизонтальном направлении. Причина образования землетрясений – внезапные смещения или разрывы на большой глубине в литосфере.

Землетрясение – это подземные толчки и колебания какого-нибудь участка земной поверхности, в результате разрывов и смещений, происходящих в земной коре на глубине десятков, а иногда и сотен метров.

Место на глубине, где образуется разрыв и смещение пород, называют очагом землетрясения.

Место на земной поверхности, находящееся над очагом, называют эпицентром землетрясения.

Самые сильные разрушения происходят в эпицентре, где подземные толчки направлены снизу вверх. Дальше от эпицентра колебания распространяются во все стороны волнообразно. Сила землетрясения измеряется в баллах, от 1 до 12.

Сравните с таблицей.

Сейсмологи – ученые, которые наблюдают, изучают землетрясения.

Сейсмограф – прибор, который измеряет и автоматически записывает малейшие движения, сотрясения земной коры.

(Показ сейсмографа)

Землетрясения – опасные явления природы. К следующему уроку необходимо будет приготовить сообщение на тему «Прогноз землетрясений»

Слайд «Извержение вулкана на Камчатке»

Вулканы - это следующая часть нашего урока.

Откуда произошло это название «Вулкан»? (сообщение учащегося)

Как образуются вулканы?

Учитель:

У верхней границы мантии давление естественно меньше, чем на больших глубинах местами вещество мантии плавиться – образуется очаг магмы если трещина в земной коре доходит до этого очага, то давление еще уменьшается. И магма, насыщенная газами, как бы вскипает – ее температура более 1000 градусов. И она устремляется вверх по жерлу, еще больше расширяя трещину. Из этого кратера на поверхность изливается лава, которая, постепенно остывая, наращивает конус вулкана. Кстати, иногда у вулкана бывает не только центральный кратер и жерло, но и боковые жерла и кратера, по которым так же изливается лава. На глубине магма вязкая – имеет температуру от 2000-2500 градусов и очень высокое давление. Поднимаясь по жерлу, она превращается в магму – она становится более жидкой, температура более 1000 и как только магма достигает поверхности, ее состав меняется, так как газы улетучиваются, и на поверхность изливается лава – она может быть жидкой или вязкой, температура 1000 градусов. Прошу обратить внимание на продукт деятельности вулкана. Из кратера вулкана вырывается на поверхность водяной пар. Знакомая нам лава – она растекается из кратера, иногда, фонтанируя на огромную высоту, скорость ее течения по склонам до 50 км/ч, температура 1000 градусов. Вулканические глыбы и бомбы – бомбы вырываясь с огромной скоростью и в полете, приобретают округлую вытянутую форму, у некоторых, как у комет образуется огненный хвост. Глыбы – угловаты и бывают достаточно большой величины, размером с дачный домик Вулканический пепел – похож на обыкновенный, но если посмотреть на него под микроскопом – то станет ясно, что это остатки вулканического стекла, имеющие форму маленьких треугольников.. Вулканические газы – это горячие, раскаленные, тяжелые газы с температурой 800-1000 градусов, несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, уничтожая на своем пути все живое. Больше всего вулканов образуется на дне океанов, так как океаническая кора очень тонкая, она легко прожигается магмой, которая устремляется также по жерлу вверх, застывая, образует конусы подводных вулканов. Там где под водой извергается вулкан – вода кругом кипит . На суше магма может извергаться не только через кратера, но и через трещины в земной коре, изливаясь, заполняет неровности, впадины, а остывая, образует очень своеобразные формы рельефа И если проанализировать какой коры на нашей планете больше материковой или океанической, то станет ясно, где больше всего образуется вулканов. На суше или в океане?

(Ответ: На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).

Задание :Зарисуйте схему вулкана, 1 желающий у доски.

Вулканы по своей активности бывают:

(Например, самый высокий действующий России – Ключевская Сопка на полуострове Камчатка, самый высокий действующий вулкан мира – Льюльяйльяко , Самая высокая вершина России – г. Эльбрус – потухший вулкан (Название гор дети произносят вслух.))

Вопрос: Что же такое вулкан? . Формирование понятия “вулкан”.

Перед вами рисунок вулкана. Давайте сформируем понятие “вулкан”.



Необходимо выделить ключевое слово, которое определит понятие вулкан. Далее ученики стараются выделить существенные признаки, характеризуя вулкан. Иногда они называют признаки, присущие не только вулканам, но другим горным системам. Теперь к перечисленным признакам нужно отнестись критически, выделить только те, которые характеризуют вулкан.

Что получилось.



Горячие источники и гейзеры.

Среди различных проявлений вулканизма наиболее интересными являются паро-водяные вулканы-гейзеры. Очень интересны их извержения.

Гейзеры начинают действовать внезапно. Вдруг раздается подземный шум, который , то прерывается, то возобновляется с повышенной силой. Вода в воронке гейзера вспучивается, изгибаясь в виде выпуклого свода; появляются пузыри паров; они лопаются на поверхности, и вода взлетает на несколько метров вверх. Затем все стихает, густой белый пар окутывает некоторое время воронку. Взрывы происходят через определенные промежутки времени. Внезапно картина меняется: из глубины раздается страшный грохот, вода снова в воронке сильно вспучивается, на этот раз начинает вихреобразно кружиться и вздыматься вверх; вырывается масса пара, и через несколько мгновений вылетает водяная струя; она поднимается на 30-40 м и рассыпается в воздухе ослепительно белой мельчайшей пылью; водяные брызги еще не успели достигнуть земли, как вдруг вырывается вторая струя, затем третья; с каждым разом они поднимаются все выше и выше. Водяные струи разлетаются во всех направлениях, разбрасываются в стороны, описывают дуги, поднимаются вверх с шипением и шумом, точно ракеты во время фейерверка; огромные облака пара окутывают водяные столбы; в глубине раздается глухой удар, и сопровождении массы камней вырывается последняя огромная струя. Все смолкает…

Когда ветер разнесет густые пары, перед глазами раскрывается лишенная воды воронка, покрытая серо-пепельными натеками. В глубоком канале вода стоит спокойно и тихо, как и во всяком колодце; проходит час – опять слышится грохот, начинается клокотание и шипение воды, чтобы закончиться таким же величественным зрелищем.

Гейзеры — очень редкое и красивое явление природы. Они есть на Камчатке, в одном из районов Тибета на высоте 4700 м, в Исландии, Новой Зеландии и Северной Америке. Небольшие одиночные гейзеры встречаются в некоторых других вулканических областях земного шара.

Как человек может использовать энергию внутреннего тепла Земли?

  • Вулканический пепел – удобрение для растений

  • Вулканический туф (горная порода, образованная из рыхлых продуктов вулканических извержений)- возводят здания

  • Горячая вода источников и гейзеров- для отопления теплиц и домов

  • Пар горячих источников- для вращения турбин электростанций

  • Минерализованная горячая вода источников лечит заболевания

Закрепление:

Тест.

  1. место на глубине, где образуется разрыв и смещение горных пород?
    А.эпицентр
    Б.очаг
    В.магма

  2. Излившаяся магма называется:
    А.жерло
    Б.лава
    В.очаг

  3. Место на земной поверхности, находящееся над очагом:
    А.очаг
    Б.эпицентр
    В.кратер

  4. канал, по которому поднимается магма:
    А.жерло
    Б.кратер
    В.очаг

  5. Фонтанирующий источник:
    А.вулкан
    Б.очаг
    В.гейзер

  6. Землетрясения чаще случаются:

А. на равнинах

Б. в горах

7. Дополните.

Явления, вызванные внедрением магмы в земную кору и излиянием её на поверхность. Называется…

А. Землетрясение

Б. Вулканизм

В. Гейзер

8. Глубокие впадины, образующиеся при опускании земной коры, - это:

А. горст

Б. грабен

В.разлом

9. Прибор, следящий за землетрясениями,- это:

А. барометр

Б.флюгер

В. сейсмограф

10. Медленное вертикальное поднятие испытывает:

А. Скандинавия

Б. Байкал

В. Нидерланды.

Ответы:

1.Б; 2.Б; 3.Б; 4.А; 5.В; 6.Б; 7.Б; 8.Б; 9.В; 10.А.

Домашнее задание:

  • Отметить в К/К вулканы - *

  • сейсмические зоны планеты - /////,

  • Подготовить сообщения о вулканической деятельности,

  • горячих источниках, гейзерах, Пар.18-19, задания 2, 6 на стр. 49;

  • задание 4 на стр.52.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск