Скачать 125.8 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет» «УТВЕРЖДАЮ» И.О.декана филологического факультета Н.В.Бугорская "___" _______________ 2009г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ для направления 031000 (520300) - филология (магистерская программа «Теория и практика речевой коммуникации») факультет___филологический____________________________________________________ _____________________________________________________________________________ кафедра современного русского языка и речевой коммуникации курс_1______________________________________________________________ семестр 1________________________________________________________ Лекции _________10____________ (час.) Экзамен в _______нет_______семестре Практические (семинарские) Занятия_____________8_____________(час.) Зачет в _________1_______семестре Лабораторные занятия _______________нет__________ (час.) Всего часов 18 Самостоятельная работа ______60____(час.) Итого часов трудозатрат на дисциплину (для студента) по ГОС___78__(час.) Барнаул - 2009 Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО по направлению 031000 (520300) – Филология (магистратура) и примерного учебного плана подготовки магистров филологии по специализации «Теория и практика речевой коммуникации» (опубликован в: Инновационные подходы к проектированию Федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ подготовки по направлению высшего профессионального образования «Филология»: колл. моногр. М., 2007. (Авторы: Ковтун Е.Н., Панченко Н.В., Чувакин А.А. и др.). С. 178 -223). Индекс __________________ Составитель: А.А.Чувакин, доктор филологических наук, профессор. Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры современного русского языка и речевой коммуникации "__16" ____октября_________2009_ г. Заведующий кафедрой____ ___________ (ф.и.о., подпись) Одобрено советом (методической комиссией) филологического факультета "____" ___________200__ г. Председатель комиссии_____________________ (ф.и.о., подпись) 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина ОСНОВЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ относится к дисциплинам федерального компонента – разделу специальных дисциплин. Она обеспечивает усвоение обучаемыми теоретических основ коммуникативистики как филологической дисциплины. Его задачи – рассмотрение важнейших вопросов филологической теории коммуникации: коммуникации как объекта изучения филологических наук, антропологических основ коммуникативистики, изучение текста как срединного звена коммуникации в единстве его статики и динамики. Входя в цикл дисциплин направления, данный курс создает основу для изучения иных дисциплин направления. Курс опирается на знания о языке, литературе и риторике, полученные студентами в бакалавриате, и при изучении дисциплин федерального компонента – цикла ДНМ. 2. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.
3. Содержание и объем дисциплины 3.1. Разделы дисциплин и виды занятий
3.2. Содержание разделов дисциплины 3.2.1. Коммуникация как объект междисциплинарного исследования. Развитие представлений о коммуникации: коммуникация как передача информации; коммуникация как взаимодействие людей. Коммуникативная деятельность – центральное понятие современной теории коммуникации. Интерсубъективная природа субъектов коммуникации. Средства коммуникативной деятельности. Сущность коммуникации как объекта изучения филологии. Два подхода к изучению коммуникации, обусловленные пониманием языка как динамического / статического феномена. Коммуникация как акт взаимодействия коммуникантов. Филология и коммуникативистика в их тяготении друг к другу. Филологическая теория коммуникации как раздел филологии. Предмет, задачи, место филологической теории коммуникации в специализированной подготовке магистра филологии. Структура филологической теории коммуникации. Традиционные (риторика, стилистика, поэтика и др.) и современные дисциплины (семиотика, герменевтика, теория текста и др.). Проблема методов исследования в филологической теории коммуникации. 3.2.2 – 3.2.5. 1. Коммуникативистские идеи в филологии как база складывания филологической теории коммуникации (В. Гумбольдт, Ф.Соссюр; Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский; ПЛК; М.М. Бахтин – В.В.Виноградов – Р.Якобсон). Середина ХХ в. - период возникновения новых идей в филологии и коммуникативистике, обеспечивших новый этап их взаимного тяготения (ТРА, лингвистическая прагматика, психо- и социолингвистика, ТРД и др.; новые, гуманитарные по своей сути, модели коммуникации). Фундаментальное значение возрождения риторики; неориторика и коммуникативистика. Идеи когнитивной лингвистики и учение о дискурсе и их роль в складывании филологической теории коммуникации. Направление «От лингвистики языка – к лингвистике общения» (Б.Ю.Городецкий). Комплексный характер модели лингвистики общения. Коммуникативно-речевой акт. Параметры его описания. Порождение и понимание текста. 2. Человек и его статус в коммуникации. Категория homo loquens (hl) в проекции на речевую коммуникацию. Параметры его характеристики. Проявления субъектного статуса HL в позиции адресанта и адресата. Человек – создатель сообщения; деятельность по пониманию сообщения. Коммуникативная роль адресата. Принципы коммуникации в проекции на вербальную коммуникацию: принцип Сотрудничества и принцип Вежливости. Относительность максим принципа Сотрудничества и принципа Вежливости. 3. Язык, его функциональная природа. Естественный язык и другие языки. Их роль в коммуникации. Структура акта вербальной коммуникации (коммуникативно-речевого акта). Вербальная коммуникация как деятельность и как продукт. Невербальная коммуникация. Невербальные языки (язык тела, паралингвистические средства и др.). Взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в акте коммуникации. Смешанная коммуникация. Креолизованное сообщение. 4. Текст (сообщение). Его двойственная природа в речевой коммуникации. Порождение и понимание сообщения. Программы адресанта и адресата в сообщении. Смысл сообщения. Роды и жанры сообщений. Учение о дискурсе в современной науке. Междисциплинарная природа дискурса. Дискурс как базовое понятие филологической теории коммуникации. 3.3. Тематика семинарских и практических занятий. 3.1. Филология и коммуникативистика: встречное движение в истории науки и в ее современном состоянии. 3.2. Homo Loquens как категория филологической теории коммуникации. 3.3. Язык как как категория филологической теории коммуникации. 3.4. Сообщение как как категория филологической теории коммуникации. 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 4.1. Основная литература Городецкий Б.Ю. Компьютерная лингвистика: моделирование языкового общения // Новое в зарубежной лингвистике. М., 1989, Вып. ХХ1У. ван Дейк Т.А.Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. Клюев Е.В.Речевая коммуникация. М., 1998. Кощей Л.А., Чувакин А.А. Homo Loquens как исходная реальность и объект филологии: к постановке проблемы // Филология и человек. 2006. № 1. Крейдлин Г.Е. Неверальная семиотика: язык тела и естественный язык. М., 2004. Основы теории коммуникации / под ред. М.А.Василика. М., 2003. Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 2006. Чувакин А.А.Смешанная коммуникация в художественном тексте: основы эвокационного исследования. Барнаул, 1995.
Университетская филология – образованию: человек в мире коммуникаций / под ред. А.А.Чувакина. Барнаул, 2005. Эко У. Открытое произведение. Форма и неопределенность в современной поэтике. М., 2004. С.24-65. 4.3. Методические рекомендации преподавателю по организации изучения дисциплины Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов. В каждом семестре изучение дисциплины завершается экзаменом (зачетом). 4.4. Методические указания студентам Рекомендуется активная работа на лекциях, освоение основной проблематики дисциплины в межлекционный период и при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Семинарские и практические занятия направлены на овладение студентами основными категориями и понятиями филологической теории коммуникации, приобретение умений ставить и решать теоретические и практические задачи в области изучаемой дисциплины. Для более продуктивной самостоятельной работы по дисциплине могут использоваться консультации преподавателя, которые проводятся еженедельно. 5. Требования к освоению учебной дисциплины:
Знать: основные категории и понятия филологической теории коммуникации. Уметь: применять полученные знания в научно-исследовательской и прикладной деятельности. Владеть: основными методами и приемами самостоятельной постановки и решения теоретических и практических задач в области филологической коммуникативистики.
Раздел 1. 1. Коммуникация как объект междисциплинарного исследования. Развитие представлений о коммуникации: коммуникация как передача информации; коммуникация как взаимодействие людей. 2.Коммуникативная деятельность – центральное понятие современной теории коммуникации. Интерсубъективная природа субъектов коммуникации. Средства коммуникативной деятельности. 3. Сущность коммуникации как объекта изучения филологии. Два подхода к изучению коммуникации, обусловленные пониманием языка как динамического / статического феномена. Коммуникация как акт взаимодействия коммуникантов. 4. Филология и коммуникативистика в их тяготении друг к другу. Филологическая теория коммуникации как раздел филологии. Предмет, задачи, место филологической теории коммуникации в специализированной подготовке магистра филологии. 5. Структура филологической теории коммуникации. Традиционные (риторика, стилистика, поэтика и др.) и современные дисциплины (семиотика, герменевтика, теория текста и др.). Проблема методов исследования в филологической теории коммуникации. Разделы 2-5. 1. Коммуникативистские идеи в филологии как база складывания филологической теории коммуникации (В. Гумбольдт, Ф.Соссюр; Л.В.Щерба, Л.П.Якубинский; ПЛК; М.М. Бахтин – В.В.Виноградов – Р.Якобсон). 2. Середина ХХ в. - период возникновения новых идей в филологии и коммуникативистике, обеспечивших новый этап их взаимного тяготения (ТРА, лингвистическая прагматика, психо- и социолингвистика, ТРД и др.; новые, гуманитарные по своей сути, модели коммуникации). 3. Фундаментальное значение возрождения риторики; неориторика и коммуникативистика. 4. Идеи когнитивной лингвистики и учение о дискурсе и их роль в складывании филологической теории коммуникации. 5. Направление «От лингвистики языка – к лингвистике общения» (Б.Ю.Городецкий). Комплексный характер модели лингвистики общения. Коммуникативно-речевой акт. Параметры его описания. Порождение и понимание текста. 6 . Человек и его статус в коммуникации. Категория homo loquens (hl) в проекции на речевую коммуникацию. Параметры его характеристики. 7. Проявления субъектного статуса HL в позиции адресанта и адресата. Человек – создатель сообщения; деятельность по пониманию сообщения. Коммуникативная роль адресата. 8. Язык, его функциональная природа. Естественный язык и другие языки. Их роль в коммуникации. 9. Структура акта вербальной коммуникации (коммуникативно-речевого акта). Вербальная коммуникация как деятельность и как продукт. 10. Невербальная коммуникация. Невербальные языки (язык тела, паралингвистические средства и др.). Взаимодействие вербальных и невербальных компонентов в акте коммуникации. 11. Смешанная коммуникация. Креолизованное сообщение. 12. Принципы коммуникации в проекции на вербальную коммуникацию: принцип Сотрудничества и принцип Вежливости. Относительность максим принципа Сотрудничества и принципа Вежливости. 13. Сообщение. Его двойственная природа в речевой коммуникации. Порождение и понимание сообщения. 14. Программы адресанта и адресата в сообщении. Смысл сообщения. Роды и жанры сообщений. 15. Учение о дискурсе в современной науке. Междисциплинарная природа дискурса. Дискурс как базовое понятие филологической теории коммуникации. |
«Основы теории коммуникации» «Основы теории коммуникации» для направления «Филология» (магистратура «Теория и практика речевой коммуникации») | Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации» Рабочая программа по дисциплине «Основы теории коммуникации». Автор-составитель – ст преподаватель, Кипрова Н. С | ||
Рабочая программа составлена на основании гос впо по направлению... | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Практическая фонетика... Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 035700 лингвистика, профиль подготовки «Теория и практика... | ||
Основы коммуникации Основы коммуникации Вербальные коммуникации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с | ||
Учебно методическое и информационное обеспечение дисциплины основная литература Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. 4-е изд., доп и испр. М.: Дело, 2002 | Рабочая программа для студентов направления подготовки 44. 04. 01 Педагогическое образование Содержание: умк по дисциплине в. Од. 8 Теория и практика межкультурной коммуникации для студентов направления подготовки 44. 04.... | ||
Лингвистические и методические аспекты организации контроля знаний... Работа выполнена на кафедре теории перевода и речевой коммуникации отделения переводоведения и межкультурной коммуникации фгаоу впо... | Программа дисциплины «Интернет маркетинговые коммуникации» подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление... Программа вступительных испытаний в магистратуру на направление 031000. 68 Филология. Магистерская программа «Юридическая лингвистика».... | Конспект лекций по дисциплине «Рекламные коммуникации промышленного предприятия» ... | ||
Методические указания для выполнения контрольных работ по учебной дисциплине Современная теория коммуникации представляет собой достаточно разветвленную и многоуровневую структуру знаний о коммуникации и является... | Рабочая программа учебной дисциплин основы теории межкультурной коммуникации | ||
Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа «Теория обучения иностранным языкам и межкультурной... | Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская... Основная образовательная программа (ооп) магистратуры (магистерская программа «Теория обучения иностранным языкам и межкультурной... |