Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод





Скачать 271.7 Kb.
НазваниеПрограмма рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод
страница1/2
Дата публикации20.12.2014
Размер271.7 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»
Программа рекомендована Утверждаю:

методическим советом к утверждению Директор МБОУ ДОД

от «____»____________2012 года «Центр внешкольной работы»

протокол № ____ _______________О.В. Трохина


Образовательная программа дополнительного образования детей

«Экология в быту»

для детей среднего и старшего школьного возраста

Срок реализации 2 года


Составитель:

Чекменева Антонина Ивановна,

педагог дополнительного образования

Тамбов

2012


Информационная карта программы
Сведения о педагоге:
Ф.И.О.: Чекменева Антонина Ивановна.
Образование: высшее (Тамбовский педагогический институт).
Стаж работы: 28 лет, в Центре внешкольной работы – 4,5 года.
Категория: I категория.
Сведения о программе:
Тип программы: модифицированная.
Дата разработки: 2008 год.
Программа прошла первичную экспертизу и допущена к апробации в 2008-2009 учебном году. В 2011 году в содержание программы были внесены коррективы и дополнения в связи с введением ФГОС. В 2012 году программа «Экология в быту» получила положительное экспертное заключение и допущена к реализации.
Достижения обучающихся:
2011 год - Диплом 2 степени межрегионального конкурса «Марш парков».
2010 год – Диплом 1 степени в конкурсе «Птичий дом».


Пояснительная записка
Экологическая культура – это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями

и умениями в практической деятельности». /В.А.Ясвин/
Актуальность экологического воспитания и образования обозначена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания школьников. До сих пор экологическое воспитание является слабым звеном современной системы образования, поскольку отсутствует эффективная система экологического образования и воспитания, низкий уровень экологической культуры.

В педагогической науке и практике имеются разночтения в понимании терминов «экологическое воспитание», «образование», в определении подходов, целей, задач и содержания экологического воспитания.

Под экологическим образованием, в рамках данной программы, понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении детей к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определённых моральных норм.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо формировать экологическое мировоззрение, экологическую культуру и ответственность, начиная с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Помимо этого необходимо научить детей разумному использованию «продуктов цивилизации»: широкое распространение бытовой радиоэлектронной аппаратуры, препаратов бытовой химии, с одной стороны, облегчает наш труд, с другой - приводит к различным заболеваниям. Экологическая обстановка в доме, окружающей среде влияет на здоровье человека. Это стало одной из важнейшей проблемы современности.

Новизна программы заключается в том, что её содержание базируется на системно-деятельностном подходе в решении задач экологического воспитания. Кроме того, соблюдена преемственность программ основной школы по предметам: химия, биология, физика и др.

В ходе реализации программного материала, особое внимание уделяется формированию у детей понимания неразрывного единства человека с окружающим миром, причём это единство является основой формирования гуманного отношения к природе. Дети знакомятся с законами экологии, сформулированными американским учёным Барри Коммонером: всё связано со всем, всё куда-нибудь девается.

Всё что-нибудь да стоит (ничто не даётся даром).

Природа знает лучше.

Цель программы - социализация личности через формирование экологической культуры, осознанного отношения к экологическим проблемам.

Задачи:

формирование: - эмоционально-положительного отношения к природе, окружающему миру («экологии души»);

- системы экологических знаний;

- экологического мышления;

- навыков экологически грамотного,

безопасного поведения;

- ответственного отношения к своему здоровью и состоянию окружающей среды;

- значимой мотивации участия в природоохранных акциях.

Формирование экологической культуры это, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброго, ответственного отношения к природе, людям, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Учебно-тематический план включает следующие разделы: «Народные календарные праздники и обряды», «Природа под охраной закона», «Экология дома», «Экология и здоровье человека», «Грунтовое цветоводство», «Природа - наш соавтор», «Вторая жизнь бросового материала», «Братья наши меньшие», «Лекарственные растения родного края». В программе раскрывается идея единства природы и человека с древнейших времен, что оставило след в народном календаре, дается обзор важнейших документов нашей страны и Положение Всемирной стратегии охраны природы, показана важность и значительность экологической ситуации в стране, мире и собственном доме.

В процессе обучения дети знакомятся с таким видом декоративно-прикладного творчества, как поделки из природного и бросового материала.

Содержание программного материала направлено на развитие художественного вкуса, повышение социальной и творческой активности

детей, вовлечение их в активную природоохранную деятельность. Подросткам предлагаются практические задания: провести наблюдения за развитием цветочно-декоративных растений от семени до полного созревания. В ходе практических занятий дети учатся способам ухода за цветочно-декоративными растениями, осваивают приемы улучшения экологической обстановки в доме, дворе, микрорайоне, знакомятся с лекарственными растениями родного края, лечебными свойства комнатных растений.

Раздел «Братья наши меньшие» позволит детям лучше узнать жизнь и повадки животных, которые живут рядом с человеком, почувствовать ответственность за их состояние и жизнь.

Немаловажное значение для сохранения собственного здоровья имеет экологическая ситуация в жилом помещении. Раздел программы «Экология дома» позволяет не только обратить внимание на эту проблему, но и освоить необходимые приемы и способы улучшения экологической ситуации в доме, квартире.

Раздел программы «Экология и здоровье человека» предусматривает занятия по формированию основ «грамотного потребителя»: умений выбирать из предлагаемых товаров бытовой химии, продуктов наиболее безопасные для здоровья. В рамках программы запланирована реализация исследовательского проекта «Грамотный покупатель»

Огромный выбор материалов, форм и новых технологий позволяет детям реализовать свои творческие фантазии, получить практические навыки, необходимые в жизни.

В процессе учебной деятельности широко используется метод тьюторства, когда дети старшего школьного возраста активно помогают младшим в выполнении наиболее сложных заданий и в то же время совершенствуют свои знания и умения. Допускается конструирование хода и содержания учебных занятий по желанию и интересам детей, поэтому количество часов, запланированных на изучение каждого раздела Программы может варьироваться, переноситься на другие календарные сроки. Результативность учебного процесса в значительной степени зависит от его организации, оптимального сочетания традиционных методов: объяснение, показ, практическое закрепление полученных знаний, использование раздаточного материала и нетрадиционных методов: дискуссия, диалог-беседа, деловая игра, информационный час, эковикторина, конкурсы-викторины «Поле чудес», «Посиделки», работа в малых группах (тьюторство). Особое место в образовательном процессе отводится самостоятельной работе детей, например, по подготовке к

конкурсу презентаций PowerPoint, лучшие из которых используются на занятиях при прохождении нового учебного материала или его закреплении. Например, «Влияние домашних животных на здоровье человека», «Пушистые комочки счастья», «До чего дошел прогресс» и другие. Рефераты, выполненные детьми предыдущих годов обучения (в рамках учебных тем), часто используются на учебных занятиях при рассмотрении соответствующих тем. Большое место в учебном процессе отводится активным формам организации занятий: занятиям-экскурсиям в природу, на выставки животных, на выставки декоративно-прикладного искусства.

Содержание программного материала рассчитано на детей среднего и старшего школьного возраста, срок реализации – два года. Режим занятий: для групп первого года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, всего144 часа в год, а для групп второго года обучения 3 раза в неделю по 2 часа, всего 216 часов. Полный курс обучения составляет 360 часов.
Задачи 1 года обучения:

обучающие:

- познакомить детей с экологическими проблемами, основами ведения здорового образа жизни;

- познакомить с основными законами экологии, учить способам экологически безопасного поведения в быту, природе;

- способствовать освоению техники работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями;

- учить технологии изготовления декоративных изделий из природного и бросового материала с соблюдением всех технологических операций;

воспитательные:

- способствовать воспитанию «экологии души»: чувства любви к природе, окружающему миру;

- формировать чувство ответственности за состояние окружающего мира.

развивающие:

- способствовать развитию и формированию у детей умения воспринимать эстетические свойства природных объектов и явлений;

- способствовать раскрытию творческих возможностей;

- развивать пространственное воображение, ассоциативное мышление.

Задачи 2 года обучения:

обучающие:

-систематизировать, совершенствовать, углубить знания и практические умения, полученные на первом году обучения;

-познакомить с народными календарными праздниками и обрядами;

-учить находить лекарственные растения на местности;

-учить правилам выбора комнатных растений;

-дать сведения о комнатных растениях-целителях;

-систематизировать и дополнить знания обучающихся о полезных свойствах привычных овощей и ягод;

-способствовать освоению техники работы с газетной лозой, инструментами и приспособлениями.

воспитательные:

- формировать нравственные качества «экологию души», экологическую культуру;

-способствовать формированию активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности;

-воспитывать уважительное отношение к народным традициям.

развивающие:

-развивать интерес к историческому прошлому своего народа, его традициям, знаниям;

-способствовать развитию наблюдательности, ассоциативного мышления;

-развивать пространственное воображение.

Учебно-тематический план программы предусматривает занятия по диагностике и контролю уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся с использованием разнообразных форм, методов и приёмов: анкетирование, самостоятельная работа, деловая игра, выставка творческих работ, викторина.

По итогам 1 года обучения дети должны

знать:

- мировые тенденции в решении экологических проблем, основные законы экологии;

- способы улучшения экологической ситуации в доме;

- способы здоровьесбережения, здоровьеразвития;

- инструменты и приспособления для работы на учебно-опытном участке, при изготовлении декоративно-прикладных изделий;

- способы организации рабочего места и правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, правила хранения инструментов;

- технологию обработки различных материалов;

-приёмы и способы выполнения поделок из природного и бросового материала;

- повадки животных и птиц, живущих рядом с человеком.

уметь:

- применять в практической деятельности знания, полученные на занятиях: грамотно выбирать продукты питания, товары бытовой химии;

- соблюдать правила безопасного поведения в быту и окружающей среде;

- работать с природным и бросовым материалом;

- распределять труд по операциям;

- выполнять поделки по образцу и шаблону;

- самостоятельно использовать наиболее распространенные инструменты и приспособления ручного труда;

- составлять композиции, выполнять эскизы и оформлять готовые изделия;

- правильно произносить термины;

- осуществлять посадку и уход за растениями;

По итогам 2 года обучения дети должны

знать:

- полезные свойства овощей, фруктов, ягод;

- народные приметы и явления природы;

- лекарственные растения Тамбовского края и их свойства;

- несколько видов комнатных растений, обладающих целительными свойствами;

- технологию изготовления бумажной лозы.

уметь:

- определять погоду по различным природным явлениям;

- находить, обрабатывать, хранить лекарственные растения Тамбовской области;

- готовить отвары, настои, взвары;

- выбирать комнатные растения при покупке с учётом их здоровьесберегающих качеств;

- выполнять поделки из бумажной лозы по образцу и замыслу.

Учебно-тематический план 1 года обучения.



п/п



Наименование разделов и тем

Количество часов

всего

теории

практики

1.

Введение в программу

2

1

1

2.

Природа под охраной закона

10

4

6

3.

Экология дома

18

6

12

4.

Экология и здоровье человека.

10

4

6

5.

Грунтовое цветоводство

38

4

34

6.

Природа – наш соавтор

12

2

10

7.

Вторая жизнь бросового материала

36

4

32

8.

Братья наши меньшие

16

8

8

9.

Итоговое занятие

2

1

1




ИТОГО:

144

34

110



Содержание программы 1 года обучения.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Рекомендована Утверждаю: Методическим советом школы директор мбоу сош с. Протокол №1 от 29. 08. 2013 г. А. В. Погорелов
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПояснительная записка Статус документа рабочая программа разработана...
Рекомендована Утверждаю: Методическим советом школы директор мбоу сош с. Протокол №1 от 29. 08. 2013 г. А. В. Погорелов
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрена и рекомендована утверждаю методическим советом Директор школы Н. И. Михкельсон
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом протокол №1 от 29. 08. 11 г
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconРабочая программа по учебному курсу «Математика» 1 класс умк «Школа России»
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconОтчет о проведении самообследования 2013 год Утверждаю: Директор мбоу дод «Сатинская дши»
Школа самостоятельно осуществляет образовательный процесс в соответствии с настоящим Уставом и лицензией
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconЛитература XIX в для студентов, обучающихся по направлению подготовки...
Согласовано принято утверждаю мо учителей Методическим Директор школы начальных классов советом школы И. Г,Ионова
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма по дисциплине «Социальная демография»
Рекомендована к изданию методическим советом Института Психологии, Педагогики и Социологии вгуэс…, протокол №
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма рекомендована к сертификации Методическим советом гбоудод «Детско-юношеский центр»
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма рекомендована методическим советом Государственного бюджетного...
Директор гбоу нпо «Профессиональный лицей №15 имени Героя Советского Союза А. П. Маресьева»
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconО подведении итогов районного этапа регионального конкурса
Мбоу сош №1 г. Спасска (директор Денисова О. А.), Мбоу оош г. Спасска (директор Герасина Г. М.), Мбоу оош с. Липлейка (директор Филина...
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconРуководство к выполнению курсовой работы по дисциплине «Бухгалтерский учет финансовый»
Рекомендована к изданию методическим советом института международного бизнеса и экономики вгуэс
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconПрограмма составлена на основе нормативно-правовых документов: Федеральный...
Мбоу дод сюн директор мбоу дод сюн усманского муниципального района Усманского муниципального района
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconРассмотрено Утверждено Педагогическим советом Директор маоу дод маоу...
Удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области различных видов искусств
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод icon«Рассмотрено» «Утверждаю» Методическим Директор советом школы
«2», «3-», «3», «3+», «4-», «4», «4+»,«5-», «5», «5+», принятым в рэш. Сначала выписаны баллы из ста, поставленные преподавателем...
Программа рекомендована Утверждаю: методическим советом к утверждению Директор мбоу дод iconМбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа» за 2011- 2012 учебный год
Хмель Ольга Вячеславовна, директор мбоу дод «Белоомутская детская музыкальная школа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск