Моу «Павловская сош»





Скачать 124.73 Kb.
НазваниеМоу «Павловская сош»
Дата публикации22.12.2014
Размер124.73 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Использование Интернет-ресурсов

для создания исследовательских работ учащихся по литературе
Д. И. Леонтьев,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Павловская СОШ»
Современное общество, родители и учащиеся, делая свой образовательный заказ школе, требуют от учителя новых подходов в обучении, применения им современных технологий, использования в педагогической деятельности новых образовательных информационных ресурсов.

На смену уже привычным для учителей-стажистов аудио-визуальных средств, кинофрагментов, слайдов, видеоклипов и видеодисков приходят современные технологии сети Интернет, в которой хранится организованное содержание обучения, коммуникационные программы, учебная среда на WWW.

Предлагаемая Интернетом Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования представляет собой размещенные учебно-методические материалы, которые  ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав входят наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию  образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. Подключение всех школ России к Интернету в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" обеспечило доступность ресурсов коллекции для всех образовательных учреждений. Всё это позволяет учителю активно внедрять Интернет-ресурсы в учебный процесс.

В умелых руках педагога технологии прошлого и современности могут успешно сочетаться, потому что каждый учитель, выстраивая свой урок, стремится воздействовать на три канала восприятия ученика: визуальный, аудиальный, кинестетический – чтобы достигнуть эффективного усвоения учащимися учебного материала. Компьютер, который, к сожалению, пока имеется не у каждого учителя, наиболее полно удовлетворяет дидактическим требованиям, так как обладает целым рядом дополнительных возможностей, позволяющих управлять процессом обучения, максимально адаптировать его к индивидуальным особенностям учащихся.

Оставив соответствующие споры специалистам в области методики использования технических средств обучения, отметим, что при всей академичности этого вопроса, он далеко не праздный. Преподаватель, который ведет занятия с использованием мультимедиа-проектора, электронной доски и компьютера, подключенного к Интернету, имеет качественное преимущество перед коллегой, который действует в рамках «меловой технологии».

Формирование базовых знаний, умений и навыков является основной задачей в обучении школьников. Старшеклассники имеют разный уровень знаний, умений и навыков, но должны по окончанию учебного заведения обладать ключевыми образовательными компетенциями, перечисленными в стандарте образования:

- ценностно-смысловой;

- общекультурной;

- учебно – познавательной;

- информационной;

- коммуникативной;

- социально-трудовой;

- личностного самосовершенствования.

Процесс обучения становится наиболее эффективным, если наряду с традиционными технологиями учитель использует потенциал компьютера и Интернета.

Среди огромного количества самых разнообразных ресурсов (полный официальный их перечень отсутствует по нескольким причинам: их огромности и  неисчерпаемости, ежедневной рождаемости, обновления или изменяемости, устаревания) каждый, окунувшийся во Всемирную Паутину, обязательно найдет необходимый материал. А это, в свою очередь, является необходимым условием для создания научных и исследовательских работ учащихся по любому учебному предмету, в том числе и по литературе.

Интернет – ресурсы: педагогические и учебные базы данных (учебник, учебное пособие, текст лекций, электронный учебный курс, методические указания и др.), мультимедийные учебные сервера, виртуальные образовательные учебники, различного рода научная литература (энциклопедии, словари, справочники и др.), научные материалы (статьи, труды, диссертации, монографии), электронные библиотеки, дискуссионные группы, дополнительные информационные материалы (тематические подборки, электронные версии журналов и газет, хрестоматии, библиографии), описания научно-исследовательских проектов, педагогическое программное обеспечение различного назначения, иллюстративные и демонстрационные материалы, наглядные пособия и многое другое – типы Интернет – ресурсов для системы образования и самообразования учащихся - могут смело стать материалом по темам научно – исследовательских работ старшеклассников. Изучая Интернет-ресурсы, старшеклассники проследят характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомятся с их выводами, выявят современное состояние проблемы, звучащей в теме их работы (будь это реферат, учебное исследование или проект).

Поскольку Всемирная Паутина не принадлежит никому и развивается стихийно, она представляет собой сложную смесь самой разнообразной информации, в которой можно «увязнуть» надолго и не прийти к намеченной цели. Поэтому на этом этапе подготовки учащимися исследовательской работы велика роль учителя, который посоветует, в соответствии с возможностями и интересами исследователя, точную формулировку темы работы, методы исследования, структуру и композицию работы, сможет объективно оценить глубину темы, объем предстоящей работы, сформулировать цели и задачи. Педагог постепенно превращается из транслятора знаний в организатора деятельности обучаемых по приобретению новых знаний, умений и навыков. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные ресурсы, размещенные в сети Интернет. Не случайно их своевременное и корректное использование всеми специалистами, работающими в системе образования, служит залогом эффективной подготовки учащихся.

Учащиеся вместе с учителем, изучая каталоги и коллекции цифровых образовательных ресурсов Интернета, выполняют последовательно все этапы организации научно-исследовательской деятельности школьника1:

Этапы

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Эффект от использования Интернет-ресурсов

1. Мотивация

Создание условий для работы в Интернет и внутренней мотивации учащихся через предоставление обязательных и дополнительных уровней заданий.

1.Выбирает уровни заданий согласно своим способностям и интересам.

2. Выбирает тему исследовательской работы.

Нет необходимости лишний раз расспраши-вать ребенка о его интересах, увлечениях в области литературы. Широкий выбор тем.

2. Корректировка и конкретизация темы исследовательской работы

1.Знакомство с основополагающими принципами научного исследования.

2. Определяет проблем-ное поле исследования.

3. Помогает корректи-ровать и конкретизи-ровать тему.

4. Совместно с учеником определяет объект и предмет исследования, его цели и задачи.

1. Формулирует тему работы.

2. Совместно с учителем корректирует и конкретизирует тему.

3. Знакомится с принципами научного исследования.

Наличие исследователь-ских работ в Интернете по выбранной теме поможет увидеть уровень разработанности темы, скорректировать её и конкретизировать.

Учащиеся имеют широкую возможность познакомиться с принципами научного исследования, оформления работы.

3. Определение круга изучаемых источников

1.Знакомит с методами исследования.

2.Помогает определить круг изучаемых источников.

3.Знакомит с основами работы в библиотеке, с каталогом, принципами работы с литературой (оформление тезисов, цитат, статьи, реферата, доклада)

1.Знакомится с методами исследования.

2.Совместно с учителем определяет круг изучаемых источников.

3. Знакомится с основа-ми работы в библиотеке, с каталогом, принципами работы с литературой.

4. Использует приобретенные знания и навыки при работе с Интернет – ресурсами.

Экономия времени, так как отпадает необходимость в посещении и работе в библиотеке.

Быстрота в конспектировании (копировании) источников.

Интернет – каталоги упрощают и существенно ускоряют поиск нужного образовательного ресурса.

4. Сбор материала по теме исследования и его систематизация.

1.Помогает организовать работу по сбору материала в Интернет-ресурсах, в библиотеке, в архивах, музеях.

2. Помогает составить вопросы анкеты и план письменной работы.

3.Совместно с учеником систематизирует материал для исследовательской работы.

1.Учится работать с ресурсами Интернета, каталогами, фондами библиотек.

2. Учится правильно конспектировать, составлять тезисы, выделять цитаты, соответствующие теме работы.

3. Составляет вопросы и проводит сбор устных источников.

Упрощается (по времени и физическим усилиям) сама процедура сбора материала (его копирование в папки документов). Эффективно собранный материал можно систематизировать.

При использовании в работе анкетирования легче организовать Интернет – голосование.

5. Оформление исследовательской работы

1. Знакомит с требова-ниями к оформлению исследовательской работы.

2. Корректирует написанный текст работы.

1. Знакомится с требова-ниями оформления исследовательской работы (оформление научных идей и размышлений, формулировка собственной позиции и суждений).

2. Совместно с учителем корректирует написанный текст.

Коррекция электронной версии исследователь-ской работы проходит быстрее и с меньшей нагрузкой для учителя.

6. Публичное выступление на конференции, защита исследовательской работы).

1. Объясняет принципы публичного выступления.

2.Проводит тренинг (можно с привлечением психологов).

3. Слушает и корректирует выступление.

4. Присутствует на защите исследователь-ской работы (возможно, формулирует и задает вопросы по теме выступления, защиты).

1. Изучает принципы публичного выступления.

2. Совместно с учителем готовит письменный вариант публичного выступления.

3. Отрабатывает навыки публичного выступления.

4. Учитывая предложе-ния учителя, коррек-тирует публичное выступление.

5. Выступает с докладом на защите исследовательской работы.

Электронная версия дает возможность оперативно корректировать работу, что позволяет ученику заявляться со своей работой на несколько конференций. Интернет – ресурсы позволяют качественно оформить презентации, сопровождающие устное выступление.

7. Анализ научно-исследовательской деятельности учащихся и планирование работы.

1. Совместно с учеником проводит анализ его научно-исследовательской деятельности.

2. Помогает определить направления дальнейших исследова-ний.

3. Совместно с учеником составляет план дальнейших исследований.

1. Совместно с учителем проводит анализ своей научно-исследовательской деятельности.

2. Совместно с учителем корректирует направления дальнейших исследований.

3. Совместно с учителем составляет план дальнейших исследований.


Сохраненные скопиро-ванные Интернет – ресурсы позволят скорректировать направления и составить план дальнейших исследований, обновить презентации, совершен-ствовать письменный текст выступления.

Ресурсы позволяют организовать процесс самообразования и самоподготовки обучаемых.


Таким образом, многие ресурсы сети Интернет, разработанные специально для системы образования, размещенные на образовательных порталах, имеющие многоуровневую классификацию ресурсов по видам и назначению, ориентированы на общее образование и содержат ссылки на основные ресурсы сети Интернет. Использование каталогов Интернет – ресурсов позволят учителям, ученикам и их родителям получить первоначальное представление о видах информационных ресурсов, имеющихся в Сети и нацеленных на использование в школах.

Однако следует учитывать, что качество большинства приводимых ресурсов не подвергалось профессиональной экспертной оценке. Этот факт, а также постоянное обновление образовательных ресурсов в Сети, обусловливают возможность появления в их содержании неточностей, противоречивой и недостоверной информации. В связи с этим следует вырабатывать у обучающихся критическое мышление, обеспечивающее адекватное отношение к информации, получаемой из ресурсов Сети.

Используя ресурсы Интернет, педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников; оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания; принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обученности и качества знаний учащихся; целенаправленно совершенствовать собственное педагогическое мастерство; иметь оперативный адресный доступ к интересующей их информации учебного, методического и организационного характера. Педагоги, занимающиеся разработкой собственных информационных ресурсов, приобретут дополнительную возможность использовать фрагменты собранных в каталоге образовательных ресурсов, естественно, давая необходимые ссылки и соблюдая авторское право. Педагоги, использующие образовательные ресурсы сети Интернет, должны предварительно соотносить их с основными компонентами реализуемой методической системы обучения - ее целями, содержанием, методами, организационными формами и применяемыми средствами обучения. Привлекаемые ресурсы должны вписываться в эту систему, не противоречить ей, соответствовать ее компонентам.

Следует помнить, что, несмотря на целесообразность использования школьниками перечисленных образовательных ресурсов, важнейшее значение для восприятия учебного материала имеет живая речь преподавателя, которую невозможно заменить какими-либо другими средствами и технологиями. Для достижения наиболее эффективного восприятия, учителю следует сочетать использование ресурсов с устной речью, которая должна строиться с учетом уровня интеллектуального развития и мировоззрения учащихся. Педагогам необходимо уделять внимание и тому, чтобы учащиеся правильно называли изучаемое, корректно излагали и комментировали содержание ресурсов сети Интернет.

Сегодня качественно работающий педагог не представляет свой труд без современных информационных и коммуникационных технологий, которые позволяют достичь образовательных целей и получить качественные результаты. Это доказывает и моя практическая деятельность, в которой использование Интернет – ресурсов учениками сельской школы в подготовке к районным конференциям исследовательских работ дало положительные результаты:

Год

Фамилия, имя ученика

Класс, школа

Тема работы

Мероприятие для защиты работы

Место

2009г.

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи»

12 районный конкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования, секция «Мировая художественная культура»

1 место

28 февраля 2009г.

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи»

II Сретенские чтения для детей и юношества, секция

«В начале было слово…»

1 место

16 мая 2009г.

Гадылшанова Юлия

11 класс

«Образ Христа в стихотворении в прозе И.С. Тургенева «Христос» и древнерусской иконописи»

Пермская городская программа к Дням славянской письменности и культуры. Прикамский народный Собор памяти святых равноапостольных Мефодия и Кирилла




2009г.

Глухова Марина

11 класс

«Тематика стихотворений в прозе И.С. Тургенева»

12 районный конкурс исследовательских работ учащихся учреждений общего и дополнительного образования, секция «Литература»

3 место


Я же попытался обратить особое внимание коллег всего лишь на один момент использования Интернет – ресурсов в педагогической деятельности – при работе с учащимися над их исследованиями, - когда учащиеся осуществляют поиск и использование учебной информации, значимой с точки зрения целей проектно-исследовательской деятельности обучаемых, основанный на взаимодействии с ресурсами сети Интернет. В этом случае применения образовательных ресурсов сети Интернет педагог решает задачу подбора нужной учебной информации из образовательных ресурсов в соответствии с методикой организации исследовательской деятельности.


1 Громова Т.В. Организация исследовательской деятельности // Практика административной работы в школе. – 2006. - № 7.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Павловская сош» iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Моу «Павловская сош» iconОтчет о результатах самообследования
Павловская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов Павловского муниципального района Воронежской...
Моу «Павловская сош» icon“ Презентация педагогического опыта”
Васильева Лидия Николаевна, учитель начальных классов моу павловская сош №1 мо «Павловский район»
Моу «Павловская сош» iconОтдел образования администрации г. Гуково распоряжение
На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,...
Моу «Павловская сош» iconМоу «Средняя общеобразовательная школа №1» за 2010 2011 учебный год моу «сош№1»
Моу «сош№1» городского округа Протвино функционирует с 14 ноября 1962 года. Имеет лицензию на образовательную деятельность со сроком...
Моу «Павловская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ифнс россии №5 по Белгородской области приняли участие в проведении общероссийского открытого урока в моу “Пролетарская сош n1 ”,...
Моу «Павловская сош» icon«Согласовано» «Утверждено» Заместитель директора по увр директор моу «сош №3» моу «сош №3»
Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения
Моу «Павловская сош» iconУчитель, библиотекарь моу сош №43) Калинина О. В. (зав библиотекой моу сош №43)
Познакомить учащихся с биографией писателя, вспомнить его произведения и в игровой форме закрепить полученные знания
Моу «Павловская сош» iconИсследовательская работа Автор: Овчинникова Диана Класс 1 мкоу «Павловская сош»
Сборник заданий к типовому расчету по математической статистике: учебно-методическое пособие/ Л. А. Секованова, Т. А. Андревкина,...
Моу «Павловская сош» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности моу «Красноярская сош» за 2011 год
Одобрен Управляющим советом моу «Красноярская сош» протокол №9 от 15 марта 2012 года
Моу «Павловская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моу сош №5 была открыта 1 сентября 1988 года моу сош №5 функционирует как образовательное учреждение для 19 классов-комплектов
Моу «Павловская сош» iconОтчет учителя географии и экономики моу «сош №1»
Стаж работы – 30 лет, педагогический 22 лет, из них более 18 лет в моу «сош №1»
Моу «Павловская сош» iconПубличный доклад моу коменская сош за 2007-2008 уч год Общие сведения...
Юридический адрес: 623502, Свердловская область, Богдановичский район, село Коменки, улица зо лет Победы, 14
Моу «Павловская сош» iconРабочая программа по биологии в 7 классе муниципального образовательного учреждения
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
Моу «Павловская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»
Моу «Павловская сош» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководитель мо заместитель директора по увр директор моу «Татарско- моу «Татарско- толкишская сош» Толкишская сош»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск