Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»





Скачать 170.19 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Дата публикации22.12.2014
Размер170.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
МОУ «Бырминская основная общеобразовательная школа»

Принято на педсовете
протокол № 1
от 26.08.2013



«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _______________

Субухатдинов Ф.З.

Приказ № ______ от
« ___ » ___________20 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Основы безопасности жизнедеятельности»

на 2013-2014 учебный год


КЛАСС: 8

УРОВЕНЬ: базовый

УЧИТЕЛЬ: Шайхуллин Марат

Расихович

Бырма

2013
Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе «Программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности 5-9 кл». Москва. Дрофа 2006. Программа рассчитана по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

Преподавание ведется по учебнику ОБЖ – 8 кл. Авторы: С.Н.Вангородский, М.И.Кузнецов, В.Н.Латчук, В.В.Марков; М.Дрофа.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

Содержание программы выстроено по четырем линиям:

1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни;

2. Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях.

3. Основы здорового образа жизни;

4. Оказание первой медицинской помощи;

Цели и задачи курса:

  • воспитание ответственного отношения к окружающей природ­ной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

  • развитие личных духовных и физических качеств, обеспечива­ющих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; разви­тие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; подго­товку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину Рос­сийской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и го­сударства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоро­вом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при не­отложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области бе­зопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различ­ных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реаль­ной обстановки и своих возможностей.
Итоговый и промежуточный контроль знаний обучающихся осуществля­ется в виде тестирования.
В ходе изучения предмета обучающиеся получают знания о здоровом образе жиз­ни, о чрез­вычайных ситуациях природного и техногенного харак­тера, их последствиях и мероприятиях, проводимых го­сударством по защите населения. Большое значение прида­ется также формированию здорового образа жизни и профилактике вредных привычек, привитию навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим.
Место предмета в базисном учебном плане

Программа рассчитана на изучение курса «основ безопасности жизнедеятельности» в VIII классе в течение 34 часов, из расчета 1 час в неделю.
В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-практикум;

  • Урок закрепления знаний, умений и навыков (ЗУН);

На большей части учебных занятий используется самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников. Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «ОБЖ» предусмотрены:

  1. Тематические зачеты;

  2. Тематическое бумажное или компьютерное тестирования;

  3. Устные ответы, с использованием иллюстративного материала;

  4. Письменные ответы по индивидуальным карточкам-заданиям;

  5. Итоговые контрольные работы;

  6. Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:

  • использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • творческое решение учебных и практических задач;

  • сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;

  • соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

  • использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.


Содержание учебного материала
Раздел 1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (24 часа)

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы (4 часа)

Понятие о промышленных авариях и катастрофах. Потенциально опасные объекты.

Глава 2. Взрывы и пожары (3 часа)

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Причины возникновения пожаров в жилых и обще­ственных зданиях. Меры пожар­ной безопасности при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня.

Правила безопасного поведения при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале). Способы эвакуации из горящего здания.

Возникновение пожара на транспорте и его причины. Правила безопасного по­ведения в случае возникновения пожара на транспорте.

Глава 3. Аварии с выбросом химически опасных веществ (4 часа)

Промышленные аварии с выбросом опасных хими­ческих веществ. Химически опасные объекты произ­водства. Аварийно химически опасные вещества (АХОВ) их характе­ристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества.

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ (7 часов)

Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Производственный и научно-технологический потенциал атомной энергетики в Российской Федерации.

Последствия радиационных аварий. Свойства радиоактивных веществ. Вредные последствия радиационного воздействия на людей и животных. Классификация возможных последствий облучения людей. Особенности радиоактивного загрязнения местности при аварии на объекте ядерной энергетики.

Характер поражения людей и животных при авариях на ядерных энергетических установках и при транспортировке радиационно-опасных веществ. Понятие о степени лучевых (радиационных) поражений. И их зависимость от полученной дозы и времени облучения. Однократное и многократное облучение. Последствия острого однократного и многократного облучения организма человека.

Характеристика радиоактивного загрязнения сельскохозяйственных растений и продуктов питания при авариях на ядерных энергетических установках. Механизм загрязнения. Допустимые значения загрязнения продуктов питания и воды.

Что должно знать население, проживающее в непосредственной близости от радиационно-опасных объектов? Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Подготовка к эвакуации. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Правила безопасного поведения при проживании на загрязненной местности.

Защита населения при радиационных авариях. Мероприятия защиты населения. Режим радиационной защиты. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики. Контроль за потреблением продуктов питания.

Глава 5. Гидродинамические аварии (2 часа)

Гидродинамические аварии. Виды гидродинамических аварий. Понятие о гидродинамически опасном объекте. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов: постоянные, временные, основные, второстепенные. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий.

Причины аварий, сопровождающиеся прорывом гидротехнических сооружений и затоплением территорий. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Последствия аварий на гидродинамически опасных объектах.

Мероприятия, направленные на предотвращение или ограничение масштабов катастрофического затопления. Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах .

Правила без­опасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии.

Глава 6. Нарушение экологического равновесия (4 часа)

Нарушение экологического равновесия в местах проживания. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Экология и экологическая безопасность.

Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о пре­дельно допустимых концентрациях загрязняющих ве­ществ. Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания.

Правила безопасного поведения в экологически небла­гоприятных районах.
Раздел 2. Основы медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи (5 часов)

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами (3 часа)

Медицинская (домашняя) аптечка. Перевязочные и лекарственные средства. Средства индивидуальной защиты органов дыхания (противогаз ГП-7, детский противогаз ПДФ-Ш). Их использование. Пути проникновения химических веществ в организм человека, характерные общие признаки химического отравления. Общие принципы неотложной помощи при поражении опасными химическими веществами при:

поступлении СДЯВ через дыхательные пути; попадании СДЯВ на кожу; поступлении СДЯВ через рот.

Поражение СДЯВ удушающего действия. Периоды развития поражения. Признаки поражения. Первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ общеядовитого действия. Признаки отравления синильной кислотой. Степени поражения. Первая медицинская помощь. Признаки отравления оксидом углерода и первая медицинская помощь. Признаки отравления мышьяковистым водородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ удушающего и общеядовитого действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероводородом и первая медицинская помощь.

Поражение СДЯВ нейротропного действия. Общие признаки отравления и первая медицинская помощь. Признаки отравления сероуглеродом и оказание первой медицинской помощи.

Поражение удушающими и нейротропными СДЯВ. Признаки отравления аммиаком и первая медицинская помощь.

Поражение солями тяжелых металлов и мышьяка. Признаки острых отравлений. Особенности отравлений соединениями тяжелых металлов, мышьяка, ртути, свинца, меди. Признаки ингаляционных отравлений парами ртути и соединений тяжелых металлов. Оказание первой медицинской помощи.

Глава 2. Первая медицинская помощь при отравлениях препаратами бытовой химии (2 часа)

Химические ожоги и их причины. Первая медицинская помощь при ожогах. Особенности оказания первой медицинской помощи при ожогах кислотами и щелочами.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни ( 5 часов)

Занятия физической культурой и спортом. Закаливание организма.

Глава 2. Основы репродуктивного здоровья подростков (3 часа)

Влюбленность и эротика. Половая система человека.
Межпредметные связи:

География, химия, биология.
Знать и уметь:

(минимальные требования к уровню подготовки учащихся)

  • Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

  • Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;

  • Знать правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в старшем школьном возрасте;

  • Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;

  • Знать основы здорового образа жизни;

  • Объяснять и применять на практике правила дорожного движения, знать об ответственности за их нарушение.


Критерии оценивания:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

Календарно-тематическое планирование.

Количество часов:

Всего – 34 часа, в неделю- 1 час.
Темы сообщений, рефератов:

1. Состояние природной среды и жизнедеятельности человека

2. Изменение состава атмосферы

3. Изменение состава гидросферы

4. Изменение состава суши

5. Занятия физкультурой и спортом

6. Закаливание организма подростка


№ УРОКА

§

Тема(8)


1
2
3
4

5

6


7


8


9
10

11


12


13
14

15
16
17
18

19


20
21
22

23
24

25


26


27

28


29

30

31
32
33
34



1.1.
1.2.
1.3.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

3.1.

3.2.
3.3.

3.4.

3.5.
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.

4.7.


4.8.
5.1.
5.2.

5.3.
5.4.

6.1.

6.2.
6.3.
6.4.

6.5.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.
1.7.
1.8.

2.1.

2.2.

1.1.
1.2.
1.3.

2.1.
2.2.


РАЗДЕЛ I.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА.
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы.
ЧС техногенного характера и их классификация.
Опасности аварий и катастроф.
Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях.
Тестовый тематический контроль.
Глава 2. Пожары и взрывы.
Аварии на пожаро – и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве.
Общие сведения о пожаре.
Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.
Основные поражающие факторы пожара и взрыва.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах.
Пожары и паника.
Тестовый тематический контроль.
Глава 3. Аварии с выбросом сильнодействующих

ядовитых веществ.
Виды аварий на химически опасных объектах.
Опасные химические и сильнодействующие ядовитые вещества и их поражающее на организм человека.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
Безопасные каникулы.
Защита населения от сильнодействующих ядовитых веществ.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.
Тестовый тематический контроль.
Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Радиация вокруг нас.
Виды аварий на радиационно опасных объектах.
Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.
Последствия радиационных аварий.
Особенности радиоактивного заражения местности.
Характер поражения людей и животных. Загрязнение сельскохозяйственных растений и продуктов питания.
Правила безопасного поведения при радиационных авариях.
Безопасные каникулы.
Защита населения при радиационных авариях.
Тестовый тематический контроль.
Глава 5. Гидродинамические аварии.
Виды аварий на гидродинамически опасных объектах.
Причины гидродинамических аварий и их последствия.
Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамических опасных объектах.
Правила безопасного поведения при гидродинамических авариях.
Тестовый тематический контроль.
Глава 6. Нарушение экологического равновесия.
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды).
Изменение состояние гидросферы (водной среды).
Изменение состояния суши (почвы).

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.
Тестовый тематический контроль.
РАЗДЕЛ II

ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.
Глава 1. Первая Медицинская Помощь при поражении

сильнодействующими ядовитыми веществами.
Воздействие химических веществ на человека.
ПМП при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами удушающего действия.
ПМП при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами общеядовитого действия.
ПМП при поражении сильнодействующими ядовитыми веществами удушающего и общеядовитого действия.
ПМП при отравлении сильнодействующими ядовитыми веществами нейротропного действия.
ПМП при поражении удушающими и нейротропными сильнодействующими ядовитыми веществами.
ПМП при отравлении солями тяжёлых металлов и мышьяка.
ПМП при ожогах химическими веществами.
Безопасные каникулы.

Глава 2. Первая Медицинская Помощь при отравлениях.
ПМП при отравлении бытовыми химикатами.
ПМП при отравлении минеральными удобрениями.


Тестовый тематический контроль.


РАЗДЕЛ ІІІ.

ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Глава 1. Физическая культура и закаливание.
Занятия физкультурой и спортом.
Закаливание организма.
Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.
Тестовый тематический контроль.
Глава 2.Основы репродуктивного здоровья подростков.
Признаки беременности.
Рождение ребёнка и уход за новорождённым.
Экскурсия.
Безопасные каникулы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Авторы: Смирнов ат., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, комплексная программа. (Программы для общеобразовательных...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса (далее Рабочая программа) разработана на основе...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
М.: Просвещение, 2011 в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета: «Основы безопасности и жизнедеятельности»
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета: основы безопасности жизнедеятельности....
Обж с использованием примерных программ по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности». 5-9 классы (Стандарты второго...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета Основы безопасности жизнедеятельности
Учебная программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с Государственным образовательным...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа курса основы безопасности жизнедеятельности 11...
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников,...
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее обж)
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М....
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» iconРабочая программа элективный учебный предмет по Основам безопасности...
Программа элективного учебного предмета «Основы подготовки к военной службе» предназначена для учащихся 11-х классов, рассчитана...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск