Скачать 0.58 Mb.
|
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Тема 7: Конфликты и способы их решения
ВОПРОСЫ:
1. Понятие конфликта Слово конфликт пришло в русский и другие языки из латыни. В латинском языке conflictus означает буквально столкновение. Конфликты в нашей жизни неизбежны. А раз так, то остаётся лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них какую-то пользу. В основе определения этого понятия достаточно часто используется понимание конфликта как столкновения, вызванного противоречием установок, целей и способов действия по отношению к конкретному предмету или ситуации. Таким образом, конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями [8]. 2. Причины конфликта Существует 6 основных причин возникновения конфликта:
3. Структурные элементы конфликта Можно выделить несколько важнейших составляющих конфликта: а) Конфликтующие стороны. В конфликте участвуют, как минимум, две конфликтующие стороны (оппоненты) – отдельные индивиды или целые группы. Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники (сочувствующие, провокаторы, примирители и консультанты). б) Зона разногласий. Зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос, вызвавший конфликт. Она не всегда легко распознаваема, границы её подвижны. в) Представление о ситуации. Каждый из участников конфликта составляет своё представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. г) Мотивы. Если представления о ситуации не совпадают, то мотивы тоже расходятся. То есть, в данной ситуации стремления, желания этих людей не совпадают, оказываются несовместимыми. д) Действия. Конфликтное действие и поведение образует сам процесс конфликта. е) Конфликтная ситуация. Наличие конфликтной ситуации свидетельствует о сформировавшихся конфликтогенных факторах, говорит о появлении инициатора конфликта, а также о готовности поддержать его со стороны других субъектов со сложившейся установкой на конфликт. ж) Познавательные, эмоциональные и волевые компоненты. з) Предмет конфликта. Всё то, по поводу чего возникло противоборство. 4. Функции конфликта Выделяют несколько функций конфликта:
Различаются следующие стадии конфликта: а) Возникновение. Сюда входят предконфликтная стадия, а также стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации, а также само возникновение конфликта, где предконфликтная стадия – это отношения чаще напряжёненные, между будущими оппонентами, а конфликтная ситуация – причина конфликта. б) Развитие. Содержание процесса развития конфликта связано с переходом от неполного (частичное противоборство) к полному противодействию. В процессе развития выделяют нарастание напряжённости в противодействии, её спад, а также регулирование, как перевод конфликта в русло желательных “правил игры”. в) Разрешение конфликта, либо выход из него одной из сторон.
Существуют разнообразные варианты классификации конфликтов, и соответственно различным основаниям можно выделить разнообразные типы конфликтов: а) по составу участников конфликта: - внутриличностные; - межличностные; - групповые (между неформальными малыми группами); - конфликты в организациях (между группами-коллективами); - межгрупповые конфликты (между большими социальными группами) б) по сфере существования конфликта: - деловые; - семейные; - имущественные; - бытовые в) по своему эффекту: - конструктивные; - деструктивные г) по критерию реальности или системности-ложности: - “подлинный” (существует обыкновенно и воспринимается адекватно); - “случайный” (зависящий от легко изменяемых обстоятельств, что не всегда осознаётся сторонами); - “смешенный” (имеется в виду явный конфликт, за которым скрывается другой, невидимый конфликт, лежащий в основе явного); - “неверно приписанный” (стороны ошибочно понимают друг друга и неверно истолковывают проблемы); - “латентный” (должен был бы произойти, но его нет, так как по тем или иным причинам он не осознаётся); - “ложный” (отсутствуют объективные основания конфликта, и он существует в силу ошибок восприятия и понимания). 8. Стратегии поведения в конфликте Согласно концепции Томаса-Килмена, выделяется пять основных стратегий человеческого поведения в конфликтной ситуации:
9. Преодоление конфликтов Существует два вида пути преодоления конфликта: а) деструктивное (в данном случае выигрывает только одна сторона, путём открытой борьбы, либо уступок или приспособление другой); б) конструктивное (в данном случае выигрывают обе стороны, путём сотрудничества или компромисса). В конструктивном решении конфликта выделяют 4 основных этапа: - прояснение конфликтной ситуации, выявление подлинной проблемы (используется активное слушание, принцип “здесь и сейчас”, равное участие и концентрация не проблеме, а не на эмоциях); - выявление нескольких возможных решений (предложения с той и другой стороны); - оценка предложений и выбор наиболее приемлемого (отказ то принципа “победа любой ценой”); - выполнение решения, его проверка. Если в межличностном конфликте негативные тенденции и оппоненты не могут или не желают идти на диалог друг с другом, то следует использовать косвенные методы урегулирования межличностного конфликта (“выход чувств”, “положительное отношение к оппоненту”, “вмешательство третьего”, “обнажённая агрессия” и др. [6]). 10. Основные формы завершения конфликтов Завершение конфликта может быть достигнуто либо самими конфликтующими сторонами без чьей-либо помощи, либо путём подключения третьей стороны. Существует три способа действий, посредством которых конфликтующие стороны X и Y могут попытаться выйти из состояния конфликта:
Основные способы разрешения конфликта можно представить схематически следующим образом: Y X Разъединение Насилие Переговоры Примирение БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Тема 8: Деловое общение: виды и формы. Сущность
1. Понятие “делового общения” Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он вообще учитывает в общении, он может облегчить себе деловое общение или даже сделать его невозможным. Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата, решение конкретной проблемы или реализацию определённой цели. Деловое общение – общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того/иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой… Предмет делового общения – дело. Особенности делового общения:
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнёрами существует пространственно-временная дистанция). Формы делового общения:
Деловое общение – это прежде всего коммуникация, то есть обмен информацией, значимой для участников общения. Коммуникация должна быть эффективной, способствовать достижению целей участников общения. Все средства общения (в том числе и делового) делятся на 2 большие группы: вербальные и невербальные. Согласно данных исследований передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) на 38%, а за счёт невербальных средств – 55%. 2. Ролевое поведение в деловом общении Любой акт делового общения может быть представлен как ролевое поведение. “Роль” – это способ поведения, задаваемый обществом. Она складывается из 2-х переменных – базовых психологических установок нашего “Я” и ожиданий других людей. Бывает, что в течении одного дня деловому человеку приходится “играть” несколько ролей: руководителя, коллеги, подчинённого, партнёра по переговорам и тому подобное. Виды установок по отношению к окружающим: “Я хороший – ты хороший”. Это самая нравственная и продуктивная установка. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они сотрудничают конструктивно. “Я хороший – ты плохой”. Эта установка хороша для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счёт унижения других, что аморально и малопродуктивно. “Я плохой – ты плохой”. Такая установка типична для людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по сравнению с другими людьми. Они стремяться избегать тесных контактов с окружающими. “Я плохой – ты плохой”. Эта установка ведёт к саморазложению личности, порождает чувство безнадёжности и потерю интереса к жизни. 3. Спор в деловом общении Спор – это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ её коллективного исследования, при котором каждая сторона, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины. Выделяют два вида целей ведения спора: I. Конструктивные: а) обсудить все возможные варианты решения проблемы; б) привлечь на свою сторону как можно больше лиц, готовых к сотрудничеству; в) оценить возможных единомышленников и противников II. Деструктивные: а) завести решение проблемы в тупик; б) опорочить идею и её автора; в) разгромить инакомыслящего А. Петренко в своей работе “Безопасность в коммуникации делового человека” приводит практические рекомендации по правилам отстаивания своей точки зрения, по технике убеждения партнёра:
а) сразу признавайте правоту партнёра, если он прав; б) оперируйте теми аргументами, которые уже приняты Вашим партнёром; в) сначала ответьте на аргументы партнёра, а уж потом приводите свои собственные; г) в любой ситуации сохраняйте вежливость.
а) направляйте свою аргументацию на цели и мотивы партнёра; б) избегайте простого перечисления фактов, лучше покажите их преимущества; в) соизмеряйте темп и насыщенность своей аргументации с особенностями восприятия Вашего партнёра.
а) Метод перелицовки. Постепенное подведение партнёра к противоположным выводам. б) Метод “Солями”. Постепенное подведение партнёра к полному согласию с Вами. в) Метод расчленения. Разделение аргументов партнёра на неверные с последующим доказательством несостоятельности его общей позиции. г) Метод положительных ответов. Разговор с партнёром строится так, чтобы он отвечал утвердительно на ваши первые вопросы. Потом он будет проще соглашаться с Вами. д) Метод замедления темпа. Умышленное замедление, проговаривание вслух наиболее слабых мест в аргументации партнёра. е) Метод двусторонней аргументации. Указывайте партнёру как сильные, так и слабые места того, что Вы предлагаете. 4. Имидж делового человека “Имидж – это искусство управлять впечатлениями” – Э. Гофман. Для имиджа делового человека очень важна тактика общения. К одному из требований к тактике общения относят умелое использование механизмов психологического воздействия. Различают такие механизмы психологического воздействия:
Эти требования нельзя рассматривать изолированно друг от друга. Нельзя отдавать предпочтение одному, игнорируя остальные. Но у каждого человека свой личный образ, свой стиль. Что же является общим, основополагающим для всех? Это манеры, внешний облик, походка, одежда, взгляд и улыбка, макияж и причёска. Манеры. Хорошие манеры служат признаком нравственной утончённости. Здесь велика роль любезностей и комплиментов. Наиболее универсальный приём, при умелом использовании которого практически всегда удаётся расположить собеседника к себе, - это сделать ему комплимент. Внешний облик. Сюда включаются походка, жесты и красота тела. Сократ сказал, что человеком признаётся тот, кто способен владеть своим телом. Владеющий своим телом человек самоутверждает себя. Походка. Телодвижение устойчиво фиксируется в походке. Она – своеобразная картограмма личности, её составляющие: ритм, динамика шага и масса тела. По походке можно судить о самочувствии человека, его возрасте и характере. Жесты. Наши жесты – телесное проявление эмоций и мыслей. Они несут в себе огромное количество информации, которая чаще более искреннее, чем произносимые слова. Одежда. Одежда является визитной карточкой. Она оказывает психологическое воздействие на партнёра по общению, нередко предопределяя их отношение друг к другу. При выборе одежды нельзя не считаться со своими физическими данными. Следует принимать во внимание её функциональное значение: куда вы идёте – на работу, в гости или на официальный приём. Лицо. Лицо – это самая выразительная составляющая имиджа, оно – наше зеркало. На лице различают 3-и зоны: верхнюю (лоб), среднюю (брови, нос, глаза), нижнюю (подбородок). Броским информативным источником являются глаза. Не менее выразительная часть лица – губы. Чрезвычайно велика роль улыбки. Улыбающееся лицо чаще вызывает расположение к его обладателю. Макияж. Это способ ухода за лицом, который позволяет скрыть его дефекты. Практическое назначение макияжа – придать лицу эстетичность и привлекательность. Причёска. Причёска очень важна в создании имиджа. Она делает женщину привлекательной, а мужчине придаёт характер. Выбор причёски производится с учётом фигуры, типа лица, формы головы. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ Тема 9: Этика деловых отношений и деловой этикет
1. Понятие делового этикета и этики деловых отношений Этика деловых отношений – это совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Этикет связан с этикой: этика вырабатывает моральный кодекс поведения, выясняет историю возникновения и социальную направленность правил этикета, пропагандирует требования этикета; этикет опирается на мораль, целесообразность, эстетизм, доброжелательность и традиции. Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Деловой этикет представляет внешнюю сторону деловых отношений. Деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодовлеющей, не должна оказывать и гипнотического влияния на партнёра. В бизнесе есть золотое правило: заботиться о своих клиентах и сотрудниках, а рынок позаботится о тебе. Трудно приобрести хорошую репутацию, на это уходят года, а утратить её можно мгновенно и зачастую из-за пустяка: не ответив на телефонный звонок или письмо вовремя, не послав факс, которого ждут и так далее. Вот почему очень важно соблюдать этику и этикет деловых отношений. В деловых отношениях можно выделить сферы:
Для каждой из них существую свои правила этикета и этические принципы. 2. Общие этические принципы в деловом общении Золотое правило этики общения: “Относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы отнеслись к Вам”. I. Этика делового общения “сверху-вниз”. Нравственные эталоны:
II. Этика делового общения “снизу-вверх”. Нормы и принципы:
III. Этика делового общения по “горизонтали”. Принципы:
3. Деловая беседа: этика и этикет Деловая беседа – это форма межличностного общения, предполагающая обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией. Успех беседы во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники знают друг друга, правильно ли уяснили особенности характера своего партнёра и выбрали верный тон разговора с ними. Структура деловой беседы:
Наиболее типичные ошибки, допускаемые участниками деловой беседы:
Чтобы беседа была успешной, нужно не допускать таких ошибок. 4.Этика и этикет: деловые переговоры Переговоры – это обсуждение с целью заключения соглашения между кем-либо по какому-либо вопросу. Переговоры – эффективное средство разрешения конфликтов, спорных вопросов, установления доброжелательных отношений и налаживания сотрудничества. Но переговоры – это не спор, не поле битвы, поэтому садиться за стол переговоров с настроением одержать верх над противником недопустимо. Успешные переговоры – это прежде всего взаимовыгодные решения, то есть наиболее приемлемые для той и другой стороны в данной ситуации. Переговоры состоят из 3-х основных этапов:
Техника ведения переговоров (2-а метода):
Тактика ведения переговоров. Конкретные приёмы:
Эти приёмы следует применять лишь в том случае, когда у партнёра более выгодная позиция. 5.Деловая переписка: этика и этикет Переписка – это общение в миниатюре, овладение его – это и труд порой нелёгкий и искусство. Толковая деловая переписка способствует увеличению оборота фирмы, улучшению взаимосвязи различных служб, установлению прочных связей с потребителями. Пред тем как писать письмо следует уточнить моменты:
Правила для написания деловых писем:
Современную деловую жизнь невозможно представить без телефона. Умение сотрудников фирмы вести телефонные переговоры, в конечном счете, определяет её репутацию, размах её деловых операций. При подготовке деловой беседе по телефону, ответьте на вопросы:
Основные требования, предъявляемые к телефонному разговору:
Структура телефонного разговора:
К невербальным средствам общения относятся:
В деловом общении важен ваш взгляд: чтобы собеседник доверял вам, надо, чтобы ваши взгляды встречались 60-70% всего времени общения. Рекомендуется смотреть на лоб партнёра (область 3-его глаза), если вы ждёте делового общения: этот взгляд как бы говорит “вы умный человек, я ценю вашу сообразительность”. Важную информацию выдают зрачки: при радостном возбуждении они расширяются в 4 раза; при мрачном настроении зрачки сужаются. Важно соблюдать дистанцию в общении. У человека есть личный воздушный переносной пузырь: его размер зависит от плотности населения того места, где он вырос, от общественного и служебного положения. Радиус этого пузыря среднего европейца примерно одинаков, и его можно разбить на 4 зоны:
Тот кто, грешит против этой естественной закономерности, показывает лишь, что ему не хватает такта, настоящей оценки другого как личности. В деловом общении, поэтому очень важно видеть и правильно понимать невербальные сигналы другого человека. Социально-психологический тренинг как метод обучения и стимуляции познавательного интереса студентов к изучению психологических дисциплин Совокупность активных методов групповой работы направленных на получение дисциплинарных знаний, адеквантых социальных и профессиональных установок; на развитие умений и опыта в области межличностного общения, - принято называть единым термином – социально-психологический тренинг1. Л.А. Петровская отмечает, что “социально-психологический тренинг включает в себя ныне широкий спектр методических форм: видеотренинг, ролевое обучение, групповой анализ оценок и самооценок, невербальные методики”. Социально-психологический тренинг, выступая методом обучения студентов технических вузов психологическим дисциплинам, должен занять первостепенное положение. Это связано с тем, что профессиональная деятельность молодых специалистов не может реализоваться, если не учтён в полной мере психологический фактор в его практическом аспекте. Данный метод обучения студентов способен не только поднять сознание будущих инженеров и технологов на более высокий уровень, но и развить организаторские и коммуникативные способности, психологические навыки трудовой деятельности, культуру взаимоотношения с другими людьми и самим собой. См. Петровская Л.А. Компетентность в общении. М.,1989, с.9. Активные методы практической психологии, именуемые понятием “социально-психологический тренинг” позволяет, во-первых, процессуальную сторону обучения, а, во-вторых, приблизиться к личностным особенностям студентов, привести в движение самые тонкие психологические процессы. Особенностями социально-психологического тренинга как метода обучения являются:
Активные групповые методы (групповые дискуссии, ролевые игры и др.) социально-психологического тренинга выступают средством стимуляции познавательного интереса к изучению психологических дисциплин, особенно у студентов технических специальностей, которые расценивают учебные предметы данной направленности второстепенными. Первоначально социально-психологический тренинг воспринимается всего лишь как внешне привлекательная сторона обучения и активизирует познавательный интерес студентов. В дальнейшем при организации процессуальной стороны обучения делается ставка уже не на внешние стороны содержания учебного процесса, а на процесс освоения знания, закрепление новых умений и форм поведения. Таким образом, происходит переход внешних побуждений во внутренние, так как внешняя сторона активных форм обучения во многом определяется наличием внутренних побуждений и мотивов, которые необходимо учитывать при изучении психологических дисциплин. Об активизации познавательного интереса как внутреннего свойства личности студентов, как мотива их деятельности на занятиях по психологии можно судить по степени проявления следующих признаков: 1) положительная реакция студентов на предъявляемые задания и упражнения; 2) высокая степень активности в процессе учебной деятельности; 3) сосредоточенность внимания и минимум отвлечений; 4) стремление к самостоятельности и творческому подходу при выполнении заданий; 5) быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой; 6) эмоциональные проявления в ходе работы, сожаления по поводу окончания занятия. Социально-психологический тренинг как совокупность разнообразных методов, приёмов и форм активного обучения может первоначально использоваться как дополнительная стимуляция уже имеющихся у студентов познавательных интересов к психологической науке, а затем этот метод обучения может успешно влиять на уровень познавательных интересов, как внутреннего свойства студентов, их мотивов к деятельности. Если социально-психологический тренинг с помощью своих “специфических” методик позволяет влиять на формирование познавательных интересов студентов, прогнозировать и направлять их учебную деятельность, то этот метод заслуживает быть использованным в ходе обучения студентов психологический культуре. Кроме того, в ходе работы по выявлению обучающей и стимулирующей функции социально-психологического тренинга в процессе обучения студентов технического вуза психологии был выявлен важный педагогический фактор. Используя социально-психологический тренинг как один из методов обучения психологии, приходилось использовать его разнообразные формы, приёмы, методики. При этом стало возможным заключить, что в процессе преподавания психологии требуется не только дифференцированно подходить к выбору методов обучения, но и с помощью методов обучения влиять на уровень познавательного интереса студентов. ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА……………………………………………….3
2. ОСНОВНЫЕ СТИЛИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ………………………………………………………………9 3. ОПИСАНИЕ МЕТОДИК И СТРАТЕГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ……………………13
6. УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ В ЛИЧНОСТНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ…………………………………………..31 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………..32 1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА 1.1. Определение конфликта Что же такое конфликт? Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идёт о взаимодействии людей. В психологии |
Утверждаю декан юридического факультета История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | Программа курса Стандарт 032000 «Документоведение и архивоведение» Екатеринбург История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Аннотация к рабочей программе дисциплины Понятие и социально-психологические функции конфликта. Внутриличностные и межличностные конфликты. Объективные и субъективные предпосылки... | Учебно-методический комплекс по дисциплине: конфликтология специальности:... История и теория конфликтологии. Типология конфликтов. Понятие и содержание конфликта. Виды и функции конфликта. Структура конфликта.... | ||
Реферат по дисциплине “Политология” на тему “Политический конфликт:... Конфликты – постоянные спутники человека, сопровождающие его всю жизнь. Важную роль конфликта отмечали уже древние мыслители, утверждавшие,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Текст с материалом «Способы решения конфликта» и «Принципы управления конфликтом» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: формирование знаний о конфликте и его функций. Определение путей предупреждения конфликтных ситуаций и способы их решения,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – формировать понятие о регулярном и итерационном циклах; рассмотреть различные способы решения задач на накопление... | ||
Максим Музафаров елц святой Екатерины г. Казани Конфликты и противоречия сопровождают нас всю жизнь: напр., внутренние противоречия, т е конфликт с самим собой; конфликты с окружающими... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дать понятие иррациональному уравнению. Рассмотреть способы решения иррациональных уравнений | ||
Программа элективного курса «Разнообразные способы решения иррациональных... «Разнообразные способы решения иррациональных уравнений и неравенств» весьма актуальна. Ее рассмотрение обобщает опыт изучения в... | Урок в 11а классе Тема: Иррациональные уравнения (2 ч.) Цель: обобщить и закрепить навыки решения иррациональных уравнений методом возведения в степень. Рассмотреть другие способы решения... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная: ввести понятие показательного неравенства и простейшего показательного неравенства (ппн); рассмотреть способы решения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная – дать понятие иррациональных уравнений, показать способы решения иррациональных уравнений | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Выявление орфографической задачи на месте сочетаний [сн], [ с'н'] и способы её решения» | Корпоративные конфликты и конфликты интересов Общие научные исследования не приводят к четкому формулированию принципов, к необходимой детализации |