Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания





НазваниеПояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания
страница1/5
Дата публикации26.12.2014
Размер0.8 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
А.Н.Мансуров, Н.А.Мансуров, А.Ю. Пентин.

Естествознание

1.Пояснительная записка.

Цели и задачи изучения естествознания



Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (ФГОС) утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413, определяет в качестве приоритетных целей изучения предметной области «Естественные науки» следующие положения:

-сформированность основ целостной научной картины мира;

-формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

-создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

-сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

-сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

При использовании предлагаемого авторского УМК в качестве целей изучения интегрированного курса естествознание в старшей школе можно выделить:

обучение основам естествознания как науке о природе;

развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения учебных исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

воспитание убеждённости в познаваемости мира и возможности использования достижений естественных наук для развития цивилизации; осознанного отношения к реальности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

Задачами предметного курса являются:

освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на наши представления о природе, на развитие техники и технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения окружающих явлений, использования и критической оценки естественнонаучной информации, содержащейся в сообщениях СМИ, ресурсах Интернета и научно- популярных статьях, для осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

применение естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, защиты окружающей среды.

2.Общая характеристика учебного предмета


Бурное развитие естественных наук привело к резкому росту знаний об окружающем мире, осознанию человеком своего уникального места в природе, своих физических и интеллектуальных возможностей, формированию устойчивой познавательной потребности.

В результате накопления научных знаний человечеством получены впечатляющие результаты. Под влиянием науки стремительно меняются условия жизни огромного числа людей.

Изобретения ХХ века, технологии XXI века, ставшие возможными благодаря успехам естественных наук, неузнаваемо изменили облик современной цивилизации. Развитие машиностроения, робототехники, строительной техники, материаловедения, авиации, космической техники, ракетостроения, энергетики, биотехнологий, металлургии, химического производства, генной инженерии, средств связи, радиотехники и телевидения, электроники связано в первую очередь с успехами фундаментальных исследований в области естественных наук.

Разнообразие изучаемых природных явлений и экспериментальных методов, с помощью которых ведётся их изучение, привело к специализации и дифференциации наук.

Парадоксально, но при этом происходит обособление человека от окружающего мира, частью которого он является. При узкоспециализированном подходе к изучению природы подчас теряется общий, единый взгляд на окружающий мир, что усугубляется стремительным развитием различных наук, каждая из которых вносит свой вклад в создание обособленных друг от друга фрагментов общей картины мира.

Этой тенденции в истории развития науки противостоит другая - интегративная, системно образующая традиция, в основе которой лежит стремление учёных сформировать единый взгляд на окружающую природу, построить для человека единую картину окружающего мира. Носителями синтезированного подхода являются выдающиеся люди своей эпохи, обладающие энциклопедическими знаниями.

К их числу относятся мыслители различных времён и народов, например, такие как: Аристотель, Леонардо да Винчи, Н. Коперник, И.Ньютон, М.В. Ломоносов, М. Фарадей, Д.К. Максвелл, Вернадский В.И., А. Эйнштейн, Д.И. Менделеев, П. Дирак, Н. Бор, М. Планк и другие.

Отличительной чертой творчества этих людей является не только создание целостных картин окружающего мира, но и ярко выраженный гуманистический характер их мировоззрения.

Как показывает история развития культуры, разработка общих междисциплинарных подходов с гуманитарным содержанием к описанию окружающего мира имеет большое значение. Результатом такой интеллектуальной деятельности является создание не только новых интегрированных дисциплин, но и частнонаучных картин мира. Вершиной пирамиды интегрированных научных знаний о природе служит естественнонаучная картина мира, которая и является предметом современного естествознания. Естествознание, используя достижения конкретных естественных наук, изучает такие стороны природных явлений, которые являются общими для множества взаимодействующих объектов.

Под естественнонаучной картиной мира (ЕНКМ) будем понимать обобщенный образ окружающего мира, формируемый в сознании человека в виде совокупности природных объектов, находящихся в определенных отношениях, выявленных человеком в процессе познания природы с помощью научного метода.

Естественнонаучную картину мира можно представить в виде отдельных фрагментов, каждый из которых выражает существенную сторону окружающего мира, отраженную в сознании человека в виде совокупности соответствующих понятий.

ЕНКМ является результатом обобщения достижений не только отдельных естественных наук, но и определенных философских концепций, без которых построение ЕНКМ становится невозможным. Особенностью ЕНКМ является ее зависимость не только от особенностей природных явлений и закономерностей, но и от возможностей человека, воспринимающего природу. Другой особенностью ЕНКМ является максимальная общность при описании явлений из любой научной области исследования.

При таком подходе ЕНКМ выступает в качестве метода структурирования знаний о природе, позволяющего в сжатой форме представить содержание научных представлений человека об окружающем мире.

С помощью этого метода ЕНКМ формируется в сознании человека как результат познавательной и практической деятельности человека, вооруженного совокупностью эффективных методов исследования. Отдельные фрагменты ЕНКМ выступают частями единого целого, отражая объективные закономерности окружающего мира и многообразие отношений между природными объектами. Важнейшей составляющей ЕНКМ является фрагмент, характеризующий созидательную и преобразующую роль человека в природе, отражающий прикладной аспект естествознания, его связь с гуманитарными направлениями научных исследований.

Естествознание, рассматривая человека как природное явление, способствует формированию экологической культуры, определенного стиля поведения людей в природной среде, что имеет большое значение на современном этапе развития цивилизации.

Достижения естественных наук, их влияние на жизнь людей, не могли не сказаться на структуре и содержании школьного естественнонаучного образования в нашей стране и других развитых странах мира.

Представленный курс «Естествознание» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений создан в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования, с учетом возрастных и психологических особенностей обучаемых, спецификой интегрированного учебного предмета естествознание, современными знаниями в области естественных наук.

В курсе реализуется системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС. Этот подход подразумевает ориентацию на конкретные результаты образования, которые выражаются не только в овладении учащимися определенными знаниями, умениями и способами деятельности, но и в формировании личностных качеств, обеспечивающих мотивацию к осуществлению учебной деятельности и ее смысловое наполнение.

Учебный курс интегрирует знания по основным естественнонаучным предметам: физике, биологии и химии. Это объединение основано на общности естественнонаучного метода познания и тесной взаимосвязи различных структурных уровней организации природы. Курс предназначен для учащихся классов гуманитарных и социально-экономических профилей, с учетом того, что предмет «естествознание», в соответствии с ФГОС, может быть выбран этими учащимися в качестве основного естественнонаучного предмета.

Учебная информация по предлагаемому курсу структурируется таким образом, чтобы представить естествознание не как сумму знаний по физике, химии, биологии, экологии, астрономии, но как целостную науку о наиболее общих свойствах объектов существующего мира.

Структура учебного предмета представлена девятью разделами, каждый из которых отражает существенную часть её содержания.

В 10 классе изучаются первые пять разделов, представленных в программе. В разделе «Человек и окружающий мир» определяется предмет естествознания как науки об объектах окружающего мира, познаваемых человеком. Во втором разделе, с названием «Научный метод», обсуждаются особенности научного метода познания. Три последующих раздела: «Вещество в природе», «Свойства вещества» и «Физические поля», посвящены изучению двух видов материи с использованием современных представлений об уровнях их структурной организации, основных видах взаимодействия, практическому применению.

В 11 классе изучаются четыре раздела программы. В разделе «Природные процессы» изучаются эволюционные, термодинамические и синергетические процессы. Обсуждение современных синергетических представлений о развитии отрытых, незамкнутых природных систем служит основой для изучения в следующем разделе жизни как природного явления. В завершение изучается раздел «Естественнонаучная картина мира», в котором рассматриваются основные идеи и достижения современного естествознания с единой точки зрения.
3.описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Естествознание» является частью предметной области «Естественные науки» и соответственно может быть включен в виде отдельного предметного курса в основную образовательную программу для среднего (полного) общего образования образовательной организации. Программа по естествознанию для 10-11 классов предназначена в основном для гуманитарного и социально-экономического профилей и соответствует требованиям Федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию на базовом уровне. На изучение предмета отводится согласно учебному плану 210 часов, что соответствует 3 часам недельной нагрузки для обучающихся.

Программа реализуется:

в 10 классе за 105 часов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения;

в 11 классе за 105 часов инвариантной части учебного плана образовательного учреждения.
4.личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Содержание предмета направлено на реализацию следующих требований ФГОС к личностным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1. Воспитание гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения государственных символов (герб, флаг, гимн).

Достижению данного результата способствует включение в учебники предметной линии материалов, объективно отражающих роль отечественной науки и российских ученых в развитии мировой науки и технологий. Так, уже во введении к учебнику 10 класса отмечается роль М. В. Ломоносова в развитии естествознания и того направления в нем, которое предполагает описание природы с единых позиций, без дисциплинарных барьеров. Здесь же цитируется высказывание А.С. Пушкина о разносторонней деятельности М.В. Ломоносова. Далее в учебниках освещается вклад в мировую науку таких российских и советских ученых, как Д.И. Менделеев (в параграфе 10-211 «Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева» и ряде др. параграфов), К.Э. Циолковский (10-40), Э.Х. Ленц (10-44), П.Н. Лебедев и А.А. Глаголева-Аркадьева (10-45), А.Г. Столетов (10-50), А.М. Прохоров и Н.Г. Басов (10-52), Б.П. Белоусов и А.М. Жаботинский (11-10), И.И. Мечников (11-15), А.И. Опарин (11-24), В.И. Вернадский (11-37).

В учебниках также рассматриваются такие достижения отечественных науки и техники, как запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта Ю.А. Гагарина (10-37), изобретение радио А.С. Поповым, создание первого иконоскопа В.К. Зворыкиным и первого кинескопа Б.Л. Розингом (10-47), полет советских межпланетных станций «Венера-15» и «Венера-16», которые впервые провели радиолокацию поверхности Венеры (10-48), результаты, полученные российской космической станцией «Мир» (10-40), создание установки для термоядерного синтеза ТОКАМАК под руководством Л.А. Арцимовича (10-17), синтез минерала фианит, по своим качествам превосходящего природные алмазы, в Физическом институте Академии наук (10-35) и т.д.

В учебниках имеются также контрольные вопросы и задания, предполагающие самостоятельный поиск учениками информации, касающейся достижений отечественной науки, например, задание в 10-7: «Назовите имена российских и советских лауреатов Нобелевской премии, используя Интернет-ресурс».

Ряд вопросов, относящихся к биологическому разнообразию и природоохранной деятельности, напрямую связываются в учебниках с природой той местности, где проживают ученики. Об этом свидетельствует, например, задание в 11-22: «Приведите примеры биологических видов, характерных для места вашего проживания», – и ряд других заданий экологической направленности (примеры см. ниже, в комментарии к личностному результату о формировании экологического мышления).
2. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире.

Основная цель интегрированного предмета «Естествознание», а следовательно, и представленной предметной линии, – это формирование мировоззрения, основанного на современных естественнонаучных представлениях и понимании роли науки в мире. Важно при этом, что «Естествознание» (сам предмет и учебники) делает акцент на целостности этого мировоззрения, что достигается интеграцией знаний из разных естественных наук в единую систему. В представленных учебниках физические, химические, биологические и отчасти геологические знания подробно рассматриваются как сами по себе, так и объединяются в общую естественнонаучную картину мира, где те или иные дисциплинарные знания специализируются на описании своих структурных уровней организации природы. Отметим, что сама структура учебников во многом способствует решению этой задачи. Это и две первых главы учебника 10 класса «Человек и окружающий мир» и «Научный метод», и последняя глава 11 класса «Естественнонаучная картина мира», а также отдельные параграфы других глав, например, «Процессы самоорганизации» (11-10), «Единство состава вещества и законов природы во Вселенной» (11-41) и заключение учебника 11 класса и всего курса.

Мировоззрение подразумевает также наличие собственной точки зрения по тем или иным вопросам, основанной на знаниях и аргументации. Представляемые учебники включают контрольные вопросы и задания, предполагающие высказывание учеником своей аргументированной точки зрения, как например, такое задание: «Дайте оценку своего отношения к окружающему миру. Ощущаете ли вы себя частью природы или воспринимаете ее только как внешнюю среду?»

Вот примеры других заданий и вопросов подобного типа: «Как естествознание связано с расширением возможностей человека?» (10-9);

«Обоснуйте свое отношение к использованию атомной энергии» (10-17);

«Как вы относитесь к идее итальянского мыслителя Джордано Бруно о множественности Вселенных?» (11-2);

«Каково ваше мнение о возможности существования жизни вне Земли?» (11-24);

«Почему люди, несмотря на свое одинаковое происхождение, такие разные?» (11-27);

«Как вы считаете, можно ли будет бороться с болезнями человека более успешно, если установить соответствие между генами и свойствами организма» (11-28);

«Сформулируйте ваше отношение к клонированию человека» (11-30).

Вся глава 3 учебника 11 класса «Человек как природное явление» посвящена месту и роли человека в природе – и как ее части и как осознающему природу началу. В учебниках также показано, что научное мировоззрение часто бывает связано с вопросами этики, пониманием последствий практического использования некоторых научных открытий. Этим проблемам, например, посвящен параграф «Этические проблемы, связанные с развитием биотехнологий» (11-31), а также фрагменты ряда других параграфов.
3. Принятие и реализация ценностей здорового образа жизни, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

4. Формирование бережного, ответственного и компетентного отношения к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Два этих связанных между собой требования к личностным результатам образования реализуются в представленных учебниках, главным образом, через содержание главы 3 учебника 11 класса «Человек как природное явление». Особого внимания с точки зрения ценностей здорового образа жизни, неприятия вредных привычек, формирования ответственного отношения к здоровью заслуживают следующие параграфы этой главы:

«Генетические заболевания и возможности их лечения» (11-29);

«Природа вирусных заболеваний» (11-32);

«Проблемы рационального питания» (11-33), где дается научное обоснование потребности человеческого организма в тех или иных веществах, поступающих с пищей;

«Биохимическая основа никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей» (11-34);

«Влияние радиоактивных и электромагнитных излучений на организм человека» (11-35). Проблема воздействия радиоактивности на организм человека затрагивается также в 10-17.

Эти и подобные параграфы позволяют реализовать соответствующие требования стандарта не только за счет своего содержания, но и средствами вопросов и заданий, формирующих компетентности, которые ответственны за охрану собственного здоровья и здоровья других людей. В качестве примера приведем ряд таких вопросов и заданий:

«Какие неорганические вещества необходимы организму в большей степени и почему?» (11-33).

«Рассчитайте энергетическую ценность мяса, молока, рыбы и других продуктов питания по Вашему выбору» (11-33).

«Как можно преодолеть опасные для человека зависимости от вредных веществ?» (11-34).

«Проведите социологический опрос ваших одноклассников для выяснения их отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков» (11-34).

«Какие величины характеризуют воздействие излучений на человека?» (11-35).
5. Формирование основ экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.

Вопросы экологии рассматриваются в различных разделах учебников. Так, вопросы экологических рисков использования атомной энергии, тепловых машин обсуждаются соответственно в 10-17 и 11-9, связь глобального экологического кризиса со вторым началом термодинамики в 11-8. Однако наибольшее внимание задаче формирования основ экологического мышления уделяется в главах 3 и 4 учебника 11 класса, «Человек как природное явление» и «Естественнонаучная картина мира». Содержание таких параграфов этих глав, как «Биоразнообразие» (11-36), «Биосфера и роль человека в биосфере» (11-37), «Глобальные экологические проблемы и пути их решения» (11-45), «Личная ответственность человека за защиту и охрану окружающей среды» (11-46), способствует формированию экологического мышления на разных уровнях. От осознания собственной роли и собственных возможностей в защите и охране природы своей местности до понимания механизмов и глобального характера экологических проблем. Первый уровень можно, например, проиллюстрировать вопросами и заданиями:

«Какую роль играет человек в сохранении числа видов на Земле?» (11-36);

«Перечислите биологические виды, которые занесены в Красную книгу в том регионе, где вы живете» (11-36);

«Перечислите источники загрязнения окружающей среды в районе, где вы живете» (11-45);

«Какие меры Вы могли бы предложить, что бы улучшить природоохранную деятельность в нашей стране, вашей области, вашем городе?».

Уровень глобального экологического мышления и понимания конкретных причин экологических кризисов могут, например, характеризовать вопросы к параграфу 11-45:

«Какие явления характеризуют глобальный экологический кризис?

К каким последствиям приводят кислотные дожди?

К чему может привести разрушение озонового слоя Земли?

Какие источники приводят к химическому и радиационному загрязнению Земли?

Как предотвратить экологическую катастрофу на Земле?».
В целом средства реализации требований к данному личностному результату образования пересекаются со средствами реализации требования №2 (см. выше), поскольку задача формирования целостного мировоззрения, основанного на современных научных данных, включает в себя и основы экологического мышления, от глобального до личностного уровня. Тесную взаимосвязь этих идей можно наблюдать и в представляемых учебниках «Естествознание».

6. Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

7. Формирование способности к осознанному выбору будущей профессии и реализации собственных жизненных планов; формирование отношения к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Хотя учебники по интегрированному предмету «Естествознание» адресованы тем обучающимся, которые в дальнейшем вряд ли будут профессионально связаны с естественными науками, они вполне способны сыграть свою роль и в последующем выборе учащимися направлений для самообразования, и в понимании ими места выбранной профессии среди других профессий, и в формировании отношения к ряду проблем, встающих перед обществом. Для всего этого необходим определенный естественнонаучный кругозор и понимание роли науки в обществе. Именно эти задачи и решаются всем содержанием представленной предметной линии, а тем самым обеспечивается реализация двух близких по смыслу требований к личностным результатам образования.

Содержание предметного курса направлено на реализацию следующих требований ФГОС к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:
1. Формирование умений самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данный образовательный результат объединяет группу умений регулятивного типа, которые, главным образом, развиваются за счет правильной организации учебной деятельности в старших классах. Вместе с тем и методический аппарат учебника должен создавать условия для успешного формирования этой группы умений. В учебниках предметной линии «Естествознание – 10, 11» для создания этих условий используются следующие средства. Предисловие учебника включает в себя обращение к читателю, конкретному адресату, учащемуся классов гуманитарных и социально-экономических профилей. И здесь же имеется обоснование того, зачем «гуманитарию» надо иметь достаточно серьезные представления о естественных науках. Все это дает ученику возможность самостоятельно определить для себя цель изучения данного предмета. Далее, в параграфах и главах учебников предлагается инструментарий, с помощью которого ученик может самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою учебную деятельность. Так, каждый параграф предваряется постановкой проблемы, которая затем рассматривается в параграфе. Для этого используются подзаголовки «О чем пойдет речь?», «Обсудим затронутые проблемы». Это с самого начала ориентирует ученика на осмысленную, самостоятельную деятельность по освоению материала, в формате сотрудничества с автором. В конце каждого параграфа используются средства, помогающие ученику контролировать процесс освоения материала. Рубрика «Подведем итоги» призвана помочь ученику обобщить и выделить главное в параграфе и вместе с тем подчеркивает значимость этих умений, а следовательно, способствует их развитию у учащегося. Рубрики «Что нужно обязательно запомнить», «Что необходимо понять и усвоить», «Что нужно научиться делать» помогают ученику трансформировать цели в конкретные планируемые результаты. Рубрики «Контрольные вопросы» и «Контрольные задания» уже самим названием показывают, что используемые здесь инструменты являются средствами контроля и коррекции своей деятельности, самооценки и рефлексии.

В качестве инструментов организации учебной деятельности следует рассматривать и систему навигации, используемую в учебнике, где соответствующими значками маркируются: наиболее важные утверждения и определения, вопросы и задания к параграфу, дополнительные разъяснения, обращение к дополнительным цифровым образовательным ресурсам, итоговое обобщение содержания параграфа.

В качестве ресурса для эффективной организации деятельности учащегося следует рассматривать также Словарь терминов, Именной указатель и Предметный указатель, размещенные в конце учебника.
2. Формирование умений продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Коммуникативные умения, сформулированные в этом требовании, развиваются, главным образом, средствами организации учебного процесса, используемыми учителем. Вместе с тем методический аппарат учебника и УМК в целом также должен обеспечивать условия для такой организации учебного процесса: групповой работы, дискуссий, презентации результатов проектной и исследовательской деятельности. В представленной предметной линии такие условия создаются в процессе выполнения проектов (темы проектов размещены в конце каждого из двух учебников), лабораторных и практических работ. Все эти виды учебной работы предполагают и групповой формат выполнения, и презентацию результатов, и возможность их коллективного обсуждения (дискуссию). Отметим, что сами лабораторные и практические работы, а также примерные планы выполнения проектов будут размещены в «Сборнике лабораторных и практических работ, проектных заданий», компоненте УМК «Естествознание 10-11 классы».
3. Развитие навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыков разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания.

На реализацию этого требования направлена практически вся система контрольных вопросов и заданий предметной линии. Развитие навыков учебно-исследовательской деятельности обеспечивается преимущественно лабораторными и практическими работами. Сборник лабораторных и практических работ включает 7 лабораторных и 9 практических работ для 10 класса, 4 лабораторных и 4 практических работ для 11 класса. Лабораторная работа предполагает определение цели работы, формулировку задачи исследования, описание оборудования и хода исследования, формулировку выводов. Весь этот стандартный порядок способствует формированию и развитию навыков учебно-исследовательской деятельности. Развитие навыков проектной деятельности обеспечивается при выполнении проектов, возможные темы которых даны в конце учебников. Вот некоторые примеры таких тем:

«Ошибочные научные гипотезы в истории науки»;

«Скрытый мир» (о результатах использования электронного и туннельного микроскопов);

«Жидкие кристаллы в нашем доме»;

«Так ли просты одноклеточные?»;

«Продолжается ли эволюция человека?»

Многие контрольные вопросы и задания к параграфам способствуют развитию таких умений познавательной деятельности, как установление причинно-следственных связей, обобщение, выдвижение гипотез, формулирование выводов, экспериментальные умения, читательские умения. Ниже приводится некоторые примеры таких вопросов и заданий:

«Оказалось, что элементарных частиц в природе гораздо больше, чем химических элементов. В чем вы видите причину такого явления?» (10-21).

«Представьте себе, что плотность льда была бы больше плотности воды. Перечислите возможные последствия этого явления» (10-26).

«Оцените количество звезд во Вселенной» (10-37).

«Рассчитайте, какой ток потребляют все осветительные приборы в вашей квартире» (10-42).

«Убедитесь экспериментально в существовании силы Ампера» (10-43).

«Оцените возможности передачи электроэнергии на большие расстояния по кабелям» (10-46).

«Предложите радиолокационный способ для определения скорости автомобиля» (10-48).

«Как изменение энтропии связано с необратимостью процессов в макросистемах?» (11-8) – подобные вопросы направлены на формирование читательских умений, поскольку ответ на них фактически содержится в тексте параграфа, хотя и выражен иными словами и не в прямой форме.

«Как изменяется энтропия Земли за счет солнечного излучения?» (11-8).

«Почему уменьшение энтропии в открытых макросистемах в процессе самоорганизации не противоречит второму закону термодинамики?» (11-10).

«Продемонстрируйте явление осмоса» (11-15).

«Покажите, что с помощью четырех азотистых оснований можно закодировать 20 аминокислот» (11-19).

«Обоснуйте законы Менделя с генетической точки зрения» (11-22).

«Какие явления свидетельствуют о существовании на Земле биологической эволюции?» (11-23).

«Приведите научные аргументы в пользу выбранной вами гипотезы о происхождении жизни на Земле» (11-24).

«Почему современные обезьяны не превращаются в человека, а человек в обезьяну?» (11-26).

Комплекс умений, формируемых подобными заданиями, лабораторными и проектными работами, в итоге способствует формированию навыков разрешения проблем различного рода, поиска решения практических задач.
4. Формирование готовности и способности к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационно-познавательная деятельность учащихся, предусмотренная методическим аппаратом представленной предметной линии, включает в себя разные направления. Одно из направлений – самостоятельная работа с электронными образовательными ресурсами (ЭОР). В системе навигационных значков, которая вводится в самом начале учебника, присутствует значок для маркировки заданий, предполагающих обращение к ЭОР с целью расширения и углубления знаний учащихся по изучаемым темам. Полезные ссылки на ресурсы портала Федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru), созданного специально для информационной поддержки учащихся, размещены в конце каждого из двух учебников предметной линии. Эти ссылки имеют тематический характер и сгруппированы в соответствии с содержанием каждой главы учебника. Наряду со ссылками на ресурсы ФЦИОР значительное число параграфов включает задания, предполагающие самостоятельную работу учащихся со свободными ресурсами Интернет. Ниже приводятся характерные примеры таких заданий:

«Сделайте презентацию понравившихся вам изображений природных объектов, полученных с помощью электронного или туннельного микроскопов. Используйте Интернет-ресурс» (10-15).

«Подготовьте презентацию о последних исследованиях планет Солнечной системы, используя Интернет-ресурсы» (11-4).

Переработка информации, получаемой из ЭОР, создание на ее основе презентаций, использование в проектах предполагает широкое использование ИКТ, а значит, и совершенствование ИКТ-компетентностей учащихся. Ниже приведены еще два примера заданий, характеризующих деятельность по переработке (обобщению, систематизации) информации:

«С помощью презентации проиллюстрируйте роль естественных наук в развитии цивилизации» (10-9).

«Составьте словарь терминов, характеризующих процесс репликации ДНК» (11-18).

Переработка информации включает и ее анализ, интерпретацию, критическое оценивание. К этому направлению информационной деятельности можно отнести и большое число заданий, примеры которых приводились выше, в комментариях к другим, личностным и метапредметным, результатам образования. Типичными заданиями, предполагающими критическую оценку и интерпретацию информации, можно назвать задания к параграфам 10-18, 10-22.

Еще одно направление информационно-познавательной деятельности – преобразование информации из одной формы в другую. Сам характер изложения материала в учебниках демонстрирует образцы систематического использования различных форм представления информации: таблиц, схем, диаграмм, графиков. Например, обобщение содержания каждой главы учебника очень часто представляется авторами в виде схем и диаграмм, что делает привычным для учащихся использование этих форм. В заданиях к параграфам учащимся также часто предлагается использовать таблицы или схемы для обобщения и систематизации изученного материала:

«Составьте схему, поясняющую соотношение между отдельными естественными науками и естествознанием» (10-8).

«Составьте таблицы классификации элементарных частиц в зависимости от выбранного классификационного признака» (10-13).

Ориентация учебников представленной предметной линии не только на классические, устоявшиеся научные знания, но и на естественнонаучные открытия последнего времени, текущие исследования сама по себе неизбежно предполагает широкое поле для самостоятельной информационно-познавательной деятельности учащихся.
5. Владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства.

Реализация данного требования к метапредметным результатам образования обеспечивается такими видами деятельности, как высказывание и обоснование своей точки зрения по тем или иным вопросам (см. личностный результат №2), выступления с презентацией результатов проектной и исследовательской деятельности и обсуждение этих результатов (см. метапредметный результат №2), ответы на вопросы к параграфам в устной и письменной формах (см. метапредметный результат №3 и др.).
Содержание курса направлено на реализацию следующих требований ФГОС к предметным результатам освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования:

1) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

В результате изучения природы с помощью научного метода, у школьников должны сложиться следующие представления:

1.Мир един и состоит из природных объектов.

2. Природные объекты взаимодействуют друг с другом.

3. Взаимодействия объектов подчиняются природным законам.

4.Взаимодействие природных объектов приводит к существованию различных уровней их организации, разнообразию природных систем.

5. Природные объекты и системы существуют и развиваются в пространстве и времени.

6. Взаимодействие природных объектов и систем проявляется в природных явлениях и процессах, доступных для восприятия и изучения человеком.

7. Человек – часть природы. Его взаимодействие с окружающим миром определяется природными законами.

2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3) сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

4) сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6) сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.

Знания о наиболее важных открытиях и достижениях в естествознании (предметный результат №2) фактически являются основой содержания обоих учебников. В них освещаются главные открытия и современные научные представления в области дискретного строения вещества, природы физических полей, квантовых явлений, строения молекул, химических свойств вещества, клеточной теории, генетики, биологической эволюции, биоразнообразия, экологии, строения Вселенной и др. Здесь же следует обратить внимание и на специальный параграф, посвященный этой теме: «Наиболее важные естественнонаучные открытия и идеи, определяющие современные знания о мире» (11-40). Наряду с этим в учебниках рассматриваются и прикладные аспекты естественных наук, их влияние на развитие техники и технологий. В качестве примеров можно привести рассмотрение вопросов использования ядерной энергии (10-17), применения полимеров (10-24), способов получения электроэнергии (10-46), принципов радиосвязи и телевидения (10-47), применения лазеров (10-52). Значительная часть учебника 11 класса посвящена биотехнологиям, в частности методам генной инженерии, возможностям лечения наследственных заболеваний. Этот же учебник содержит и специальный параграф на эту тему: «Взаимосвязь между научными открытиями и развитием техники и технологий» (11-44), включая вопросы и задания, в которых учащимся самим предлагается разобраться в принципах применения научных достижений на практике. Примеры таких заданий имеются и в других параграфах:

«Приведите примеры использования полимерных материалов, которые вам известны» (10-24);

«Сделайте презентацию о возможных применениях фотоэффекта» (10-50).

Реализация требований к предметному результату №3 осуществляется в учебниках, в первую очередь, через объяснение принципов работы технических устройств, процессов в живых организмах, принципов рационального питания, применения научных знаний для обеспечения здорового образа жизни и защиты природы. Все эти аспекты были освещены в комментариях ко многим из предыдущих требований к личностным, метапредметным и предметным результатам.

Формирование представлений о научном методе познания и приемов естественнонаучного исследования (предметный результат №4) реализуется содержанием ряда глав и параграфов (например, глава «Научный метод» учебника 10 класса) и соответствующими заданиями, включая лабораторные работы и проектные задания. Комментарии к метапредметным результатам №3 и №4 (см. выше) следует рассматривать и как обоснование реализации требования №4 к предметным результатам.

Научный понятийный аппарат представленных учебников достаточно объемен, но его нельзя назвать и перегруженным, что было бы опасно для учащихся гуманитарных классов. Об оптимальном объеме этого аппарата свидетельствует Словарь терминов, имеющийся в учебниках. Тем самым этот аппарат действительно можно считать «рабочим» для учащихся, т.е. они вполне способны активно использовать его в той деятельности, которая определяется в предметном результате №5. Более подробно об использовании понятийного аппарата естествознания в информационно-познавательной деятельности см. комментарии к метапредметному результату №4.

Предметные результаты изучения предметной области «Естественные науки» включают предметные результаты изучения как традиционных учебных предметов, таких как физика, химия, биология, так и новой учебной дисциплины «Естествознание».

Для описания планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части образовательной области "Естественные науки" предлагается использовать требования к уровню подготовки выпускников.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка 4 цели и задачи изучения дисциплины 5 тематический план 6
Настоящая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом гуманитарных специальностей
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цели изучения курса «Аутсорсинг»
Ковальчук А. И. Аутсорсинг. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент» профиля...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины
Основные цели и задачи курса «Техника и технология сми» состоят в следующем. Цель курса познакомить студентов с современной техникой...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка, которая содержит: Цели и задачи дисциплины...
Философия", профиль подготовки "социально-аксиологический", форма обучения – очная
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения» очной и заочной форм обучения
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка требования гос к уровню знаний, умений и навыков,...
Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов озо специальности...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Банковский менеджмент»
...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная медицина»
...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия»
...
Пояснительная записка. Цели и задачи изучения естествознания iconПояснительная записка Цели и задачи
Основные направления работы


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск