Доклад на «Правительственный час»





Скачать 146.99 Kb.
НазваниеДоклад на «Правительственный час»
Дата публикации27.12.2014
Размер146.99 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
Доклад

на «Правительственный час», посвященный актуальным вопросам жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики
Марков Олег Иванович- министр

строительства, архитектуры и

жилищно-коммунального хозяйства

Чувашской Республики


Жилищно-коммунальное хозяйство, являясь одной из важнейших отраслей обслуживания, представляет собой наиболее крупную часть народного хозяйства. Основой его развития является рост населенных пунктов и потребности населения в услугах жилищно-коммунального хозяйства. Главная задача, стоящая на сегодняшний день перед органами власти - сформировать эффективные рыночные механизмы для изменения ситуации в отрасли, создать условия для работы организаций любых форм собственности в соответствии с современными требованиями, обеспечить представление жилищно-коммунальных услуг населению высокого качества, создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Реформа ЖКХ изменила структуру собственности жилья. За последние годы полностью изменилась система управления жилищным фондом. В целом, жилищный фонд Чувашской Республики общей площадью более 30,0 млн.кв.м управляется 163 управляющими организациями, 538 ТСЖ, 58 ЖСК, которым оказывается всесторонняя консультационная и информационная помощь, посредством проведения обучающих семинаров по вопросам ЖКХ, публикаций в сети Интернет материалов о развитии самоуправления в жилищной сфере, освещения положительного опыта управляющих организаций и ТСЖ.

В республике принят Закон Чувашской Республики о муниципальном жилищном контроле, который определяет порядок, права должностных лиц, уполномоченных осуществлять данный контроль, а также порядок взаимодействия органов муниципального жилищного контроля и органа регионального государственного жилищного надзора. Во всех муниципальных образованиях на сегодняшний день созданы соответствующие органы.

Общественный контроль, реализуемый населением, может и должен стать важным инструментом защиты интересов граждан, повышение эффективности ЖКХ. Проводится работа по развитию общественного контроля в сфере ЖКХ и повышению информированности населения: «круглые столы», «горячие линии», до населения информация доводится в теле-, радиопередачах, в средствах массовой информации, сети Интернет. Кроме того, создан единый информационный ресурс Чувашской Республики для обеспечения доступа населения к информации о деятельности организаций, управляющих многоквартирными домами, создает инструменты групповой работы активистов по контролю за обоснованностью установленных тарифов, законности общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, за предоставлением коммунальных услуг надлежащего качества.

Реформа коммунальной отрасли, осуществляющаяся уже на протяжении многих лет, имеет основным направлением – улучшение качества услуг.

Основная цель коммунальной отрасли – повышение надежности, устойчивости и эффективности функционирования жилищно-коммунальной системы жизнеобеспечения граждан, привлечение инвесторов в жилищно-коммунальный комплекс, повышение качества услуг, снижение нерациональных затрат, а также адресная соцзащита граждан.

Жилищно-коммунальное хозяйство республики включает в себя: 747 котельных, 70 центральных тепловых пунктов, 726 водозаборов, 412 водопроводные насосные станции, 8 очистных сооружений водопровода, 56 очистных сооружения канализации. Протяженность тепловых сетей составляет 894 км, водопроводных – 2862 км, канализационных – 1283 км, электрических – 13911 км, газовых-15 000 км.

Одной из серьезных проблем отрасли продолжает оставаться высокий уровень износа коммунальной инфраструктуры. В Чувашской Республике он составляет в среднем 63% (в том числе в сфере теплоснабжения – 65,1%, водоснабжения и водоотведения – 59,8%, электроснабжения – 66,1%). Потери ресурсов вследствие использования устаревшего оборудования составляют: в сфере теплоснабжения – до 9,7%, в сфере водоснабжения – до 13,6%, в сфере передачи электроэнергии – до 13,5%.

Проводится определенная работа по снижению уровня износа объектов инфраструктуры и обеспечению населения коммунальными услугами надлежащего качества.

В рамках реализации республиканской целевой программы «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей на территории Чувашской Республики на 2010–2015 годы» на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами в 2013 году, перечислено средств республиканского бюджета Чувашской Республики на общую сумму 5 689,4 тыс.рублей (56,9%).

При реконструкции и замене теплотрасс проводятся работы с применением современных технологий. Применение данных технологий позволяет снизить нормативные потери тепла до 30% (по сравнению с традиционными методами прокладки трубопроводов). В 2013 году осуществлена замена более 28 км ветхих тепловых сетей в двухтрубном исчислении и 16 км ветхих водопроводных (по г.Чебоксары предприятиями жилищно-коммунального хозяйства была проведена работа по подготовке 70 котельных, 366,5 км тепловых сетей, 644 км водопроводных сетей, заменено порядка 11 км ветхих тепловых сетей и 4,7 км ветхих водопроводных сетей).

В целях снижения издержек ресурсоснабжающих организаций в 2013 году утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии по тепловым сетям для 4 теплоснабжающих организаций.

Несмотря на проводимую в республике работу по модернизации и реконструкции инженерной инфраструктуры потери энергоресурсов вследствие использования устаревшего оборудования составляют более 13%. Замена участков трубопроводов не решает проблемы, необходим комплексный подход в модернизацию объектов инженерной инфраструктуры и серьезное вложение финансовых средств. На модернизацию только объектов теплоснабжения республике необходимо более 1 млрд. рублей.

Считаю, что привлечение инвесторов в сферу модернизации ЖКХ возможно путем:

- разработки и внедрения механизмов государственно- частного партнерства, адаптированного к специфике жизнедеятельности малых городов и населенных пунктов;

- совершенствование налогооблажения с целью стимулирования частных инвестиций;

- внедрение механизма долгосрочных тарифов;

- усовершенствования действующего законодательства по передаче объектов ЖКХ по концессионному соглашению (органами местного самоуправления заключены 19 концессионных соглашений).

Уровень газификации Чувашской Республики в среднем составляет 84,0%, в том числе в городах и посёлках городского типа – 98,8%, в сельской местности - 65,3%. В Программу газификации регионов Российской Федерации на период 2012-2015 г.г. включены работы по строительству 4 объектов системы газораспределения городов Чебоксары и Новочебоксарск, проектно-изыскательные работы по газификации Заволжской территории г. Чебоксары.

Проектно-сметная документация по всем 4 объектам газификации прошла государственную экспертизу, получены положительные заключения. Мероприятия по строительству объектов газификации включены в инвестиционную программу ОАО «Газпром» и план-график синхронизации выполнения программы газификации регионов Российской Федерации. В настоящее время ведутся работы по строительству объектов.

В 2013 году были утверждены инвестиционные программы 21 организации, осуществляющей деятельность в области электроснабжения в 16 муниципальных образованиях: Аликовский, Вурнарский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Моргаушский, Порецкий, Урмарский, Чебоксарский, Шумерлинский, Янтиковский муниципальные районы, г. Алатырь, г. Канаш, г. Новочебоксарск, Чебоксарский, г. Шумерля.

Общая сумма инвестиционных проектов по всем источникам финансирования составила 583,3 млн. рублей. Данные средства были направлены на реконструкцию существующих объектов для обеспечения надежного электроснабжения потребителей.

Инвестиционными программами организаций Вурнарского района, городов Алатырь, Новочебоксарск были также предусмотрены мероприятия по реализации Указа Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах поддержки многодетных семей в Чувашской Республике» в части обеспечения земельных участков, выделяемых многодетным семьям, надлежащей инфраструктурой.

В Вурнарском районе построена воздушная линия ВЛИ-0,4 кВ, протяженностью 950 м для обеспечения выделенных для многодетных семей земельных участков необходимой инфраструктурой, в г.Алатырь было осуществлено строительство ВЛ-0,4 кВ по ул.Мендееева, протяженностью 0,87 км, в г.Новочебоксарск осуществлено строительство 1,94 км ВЛИ-0,4 кВ проводом СИП в районе Липово, а также строительство 0,63 км ВЛИ-0,4 кВ проводом СИП от ТП-74 до ул.Цыганкасинская.

За счет средств населения активно ведется работа по переводу жилых помещений на индивидуальное отопление. Так, в 2013 году на индивидуальное отопление переведено 55 многоквартирных домов (674 квартиры, 1676 человек) (в Батыревском, Канашском, Красночетайском, Мариинско-Посадском, Чебоксарском, Янтиковском районах).

В республике реализуется республиканская целевая программа электрификация новых улиц, в рамках которой проведены строительно-монтажные работы по 161 объекту электроснабжения и 2604 жилых дома.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» в республике завершены работы по установке общедомовых приборов учета потребляемых энергоресурсов в многоквартирных домах.

Проводится установка узлов регулирования в зависимости от температуры наружного воздуха. (Данные узлы регулирования установлены в 145 многоквартирных домах). Установка подобных узлов регулирования позволяет добиться экономии платы за отопление в среднем до 20%.

В соответствии с нормами Федерального закона «О теплоснабжении» (69 поселений и 5 городских округов Чувашской Республики обязаны разработать и утвердить схемы теплоснабжения, из них: 67 поселений с численностью населения менее 10 тыс. человек и 2 поселения и 5 городских округов с численностью более 10 тыс. человек),во всех поселениях с численностью населения менее 10 тыс. человекразработаны и утверждены схемы теплоснабжения.

Из 2 поселений и 5 городских округов с населением более 10 тыс. человек работы по разработке и утверждению схем теплоснабжения в 5 завершены (в Алатырском, Канашском, Новочебоксарском, Шумерлинском городских округах, а также в Цивильском городском поселении), в 2 будут завершены в ближайшее время.

Продолжается работа по разработке и утверждению схем водоснабжения и водоотведения, которая организована во всех муниципальных образованиях республики. (Разработка схем водоснабжения и водоотведения завершена в 63 поселении и 1 городском округе (г.Новочебоксарск) из 262, имеющих централизованные системы водоснабжения. В 200 поселениях и городских округах работы продолжаются: ведется сбор исходных данных, проводятся необходимые расчетные мероприятия. Завершение работ по утверждению схем ожидается в 1 полугодии 2014 года).

В рамках реализации Республиканской целевой программы энергосбережения с 2013 года в республике ведется активная работа по привлечению внебюджетных средств на модернизацию уличного освещения, коммунальных котельных за счет реализации энергосервисных контрактов. На настоящее время заключено 11 энергосервисных контрактов на сумму более 150 млн. рублей.

На территории Чувашской Республики расположено 10198 многоквартирных дома (319 тыс. квартир) общей площадью более 16 млн. кв.м, (из них под управлением управляющих организаций находятся - 5251 домов, ТСЖ, ЖСК - 1428 многоквартирных дома, непосредственно управляют 3272 многоквартирных дома).

Коммунальные услуги оказывают 203 организации различных форм собственности:66 организаций предоставляют услуги по водоснабжению и водоотведению; 19 организаций - по электроснабжению; 58 организаций - по теплоснабжению; 1 организация - по газоснабжению; 6 организаций - по утилизации твердых бытовых отходов; 53 – многоотраслевые предприятия.

С 2008 года в республике реализуются республиканские программы капитального ремонта многоквартирных домов. На эти цели с 2008 по 2013 годы было направлено более 3 млрд. рублей. Капитально отремонтировано 1416 многоквартирных домов общей площадью 3,7 млн. кв.м, в которых проживает 189,8 тыс. человек.

С 2013 года в республике ведется работа по созданию системы капитального ремонта, в рамках которых приняты: Закон Чувашской Республики «О регулировании отдельных правоотношений в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чувашской Республики», 11 постановлений Кабинета Министров Чувашской Республики, принятие которых регламентировано Жилищным кодексом Российской Федерации, создан региональный оператор. Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики утверждена республиканская программа капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Чувашской Республики на 2014-2013 годы. (Реализация данной программы в 2014 году будет осуществляться в течение 1 месяца (6 месяцев с момента принятия программы у собственников помещений на принятие решения о способе формирования фонда капремонта и через 8 месяцев может быть выдана квитанция на оплату взносов. Планируемая сумма собранных собственниками помещений средств в многоквартирных домов составит – 82 млн .рублей).

Еще одной серьезной задачей является ликвидация аварийного жилищного фонда. На территории республики реализуются программы переселения граждан из аварийного жилья.

Общий объем средств за 2009-2013 годы составил 2 млрд. 200 млн. рублей. За этот период построено для переселения граждан из аварийного жилья около 90 тысяч кв.м жилья, переселено более 5 тысяч человек (около 2 тысяч семей), ликвидировано около 70 тысяч кв.м аварийного жилья.

Работа по ликвидации аварийного жилья в Чувашской Республике будет продолжена в рамках реализации республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики» на 2013 – 2017 годы, которой предусмотрено переселение более 13 тыс. человек или 5048 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 174 тыс. кв. метров. Общий объем финансирования составит порядка 5 млрд. рублей.

В рамках 1 этапа Программы в 2013-2014 годах предусмотрено переселение 3883 человека или 1460 семей, проживающих в аварийном жилищном фонде общей площадью 48,76 тыс. кв. м. Общий объем финансирования составит свыше 1 млрд.300 млн. рублей.

С каждым годом увеличивается объем застройки населенных пунктов, увеличивается площадь обслуживаемого жилищного фонда. В этих условиях все более актуальное значение приобретают мероприятия по созданию благоприятных условий для отдыха населения, благоустройства и озеленения городов и поселков.

Муниципальные образования Чувашской Республики ежегодно активно участвуют во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» и достигают хороших результатов. В 2013 году городу Чебоксары на основании решения Конкурсной комиссии по итогам работы за 2012 год, было присуждено 2 место в 1 категории среди городских поселений (городских округов), являющимися административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации. Яльчикское сельское поселение Яльчикского района заняло 3 призовое место в 5 категории среди сельских поселений Всероссийского конкурса.Так же органами местного самоуправления ведутся работы по капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов. В 2013 году было отремонтировано 253 дворовых территорий и 158 проездов к ним на общую сумму 141,5 млн. рублей.Кроме того,оборудованы и дополнены новыми игровыми элементами более 100 детских игровых площадок.

Особое внимание в республике уделяется вопросам задолженности организаций жилищно-коммунального комплекса за топливно-энергетические ресурсы. С начала отопительного периода задолженность увеличилась в 1,6 раза и на 13 марта 2014 года составила 3347 млн. рублей, в том числе за тепловую энергию – 2224,5 млн. рублей, за природный газ – 638,5 млн. рублей, за электроэнергию – 484 млн. рублей. Рост задолженности происходит в этот период ежегодно: в апреле показатель задолженности достигает максимального значения, в мае – сентябре (в межотопительный период) задолженность значительно сокращается.

Указом Главы Чувашской Республики от 8 мая 2013 г. № 44 «О системе мониторинга кредиторской задолженности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, и ресурсоснабжающих организаций» в республике создана система мониторинга кредиторской задолженности организаций ЖКХ. Минстроем Чувашии осуществляется еженедельный оперативный анализ состояния задолженности за энергоресурсы, оказывается содействие в заключении графиков реструктуризации задолженности и принятии администрациями муниципальных образований и организациями ЖКХ оперативных решений, направленных на решение проблемы ее погашения.

Главная цель реформы ЖКХ – это улучшение качества услуг при одновременном снижении затрат на их предоставление. Только такой подход поможет снять опасения наших граждан, что вся реформа ЖКХ сведется к повышению тарифов.

Тарифы на коммунальные услуги устанавливаются с учетом установленных ФСТ России предельных индексов максимального изменения платы граждан за коммунальные услуги.

С 1 января 2014 года тарифы на коммунальные услуги в республике не изменились и сохранились на уровне декабря 2013 года. Вместе с тем, при неизменных тарифах у части граждан в январе 2014 года произошло изменение размера платы за коммунальные услуги, связанное с проведением корректировки платы за отопление.

Корректировка платы за отопление производится в соответствии с действующим на территории Чувашской Республики до 1 января 2015 года порядком начисления платы за отопление, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307, которое предусматривает начисление платы за отопление в домах, оборудованных общедомовыми приборами учета тепловой энергии, исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на нужды отопления за предыдущий год. При этом среднемесячный объем потребления определяется из расчета 1/12 величины потребления тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии за предыдущий год. Управляющая организация должна 1 раз в год произвести корректировку размера платы за отопление исходя из фактического объема потребления тепловой энергии домом за истекший год по показаниям общедомового прибора учета. Размер перерасчета зависит от фактического объема потребления тепловой энергии многоквартирным домом, связанного с соблюдением нормативных режимов и параметров теплоносителя, с проведением мероприятий по энергоэффективности и энергосбережению. Эффективной мерой, позволяющей значительно сэкономить потребление тепловой энергии и уменьшить размер платы за отопление, является установка в многоквартирных домах автоматических регуляторов тепла.

В г. Чебоксары корректировка произведена в январе 2014 года. При этом по 389 домам, подключенным к централизованной системе отопления, произведен возврат в сумме 44,7 млн. рублей, а по 444 домам - доначисление в сумме 65,64 млн. рублей.

Рост тарифов на коммунальные услуги произойдет в республике с 1 июля 2014 года. Прогнозируемая величина роста по отношению к декабрю 2013 г. в среднем по республике не превысит 104,9%.

Изменение размера платы граждан за жилищно-коммунальные услуги осуществляется одновременно с предоставлением мер социальной защиты граждан. Каждый четвертый житель, проживающий в республике, пользуется социальной помощью государства по оплате жилищно-коммунальных услуг.

С 1996 года в республике реализуется программа предоставления субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг. В 2013 году субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили почти 21 тыс. семей (4,5% от общего числа семей, проживающих в республике) на общую сумму 240 млн. рублей. Среднемесячный размер субсидии в расчете на семью увеличился за 2013 год на 6,6% и составил 952 рубля. В январе – феврале 2014 года размер предоставленных субсидий вырос до 1264 рублей. На 2014 год в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели предусмотрено выделение 261 млн. рублей.

Значительная часть граждан пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. (За 2013 год такую форму социальной поддержки государства получили более 288 тыс. граждан на сумму 1889 млн. рублей. Среднемесячный размер данной формы социальной поддержки увеличился за 2013 год на 6% и составил 546 рублей на одного пользователя).

В рамках регионального государственного жилищного надзора, осуществляемого Госжилинспекцией Чувашии, в 2013 г. проверены 100 управляющие организации, из них - 93 управляющие компании на предмет правомерности управления 342 многоквартирными домами, утверждения общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах условий договоров управления многоквартирными домами и их заключения, и 7 управляющих организаций на предмет выполнения раннее выданных предписаний.

Проведены проверки 158 товариществ собственников жилья, из них - правомерности принятия собственниками помещений 189 многоквартирных домов решений о создании 126 ТСЖ, избрании председателей правления ТСЖ и других членов правления товарищества, соответствия уставов ТСЖ, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации и в 32 ТСЖ – проверки выполнения раннее выданных предписаний.

В тоже время необходимо решить ряд ключевых вопросов, среди которых: минимизация потерь, сокращение числа сбоев и аварий, а также снижение износа основного фонда. Проведение комплексной модернизации поможет сократить издержки, при действующих тарифах, в тоже время, повысив качество услуг, предоставляемых потребителям.

Также необходимо решить следующие задачи:

1) финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и постепенного доведения тарифов на жилищно-коммунальные услуги до экономически обоснованного уровня, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

2) обеспечение государственной и муниципальной финансовой поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса на основе современных технологий и материалов;

3) внедрение системного мониторинга за техническим состоянием жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, внедрение систем учета и регулирование потребления ресурсов (воды, газа, энергии) на уровне жилого дома.

4) формирование инвестиционной привлекательности отрасли путем развития конкуренции в сфере предоставления услуг населению.

Все проводимые мероприятия направлены на создание прозрачных и понятных условий деятельности организаций в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад на «Правительственный час» iconПервоначальный правительственный доклад Азербайджанской Республики...
Азербайджанская Республика уделяет особое внимание защите прав и свобод человека, в особенности, защите прав и свобод детей. Показателем...
Доклад на «Правительственный час» icon«Безопасность жизнедеятельности» (7 семестр)
Дисциплина бжд общим объемом 85 час (34 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: 10 час-изучение материала лекций, 24 час для...
Доклад на «Правительственный час» icon«Экологическая обстановка в месте проживания студента»
Дисциплина «Экология» общим объемом 68 час (17 час –лекций, 17 час практ занятий, 34 час срс: изучение материалов лекций – 5 ч, подготовка...
Доклад на «Правительственный час» iconРабочая программа по курсу «Организация и проведение pr -кампаний»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Доклад на «Правительственный час» iconРабочая программа по курсу «Современные международные отношения»
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Доклад на «Правительственный час» iconКлассный час Классный час Классный час Классный час 12-15 Кружок «Наглядная геометрия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3г. Ершова Саратовской области»
Доклад на «Правительственный час» iconУрок 13. 10-13. 55 Художественная студия 1 час (Буробина Л. А.) Английский...

Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Герой, смородиновая, президент, правительственный, мелодичный, одиннадцать, ракета, ракетоноситель, впереди, влево, назад, вокруг,...
Доклад на «Правительственный час» iconРабочая программа по курсу «Теория и практика связей с общественностью...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Связи с общественностью» (030602)....
Доклад на «Правительственный час» iconРабочая программа Предмет биология
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по факультативной дисциплине по специальности 07. 00. 03...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из них контрольных работ 5 часа, которые распределены по разделам следующим образом: «Метод координат» 2 часа, «Соотношение между...
Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по биологии в 10-11 классе по курсу «Общая биология»
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Доклад на «Правительственный час» iconПамятка для студентов направлений 190700 «Технология транспортных процессов»
Дисциплина «Экология» общим объемом 72 часа (17 час. – лекций, 17 час – практических занятий, 38 час – срс) изучается в 1 семестре,...
Доклад на «Правительственный час» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов по программе: 5 класс-68 час; 6 класс-68 час; 7 класс-68час; 8 класс- 34 час


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск