Скачать 30.17 Kb.
|
Конспект урока по русскому языку по теме «Служебные части речи Задачи урока: Образовательные: дать определение служебным частям речи, их роли в предложении и тексте; сформулировать их отличительные признаки, понять функции в речи. продолжить формирование у обучающихся навыков работы с текстом, нахождение в тексте служебных слов и правильное их употребление; формировать навыки грамотного письма. Коррекционно- развивающие: Коррекция внимание, память, зрительное и слуховое восприятие, мышление. умение находить главное, делать развивать связную устную и письменную речь, навыки самоконтроля и взаимоконтроля. обогащение словарного запаса, Воспитательные задачи: воспитывать интерес и любовь к русскому языку. воспитывать трудолюбие, аккуратность. Ход урока 1.Организационный момент 2.Словарный диктант - Начнем урок со словарного диктанта. Запишите словарные слова под диктовку. Герой, смородиновая, президент, правительственный, мелодичный, одиннадцать, ракета, ракетоноситель, впереди, влево, назад, вокруг, сначала, апельсин, сметанный. - Слова каких частей речи вам встретились в диктанте ( имена существительные, имена прилагательные, числительное, наречие) - Слова, каких частей речи нет в словарном диктанте? (глаголов, местоимений) -По каким признакам вы отличаете одну часть речи от другой? ( о вопросам) - Какие ещё части речи вы знаете? (предлоги, союзы. частицы) 3.Формулирование темы и цели урока. - Тема нашего урока «Служебные части речи» 4 Усвоение новых знаний Служебные части речи – это слова, которые не называют ни предметов, ни действий, ни признаков, а выражают только отношения между ними К служебным словам нельзя поставить вопрос. Служебные слова не являются членами предложения. Служебные слова обслуживают самостоятельные слова, помогая им соединяться друг с другом в составе словосочетаний и предложений. - К служебным частям речи относ СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ ПРЕДЛОГ на, к, от, перед, из, над, под, у, в, из-за, из-под, в течение, около, впереди, насчёт, вследствие, и др. Служит для связи слов в словосочетании и предложении СОЮЗ и, а, но, да, чтобы, так или, как, если, потому что, как будто, тоже, также, только, когда и др. Связывает -однородные члены предложения; -простые предложения в составе сложного ЧАСТИЦА бы, не, -ка, разве, даже, более и др. Придаёт смысловой и эмоциональный оттенок высказыванию 5.Обобщение сведений групп частей речи с опорой на сравнительную таблицу. - Откройте учебник на странице 45, рассмотрите таблицу. - По таблице назовите грамматические признаки самостоятельных частей речи. ( обозначают предметы, их действия, их признаки и др) - Назовите признаки служебных частей речи. ( выражают оттенки значений самостоятельных частей речи, помогают устанавливать связь между словами и предложениями) 6. Закрепление полученных знаний. Нахождение в тексте служебных частей речи. -Прочитайте задание к упражнению 260. (Какие служебные части речи употреблены в загадках? С какой целью?) 1.Что в гору не вкатить, В решете не удержать И в руках не унести?(вода) (Союз - и связывает однородные члены предложения: частица – не придает слову отрицание: предлог-в связывает слова в предложении) 2. Он и пляшет, и поёт, И гудит, как самолёт. Он бежит бегом, Он жужжит жуком. (Союз - и связывает однородные члены предложения) - Спишите загадки и отгадки. Укажи служебные части речи. 7. Закрепление материала путем выполнения практических заданий. В русском языке существует разные классификации союзов, частиц ,предлогов. О них вы узнаете в средней и старшей школе. А сегодня вы познакомитесь всего только с двумя группами союзов Разделительные союзы: или, либо, то – то, то ли – то ли, не то – не то и др. Подчинительные союзы: что, чтобы, как, потому что, так как, если, хотя и др. -Запишите текст упражнения 262, (по вариантам) раскрывая скобки и объясняя пропущенные орфограммы. 8. Подведение итогов. Рефлексия. |