Аннотация к программе по природоведению 5 класс
(авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин)
Курс природоведения продолжает ана¬логичный курс начальной школы, одновременно яв¬ляясь пропедевтической основой для изучения есте¬ственных наук.
Он также завершает изучение при¬роды в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уде¬лено раскрытию способов, и истории познания при¬роды человеком, представлены основные естест¬венные науки, выделена специфическая роль каж¬дой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонен¬тами природы, ее разнообразием, с природой родно¬го края и своей страны, учащиеся готовы воспри¬нять картину мира, которая раскрывается перед ни¬ми в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненуж¬ноезабегание вперед.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение неслож¬ных опытов, измере
Аннотация к программе по природоведению 5 класс
(авторы Т.С. Сухова, В.И. Строганов)
Основная задача курса — формирование у учащихся представлений о единстве и системности материального ми¬ра (от макромира до микромира, от Вселенной до молекул и атомов). Поэтому внимание в курсе сосредоточено на создании картины целостности мира с опорой на наиболее общие по¬нятия, применимые как к живой, так и к неживой природе. Это физические характеристики тел природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел природы; строе¬ние вещества.
Учебное содержание курса представлено блоками зна¬ний, построенными на сравнении (аналогиях) объектов живой и неживой природы. Блоки завершаются обобщающими урока¬ми, в которых сделан акцент на роли человека в окружающем мире, на необходимости учитывать существующие взаимосвязи живой и неживой природы.
Особое внимание уделено понятию «уникальность жиз¬ни», которое формируется в течение всего курса (уникальность нашей планеты, несущей жизнь; границы жизни в биосфере).
Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обуче¬ния: реализация принципа «от целого к частям»; концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и нежи¬вой природы понятий; учет возрастных особенностей учащих¬ся — их конкретно-образного мышления; внимание к индивиду¬альным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору, опыты в домашних условиях.
Аннотация к программе по биологии 6 класс «Биология. Живой организм»
(автор Н.И. Сонин)
При изучении данного курса четко прослеживаются связи с естественными науками: физической географией, физикой, химией, биологией, экологией, почвоведением. С прикладными науками: биотехнологией, бионикой, селекцией, животноводством, ветеринарией, медицинской биологией, биологией охраны природы. Целеполаганием использования данных связей является создание у школьников общей и целостной картины мировосприятия окружающего. При этом обязательно учитываются возрастные особенности школьников.
Программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения биологии: приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение уме¬ниями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, ис¬пользовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохране¬ния собственного здоровья, охраны окружающей среды; овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.
Аннотация к программе по биологии 6 класс «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авторы И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко)
Курс имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микро¬биологии, растениеводства.
Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения расте¬ний к надорганизменному — биогеоценотическому и способству¬ет формированию эволюционного и экологического мышле¬нии, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на обеспечение эмоцио¬нально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнооб¬разия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Аннотация к программе по биологии 7 класс «Животные»
(авторы В.С. Кучменко, И.Н. Пономарева)
Курс зоологии имеет комплексный характер, вклю¬чая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.
В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю разви¬тия животного мира.
У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой; о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной систе¬мой; о том, что животные связаны с окружающей средой.
Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значе¬ние, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных; что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть. На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рацио¬нального использования и охраны животного мира.
Аннотация к программе по биологии 8 класс «Человек и его здоровье»
(авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш)
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психики. В третьей, завершающей части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и др.
В программе предусмотрены лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Аннотация к программе по биологии 9 класс.
Основы общей биологии.
( 70 часов, 2 часа в неделю)
Авторы: И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова
Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что достижения базового уровня биологического образования необходимости добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность , поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимосвязей этих явлений и роли их в культуре человечества.
Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования прибрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса. Значительное место в курсе отведено лабораторным занятиям и экскурсиям, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. Учитель выбирает по своему усмотрению и проводит исходя из возможностей школы и особенностей местных условий.
Учителя, опираясь на свой творческий опыт , могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки- лекции, уроки ролевой игры.
Аннотация к программе по биологии 9 класс 2009г. издание «Дрофа». Авторы – В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий.
Учебник для общеобразовательных учреждений.
Авторы - С.Г.Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин
Название - Биология. Общие закономерности.
Издательство, год - «Дрофа», 2005 Цели и задачи изучения предмета : Программа по предмету составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного подходов, которые определяют задачи обучения биологии:
- приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности;
- овладение рядом общих учебных умений, навыков и обобщенных способов учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности, к которым в частности относятся:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
исследование несложных практических ситуаций, выдвижение
предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
При планировании уроков по предложенной рабочей программе необходимо предусмотреть различные виды деятельности в их единстве и взаимосвязи, позволяющие оптимально достигать результатов обучения, отраженных в требованиях к уровню подготовки выпускников. Доминирующие виды деятельности могут определить тип и вид учебного занятия.
Компетентностный подход предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время поликультурных, информационных, коммуникативных, творческих, самообразовательных, саморазвивающих, социальных технологий, которые и определяют задачи обучения общей биологии в 9 классе.
Аннотация к программе по биологии 10-11 класс ( базовый уровень)
70 часов, 1 час в неделю
Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова.
Программа разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами. Программа по биологии построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей. Она предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся. Изучение на базовом уровне направлено на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования.
Цель данной программы - обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.
Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н.Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом « Основы общей биологии». В связи с этим данная программа для 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы более высокого уровня обучения, построенного на интегративной основе, обязательного минимума содержания среднего (полного) образования.
В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предыдущих классах для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума.
Аннотация к программе по биологии 11 класс (базовый)
( 34 часа, 1 час в неделю)
Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина
Курс общей биологии направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, его организации от молекулярного до биосферного уровня, ее эволюции. А также на формирование биоцентрического мировоззрения, основанного на глубоком понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы, продукта эволюции живой материи.
В процессе обучения учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые достижения и возможности современной биологии.
Некоторым вопросам целесообразно конференцию, на которой заслушать доклады по рефератам и обсудить проблемы, связанные с применением биотехнологией, с антропогенными воздействиями на окружающую среду.
Аннотация к программе по биологии 11 класс ( профильный уровень )
Автор: В. Б. Захаров
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи , стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направленно на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся , полученных при изучении биологических дисциплин в 5-9 классах средней школы. Также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
овладение умениями: характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; развитие умений проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной .жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Место предмета в базисном учебном плане.
Примерная программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено 210 часов, в том числе в 10 классе - 105 часов (3 часа в неделю), в 11 классе - 105 часов (3 часа в неделю). |