УРОК ПО БИОЛОГИИ, 6 КЛАСС Тема: «Движение» Цели и задачи: Образовательные:
познакомиться с особенностями движения различных живых организмов, осознать необходимость и сущность процесса движения для всего живого; создать условия для выявления взаимосвязи между особенностями строения живых организмов и средой обитания, нахождения путей решения проблем. Развивающие:
развивать умения находить нужные сведения в тексте, в полученной информации, при просмотре фрагментов фильма об организмах; устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, анализировать, обобщать. Воспитательные:
способствовать воспитанию интереса к предмету, к результату своего труда, уважение к одноклассникам, эстетическое воспитание и любовь к природе. Оборудование:
Доска, мел, магниты;
таблица «Движение растений»;
надписи на голову и картинки: амёба, эвглена зелёная, инфузория - туфелька, дождевой червь, змея, кальмар;
тексты стихотворений, кроссворд;
таблички с надписями способов передвижения: плавать, нырять, реактивное движение, ползать(2), рыть, летать, ходить, бегать, прыгать, лазать, ползать, танцевать, скакать, планировать, стопоходящие, пальцеходящие, копытные, водная среда, почвенная среда, наземно-воздушная среда;
учебник «Биология. Живой организм.6 класс, Сферы», авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко;
тетрадь-тренажёр;
компьютер, интерактивная доска,
электронные приложения:
«Природоведение,5 класс, «Навигатор», авторы: Т.С.Сухова, А.Г.Драгомилов»,
«Биология. Живой организм.6 класс, «Сферы», авторы: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко»,
видеофрагменты, слайды,
фрагмент из фильма «Технология природы,1 часть». Ход урока:
Этапы
урока
| Содержание изучаемого материала
| Электронное
приложение
| Организаци-
онный момент
Введение
| Здравствуйте, садитесь! Вопрос:
-Вспомните, какие признаки характерны для живых организмов?
-рост, развитие, размножение, раздражимость, питание, выделение, движение, дыхание.
Демонстрация фрагмента фильма.
Вопросы:
-О каком из этих признаков пойдёт речь на нашем уроке?
-о движении.
-зачем человек изучает движение организмов?
-чтобы использовать в технике, чтобы облегчить свою жизнь.
Живые организмы находятся в постоянном движении.
-Можете ли вы привести примеры движения на разных уровнях организации живого?
-клеточный: -- движение цитоплазмы в клетке, в ложноножках амёбы.
-органный – сокращение сердца.
-организменный – полёт орла.
|
Фильм
«Технология природы, 1часть», 1-я минута
| Актуализа-
ция
знаний
| Вопрос:
-Докажите, что лично вам тоже характерно это свойство.
-мы ходим, перемещаемся в пространстве, растём, можем достать что-то, сходить куда-то, сделать что-то, питание, движение конечностей, удержание чего-либо.
Вопрос:
- Какое значение для вашего здоровья имеет движение?
-не будем двигаться, не будут работать органы, системы, т. е. не будет энергии (гиподинамия).
Вопрос:
-Докажите, что «движение вместо лекарства служить может».
- прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, лыжи, коньки, плавание, прогулки в сосновом бору, аквааэробика и т.п.
Итак, нам понятно как, зачем и почему движемся мы, но движение – одно из главных свойств всех живых организмов.
|
| Постановка
проблемы и пути её решения
| Проблема :
«Движение – это жизнь»
Вопрос:
-Какие вопросы мы будем рассматривать?
-1 –разнообразие способов движения простейших организмов, т. е. одноклеточных.
-2 – особенности передвижения многоклеточных организмов, связанные со строением и средой обитания.
-Предложите тему урока. -Движение – одно из главных свойств живых организмов.
Сопоставим наше предложение с планом параграфа.
Откройте учебники, параграф 24.
Записываем тему урока в тетрадь:
Движение – одно из главных свойств живых организмов.
|
Интерактивная доска
Интерактивная доска Учебник биологии,
6 класс. Авторы:Н.И.Сонин или Л.Н.Сухорукова. Интерактивная доска
| Изучение
нового материала
| Приступаем к решению нашей проблемы.
Вопрос:
-Вспомните, с какими одноклеточными организмами вы познакомились в 5 классе?
-1 ученик с картинкой и надписью: «Амёба»:
Читает стихотворение:
«Я – вам знакомая амёба,
В микроскоп смотрите в оба:
При движенье то и дело
Я выпячиваю тело.
И движенья совершаю,
Словно я «перетекаю».
-2 ученик с картинкой и надписью: «Инфузория-туфелька»:
Читает стихотворение:
«А я – туфелька, друзья.
Вы же знаете меня!
Мне « реснички» очень просто
Заменяют микровёсла.
За секунду 30 взмахов
Могу ими совершать
И на четверть сантиметра
Вперёд тело продвигать».
-3 ученик с картинкой и надписью: «Эвглена»:
Читает стихотворение:
«Зелёная эвглена я,
Ножек нету у меня –
Просто жгутик свой вращаю,
Им я воду рассекаю.
Он у меня как винт гребной –
Меня тянет за собой».
Заполняем таблицу:
Одноклеточные
Название организма
| Органы движения
| амёба
| ложноножки
| Инфузория- туфелька
| реснички
| Эвглена зелёная
| жгутик
| Вопрос:
-А в организме человека встречаются эти способы движения?
-ресничный эпителий в носовых ходах дыхательной системы,
- амебоидное движение характерно для клеток крови, лимфы – фагоцитов (лейкоцитов).
Вопрос:
-А какие организмы относятся к многоклеточным?
-грибы, растения, животные.
Записываем на доске и в тетрадях:
Многоклеточные
← ↓ →
Грибы Растения Животные Рассмотрим грибы.
Вопрос:
- Характерно ли движение этим организмам?
- да.
Демонстрация фрагмента фильма.
Вопрос:
-Что наблюдали?
Записываем в таблицу под грибами – рост (плодового тела и грибницы) Многоклеточные
← ↓ →
Грибы Растения Животные
- рост Вопрос:
-А растения – это живые организмы?
- да.
Значит, для них, как и для всех живых организмов, характерно движение. Вопрос:
-А как двигаются растения?
- предлагают варианты. Демонстрация фрагмента фильма.
После каждого просмотра делаем запись в таблицу, под растениями записываем: Многоклеточные
← ↓ →
Грибы Растения Животные
-рост - рост стебля
- рост корня
- фототропизм
- суточное движение
соцветий
- сворачивание листьев
- наклоны от ветра
-распространение семян Обращаем внимание на некоторые детали:
-повороты листовой пластинки к солнцу,
-поворот цветка к солнцу,
-цветы-часы (закрывание и раскрывание цветков утром, днём, вечером, перед дождём),
-складывание листьев при прикосновении у мимозы и недотроги,
- гелиотропизм корня,
-парашютики и вертолётики у семян и др.
Вопрос:
-С движением какого многоклеточного животного мы знакомились в 5 классе на уроках природоведения?
4 ученик с картинкой и надписью: «Дождевой червяк ».
Читает стихотворение:
«Называют меня так:
Просто – дождевой червяк.
Способ моего движенья-
Мышечное сокращенье.
Мышцы у меня такие:
Продольные и кольцевые.
Да ещё щетинок много,
Я упрусь ими в дорогу,
Конец передний протолкну,
Потом задний подтяну.
Сокращенья то и дело
Движутся волной по телу». Записываем – «ползать», в таблицу, в графу - животные.
Животные
←
Ползать
Вопрос:
Каких животных напоминает способ передвижения червя?
5 ученик с картинкой и надписью: «Змея».
Читает стихотворение:
«Что, узнали ? Кто же я?
Ну, конечно же, - змея!
Мускулатура наша тоже
Чем – то на червей похожа
Но никто не скажет так,
Что ползу я ,как червяк.
Можете сравнить нас сами,
Двигаемся мы волнами». Вопросы:
-Как передвигается дождевой червь?
-При помощи чего он движется?
-Как передвигаются змеи?
-С помощью чего?
Записываем ещё раз – «ползать», в таблицу, в графу – животные, в другой столбик
Животные
← ↓ →
Ползать Ползать .Учитель читает стихотворение:
«Узнать движенье ты готов
У рыб, дельфинов и китов?
Да, и у нас орган движенья
Есть, конечно, без сомненья.
Мы подскажем вам сейчас:
Есть хвостовой плавник у нас.
Плавно двигая хвостом,
Быстро мы в воде плывём.
Плюс обтекаемая форма,
Мы плывём весьма проворно.
У китов, дельфинов тоже
Движения на рыб похожи,
Но плавник рыб вертикальный,
А у них – горизонтальный».
Вопрос:
-Какой способ передвижения у этих животных?
Записываем в таблицу, в один из столбиков –«плавать».
Животные
← ↓ →
Ползать Плавать Ползать Вопросы:
-А какие ещё животные живут в воде?
-С помощью чего передвигается кальмар? Читает 6 ученик:
«Все считают, что кальмар –
Животное пассивное –
Но движенье у него
Просто реактивное». Записываем «реактивное движение» под «плавать» в столбик в таблицу. Животные
← ↓ →
Ползать Плавать Ползать
Реактивное
движенье
Вопрос:
-Что означает реактивное движение?
-животное набирает воду в тело и, выталкивая её , движется рывками.
Вопрос:
-Какой способ ещё есть, чтобы двигаться в воде?
Этот способ обожают многие мальчишки, хоть он и не безопасен.
-нырять.
Читает 7 ученик:
«Не приходиться лениться
Водоплавающим птицам.
Им перепонки помогают,
Словно вёсла загребают.
Плавают и там и тут,
Ловко лапками гребут».
Записываем – «нырять» под «реактивным движением» в столбик в таблицу.
Вопросы:
-Какие особенности есть у водоплавающих птиц для движения в воде?
-перепонки ног, обтекаемая форма тела, смачивание перьев жиром, чтобы не намокали.
-Какие ещё органы передвижения есть у птиц?
Читает 8 ученик:
«Птицам больше повезло:
Есть и ноги и крыло.
Чем ногами им ходить,
Легче в воздухе парить.
Они летают в разном стиле
Благодаря подъёмной силе.
Как воздушное весло,
Силу создаёт крыло».
Записываем в новую колонку в таблице
– «летать, ходить».
Демонстрация видеофрагмента.
Вопросы:
Какой способ движения вы видели в фильме?
Зачем оп нужен?
- танец, для брачного периода, для ухаживания.
-Человеку это нравиться?
-да, эстетическое наслаждение, использует в своих танцах.
Записываем - «танцевать» под «летать, ходить» в колонку в таблице.
Вопрос:
-Какие ещё животные могут летать?
- насекомые, белка-летяга. .Учитель читает стихотворение:
«И у насекомых тоже
С птицами движенье схоже.
Те же есть приспособленья,
И полёт у них движенье.
Точно также крылья есть,
Только ножек у них шесть»
Вопрос:
-Почему белка-летяга называется летягой?
- у неё кожистая складка вдоль тела, помогающая планировать в воздухе.
Записываем - «планировать» в эту же колонку.
Вопрос:
-Как передвигается медведка?
- роет землю передними конечностями.
Записываем в колонку в таблице, где только «ползать», - «рыть». Вопрос:
-Какие вы знаете способы передвижения млекопитающих?
Читает 9 ученик:
«Млекопитающих огромный класс
На группы делится у нас.
У них, конечно, без сомненья,
Разнообразные движенья.
Могут бегать, ходить, скакать,
Плавать, прыгать и летать.
А тех, кто ходит, посмотри,
На группы делят всех на три». Вопрос:
-Какие способы передвижения запишем?
-прыгать, скакать, бегать, плавать.
Записываем в эту же колонку – «прыгать, скакать, бегать».
Вопрос:
-Одинаково ли ходят животные?
- нет.
Учитель читает стихотворение:
«Вы посмотрите на тропу:
Медведь как ставит всю стопу,
Идёт походкой неспешащей,
Его зовут – стопоходящий».
Читает 10 ученик:
«Ну а вот собаки, кошки
Движутся быстрей немножко.
На пальцы ставя свои ноги,
Ступают мягко по дороге.
Да это ж просто загляденье!
Как грациозны их движенья!
Крадутся – травы не шелохнут,
Их пальцеходящими зовут». Учитель читает стихотворение:
«Бегут быстрее своей тени
Косули, лошади, олени.
На пальцах мчатся во весь дух,
Кто - на одном, а кто –на двух.
На пальцах есть у них копытца –
Могут от врагов отбиться.
Себя в обиду не дадут,
Их все копытными зовут».
Вопрос:
-К какой группе по способу движения относятся: медведи, кошки, собаки, косули, лошади, олени?
- стопоходящие, пальцеходящие и копытные.
Сделаем дополнительную запись в таблице: к способу движения «ходить» добавим –«стопоходящие, пальцеходящие и копытные». Смотрим таблицу:
Животные
← ↓ →
Ползать Плавать Ползать
Рыть. Нырять Летать
Реактивное Танцевать
движение Парить / стопоходящие
Ходить - пальцеходящие
Бегать \ копытные
Скакать
Прыгать
Вопрос:
-Как передвигается медведь коала?
-лазает по деревьям.
Записываем ещё способ движения «лазать» в таблицу.
Животные
← ↓ →
Ползать Плавать Ползать
Рыть. Нырять Летать
Реактивное Танцевать
движение Парить / стопоходящие
Ходить - пальцеходящие
Бегать \ копытные
Скакать
Прыгать
Лазать Вопрос:
-Как вы думаете, почему я записала способы движения у животных в 3 колонки?
-они обитают в разных средах и приспосабливаются к этим условиям обитания.
-Какие среды обитания вы мне предложите записать в таблицу?
-почвенная, водная, наземно-воздушная. Записываем это в таблицу:
Животные
← ↓ →
Почвенная Водная Наземно-воздушная
← ↓ →
Ползать Плавать Ползать
Рыть. Нырять Летать
Реактивное Танцевать
движение Парить ∕ стопоходящие
Ходить - пальцеходящие
Бегать \ копытные
Скакать
Прыгать
Лазать
Вопрос:
-Какие движения характерны для животных во всех средах обитания?
-рост организма, движение ротового аппарата, движения конечностей (удерживать что-либо, рука человека)
-А что помогает животным совершать такие разнообразные движения?
-опорно-двигательная система, т.е. скелет и мышцы.
|
Диск, Сферы,6 класс «Движение
амёбы под микроскопом»
Диск, Сферы, 6 класс
«Инфузория- туфелька»
Диск, Сферы,6 класс
«Эвглена зелёная и вольвокс»
Диск, Сферы, 6 класс
«Рост гриба»
Диск, Сферы,
6 класс
«Прорастание семян-1 пример»,
«Движение растений под действием света»,
«Суточное дви- жение соцветий»,
«Фототропизм растений»
или таблица:
«Фототропизм растений»
Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Видеофрагмент 6,
«Почва как среда обитания»
Схема заполняется
табличками
Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Видеофрагмент 9
«Угрожающие позы змей»,
Схема заполняется
табличками Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Видеофрагмент 7,
«Разнообразие организмов в океане»,
Видеофрагмент 8,
«Разнообразие рыб».
Фильм 0247 «Вод-
ные животные»
Схема заполняется
табличками
Слайд 4,13 «Кто в море живёт»,
картинки. Схема заполняется
табличками
Фильм 0062
«Пингвины».
Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Иллюстрация 11
«Утка-кряква»
Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Видеофрагмент 8,
«Разнообразие птиц по питанию».
Фильм 0579
«Птицы».
Диск, Сферы,
«Полёт чайки»
Фильм 0306
«Танец журавлей»
Фильм 0588
«Насекомые»
Диск, 5 класс.,
Навигатор,
Интерактивный рисунок 2,
«Опыление растений»
Диск, Сферы,
6 класс,
«Движение божьей коровки»
Диск, Сферы,
6 класс,
«Движение медведки» Диск, 5 класс.,
Навигатор, Видеофрагмент 7,
«Разнообразие наземных организмов», «Многообразие млекопитающих по способу питания».
Диск, 5 класс.,
Навигатор, Видеофрагмент 7,
«Разнообразие млекопитающих».
Диск, 5 класс.,
Навигатор, Видеофрагмент 7,
«Разнообразие млекопитающих».
Фильм 0599
«Лиса»
Диск, 5 класс.,
Навигатор, Видеофрагмент 7,
«Разнообразие млекопитающих», Видеофрагмент 4 «Лось»,
Видеофрагмент 5,
«Олень»
Схема заполняется
табличками
Схема заполняется
табличками
Схема заполняется
табличками
| Закрепление и рефлексия
| Подведём итоги и ответим на некоторые вопросы: -Что мы сегодня изучали на уроке?
- способы передвижения живых организмов. -Какие способы вы узнали?
-перечисляют согласно записи в таблице. -От чего зависит такое многообразие свойств передвижения? -способы движения организмов связаны со средой обитания и являются результатом приспособленности этих организмов в этих условиях обитания. -Движение – это какое свойство организмов?
-одно из главных. -Почему?
-движение – это жизнь, это энергия, возможность добыть пищу, ухаживать за потомством, обороняться от врагов, создать семью и т.п. -Почему большинство животных ведут подвижный образ жизни, а большинство растений – прикреплённый? -растения автотрофы (фотосинтез), а животные – гетеротрофы – постоянно находятся в поиске пищи. -Как вы думаете, каких животных больше: плавающих или летающих? -на планете Земля больше воды, поэтому научиться плавать могут все, если только постараться, а, чтобы летать, необходимо иметь некоторые черты приспособленности: крылья, перья, лёгкий скелет, редукция зубов, воздушные мешки, питание на лету и освобождение кишечника во время полёта. В заключение урока учитель читает стихотворение:
«Наша жизнь – это движенье,
Всем известно, без сомненья,
Мы в движенье целый день,
И нам двигаться не лень.
И в природе с нами вместе
Не стоит ничто на месте.
Если встанет всё, поверьте, -
Это равносильно смерти»!
Значит, чтобы жить и наслаждаться всеми прелестями жизни, получать энергию
для работы всех органов и систем, необходимо двигаться.
|
Можно записать на доске или в виде плакатика.
Диск, Сферы,
6 класс,
«Это интересно»,
«Вся жизнь в движении» (про акулу)
| Домашнее задание
| Прочитать параграф №24, выполнить задания в тетради-тренажёре, стр.46 №1, стр. 62 №1,
составить свой кроссворд или отгадать предложенный.
| Заранее написано на доске
|
| Если останется время можно продемонстрировать фильм «Технология природы», 1 часть.
|
| Дополнительно
| На уроке использованы стихи Т.В.Каплуновой., учителя средней школы Тюльганского района Оренбургской области.
|
|
Урок разработан Назаровой Татьяной Васильевной, учителя биологии и химии МОУ СОШ №13 г.Хабаровска, высшей категории, руководителя Окружного МО Железнодорожного района г.Хабаровска учителей биологии, для краевого семинара по проблемному обучению биологии
. |