Скачать 254.18 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Составитель – учитель музыки МАОУ «СОШ№26» городского округа город Стерлитамак Лосева Елена Вячеславовна Год составления программа 20113 Пояснительная записка Нормативная база Рабочая программа учебного предмета « Музыка» составлена с учетом: 1. Федерального компонента государственного стандарта образования, утвержденного приказом Минобразования России от 5 марта 2004 года №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 2. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. Программы образовательных учреждений «Музыка. 5-8 кл.: рабочая программа для общеобразовательных учреждений./ В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2012. 4. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на текущий учебный год». 5. Учебного плана МАОУ «СОШ №26» на 2013-2014 учебный год (приказ № 330-О от 27.08.13г.) Данную программу характеризует взаимосвязь с программой начальной школы, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. При сохранении подхода к музыке, как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. В связи с этим особое значение имеет развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании. Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.). Так как по учебному плану на урок музыки в 8 классе отводится 0,5 часа, то данный программный материал разделен на 8 и 9 классы по 17 часов в каждом классе. Распределение часов
Цель программы заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. Задачи музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: - научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека; - содействовать развитию внимательного и доброго отношения к людям и окружающему миру; - воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях; - способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства; - научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний; - сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений; - развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве; - воспитывать культуру мышления и речи. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы: - метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; - метод эмоциональной драматургии; - метод интонационно-стилевого постижения музыки; - метод художественного контекста; Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который выполняет роль главного «координатора» в целостном методологическом пространстве. Ведущей подсистемой в 8 классе является тема «Традиция и современность в музыке», которая раскрывается в разделах – «Традиция в музыке», «Сказочно-мифологические сюжеты в музыке», «В поисках истины и красоты», «Мир человеческих чувств», «О современности в музыке». Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. За основу берутся вечные темы искусства – мир сказки и мифа, мир человеческих чувств, мир духовных поисков, предстающие в нерасторжимом единстве прошлого и настоящего и утверждающие тем самым их непреходящее значение в искусстве. Современность трактуется двояко - и как новое в искусстве, и как вечная актуальность высоких традиций. В соответствии со спецификой Вятской православной гимназии, которая является городской методической площадкой по изучению «Основ православной культуры», в дни Великого поста отведено 2 часа для изучения темы «Пасха в музыке», которая раскрывается в контексте главной темы учебного года. Поскольку праздник Пасхи является переходящим, даты этих двух также являются переходящими и назначаются с таким расчетом, чтобы первый урок, посвященный великопостной музыке, приходился на Страстную седмицу (неделю) перед Пасхой, а второй урок, посвященный пасхальной музыке, приходился на Светлую седмицу – первую неделю после праздника Пасхи. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: - слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты; - выполнение проблемно-творческих заданий в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений, рефератах, сообщениях, заданиях и тестах; - хоровое и сольное пение. Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: - литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения), - изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); - историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.); - мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»); - русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - природоведением (времена года, различные состояния и явления природы), - географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств). Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. Региональный компонент включает в себя примеры музыкальных произведений и творчество башкирских композиторов прошлого и настоящего Содержание программы Раздел I. Традиция в музыке (3 часа) Условность деления музыки на «старую» и «новую». Настоящая музыка не бывает «старой». Различие понятий «современной» и «модной» музыки. С.Я.Маршак «Тебя забыли? То расплата за то, что в моде был когда-то». Живая сила традиции. Слушание музыки: Н.Паганини, Каприс № 24; В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада»; Л.В.Бетховен «К Элизе»; Н.А.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Il Divo «Silient Night»; Andrea Bocelli «Sogno»; М. Мусоргский, монолог Пимена из оперы «Борис Годунов», I действие. Разучивание песен А.Островского «Песня остается с человеком», Т.Хренникова «Московские окна», Ю.Чичкова «Наша школьная страна». Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (4 часа) Философское определение мифа как «формы целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов». Роль мифа в появлении искусства. Мир сказочной мифологии. «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок». Опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского. Поэма радости и света К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Бессмертный романс П.И.Чайковского «Благословляю вас, леса» Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка»; И. Стравинский. Весенние гадания. Пляски щеголих. Из балета «Весна священная»; К. Дебюсси. Послеполуденньий отдых фавна. Фрагмент; П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» Разучивание песен Я.Дубравина «Песня о земной красоте», И.Сохадзе «Добрая фея», А.Варламова «Российский Дед Мороз», Г.Гладкова «Расскажи, Снегурочка, где была?». Раздел III. В поисках истины и красоты (9 часов) Мир духовных исканий человека. Величие и многогранность чувства любви. Мир церковной музыки. «Хор – уста Церкви». Византийские корни русского церковного пения. Рождество Христово в народной и композиторской музыке. Рождественский кант. Колядки. Православная авторская песня. Колокольный звон на Руси. «Мелодией одной звучат печаль и радость». Слушание музыки: Д.Бортнянский «Тебе поем»; гимны «Единородный Сыне» и «Достойно есть», И.С.Бах, соло альта «О, сжалься» из цикла «Страсти по Матфею»; Д. Шостакович, стихи Микеланджело Буонарроти «Бессмертие» из сюиты для баса и фортепиано; П. Чайковский «Болезнь куклы» из «Детского альбома»; Р.Шуман «Грезы»; С. Рахманинов «Колокола» № 1, из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра; П.Чайковский «Декабрь. Святки» из цикла «Времена года»; Н.Римский-Корсаков, колядные песни из оперы «Ночь перед Рождеством» и увертюра «Светлый праздник»; Рождественские канты «Небо и земля» и «Добрый вечер»; международный рождественский гимн «Святая ночь» (Silient Night); духовные песни иеромонаха Романа (Матюшина), Людмилы Кононовой и Светланы Копыловой. Разучивание святочных колядок, песни иеромонаха Романа (Матюшина) «Родник». Раздел IV. Мир человеческих чувств (10 часов). Трагедия и радость любви в музыке. Выдающиеся музыкальные произведения о любви в жанрах духовной, вокальной, инструментальной, симфонической, камерной музыки. Высота духовного сопереживания в мистериях И.С.Баха «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Возвышенный гимн любви «Аве Мария». Бессмертные звуки «Лунной» и «Патетической» сонаты Л.Бетховена. Тема любви в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Художественный стиль романтизма. Подвиг во имя свободы в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт». Любовь к Родине. Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Вокальный стиль «Bel Canto» и его мастера Энрико Карузо, Франко Корелли, Лучано Поваротти, Андреа Бочелли. Лирическая авторская песня. «Любовь никогда не перестанет». Слушание музыки: Л. Бетховен, Соната № 14 «Лунная» для фортепиано, 1 часть, Соната № 8 «Патетическая», 2 часть «Больше чем любовь»; Н. Римский-Корсаков, хороводная песня Садко из оперы «Садко»; В. А. Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром, фрагменты; И.С.Бах «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну»; И.С.Бах, Гуно «Аве Мария»; Бах С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. «Здесь хорошо...»; П. Чайковский, Сцена письма из оперы «Евгений Онегин»; М. Глинка, стихи А. Пушкина. «В крови горит огонь желанья...», романс «Я тебя никогда не забуду» из оперы А. Рыбникова «Юнона и Авось»; П. Чайковский, увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», фрагмент; Л. Бетховен, Увертюра «Эгмонт»; Г. Свиридов «Тройка» из оркестровой сюиты «Метель»; Лучано Поваротти «Sanctus», Франко Корелли «O, Sole mio», Андреа Бочелли «Sogno»; В.Высоцкий «Любовь»; Е.Крылатов «О любви». Разучивание романсов А.Алябьева «Зимняя дорога» и «Вечерний звон», песен Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Высоцкого «Песня о друге», Раздел V. Пасха в музыке (2 часа) Отражение в музыке Великого поста «вечных вопросов музыке. Пасха Христова как ответ на вечные искания человеком подлинной истины и красоты. Всемирная радость Пасхального канона: «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется: да празднует же мир, видимый же весь и невидимый, Христос бо воста, веселие вечное». Слушание музыки: М. Глинка «Херувимская песнь»; М. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», вступление к опере «Хованщина», фрагмент; пролог и ария царя Бориса «Достиг я высшей власти» из оперы «Борис Годунов»; песнопение Великой пятницы «Днесь Иуда оставляет учителя», Пасхальный канон. Разучивание Рождественского и Пасхального тропарей. Раздел VI. О современности в музыке (6 часов) Как мы понимаем современность? Вечные сюжеты. Философские образы ХХ века. «Турангалила-симфония» О. Мессиана. Новые области в музыке ХХ века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А. Шнитке. Музыка кино. Обобщение материала по теме «Традиция и современность в музыке». Итоговое тестирование. Слушание музыки: А. Хачатурян «Смерть гладиатора», адажио Спартака и Фригии из балета «Спартак»; О. Мессиан «Ликование звезд» (V часть) и «Сад сна любви» (VI часть) из «Турангалилы-симфонии»; Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз» и « Колыбельная Клары, дуэт Бесс и Порги» из оперы «Порги и Весс»; Д. Герман «Привет, Долли!»; Дж. Леннон, П. Маккартни «Вчера»; Б. Андерсон (группа АББА) «Победитель получает все»; музыка и песни И.Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта»; песня Е.Птичкина «Эхо любви»; песня Б.Гребенщикова и группы «Аквариум» «Серебро Господа моего»; А.Эшнай. Симфония № 2, II часть, фрагмент; А. Шнитке. Ргеludio; Тоссаtа из «Соncerto Grosso» № 1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра; Г.Свиридов, «Любовь святая» из цикла «Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»; музыка М.Таривердиева к фильму «Ирония судьбы или с легким паром»; музыка Э.Артемьева к фильмам «Неоконченная пьеса для механического пианино» и «Раба любви». Современные произведения башкирских композиторов. Уровень подготовки выпускников 8 класса в соответствии с установленными требованиями к предмету музыка. - в умении аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5, 6, 7, 8 классов); - в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; - в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устно и письменно), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений; - в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве — традиции и современности, понимании их неразрывной связи; - в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы; - в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации). Ресурсное обеспечение рабочей программы Для реализации программного содержания используются:
Литература Методические пособия для учителя:
Дополнительная литература для учащихся:
7 Саймон, Генри У. Сто великих опер и их сюжеты [Текст] / Генри У. Саймон ; пер. с англ. А. Майкапара. -М. : Крон-Пресс, 1998.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Характеристика 8А классе Любознательные , любящие размышлять и рассуждать. Проявляют интерес к беседам. Поэтому в данном классе, где учатся ребята со слабым здоровьем необходимо усилить подачу материала через эвристические беседы. Познавательный интерес к предмету вызван тем ,что ребята активно работают на уроке. Поэтому необходимо продумывать комплекс заданий, позволяющий включать в работу весь коллектив. С отстающими и слабоуспевающими учениками, у которых понижен интерес к предмету, необходимо работать индивидуально. Привлекая ребят к помощи во внеурочное время. В связи с возрастными особенностями голосового аппарата мальчикам в период мутации не рекомендуется петь. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа общеобразовательных учреждений «Музыка». 5-8 кл.: рабочая программа для бщеобразовательных учреждений. / В. В. Алеев, Т.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа общеобразовательных учреждений «Музыка». 1-4 кл.: рабочая программа для бщеобразовательных учреждений. / В. В. Алеев, Т.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа общеобразовательных учреждений «Музыка». 1-4 кл.: рабочая программа для бщеобразовательных учреждений. / В. В. Алеев, Т.... | Программа разработана на основе региональной программы Е. Н. Ерёменко,... Е. Н. Ерёменко, Н. М. Зыгиной, Г. В. Шевченко, М. В. Мирук, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубановедение». Краснодар, 2011 г | ||
Предлагаемого урока «Радетели земли кубанской». Программа курса «Кубановедение»... Жизнь дана на добрые дела, учебник «Кубановедение» для 3-4 классов, авторы М. В. Мирук, Е. Н. Еременко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич.... | Учебно-методический комплекс дисциплины Умкд составлен преподавателями филиала Э. Ю. Радыгиной, ст преподавателем, Науменко С. В., к ф н., доцент | ||
Т. И. Науменко современное музыковедение и «стиль времени» «Новоубеевская основная общеобразовательная школа» Дрожжановского муниципального района Республики Татарстан | Кгоу спо «Канский педагогический колледж» Каталог методических изданий 2007 Г. М. Шленская, А. Л. Андреев, С. В. Науменко, А. И. Панюков, Э. Г. Колесник, Л. Н. Земскова | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составлена на основе программы В. В. Алеева, Т. И. Науменко «Музыка. 8 класс». М.: Дрофа, 2010 | Рабочая программа по предмету «Музыка» 4 класс «Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Музыка 5-8 классы», авторы В. В. Алеев, Т. Н. Науменко, Т. Н. Кичак 6-ое изд, стереотип. – М. Дрофа» 2008 год | Юго-западного окружного управления образования «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Планирование составлено на основе государственной программы для общеобразовательных учреждений Науменко, Алеева, Кичак: Музыка. 5-8... | С. В. Науменко, Филиал кгпу им. В. П. Астафьева в г. Канске Основная профессиональная образовательная программа по специальности 032900 «Русский язык и литература» состоит из федерального,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Искусство. Музыка 5-9 классы»: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 8-е изд.,... |