Скачать 225.19 Kb.
|
Приложение 2 Урок 1. Тема: «Профессия. Что и как мы выбираем» Цель: • сформировать у учащихся представление о мире профессий; • познакомить с технологиями поиска интересующей профессии. Волонтеры проводят процедуру знакомства участников семинара. Начинается знакомство с представления волонтеров и рассказа о причинах их участия в проекте. Далее переходят к участникам семинара. Упражнение – разминка предполагает активизацию участников занятия и представляет собой тренинговое упражнение «Знакомство» (5 мин.). Волонтер 1: Инструкция учащимся: «Сейчас вы будете называть свое имя и какую-нибудь профессию на первую букву своего имени. Например, Аня, архитектор и т.д. Каждый следующий называет всех предыдущих (и имя, и профессию). Если у кого-то возникнут трудности с называнием профессии, будем помогать, подсказывать. И в заключение я постараюсь повторить все ваши имена». Обсуждение: Молодцы! С заданием справились. Ответьте на вопрос: трудно ли было называть, вспоминать профессию? Волонтер 2: Наше первое занятие посвящено выбору будущей профессии. Но прежде давайте пройдем тест (12 мин.). Вам предлагается на листе бумаги закончить предложение, написав свое определение «Профориентация – это…». Обсуждение понятий. Запись на доску определения. «Профориентация - это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии» (определение БЭС), или «Профориентация – это сознательный выбор человеком профессии, отвечающей его интересам и предполагаемой успешности, в результате ознакомления со спецификой избранной профессии» (Словарь по психологии развития). Волонтер 1: Прежде чем мы перейдем к разговору о выборе профессии, посмотрим, что же такое профессия. Понятие «Профессия» означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющийся источником существования. Какие профессии вы знаете? (Волонтер 1 записывает варианты профессий на доске и следит за тем, чтобы это были именно профессии, а не специальности или должности). Молодцы! Сколько их у нас получилось? А знаете ли вы, сколько их всего? В «Международном стандарте классификации профессий» (есть, оказывается, и такой документ) описаны 9333 профессии. А российский «Единый тарифно-квалификационный справочник» включает в себя около 7000 профессий и специальностей. На самом деле, молодой человек, живущий в городе, выбирает примерно из 700 профессий, а в крупных мегаполисах, таких как Москва и Санкт-Петербург – из 2000-3000. Мы же с вами назвали лишь 3-5 %. Волонтер 2: Так как же выбирать, если толком не знаешь из чего? Откуда можно почерпнуть информацию? Из самых разных источников, вот лишь некоторые из них (написать на доске или вывести через слайды):
Волонтер 2: В конце XX столетия произошли значительные изменения в экономических и социальных условиях жизни нашей страны. В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. Появились редкие профессии. Поменялись и так называемые, престижные (модные) профессии. Но не всегда редкие профессии являются престижными, а новые - редкими. Давайте с вами попробуем разобраться. (Волонтер 1 делит класс на группы по 4-5 человек). Волонтер 2. Инструкция: На каждую группу вам выдается по колоде карточек с профессиями (названия профессий указываются, исходя из запроса регионов) и один ватман с таблицей (Табл. 1). Ваша задача разложить карточки с профессиями по колонкам так, как вы это видите. Таблица 1
На задание отводится 5 мин. По завершении, одна из групп представляет свои результаты и все участники подключаются к обсуждению (12 мин.). Возможно, что некоторые профессии будут включены не в те группы, так как их можно отнести к нескольким группам. Задача волонтеров помочь учащимся обосновать свой выбор. Главная трудность возникает при определении престижных профессий. Здесь волонтеры должны помнить, что престижные профессии те, о которых «все говорят». Поэтому, в числе престижных оказываются профессии, фигурирующие в средствах массовой информации (особенно, в газетах и на телеэкранах). Причем привлекательность им придается косвенно, через описание «романтичной» жизни их обладателей: деятельности политиков, достижений спортсменов, светской жизни «звезд». Карточки с профессиями: Престижные профессии
Редкие профессии
Современные (новые) профессии
Волонтер 1 подводит итоги: Молодцы! Вы должны помнить, нельзя профессию сменить также быстро как немодное платье или прическу. Получить престижную профессию, еще не означает получить уважение и признание. Только сам человек и только его достижения в выбранной профессии делают его уважаемым и привлекательным в глазах окружающих. Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие — все зависит от того, как человек будет работать. Урок 2. Тема «От склонностей и способностей к образовательной и профессиональной траектории» Цель: • познакомить с понятием профессиональной компетенции; • познакомить с понятием «образовательная траектория»; • познакомить с условиями поступления в учебные заведения по выбранной специальности. Волонтер 1. Упражнение – разминка предполагает активизацию участников занятия и представляет собой тренинговое упражнение «Угадай профессию» (5 мин.). Инструкция: «Я загадываю профессию. Ваша задача: с помощью вопросов отгадать ее. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые можно ответить либо «Да», либо «Нет». Волонтер 2: Каждая профессия выдвигает определенные требования к человеку. Так, например, бухгалтеру необходимы ответственность, внимательность и скрупулезность. А официанту – эмоциональная устойчивость, аккуратность, вежливость, выносливость. То, насколько человек соответствует таким требованиям, и отражается в понятии «профессиональная пригодность». Чтобы узнать степень своего соответствия требованиям профессии и выбрать подходящий вид труда, необходимо, прежде всего, определиться с собственными возможностями. Когда молодой человек задумывается о выборе профессии, одними из первых всплывают вопросы: «А что я, собственно говоря, могу, что у меня получается лучше всего?» Словом, к чему есть у меня способности? Волонтер 1: Давайте определим, какими склонностями и способностями обладаете вы. Для этого пройдем тест (Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной). Опросник профессиональных склонностей Л. Йовайши (модификация Г.В. Резапкиной) Методика направлена на выявление склонностей учащихся к различным сферам профессиональной деятельности: работе с людьми, практической, интеллектуальной, эстетической, планово-экономической или экстремальной. Достоинство методики заключается в применении косвенных вопросов, выявляющих скрытую мотивацию, в отличие от большинства методик, в которых задаются «лобовые», прямолинейные вопросы. ИнструкцияЗакончите высказывания, выбрав один из вариантов – «а», «б» или «в» – и обведите соответствующую букву в бланке напротив номера вопроса.
А) общаться с самыми разными людьми; Б) что-нибудь делать своими руками – мебель, машины, одежду и т.д.; В) снимать фильмы, рисовать, писать книги, выступать на сцене и т.д.
А) художественная форма, мастерство писателя или режиссера; Б) сюжет, действия героев; В) информация, которая может пригодиться в жизни.
А) в области науки; Б) за общественную деятельность; В) в области искусства.
А) управляющим банка; Б) главным инженером на производстве; В) начальником экспедиции.
А) достижение науки; Б) развитие производства; В) взаимопонимание между людьми.
А) ее благоустройством (столовая, спортзал, компьютеры); Б) созданием дружного, сплоченного коллектива; В) разработкой новых технологий обучения.
А) внешний вид экспонатов (цвет, форма); Б) внутреннее устройство экспонатов; В) их практическое применение.
А) мужество, смелость, выносливость; Б) дружелюбие, чуткость, отзывчивость; В) ответственность, честность, аккуратность.
А) писать стихи или рисовать; Б) ставить различные опыты; В) тренироваться.
А) экстремальный туризм (альпинизм, виндсерфинг, горные лыжи); Б) деловое общение; В) возможность знакомства с историей и культурой другой страны.
А) о машине нового типа; Б) о новой научной теории; В) о человеческих взаимоотношениях.
А) технический; Б) музыкальный; В) спортивный.
А) улучшению взаимопонимания между учителями и учениками; Б) поддержанию здоровья учащихся, занятиям спортом; В) укреплению дисциплины.
А) научно-популярные фильмы; Б) программы о культуре и искусстве; В) спортивные программы.
А) с машинами, механизмами; Б) с объектами природы; В) с детьми или сверстниками.
А) давать знания и умения; Б) учить общению с другими людьми; В) обучать навыкам работы.
А) вести здоровый образ жизни; Б) иметь возможность заниматься творчеством; В) иметь удобные бытовые условия.
А) защита интересов и прав граждан; Б) забота о материальном благополучии людей; В) наука и технический прогресс.
А) физкультуры; Б) математики; В) труда.
А) планировать производство продукции; Б) изготавливать изделия; В) заниматься сбытом продукции.
А) о выдающихся ученых и их открытиях; Б) о творчестве художников и музыкантов; В) об интересных изобретениях.
А) делая что-нибудь по хозяйству; Б) с книгой; В) на выставках и концертах.
А) о художественной выставке; Б) о ситуации на фондовых биржах; В) о научном открытии.
А) в помещении, где много людей; Б) в необычных условиях; В) в обычном кабинете Обработка и анализ результатов: После заполнения бланка ребята должны подсчитать число обведенных букв в каждой из шести колонок бланка и записать эти шесть чисел в клетках нижней строчки. 10-12 баллов – ярко выраженная профессиональная склонность. 7-9 баллов – средне выраженная профессиональная склонность. 4-6 баллов – слабо выраженная профессиональная склонность. 0-3 балла – профессиональная склонность не выражена. В каждой из шести колонок представлена сумма баллов. Она отражает склонность к определенному виду деятельности: 1 – склонность к работе с людьми. Профессии, связанные с обслуживанием (бытовым, медицинским, справочно-информационным), управлением, воспитанием и обучением. Люди, успешные в профессиях этой группы, должны уметь и любить общаться, находить общий язык с разными людьми, понимать их настроение, намерения и особенности. 2 – склонность к исследовательской деятельности. Профессии, связанные с научной работой. Кроме хорошей теоретической подготовки в определенных областях науки, людям, занимающимся исследовательской деятельностью, необходимы такие качества, как рациональность, независимость и оригинальность суждений, аналитический склад ума. Как правило, им больше нравится размышлять о проблеме, чем заниматься ее реализацией. 3 – склонность к работе на производстве. Круг этих профессий очень широк: производство и обработка металла; сборка, монтаж приборов и механизмов; ремонт, наладка, обслуживание электронного и механического оборудования; монтаж, ремонт зданий, конструкций; обработка и использование различных материалов; управление транспортом. Профессии этой группы предъявляют повышенные требования к здоровью человека, координации движений, вниманию. 4 – склонность к эстетическим видам деятельности. Профессии творческого характера, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Людей творческих профессий, кроме наличия специальных способностей (музыкальных, литературных, актерских), отличает оригинальность мышления и независимость характера, стремление к совершенству. 5 – склонность к экстремальным видам деятельности. Профессии, связанные с занятиями спортом, путешествиями, экспедиционной работой, охранной и оперативно-розыскной деятельностью, службой в армии. Все они предъявляют особые требования к физической подготовке, здоровью и морально-волевым качествам. 6 – склонность к планово-экономическим видам деятельности. Профессии, связанные с расчетами и планированием (бухгалтер, экономист); делопроизводством, анализом и преобразованием текстов (редактор, переводчик, лингвист); схематическим изображением объектов (чертежник, топограф). Эти профессии требуют от человека собранности и аккуратности. Рекомендации для волонтеровУчащиеся должны чувствовать интерес взрослого к себе, поэтому важно прямо на уроке поинтересоваться результатами диагностики, попросив поднять руки тех, кто определил свои профессиональные склонности. В конце урока важно спросить у ребят, насколько результаты теста соответствуют их собственным представлениям о себе. В качестве обратной связи можно попросить подростков написать на бланке, насколько полученные результаты совпадают с их собственным представлением о себе. Бланк ответов к опроснику профессиональных склонностей (по Резапкиной) Фамилия, имя___________________________________школа___________________класс____
Молодцы! Вот вы выбрали сферу своей профессиональной деятельности, определили свои склонности к будущей профессии, но тут перед нами встает следующий вопрос: «А куда пойти учиться?» Волонтер 2: Путь к профессии сегодня принято называть «образовательной траекторией». Как правило, образовательная траектория бывает прямой и состоит из трех звеньев: Школа → ПУ, ВУЗ или техникум → место работы Но может быть крутой и извилистой. Например: Школа → среднее специальное учебное заведение → ВУЗ (поступление на 2-3 курс) → место работы Школа →ПУ или ПЛ → продолжение обучения (колледж, техникум, ВУЗ) → другое место работы. Какой же путь выбрать? Здесь можно отметить преимущества как высшего, так и среднего специального образования. Основное преимущество высшего образования – стратегическая направленность на общее интеллектуальное развитие, формирование культуры. Карьерных перспектив у выпускников вузов больше, чем у тех, кто не получил высшего образования. Основное преимущество среднего специального образования – возможность получить профессию и приступить к работе, обретя самостоятельность, существенно (на 3-4 года) быстрее, чем при получении высшего образования. Среднее специальное образование бывает обычно более практически направленным. Основное преимущество начального профессионального образования – отсутствие вступительных испытаний (конкурса сертификатов ЕГЭ), государственное обеспечение питанием, возможность быстрее получить профессию, и, соответственно, финансовую самостоятельность. Обучение в ПУ, ПЛ носит практическую направленность – получение профессиональных умений и навыков. Волонтер 1: Чем же руководствоваться при выборе учебного заведения? Для тех, кто выбирает вуз, наибольшее значение имеют такие факторы:
У тех, кто выбирает начальное или среднее специальное профессиональное образование преобладают причины экономического плана, а именно:
Волонтер 2: После того, как выбрал уровень образования, следует выбрать учебное заведение. Сейчас мы попробуем сделать это вместе. Для этого вам, все в тех же группах, следует рассмотреть критерии оценки учебных заведений и выбрать из них главные и второстепенные. Критерии Основные:
Второстепенные:
На задание отводится 5 мин. По завершении одна из групп выступает, остальные подключаются – 10 мин. По итогам волонтеры выносят на доску основные критерии и дают несколько конкретных рекомендаций о том, как выбрать учебное заведение. Рекомендации
Волонтер 1подводит итоги занятия: Что означают термины «образовательная (карьерная) траектория»? Какие факторы необходимо учесть при их планировании? В реальной жизни «образовательные траектории» сопрягаются с «карьерными траекториями», этапами последующего роста в профессии. Но об этом мы поговорим с вами на следующем занятии. Урок 3. Тема: «Мой регион: возможности строить карьеру» Цель: • сформировать представление о потребностях рынка труда в своем регионе; • помочь увидеть перспективы построения карьерной траектории развития в своем регионе. Волонтер 1. Упражнение – разминка предполагает активизацию участников занятия и представляет собой тренинговое упражнение «Назови профессию» (5 мин). Инструкция: «Все по очереди называют профессии, которые востребованы в регионе. Кто не смог в течение 3-х секунд вспомнить профессию или повторил уже названную, выбывает из игры. (Не принимаются ответы, обозначающие должность или специальность). Играем до тех пор, пока не останется один победитель. Волонтер 2: На предыдущих занятиях мы с вами говорили о выборе будущей профессии и о профессиональной компетенции. Например, человек хочет стать сборщиком кокосов. Помимо желания у него есть и необходимые физические данные, и определенные профессиональные навыки. Но там, где он живет, не растут пальмы, и с такой профессией работу не найти. Поэтому, выбирая профессию, необходимо учитывать особенности рынка труда. Рынок труда – это отношения между покупателями и продавцами, определяющие условия найма и использования рабочей силы. Востребованность профессии во многом зависит от рынка труда региона. Волонтер 2: Сейчас мы с вами выполним упражнение и посмотрим, какие же профессии востребованы в нашем регионе. (Волонтер 1 делится класс на группы по 4-5 человек). Инструкция: Каждой группе раздается ватман с названиями организаций, а также набор карточек с профессиями (профессии пишутся исходя из запроса региона). Ваша задача обеспечить предприятия необходимыми профессиями. На задание отводится 5 мин. По завершении упражнения волонтер выбирает одну из групп, которая представляет свои результаты, все остальные участники подключаются к обсуждению – 10 мин. Волонтер 1: Рынок труда отражает ситуацию в обществе и чутко реагирует на любые изменения. Поэтому одной из основных характеристик является нестабильность. Если сегодня определенная профессия пользуется повышенным спросом, то совершенно необязательно, что так будет и через несколько лет. И все же, несмотря на изменчивость современного рынка труда, можно выделить общие тенденции и приоритетные направления. Так кто же сейчас нужнее? На этот вопрос нам ответит представитель службы занятости (или работодатели). Выступление представителя службы занятости (работодатели). Кратко. Тезисы. 10 мин. Волонтер 1: Спасибо, уважаемый(ая)… Помимо потребностей рынка труда, молодых специалистов часто интересует вопрос: А как построить карьеру, если с профессией уже определился? Давайте попробуем найти несколько ассоциаций слову карьера. (Волонтер 2 записывает их на доску). Так все-таки, что такое карьера? Если мы обратимся к словарям, то обнаружим, что у этого слова есть несколько значений. В переводе с латинского языка «карьера» означает «телега», «повозка», с французского – «бег», с итальянского – «жизненный путь». Таким образом, можно сказать, что карьера, с одной стороны соотносится с движением, а с другой – с жизнью, призванием, судьбой. Карьерный рост предполагает продвижение по службе, переход вверх по служебной лестнице. «Карьерная лестница» выглядит так: учитель → завуч → директор школы или портной → закройщик → бригадир → модельер → владелец Дома мод. Успешная карьера, как правило, строится постепенно, по мере накопления у человека знаний, опыта, заслуг. Если ты выбираешь профессию, предполагающую медленный карьерный рост (в молодости «звезды хватать с небес» тебе вряд ли удастся) то в старости безработица не грозит. С быстрым продвижением – все наоборот. Волонтер 2: А теперь давайте попробуем построить карьерную траекторию развития самостоятельно. Для этого мне нужны 3 человека. Инструкция: из предлагаемых карточек вы выбираете одну. Ваша задача: написать какими компетенциями вы обладаете (об этом мы говорили с вами на прошлом занятии), и правило перехода с одной ступеньки на другую. На задание отводится 5 мин. По завершении каждый участник представляет выполненное задание со своими комментариями. Все остальные участники присоединяются к обсуждению (6 мин., по 2 мин. на каждого). Волонтер 1 подводит итоги: Что такое карьера для вас? Так следует ли делать карьеру? Ответ: Каждый решает этот вопрос для себя сам – в зависимости от собственных представлений, желаний, интересов, личностных и профессиональных ресурсов. План карьеры содержит несколько шагов. Мы говорили о них на протяжении всех занятий. Давайте вспомним эти шаги. Ответ: первый шаг: выбор профессии, второй шаг: выбор учебного заведения, и третий шаг: выбор сферы деятельности, места работы. Сегодня у каждого человека есть много возможностей реализовать себя. С юности надо быть активным и гибким, поддерживать в себе желание постоянно развиваться. |
Мастер-класс бориса хлебникова и ивана лебедева «режиссура и монтаж» Борис Хлебников И говоришь: «Давай что-нибудь сделаем». И режиссер монтажа фактически перепридумывает с тобой твое кино. В результате профессия режиссера... | Презентация «Полигон профессиональных предпочтений» исводная таблица... Классный час «Дороги, которые мы выбираем» проводится в 11 классе как итоговый после диагностического изучения профессиональных предпочтений... | ||
Урок технологии. Тема Я вижу, что вы сегодня пришли в школу с хорошим настроением. И не напрасно. У нас сегодня необычный урок, потому что к нам пришли... | Педагогическая профессия по природе своей творческая. Но что такое творчески работающий учитель? А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, и в первую очередь урок как... | ||
Урок 8 Тема. Профессия водитель На картинке вперемешку нарисовано несколько машин. Необходимо определить их количество | 1. Моя будущая профессия – социолог Моя будущая профессия – социолог Кроме того мне известно, что в настоящее время наряду с экономистами, юристами на рынке труда вырастает спрос и на социологов. Это... | ||
Календарно-тематический план Тема Туризм как профессия. Сфера деятельности работников, занятых на предприятиях туризма | Темпы старения – что выбираем мы? Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Урок №1 Тема урока: Аспекты стилистики Стилистика как наука, как самостоятельная отрасль появилась в начале 20 века. Но человека уже в давно интересует не только что он... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии.... | ||
Тема: Театральные этюды как источник творческого воображения Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Как подготовить современный урок Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно... | ||
Как подготовить современный урок Как же выстроить таковой урок? Как сделать так, чтоб урок не только вооружал учащихся познаниями и умениями, значимость которых нереально... | Выбираем режим налогообложения -первый урок Начиная с 2013 года, все налоговые режимы применяются индивидуальными предпринимателями в добровольном порядке | ||
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Урок как целостная система Что такое современный урок в теории урока... Но, говоря словами Н. М. Верзилина, “урок — это солнце, вокруг которого, как плане ты, вращаются все другие формы учебных занятии”... |