1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8





Скачать 398.69 Kb.
Название1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8
страница1/4
Дата публикации16.09.2013
Размер398.69 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Рубцовский институт (филиал)

f:\утверждаю для титульного листа(1).bmp
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

Уровень основной образовательной программы: базовый

Специальность: 230103.51

Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)

Форма обучения: очная

Срок освоения ОПОП: нормативный

Кафедра общественных дисциплин

Рубцовск –2011

При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены:

1) ГОС СПО по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Министерством образования РФ «13» февраля 2002 г., протокол № 04-2202-Б.

2)Учебный план по специальности 230103.51 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях)», утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин от «27» июня 2011 г., протокол № 6.

лямина

СОДЕРЖАНИЕ


ДЕ 1 Русский язык и культура речи 7

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи 7

Тема 2. Правила употребления языковых единиц 8

Аудиторное изучение: 8

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи 11

Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц 11

Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь 11

4.1 Самостоятельная работа студента 13

4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 15

5. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ 16

Терминологический минимум 16

Примерные задания по практической стилистике 17

Орфоэпические упражнения 25

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 29


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Значение дисциплины «Русский язык и культура речи» определяется тем, что она направлена на обучение умению грамотно общаться в учебной и профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Главной целью изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста, речь которого соответствует принятым в образованной среде нормам, отличается выразительностью и красотой.

Задачи, стоящие перед студентами в процессе изучения дисциплины:

  • сформировать основные навыки, необходимые для успешной коммуникации в различных сферах;

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами современного русского литературного языка;

  • научиться способам трансформации несловесного материала, в частности, изображений и цифровых данных, в словесный, а также различным возможностям перехода от одного типа словесного материала к другому;

  • развить речевое мастерство для подготовки к сложным профессиональным ситуациям общения.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Очная форма обучения

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максимальная нагрузка студентов, час.

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов, час.

Лекции

Практические занятия

Лабораторные работы

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ 1


ДЕ 1 Русский язык и культура речи

1. Литературный язык как основа культуры речи

4

2

2

-

-

Промежуточный контроль

Коллоквиум

ДЕ 2


ДЕ 2 Язык как система

2. Правила употребления языковых единиц

36

14

18

-

4

Промежуточный контроль

Контрольная работа

ДЕ 3


ДЕ 3 Функциональные стили речи

3. Функциональные стили. Разговорная речь

4

2

2

-

-

4. Научный стиль

4

2

2

-

-

5. Официально-деловой стиль

6

2

2

-

2

6. Публицистический стиль

4

2

2

-

-

7. Лингвистика текста

6

2

2

-

2

Промежуточный контроль

Контрольная работа

Итоговый контроль

Зачет

Итого часов

64

26

30

-

8

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

(дидактические единицы)
3.1 Обязательный минимум содержания образовательной программы

Основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия; орфоэпические нормы русского литературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста.
3.2 Содержание разделов учебной дисциплины

ДЕ 1 Русский язык и культура речи

Тема 1. Литературный язык как основа культуры речи


Аудиторное изучение:

Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания. Язык и речь. Национальный язык. Литературный язык. Специфика устной и письменной речи. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический). Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать единицы языка, языковые уровни, разделы языкознания, различать понятия «язык» и «речь», «национальный язык» и «литературный язык», определять степень нормативности текста, анализировать текст с точки зрения использованных в нем коммуникативных качеств литературной речи, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
ДЕ 2 Язык как система

Тема 2. Правила употребления языковых единиц

Аудиторное изучение:


Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

Лексикография. Основные типы словарей.

Фонетика. Основные фонетические единицы.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

Орфография. Принципы русской орфографии.

Морфемика. Словообразовательные нормы.

Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.

Самостоятельное изучение:

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова. Лексическая сочетаемость. Речевая недостаточность. Речевая избыточность. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Фонетические средства языковой выразительности. Графика. Позиционный принцип русской графики.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, языковые нормы русского литературного языка, стилистические варианты употребления языковых единиц.

Требования к умениям:

Студент должен уметь классифицировать речевые ошибки, исправлять их, иллюстрировать ключевые понятия, анализировать текст с точки зрения использования в нем различных лексических единиц, находить в тексте, различать единицы языка, определять их стилистические функции; редактировать текст с допущенными ошибками в употреблении частей речи, синтаксических единиц.
ДЕ 3 Функциональные стили речи

Тема 3. Функциональные стили. Разговорная речь

Аудиторное изучение:

Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи. Языковые особенности разговорной речи.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, функционально-стилевую классификацию, особенности функционального стиля, условия функционирования и языковые особенности книжных стилей, особенности разговорной речи.

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать тексты по их функционально-стилевой принадлежности; составлять устные и письменные тексты разных стилей, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 4. Научный стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения научного стиля. Стилевые особенности языка науки. Подстили и жанры. Устная и письменная форма научной речи. Лексика научной речи. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности научного стиля.

Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты научного стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 5. Официально-деловой стиль

Аудиторное изучение:

Разновидности официально-деловой речи. Сфера применения. Документ. Типы документов. Функции документа. Требования к языку и стилю документов.

Самостоятельное изучение:

Из истории русского делового письма. Речевой этикет в документе.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности официально-делового стиля, правила продуцирования текстов разных деловых жанров.

Требования к умениям:

Студент должен уметь различать типы документов; определять и составлять устные и письменные тексты официально-делового стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 6. Публицистический стиль

Аудиторное изучение:

Сфера применения публицистического стиля. Возникновение и развитие публицистического стиля. Языковые функции публицистического стиля. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля. Жанровое своеобразие публицистики.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы, особенности публицистического стиля.

Требования к умениям:

Студент должен уметь определять и составлять устные и письменные тексты разных жанров публицистического стиля, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тема 7. Лингвистика текста

Аудиторное изучение:

Текст. Закономерности построения связного текста. Типология текстов. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.

Самостоятельное изучение:

Жанровые разновидности текстов.

Требования к знаниям:

Студент должен знать ключевые понятия темы.

Требования к умениям:

Студент должен уметь анализировать тексты разных жанров, строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами, анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
3.3 Содержание практических занятий

Занятие 1. Литературный язык как основа культуры речи


  1. Основные составляющие русского языка. Единицы языка. Языковые уровни. Разделы языкознания.

  2. Язык и речь.

  3. Национальный язык. Литературный язык.

  4. Специфика устной и письменной речи.

  5. Понятие культуры речи. Аспекты культуры речи (нормативный, коммуникативный, этический).

  6. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.


Занятия 2-10. Правила употребления языковых единиц


  1. Лексика. Лексические нормы. Использование в речи изобразительно-выразительных средств.

  2. Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

  3. Лексикография. Основные типы словарей.

  4. Фонетика. Основные фонетические единицы.

  5. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского литературного языка. Понятие о фонеме.

  6. Орфография. Принципы русской орфографии.

  7. Морфемика. Словообразовательные нормы.

  8. Морфология. Грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке. Морфологические нормы.

  9. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса. Русская пунктуация.



Занятие 11. Функциональные стили. Разговорная речь


  1. Стиль. Функциональный стиль. Особенности функционального стиля. Нормы функционального стиля.

  2. Функционально-стилевая классификация. Условия функционирования и языковые особенности книжных стилей.

  3. Разговорный стиль и разговорная речь. Условия осуществления разговорной речи.

  4. Языковые особенности разговорной речи.


Занятие 12. Научный стиль

  1. Сфера применения научного стиля.

  2. Стилевые особенности языка науки.

  3. Подстили и жанры.

  4. Устная и письменная форма научной речи.

  5. Лексика научной речи.

  6. Словообразовательные, морфологические, синтаксические особенности научной речи.


Занятие 13. Официально-деловой стиль

  1. Разновидности официально-деловой речи.

  2. Сфера применения.

  3. Документ. Типы документов. Функции документа.

  4. Требования к языку и стилю документов.


Занятие 14. Публицистический стиль

  1. Сфера применения публицистического стиля.

  2. Возникновение и развитие публицистического стиля.

  3. Языковые функции публицистического стиля.

  4. Словообразовательные, лексические, грамматические особенности публицистического стиля.

  5. Жанровое своеобразие публицистики.


Занятие 15. Лингвистика текста

  1. Текст.

  2. Закономерности построения связного текста.

  3. Типология текстов.

  4. Приемы лингвостилистического анализа текстов разных стилей и жанров.



4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Русский язык и культура речи» имеет не только познавательное, но и практическое значение для студентов всех специальностей.

Изучение любого предмета в значительной степени зависит от умения воспринимать и продуцировать речь в рамках разных функциональных стилей русского литературного языка. В процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студент имеет возможность обучиться важнейшим приемам работы с устным и письменным текстом, подготовиться к более глубокому и адекватному восприятию всех дисциплин общегуманитарного цикла и предметов профессиональной подготовки.

Владение русским языком и культурой речи является необходимой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи» должно стать обязательным элементом профессиональной подготовки.

Значение данной дисциплины для последующей профессиональной деятельности выпускника университета определяется ролью языка в обществе, в производственной и культурной деятельности человека. Уверенное владение родным языком, способность быстро понимать речь окружающих и грамотно реагировать на нее, способность ясно излагать свои мысли в устной и письменной форме необходимы специалисту в любой области.

Содержание дисциплины представлено в дидактических единицах, по итогам изучения которых предусмотрен промежуточный контроль (коллоквиум, контрольная работа, тестирование, публичное выступление). Каждый блок представлен определенным количеством тем, изучение которых предполагает текущий контроль знаний студентов. Итоговая аттестация представляет собой зачет.

Для подготовки к зачету, семинарским и лекционным занятиям необходимо изучать предложенную литературу, а также выполнять задания для самостоятельной работы, что позволит лучше усвоить изучаемые вопросы, а также сформировать осознанное критическое отношение к себе как к языковой личности.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 icon1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8
Муниципальное общеобразовательное учреждение Избердеевская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза В. В. Кораблина...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconРеферат Тема: «Современный русский литературный язык как основа культуры речи русского народа»
Автор: ученица 9 «Б» класса моу оош №3 г. Камешково Владимирской области Иванова Серафима
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconРеферат по дисциплине: «Русский язык» на тему: «Современный русский...
Без сомнения, русский язык — национальный язык русского народа. Это язык науки и культуры. В расстановке слов, их значениях, смысле...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литературный язык как высшая форма национального языка. Содержание и соотношение понятий «язык», «литературный язык», «современный...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconТема: Введение в курс «Русский язык и культура речи». Основные понятия курса
«Русский язык и культура речи»: литературный язык, язык и речь, норма, диалект, культура языка и культура речи, устная речь, письменная...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины русский язык (для...
Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconРеферат группы «Литераторы»
Особую роль в стилистике романа играет фразеология. В тексте произведения встречается 454 употребления фе (фразеологических единиц),...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрактическое занятие №1 понятие культуры речи. Орфографическая и пунктуационная норма
Другими словами, норма – это правила использования языковых средств (произносительных, лексических, грамматических), принятых в общественно-языковой...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Охватывает основные разделы курса: язык как средство общения, литературный язык и культура речи, культура научной речи, культура...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconКраткий теоретический курс для школьников. Издательство: мгу; 2006, 240 стр
«Русский язык» с обзором материала, представленного в трех учебных комплексах, а также схемы и образцы разбора всех языковых единиц...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрограмма по страноведению Великобритании и разработана с учетом...
Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconТема Культура речи как образовательная
Значение языка в жизни общества. Понятие лингвистической экологии. Речевая культура как показатель общей культуры личности. Язык...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Иностранный язык выступает как средство общения, познания, осмысления и интерпретации фактов иной культуры, осознания своей собственной...
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи лексических единиц
1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 iconТазиева Е. М. Культура речи: Учеб пособие / Новосиб гос ун-т. Новосибирск, 2009. 2- е изд
«Письмо. История письма, развитие и совершенствование русского алфавита», «Литературный язык и нелитературные формы национального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск