Скачать 255.55 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11» ГОРОД ВЕЛИКИЙ УСТЮГ Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю ШМО зам. Директора по УВР Директор школы__________ Протокол №___ __________________________ _________________________ От «___»______20___г. «___»________________20___г. Приказ №___от «____» 20___г. Руководитель ШМО ___________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ (на основе авторской программы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова) 5 КЛАСС Составлена учителем биологии Соловьевой Н.В. 2013 год Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основании документов: 1. Государственные образовательные стандарты. Приказ МО РФ № 1089 от 05.03.04. Федеральный базисный учебный план. Пр.1312 от 09.03.04. 2. Обязательный минимум содержания основных обязательных программ. Приказ № 1235, 1236 от 19.05.98., № 56 от 30.06.99. 3. Программа для общеобразовательных школ. Биология. 5-11 классы. М., изд. «Дрофа», 2009 г. 4. Методическое письмо Министерства образования РФ «О преподавании учебного предмета «Биология» и «Природоведение» в условиях введения федерального компонента ГОС общего образования». Рабочая программа составлена на основании программы основного общего образования по природоведению, авторами которой являются В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования. Данная программа предусматривает изучение природоведения в 5 классе в объеме 2 часа в неделю(68 ч.). Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2010 г. Курс «Природоведение» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественно-научную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классе. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе. Изложенный материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и он распределен по соответствующим темам. Из резервного времени (8 часов) взяты дополнительные часы на изучение наиболее трудных для усвоения обучающимися тем: «Вселенная» ( вместо 5 часов взято 6), «Строение и свойства вещества» ( вместо 11 – 12 часов), «Воздух» ( вместо 6 – 8 часов), «Горные породы» ( вместо 3 – 4 часа), «Человек и его безопасность» ( вместо 3 – 4 часа). Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений и т.д. В рамках преподавания курса природоведения могут быть эффективно использованы и освоены современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне). В соответствии с изменением отдельных разделов курса природоведения необходимо уделить особое внимание новому разделу «Здоровье человека и безопасность жизни», не отраженному, или частично отраженному, в УМК:
Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
Учебно-тематический план
Содержание курса Введение (2 часа) Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение. Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса. ПР.раб.1 Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца. Лабораторные работы №1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария. №2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.
Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел. Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия. Вещества чистые и смеси, простые и сложные. Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни. Демонстрация опытов по электризации тел путем трения. Лабораторная работа №3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.
Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе. Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера). Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях. Лабораторная работа №4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой). №5 Описание погоды за месяц.
Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. Экскурсия Результаты работы текущих вод и ветра.
Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых. Лабораторные работы №6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств. №7 Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.
Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость. Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.
Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану. Экскурсия Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.
Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения , условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц. Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы. Лабораторные работы №8. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах. №9.Определение названий растений с помощью атласа-определителя. №10. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений.
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей. Лабораторная работа №11.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.
Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания. Лабораторная работа №12. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.
Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними. Демонстрация комнатных растений, домашних животных Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях. Лабораторная работа №13.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.
Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети. Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе. Экскурсия Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых
Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.) Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах. Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки. Лабораторные работы №14. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах. №15. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. В тематическом планировании конкретизируется содержание предметных разделов с распределением учебных часов, выделены основные понятия, коррекционная работа и используемые педагогические средства. Отмечены темы, которые имеют непосредственное отношение к сохранению здоровья обучающихся. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ КАК ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ Наблюдения, опыты и измерения, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий) МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.Звездное небо. Строение Солнечной системы. Солнце как одна из звезд. История «вытеснения» Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно). Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение). Различные физические явления (механические, тепловые, световые) и их использование в повседневной жизни. Погодные явления. Основные характеристики погоды. Влияние погоды на организм человека. Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Примеры приспособленности растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека. Опыт практической деятельности Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных своей местности (в том числе редких и охраняемых видов). Наблюдения звездного неба, явлений превращения веществ, погодных явлений, примеров приспособления растений к различным способам размножения, животных – к жизни в разных средах обитания (водной, почвенной, воздушной, наземной). Опыты по изучению: нескольких физических явлений; влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Измерения длины, температуры, массы, времени. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов. Использование доступных для учащихся дополнительных источников информации и справочной литературы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения. ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах).Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Профилактика вредных привычек. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями и т.п.); овладение простейшими способами оказания первой помощи (при кровотечениях, травмах). Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс В результате изучения природоведения ученик должен знать/понимать:
уметь:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Алгоритм подготовки реферата
Примерные темы для рефератов:
Примерные тестовые и проверочные работы 3 варианта тестовой работы по теме «Строение и свойства вещества» Тест 1 вариант 1. Твердые тела: а) способны сохранять неизменными форму и объем; б) не способны сохранять неизменными форму и объем. 2. К органическим веществам относятся: а) вода; б) белки: в) кислород. 3. К простым веществам относятся: а) кислород; б) вода; в) углекислый газ. 4. К сложным веществам относятся: а) озон; б) белки; в) азот; г) кислород. 5. Вещества, образованные атомами разных элементов, называются: а) простыми: б) сложными; в) органическими; г) неорганическими. 6. К физическим явлениям относится: а) таяние сосульки; б) распускание почек; в) горение. 7. К химическим явлениям относится: а) гроза; б) ветер; в) медленное окисление в живых организмах. 8. Диффузия может протекать: а) только в жидкостях, б) только в газах; в) в твердых телах, жидкостях, газах. Задание 2. Выпишите, из предложенных слов, явления природы: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град, молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина. Задание 3. Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях. Тест 2 вариант 1. Жидкости: а) способны сохранять объем; б) не способны сохранять объем; в) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму. 2. К органическим веществам относятся: а) углеводы; б) вода; в) кислород. 3. К простым веществам относятся: а) вода; б) хлор; в) углекислый газ. 4. К сложным веществам относятся: а) белки; б) хлор; в) азот; г) кислород. 5. Вещества, образованные атомами одного элемента, называются: а) простыми: б) сложными; в) органическими; г) неорганическими. 6. К физическим явлениям относится: а) цветение растений; б) испарение воды; в) окисление. 7. К химическим явлениям относится: а) горение; б) ветер; в) таяние снега. 8. При физических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества. Задание 2. Выпишите, из предложенных слов, тела: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град, молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина. Задание 3. Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях. Тест 3 вариант 1. Газы: а) способны сохранять объем и форму; б) способны сохранять объем, но не способны сохранять форму; в) способны принимать форму того сосуда, в котором они находятся. 2. К органическим веществам относятся: а) вода; б) хлор; в) жиры. 3. К простым веществам относятся: а) медь; б) сахар; в) углекислый газ. 4. К сложным веществам относятся: а) хлор; б) белки; в) азот; г) кислород. 5. Вещества, из которых состоят тела неживой природы, называются: а) простыми: б) сложными; в) органическими; г) неорганическими. 6. К физическим явлениям относится: а) молния; б) появление ржавчины на гвозде; в) горение. 7. К химическим явлениям относится: а) гниение навоза; б) смерч; в) град. 8. При химических явлениях происходит: а) образование новых веществ; б) изменение состояния вещества. Задание 2. Выпишите, из предложенных слов, вещества: медь, смерч, Солнце, цветок, прыжок, град, молния, тополь, вода, ручка, пожар, хлор, белки, снегопад, ртуть, стол, сахар, машина. Задание 3. Перепишите и вставьте пропущенные слова в предложение Вещества могут находиться в________________, _____________, ___________ состояниях. 1 вариант Атмосфера – это ………………………. оболочка Земли. В состав воздуха входят азот,………………………, углекислый газ, примеси и …………………………. При нагревании воздух ………...……………………, а при охлаждении ……………………….. 2 вариант Гидросфера – это …………………………….. оболочка Земли. Она состоит из Мирового океана, воды ………….. и воды в …………………….. . При нагревании вода ………………………….., а при замерзании ………………. … Основная литература :
Дополнительная литература:
Методическая литература:
Электронное сопровождение
|
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению класс 5 Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа предназначена для учащихся 5 класса мбоу «сош №2» г. Шебекино, Белгородской области | ||
«Рассмотрено» «Согласовано» Мо от 5 марта 2004 г. №1089, Примерной программы основного общего образования по природоведению, авторской программы основного общего... | Пояснительная записка к рабочей программе по природоведению в 5 классе... Программа разработана на основе авторской программы по природоведению для общеобразовательных учреждений Пасечника В. В | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... Рабочая программа составлена на основе: стандарта основногообщего образования по природоведению, 2004 г.; примерной программы по... | Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Рабочая программа по природоведению составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования... | Учебному предмету «Природоведение» рабочая программа по природоведению... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы А. А. Плешакова, Н. И. Сонина, «Программы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению... | ||
Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе... | Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального... |