Министерство культуры Российской Федерации
Алтайский филиал федерального государственного образовательного
учреждения высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ» Кафедра прикладной информатики УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ Региональная экономика
Специальность:
080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»
Барнаул
2010
Данные учебно-методические материалы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Они предназначены для качественного изучения учебной дисциплины, выработки необходимых навыков и умения, для практического применения полученных знания в области сложных экономических процессов в будущей профессиональной деятельности.
Кроме программы дисциплины в УММ включены планы семинаров, проходящие в форме дискуссий, темы рефератов для выполнения домашней контрольной работы, а также содержание и методика прохождения рейтинга по дисциплине.
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАДЕЛ 9
О курсе «Региональная экономика и управление» 9
Задачи дисциплины: 11
Основными направлениями изучения являются: 11
знать: 12
уметь: 13
владеть: 13
Методика изучения курса 14
Рейтинг по дисциплине 15
Накопление рейтинга по дисциплине для студентов очной формы обучения происходит в соответствии с формулой: 15
Примерная структура рейтинга по "Региональной экономике и управлению» 16
для студентов очной формы обучения: 16
III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ 21
РАЗДЕЛ 1 21
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 21
Тема 1. Понятие и содержание региональной экономики. Регион как объект анализа и управления 21
Контрольные вопросы по теме: 22
Тема 2. Региональная политика государства 22
Контрольные вопросы по теме: 23
Тема 3. Местное самоуправление 23
Контрольные вопросы по теме: 23
Тема 4. Информационные ресурсы региональной экономики 24
Контрольные вопросы по теме: 24
РАЗДЕЛ 2 25
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА 25
Тема 5 Демографический и трудовой потенциал региона 25
Контрольные вопросы по теме: 26
Тема 6. Региональное богатство 26
Контрольные вопросы по теме: 26
Тема 7. Финансовые ресурсы и бюджетно-налоговая система 27
региона 27
Контрольные вопросы по теме: 27
РАЗДЕЛ 3. 28
ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ 28
ЭКОНОМИКИ 28
Тема 8. Инвестиционная политика региона и ее реализация 28
Контрольные вопросы по теме: 28
Тема 9. Рыночная инфраструктура региона 28
Контрольные вопросы по теме: 29
Тема 10. Эффективность производственной деятельности 29
региона 29
Контрольные вопросы по теме: 29
Тема 11. Уровень жизни населения региона 30
Контрольные вопросы по теме: 30
Тема 12. Способы и методы регионального анализа 30
Контрольные вопросы по теме: 31
IV. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 32
Методические рекомендации 32
Семинар № 1 . Местное самоуправление Вопросы для обсуждения : 33
Доклад: 33
Литература: №№ 1,3,5,12,15. 33
Семинар № 2. Информационные ресурсы региональной 33
экономики 33
Вопросы для обсуждения: 33
Доклад: 34
Семинар №3. Демографический и трудовой потенциал 34
региона 34
Вопросы для обсуждения: 34
Доклад: 34
Литература: №№ 1,3,5,12,15. 34
Семинар № 4. Финансовые ресурсы и бюджетно-налоговая система региона 34
Вопросы для обсуждения: 34
Литература: №№ 1,3,5,12,15. 35
Семинар № 5. Инвестиционная политика региона и ее реализация 35
Вопросы для обсуждения: 35
Доклад: 35
Семинар № 6. Эффективность производственной деятельности региона 35
Вопросы для обсуждения: 35
Доклад: 36
Литература: №№ 2,3,7,13,18. 36
Семинар № 7. Уровень жизни населения региона Вопросы для обсуждения: 36
Доклад: 36
Семинар № 8. Способы и методы регионального анализа 36
Вопросы для обсуждения: 36
Доклад: 37
V. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 38
Домашняя контрольная работа 38
Рейтинговая работа. Максимальный балл - 15 38
Требования к оформлению 38
Примерная тематика эссе 39
Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к семинарам 41
VI. КОНТРОЛИ 43
РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 43
Вариант тестовых заданий: 43
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ 43
1.Регион представляет собой: 43
2.По экономическим проблемам выделяются следующие типы регионов: 44
3.К депрессивным регионам относятся регионы: 44
4.Регион как субъект Российской Федерации обладает обязательно следующими признаками: 44
5.Источниками формирования финансового рынка в регионе являются: 45
6.Трудовой потенциал региона характеризуется: 45
7.Институциональный потенциал региона характеризуется уровнем развития: 45
8.Отраслью экономики региона является: 46
9.Отраслями занятости региона является: 46
10. Москва как субъект РФ относиться: 46
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 47
Примерная спецификация зачета по дисциплине "Региональная экономика и управление" 47
Примерный перечень вопросов к итоговому контролю 47
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 52
Основная литература 52
Дополнительная литература 53
3
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАДЕЛ
О курсе «Региональная экономика и управление»
Основным объектом исследования дисциплины «Региональная экономика и управление» выступает страна, регион, район (например, экономический район как особая категория). Районообразование есть могущественный объективный фактор упорядочения народного хозяйства, а районы выступают как конкретные объекты исследования.
Региональная экономика есть научная дисциплина, изучающая особенности и закономерности размещения производительных сил и развития районов. Она исследует пространственный аспект развития народного хозяйства, его отраслей, конкретно изучает факторы размещения производительных сил и регионального развития.
Ее объектами исследования являются экономические районы, территориально-производственные комплексы и другие пространственно-экономические объекты. Организация рационального размещения производительных сил и региональное развитие есть главная задача региональной экономики и управления. Региональная экономика «работает» на трех уровнях: локальном, региональном и межрегионально-национальном (так как развитие экономической интеграции создает условия для выхода региональной экономики и на межнациональный уровень).
При исследовании объектов локального, регионального уровней региональная экономика тесно смыкается с экономической географией, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, прежде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда.
Цель и предмет исследования региональной экономики состоит в поиске путей повышения производительности общественного труда за счет пространственных факторов — рационального размещения отраслей производства, комплексного развития экономических районов, совершенствования межрайонных и внутрирайонных экономических связей, совершенствования территориальной организации и управления производством.
Курс «Региональная экономика и управление» предназначен для студентов экономических и управленческих специальностей и позволяет подготовить специалистов в сфере государственного и муниципального управления.
Целью дисциплины является формирование комплексного представления о региональных факторах в социально- экономическом преобразовании общества и сформировать устойчивы теоретические знания и практические навыки, позволяющие анализировать региональные проблемы и принимать обоснованные управленческие решения.
Задачи дисциплины:
определение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;
овладение основами управления региональной экономикой;
рассмотрение современных проблем регионального развития и региональной политики в России;
ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной политики;
рассмотреть основные показатели, характеризующие региональное развитие;
рассмотреть особенности становления местного самоуправления;
овладение методами региональных исследований и основами региональной статистики.
Основными направлениями изучения являются:
методы исследования региональных процессов в современном обществе;
методы измерения и анализа региональной информации;
методы управления социально-экономическим потенциалом региона,
основы региональной статистики;
прогнозирование региональных процессов;
организация местного самоуправления и ее совершенствование, оценка эффективности управления регионом.
Предлагаемый курс содержит изложение основных понятий, категорий, принципов и методов управления, сбора и обработки информации, а также основных подходов к анализу,
моделированию и прогнозированию и интерпретации полученных результатов.
Знания, полученные в процессе изучения «Региональной экономики и управления», в дальнейшем используются при изучении других профессиональных дисциплин и в самостоятельной исследовательской и практической работе студентов.
Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения учебной дисциплины «Региональная экономика и управление» слушатели должны
знать:
исторический опыт регионального развития России;
современное экономическое районирование России, зональные группы регионов, региональные программы;
теоретико-методологические основы региональной экономики,
методы регионального регулирования развития регионов и межбюджетных отношений;
законодательную базу территориального регулирования,
факторы и тенденции социально-экономического развития регионов;
уметь:
собрать информацию о региональном развитии страны,
осуществить анализ состояниям развития регионов;
определить и измерить материально- технический и трудовой потенциал региона и эффективность его использования;
интерпретировать полученные показатели, прогнозировать развитие региона;
владеть:
навыками оценки региональных процессов с помощью макроэкономических показателей,
приемами статистического анализа, социально- экономического прогнозирования, методическими основами использования моделей социально-экономического развития регионов и страны в целом,
владеть современными технологиями поддержки управленческих решений
6
Методика изучения курса
Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары.
Лекции, как ведущий вид учебных занятий, составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют цель дать основы научных знаний по основным вопросам экономического развития регионов и управления ими. Лекционные занятия проводятся методом лекции-диалога или лекции с элементами дискуссии. Темы лекций представлены в разделе III.
Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления полученных знаний студентами, освоения навыков обобщения и изложения учебного материала. Тематика семинарских занятий изложена в разделе IV. Доклады и другие выступления на семинарских занятиях должны быть краткими, логически стройными и последовательными, научно обоснованными и содержательными.
Составной частью учебного процесса является самостоятельная работа студентов. В ходе самостоятельной работы студенты могут выполнять рефераты по различным вопросам курса. Примерная тематика рефератов дана в разделе V программы.
Вопросы, выносимые на итоговый контроль, представлены в разделе VI.
В VII разделе учебно-методического материала дается список основной и дополнительной литературы.
Участие в проводимых формах внутри семестрового контроля является обязательным для всех студентов. Результаты данного контроля - составная часть оценки, выставляемой в ходе зачета или итогового экзамена.
Рейтинг по дисциплине
Для набора рейтинга и получения оценки по дисциплине студент обязан пройти следующие контрольные срезы:
выполнение домашней письменной контрольной работы в форме эссе КР
получение текущего рейтинга в качестве оценки посещаемости лекций и участия в семинарских занятиях (ТР);
сдача письменного зачета/экзамена по итогам обучения (З/Э).
7
Накопление рейтинга по дисциплине для студентов очной формы обучения происходит в соответствии с формулой:Р ф = КР + ТР + З/Э, где Р ф - фактический рейтинг студента, полученный им по окончании изучении дисциплины, КР - домашняя письменная контрольная работа в форме эссе ТР - текущий рейтинг; З/Э - письменный зачет/экзамен Примерная структура рейтинга по "Региональной экономике и управлению» для студентов очной формы обучения: Рубежный контроль - 5 баллов ( проходной 3 балла);
Контрольная работа - 15 рейтинговых баллов (проходной - 8 баллов);
Текущий рейтинг - 5 рейтинговых баллов (проходной - 3 балл);
Зачет - 25 рейтинговых баллов (проходной - 14 баллов);
Нормативный рейтинг - 50 рейтинговых баллов. Примерный график прохождения контрольных рубежей
по дисциплине Месяц
| Сентябрь
| Октябрь
| Ноябрь
| Декабрь
| Сессия
| Всего баллов
| Неделя
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 14
| 15
| 16
| Рубежи
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| РК
|
|
| КР
|
|
|
| Зачет/Экзамен
| Баллы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5
|
|
| 15
|
|
|
| 25
| 50
| Текущий рейтинг - 5 баллов
РК - рубежный контроль КР - контрольная работа ТР - текущий рейтинг З/Э - письменный зачет/экзамен Система перевода рейтинговых баллов в зачетную оценку Нормативный рейтинг
| Оценки в зачетной шкале
| Зачет
| Незачет
| Интервал баллов фактического рейтинга
| 50 баллов
| 28 и более
| менее 28
| |