Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22





НазваниеКонтрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22
страница1/4
Дата публикации15.01.2015
Размер0.5 Mb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > География > Контрольные вопросы
  1   2   3   4
Министерство культуры Российской Федерации

Алтайский филиал федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»
Кафедра прикладной информатики
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
Региональная экономика


Специальность:

080801.65 – «Прикладная информатика (в менеджменте)»

Барнаул

2010

Данные учебно-методические материалы составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для оч­ной, очно-заочной и заочной форм обучения. Они предназначе­ны для качественного изучения учебной дисциплины, выработ­ки необходимых навыков и умения, для практического приме­нения полученных знания в области сложных экономических процессов в будущей профессиональной деятельности.

Кроме программы дисциплины в УММ включены пла­ны семинаров, проходящие в форме дискуссий, темы рефератов для выполнения домашней контрольной работы, а также содер­жание и методика прохождения рейтинга по дисциплине.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАДЕЛ 9

О курсе «Региональная экономика и управление» 9

Задачи дисциплины: 11

Основными направлениями изучения являются: 11

знать: 12

уметь: 13

владеть: 13

Методика изучения курса 14

Рейтинг по дисциплине 15

Накопление рейтинга по дисциплине для студентов оч­ной формы обучения происходит в соответствии с формулой: 15

Примерная структура рейтинга по "Региональной экономи­ке и управлению» 16

для студентов очной формы обучения: 16

III. СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ 21

РАЗДЕЛ 1 21

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ 21

Тема 1. Понятие и содержание региональной экономики. Регион как объект анализа и управления 21

Контрольные вопросы по теме: 22

Тема 2. Региональная политика государства 22

Контрольные вопросы по теме: 23

Тема 3. Местное самоуправление 23

Контрольные вопросы по теме: 23

Тема 4. Информационные ресурсы региональной экономики 24

Контрольные вопросы по теме: 24

РАЗДЕЛ 2 25

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА 25

Тема 5 Демографический и трудовой потенциал региона 25

Контрольные вопросы по теме: 26

Тема 6. Региональное богатство 26

Контрольные вопросы по теме: 26

Тема 7. Финансовые ресурсы и бюджетно-налоговая система 27

региона 27

Контрольные вопросы по теме: 27

РАЗДЕЛ 3. 28

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ 28

ЭКОНОМИКИ 28

Тема 8. Инвестиционная политика региона и ее реализация 28

Контрольные вопросы по теме: 28

Тема 9. Рыночная инфраструктура региона 28

Контрольные вопросы по теме: 29

Тема 10. Эффективность производственной деятельности 29

региона 29

Контрольные вопросы по теме: 29

Тема 11. Уровень жизни населения региона 30

Контрольные вопросы по теме: 30

Тема 12. Способы и методы регионального анализа 30

Контрольные вопросы по теме: 31

IV. СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ 32

Методические рекомендации 32

Семинар № 1 . Местное самоуправление Вопросы для обсуждения : 33

Доклад: 33

Литература: №№ 1,3,5,12,15. 33

Семинар № 2. Информационные ресурсы региональной 33

экономики 33

Вопросы для обсуждения: 33

Доклад: 34

Семинар №3. Демографический и трудовой потенциал 34

региона 34

Вопросы для обсуждения: 34

Доклад: 34

Литература: №№ 1,3,5,12,15. 34

Семинар № 4. Финансовые ресурсы и бюджетно-налоговая система региона 34

Вопросы для обсуждения: 34

Литература: №№ 1,3,5,12,15. 35

Семинар № 5. Инвестиционная политика региона и ее реализация 35

Вопросы для обсуждения: 35

Доклад: 35

Семинар № 6. Эффективность производственной деятельности региона 35

Вопросы для обсуждения: 35

Доклад: 36

Литература: №№ 2,3,7,13,18. 36

Семинар № 7. Уровень жизни населения региона Вопросы для обсуждения: 36

Доклад: 36

Семинар № 8. Способы и методы регионального анализа 36

Вопросы для обсуждения: 36

Доклад: 37

V. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 38

Домашняя контрольная работа 38

Рейтинговая работа. Максимальный балл - 15 38

Требования к оформлению 38

Примерная тематика эссе 39

Перечень вопросов для самостоятельной подготовки к семинарам 41

VI. КОНТРОЛИ 43

РУБЕЖНЫЙ КОНТРОЛЬ 43

Вариант тестовых заданий: 43

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ СЛУШАТЕЛЕЙ 43

1.Регион представляет собой: 43

2.По экономическим проблемам выделяются следующие типы регионов: 44

3.К депрессивным регионам относятся регионы: 44

4.Регион как субъект Российской Федерации обладает обязательно следующими признаками: 44

5.Источниками формирования финансового рынка в регионе являются: 45

6.Трудовой потенциал региона характеризуется: 45

7.Институциональный потенциал региона характеризуется уровнем развития: 45

8.Отраслью экономики региона является: 46

9.Отраслями занятости региона является: 46

10. Москва как субъект РФ относиться: 46

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ 47

Примерная спецификация зачета по дисциплине "Регио­нальная экономика и управление" 47

Примерный перечень вопросов к итоговому контролю 47

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 52

Основная литература 52

Дополнительная литература 53

3

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАДЕЛ

О курсе «Региональная экономика и управление»

Основным объектом исследования дисциплины «Регио­нальная экономика и управление» выступает страна, регион, район (например, экономический район как особая категория). Районообразование есть могущественный объективный фактор упорядочения народного хозяйства, а районы выступают как конкретные объекты исследования.

Региональная экономика есть научная дисциплина, изу­чающая особенности и закономерности размещения производи­тельных сил и развития районов. Она исследует пространствен­ный аспект развития народного хозяйства, его отраслей, кон­кретно изучает факторы размещения производительных сил и регионального развития.

Ее объектами исследования являются экономические рай­оны, территориально-производственные комплексы и другие пространственно-экономические объекты. Организация рацио­нального размещения производительных сил и региональное раз­витие есть главная задача региональной экономики и управления. Региональная экономика «работает» на трех уровнях: локальном, региональном и межрегионально-национальном (так как развитие экономической интеграции создает условия для выхода регио­нальной экономики и на межнациональный уровень).

При исследовании объектов локального, регионального уровней региональная экономика тесно смыкается с экономиче­ской географией, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства, пре­жде всего с точки зрения эффективности самого производства, производительности общественного труда.

Цель и предмет исследования региональной экономики состоит в поиске путей повышения производительности общест­венного труда за счет пространственных факторов — рациональ­ного размещения отраслей производства, комплексного развития экономических районов, совершенствования межрайонных и внутрирайонных экономических связей, совершенствования тер­риториальной организации и управления производством.

Курс «Региональная экономика и управление» предна­значен для студентов экономических и управленческих специ­альностей и позволяет подготовить специалистов в сфере госу­дарственного и муниципального управления.

Целью дисциплины является формирование комплекс­ного представления о региональных факторах в социально- экономическом преобразовании общества и сформировать ус­тойчивы теоретические знания и практические навыки, позво­ляющие анализировать региональные проблемы и принимать обоснованные управленческие решения.

Задачи дисциплины:

  • определение роли региональных аспектов и факторов в соци­ально-экономическом развитии;

  • овладение основами управления региональной экономикой;

  • рассмотрение современных проблем регионального развития и региональной политики в России;

  • ознакомление с зарубежным опытом региональных исследо­ваний и региональной политики;

  • рассмотреть основные показатели, характеризующие регио­нальное развитие;

  • рассмотреть особенности становления местного самоуправления;

  • овладение методами региональных исследований и основами региональной статистики.

Основными направлениями изучения являются:

  • методы исследования региональных процессов в современ­ном обществе;

  • методы измерения и анализа региональной информации;

  • методы управления социально-экономическим потенциалом региона,

  • основы региональной статистики;

  • прогнозирование региональных процессов;

  • организация местного самоуправления и ее совершенствова­ние, оценка эффективности управления регионом.

Предлагаемый курс содержит изложение основных понятий, категорий, принципов и методов управления, сбора и обработки информации, а также основных подходов к анализу,

моделированию и прогнозированию и интерпретации получен­ных результатов.

Знания, полученные в процессе изучения «Региональной экономики и управления», в дальнейшем используются при изу­чении других профессиональных дисциплин и в самостоятель­ной исследовательской и практической работе студентов.

Требования к уровню освоения содержания курса В результате изучения учебной дисциплины «Регио­нальная экономика и управление» слушатели должны

знать:

  • исторический опыт регионального развития России;

  • современное экономическое районирование России, зональ­ные группы регионов, региональные программы;

  • теоретико-методологические основы региональной экономики,

  • методы регионального регулирования развития регионов и межбюджетных отношений;

  • законодательную базу территориального регулирования,

  • факторы и тенденции социально-экономического развития регионов;

уметь:

  • собрать информацию о региональном развитии страны,

  • осуществить анализ состояниям развития регионов;

  • определить и измерить материально- технический и трудовой потенциал региона и эффективность его использования;

  • интерпретировать полученные показатели, прогнозировать развитие региона;

владеть:

  • навыками оценки региональных процессов с помощью мак­роэкономических показателей,

  • приемами статистического анализа, социально- экономического прогнозирования, методическими основами ис­пользования моделей социально-экономического развития ре­гионов и страны в целом,

  • владеть современными технологиями поддержки управлен­ческих решений

6

Методика изучения курса

Основными видами учебных занятий являются лекции и семинары.

Лекции, как ведущий вид учебных занятий, составляют основу теоретической подготовки студентов. Они имеют цель дать основы научных знаний по основным вопросам экономиче­ского развития регионов и управления ими. Лекционные занятия проводятся методом лекции-диалога или лекции с элементами дискуссии. Темы лекций представлены в разделе III.

Семинарские занятия проводятся с целью углубления и закрепления полученных знаний студентами, освоения навыков обобщения и изложения учебного материала. Тематика семи­нарских занятий изложена в разделе IV. Доклады и другие вы­ступления на семинарских занятиях должны быть краткими, ло­гически стройными и последовательными, научно обоснован­ными и содержательными.

Составной частью учебного процесса является самостоя­тельная работа студентов. В ходе самостоятельной работы сту­денты могут выполнять рефераты по различным вопросам кур­са. Примерная тематика рефератов дана в разделе V программы.

Вопросы, выносимые на итоговый контроль, представ­лены в разделе VI.

В VII разделе учебно-методического материала дается список основной и дополнительной литературы.

Участие в проводимых формах внутри семестрового контроля является обязательным для всех студентов. Результаты данного контроля - составная часть оценки, выставляемой в хо­де зачета или итогового экзамена.

Рейтинг по дисциплине

Для набора рейтинга и получения оценки по дисциплине сту­дент обязан пройти следующие контрольные срезы:

  • выполнение домашней письменной контрольной работы в форме эссе КР

  • получение текущего рейтинга в качестве оценки посещаемо­сти лекций и участия в семинарских занятиях (ТР);

  • сдача письменного зачета/экзамена по итогам обучения (З/Э).

7

Накопление рейтинга по дисциплине для студентов оч­ной формы обучения происходит в соответствии с формулой:

Рф = КР + ТР + З/Э, где Рф - фактический рейтинг студента, полученный им по оконча­нии изучении дисциплины,

КР - домашняя письменная контрольная работа в форме эссе

ТР - текущий рейтинг;

З/Э - письменный зачет/экзамен

Примерная структура рейтинга по "Региональной экономи­ке и управлению»

для студентов очной формы обучения:

  • Рубежный контроль - 5 баллов ( проходной 3 балла);

  • Контрольная работа - 15 рейтинговых баллов (проходной - 8 баллов);

  • Текущий рейтинг - 5 рейтинговых баллов (проходной - 3 балл);

  • Зачет - 25 рейтинговых баллов (проходной - 14 баллов);

Нормативный рейтинг - 50 рейтинговых баллов.


Примерный график прохождения контрольных рубежей

по дисциплине

Месяц

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Сессия

Всего бал­лов

Неделя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Рубежи




























РК







КР










Зачет/Экзамен

Баллы




























5







15










25

50

Текущий рейтинг - 5 баллов




РК - рубежный контроль КР - контрольная работа ТР - текущий рейтинг З/Э - письменный зачет/экзамен Система перевода рейтинговых баллов в зачетную оценку


Нормативный рейтинг

Оценки в зачетной шкале

Зачет

Незачет

Интервал баллов фактического рейтинга

50 баллов

28 и более

менее 28
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы 1 Каковы основные значения термина «политика»
Позиция 2: Экономика – социум – политика: социальная структура общества и политический процесс
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconРабочая программа дисциплины «Региональная политика рф»
Целью освоения дисциплины «Региональная политика рф» является формирование у студентов теоретических и практических знаний о закономерностях...
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconСпецкурс «Региональная политика Европейского союза». Содержание
I. Учебно-методические рекомендации по курсу «Региональная политика Европейского союза»
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconМетодические указания для студентов рекомендации по подготовке к...
Подготовка к занятию должна начинаться с изучения рекомендованных источников – сначала основных, затем дополнительных. После этого...
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconЭкономика. Политика. Право
России. Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов....
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconРеферат Тема: «Инфляция. Антиинфляционная политика государства.»

Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также примерные тестовые задания и вопросы к зачету
Ф 76 Компьютерные технологии в правовой практике: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2005. – 60 с
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы для подготовки к занятию и к самостоятельной работе на занятии по теме
Тема: «Введение в гигиену питания. Основные направления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены...
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconТема: Историческая тема в живописи
Задание: Подготовить контрольные вопросы стр. 165, найти ответы в учебнике §48-52,54-56,58-61, упр. 353
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconУчебное пособие разработано по дисциплине «Финансовые рынки и финансовые институты»
Монетарная и фискальная политика государства. Некоторые вопросы государственных финансов
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы Вопросы к теме 1
Цели таможенного регулирования и цели осуществления таможенного дела в Российской Федерации
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы по каждой теме, а также два блока примерных тестовых...
П 42 Криминология: Учеб пособие / Юж. Рос гос техн ун-т. – Новочеркасск: юргту, 2011. – 159 с
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconКонтрольные вопросы по курсу контрольные работы, тесты
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconЗакон государства контрольные вопросы
Данный Закон принятым? Задание 13. Государственная Дума 25 октября 2003 года выразила недоверие правительству РФ и предложила Президенту...
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconДипломная работа тема: “Теневая экономика и контрольные функции таможенных органов”
Таможенные органы и их деятельность по обеспечению экономической безопасности государства
Контрольные вопросы по теме: 22 Тема Региональная политика государства 22 iconПрофессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс
«Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск