Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии»





НазваниеТема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии»
страница1/4
Дата публикации27.07.2013
Размер0.51 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4


Управление образования администрации

муниципального образования Ленинградский район

ТЕМА: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии»


Автор опыта:

Сосницкая Ольга Ивановна

учитель географии высшей

квалификационной категории

муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 2

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

ст. Ленинградская

2013 год
Содержание:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 3
ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ ОПЫТА………………………………………… 4
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………..................... 24
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………… 25

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА



Сосницкая Ольга Ивановна
МБОУ СОШ №2, учитель географии

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 муниципального образования Ленинградский район, методическое объединение учителей географии.

Дата рождения автора ППО: 12 марта 1962 года

Базовое образование автора ППО: Кубанский государственный университет, 10 июня 1989 г.

Тема педагогического опыта:

«Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии».

Педагогический стаж и квалификационная категория: 32 года

Звания, награды, премии, ученая степень автора ППО: ________

Участие автора в научных педагогических конференциях, профессиональных конкурсах: призер Всероссийского конкурса «Лучший урок естественных дисциплин» - 2013год

Обобщался ли ранее иной педагогический опыт автора (проблема, тема):

___________________________________________________________________________

Публикации автора по теме обобщаемого педагогического опыта газеты, статьи: _________________________________________________________

Данный педагогический опыт внесен в школьный банк передового педагогического

опыта решением педагогического советапротокол № 7 от 06.01.2012

Рабочий адрес, телефон автора: Краснодарский край, станица Ленинградская, ул. Школьная,14 а , 8(86145)3-71-61

Домашний адрес, телефон автора: Краснодарский край, станица Ленинградская, ул. Ленина, 95,а

Мобильный телефон автора: 8(961)-59-639-59

Адрес электронной почты: Olga-sosnitskaya@mail.ru

1. ОБЗОР СТЕПЕНИ ИЗУЧЕННОСТИ ТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

1.1. История изучения темы педагогического опыта в педагогике, в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

Методологической основой исследования явилось изучение применения тестов в образовательном процессе.  Педагогика, развившаяся в России в начале века, безоговорочно приняла тестовую основу объективного школьного контроля. Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других, так называемых, поведенческих наук. Ключевыми понятиями тестологии, как одной из методических теорий, являются измерение, тест, содержание и форма заданий, надежность и валидность результатов измерения. Кроме того, в тестологии используются такие понятия статистической науки, как выборочная и генеральная совокупность, средние показатели, вариация, корреляция, регрессия и др. Распространение психолого-педагогической диагностики в России связано с возникновением в  20-е годы XX века новой науки – педологии, которую Л.С. Выготский определял как науку о целостном развитии ребенка.  Проблемой разработки тестов вплотную занимались видные российские ученые: М.С. Бернштейн, П.П. Блонский, А.П. Болтунов, С.Г. Геллерштейн, Г.И. Залкинд, И.Н. Шпильрейн, А.М. Шуберт и др.  Однако, начиная с 30-х годов наука о тестах стала называться буржуазной, все её цели  считались "реакционными". После известного постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпроса» (1936) были ликвидированы не только интеллектуальные, но и безобидные тесты успеваемости. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели. В этой области наша наука и практика значительно отстали от зарубежной.

Однако, в последние годы мы наблюдаем активное внедрение тестов в образовательный процесс. Использование такой формы контроля и оценки знаний как тестирование занимает довольно прочную позицию. Мною был изучен опыт учителей Бойко Е. В., Михайлиной С. А., Архиповой Т.Н., работающих по данной технологии.

В своей педагогической практике уже в течение ряда лет веду работу по использованию тестовых технологий в обучении. В то же время большое их число имеет явно выраженные способности к этому предмету. Разрыв в возможностях восприятия курса учащимися весьма велик. Ориентация же на личность ученика требует, чтобы дифференциация обучения географии учитывала потребности всех школьников с различным уровнем подготовки.

На своих уроках использую, по рекомендациям И.С. Якиманской, уровневую дифференциацию обучения, в основе которой лежит планирование результатов обучения; выделение уровня обязательной подготовки и формирование на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку и познавательную деятельность.

Длительность работы над опытом – сентябрь 2006 – 2013 гг.

Диапазон опыта – единая система «урок – внеклассная работа по географии»
1.2. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта

Глоссарий.

Педагогический тест- система заданий возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся.

Тест - это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Валидность - мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. 

Выборочная совокупность - множество случаев (испытуемых, объектов, событий, образцов), с помощью определённой процедуры выбранных из генеральной совокупности для участия в исследовании.

Методика - совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы.

Методы - это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся.

Регрессия - зависимость среднего значения какой-либо случайной величины от некоторой другой величины или от нескольких величин.

Тестология- междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик.

2.ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ГРУППЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ БАЗОЙ ДЛЯ ФОМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.
В Краснодарском крае ЕГЭ по географии проводится уже 9 лет, столько же лет выпускники девятых классов проходят аттестацию в новой форме ГИА. Единый государственный экзамен – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы. Существенная особенность ЕГЭ и ГИА по географии – он не является обязательным для всех учащихся 11 и 9 классов. Основная цель введения ЕГЭ и ГИА – независимая экспертиза качества знаний и совмещение выпускного и вступительного экзаменов.

Показателем и условием эффективности использования контроля знаний учащихся в форме тестирования служит глубина и прочность знаний, применяемых при выполнении заданий итоговой аттестации учащихся на экзаменах ГИА-9 и ЕГЭ, а так же при участии школьников во внеклассной деятельности: олимпиады и викторины, работа с успешными и одарёнными детьми. Это даёт возможность реализации личностного подхода к обучению и воспитанию учеников и ведёт к общему развитию личности и привитию интереса к изучаемому предмету и за страницами учебника.

Использую возможности педагогических тестов могут проявляться только при условиях изменения общей организации учебного процесса: перехода от привычных групповых форм занятий к индивидуальным, автоматизированным, создания системы стимулов, повышающих персональную ответственность учащихся за результаты своего труда. Одним из условий этого процесса является преодоление, распространенного мнения о кажущейся простоте теста и о простоте методов его создания.

В своей работе использую с изучения начального курса географии различные формы тестов: индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые, компьютерные, вербальные и невербальные, научно-познавательные. При этом каждый тест имеет несколько составных частей: руководство по работе с тестом, тестовую тетрадь с заданиями или бланк с заданиями, лист ответов (для бланковых методик), шаблоны для обработки данных и ПК (Приложение I).

Еще один важный момент: на повышенном уровне учащемуся следует предоставить возможность выбора с учётом индивидуальных особенностей его подготовки. Иными словами вполне правомерно включать в проверку избыточное количество задач повышенного уровня, учитывающие разные направления в развитии умений, и предлагать учащимся самостоятельно выбирать из них задачи.

Это дает возможность моим учащимся не только получать высокие баллы по ЕГЭ и ГИА, но и быть победителями и призерами олимпиад, конкурсов и викторин (Приложение II).


3.СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.


    1. Актуальность педагогического опыта.



Актуальность исследования вытекает из необходимости разработки научно обоснованных тестов для проверки соответствия знаний образовательным стандартам. Их введение в практику управления образовательными учреждениями предусмотрено Законом Российской Федерации об образовании. Разрыв, образовавшийся между запросами реформирующегося образования в качественных тестах объективного контроля подготовленности учащихся и сложившейся традиций оперирования упрощенными схемами субъективного выставления пятибалльных отметок, отсутствие достаточного числа научных разработок по ключевым вопросам методологии и теории тестового контроля является еще одним указанием на актуальность исследования.

Работа с тестами олимпиад и викторин с успешными и одарёнными детьми даёт возможность реализации личностного подхода к обучению и воспитанию учеников и общему развитию личности и привитию интереса к изучаемому предмету.

Научный аспект актуальности исследования вытекает из различий в развитии тестовой науки: статистические аспекта теории тестов хорошо разработаны на Западе и слабо изучены у нас.

Ведущая педагогическая идея опыта
Педагогическая идея опыта состоит в обосновании ключевых сторон тестового контроля, а именно: формы и содержания тестовых заданий; предмет, цели, функции, принципы, критерии качества и эффективности тестового контроля.

Гипотезы, проверяемые в эмпирических разделах исследования:

- оценки преподавателя, по валидизации теста, по конкордантности между собой и корреляции с тестовыми баллами

- предлагаемая модель оценки прироста тестовых результатов соответствует задаче объективной оценки прироста результатов обучения

- использование полученных умений и навыков по формированию универсальных учебных действий (олимпиады, конкурсы и викторины).
3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте.

По мнению О. Доснока «творчество касается продуцирования нового поведения, новых идей (знаний), создающих новые перспективы».

Используя в процессе обучения тестовые технологии, применяя интерактивные и эвристические методы обучения, грамотно планируя работу, возможно формирование у школьников универсальных учебных знаний.

Удачная комбинация элементов существующих методик позволяют осуществить эвристические пробы и формировать практическую деятельность для развития эрудиции школьников. Значимым практическим умением является способность просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности.
3.2. Научность в представляемом педагогическом опыте.

По мнению О. Доснока «творчество касается продуцирования нового поведения, новых идей (знаний), создающих новые перспективы».

Научный аспект актуальности исследования вытекает из различий в развитии тестовой науки: статистические аспекты теории тестов хорошо разработаны на Западе и слабо изучены у нас.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- выявлены основы формирования системы качеств знаний учащихся по географии посредством тестирования;

- определены возможности применения для диагностики и управления процессом формирования у учащихся системы качеств знаний по географии;

- разработаны дидактические и методические принципы отбора банка тестовых заданий, позволяющих целенаправленно формировать систему качеств знаний;

- определены требования к дистракторам при конструировании тестовых заданий.

Удачная комбинация элементов существующих методик позволяют осуществить эвристические пробы и формировать практическую деятельность для развития эрудиции школьников. Значимым практическим умением является способность просчитывать, прогнозировать, моделировать и анализировать результаты своей деятельности
3.3. Результативность педагогического опыта.

Апробация результатов исследования проводилась многократно в процессе учебной деятельности на уроках географии, при проведении муниципальных и административных диагностических работ, ГИА и ЕГЭ, олимпиад, конкурсов и викторин по географии.

В работе прослеживается ежегодная позитивная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся.

Наблюдается тенденция к увеличению численности участников, победителей и призеров предметных олимпиад, конкурсов и викторин школьного и муниципального уровней. Результативность отображает мониторинг участия в районных и Всероссийских олимпиадах школьников.

Мониторинг участия в муниципальных и Всероссийских олимпиадах и викторинах (2009-2012гг.)

Таблица 1.



2009 г

2012 г


Победители

3 человека

5 человек

Призёры

9 человек

74 человека

Всего

12человек

79 человек
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconТестирование как одна из форм контроля
Электронный справочник по школьной алгебре и геометрии, а также по некоторым разделам высшей математики. Определения и иллюстрированные...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся на уроках математики
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconКак узнать отношение вашего малыша к школе, учебному процессу, учителям,...
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconТестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации
Программа предназначена для проведения квалификационных испытаний в рамках процедуры аттестации педагогических работников по должности...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconСодержание педагогических измерительных материалов (пим)
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconПрограмма вступительных испытаний и правила их проведения в фгбоу впо «ргэу (ринх)»
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconДемо-версия теста по второй части курса «Практикум по прикладным экономическим исследованиям»
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconПрограмма дисциплины «Стратегический менеджмент» для направления...
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины стратегический менеджмент...
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconТесты на контрольном уроке, учитель имеет возможность получить объективные...
В настоящее время в сфере образования активно внедряется одна из форм оценки знаний учащихся тестирование. В тестовой форме проводятся...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconДифференцированный контроль знаний на уроках информатики
Проблема дифференцированного контроля знаний – одна из наиболее сложных, на мой взгляд, и связана, прежде всего с объективной оценкой...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема гиа (в новой форме) как одна из форм итогового контроля иноязычной компетенции выпускников IX классов. Организация и проведение...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconТестирование тестирование быстрый и эффективный способ контроля и...
Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconМатериалы для подготовки к текущему и промежуточному контролю знаний...
По курсу «Функциональный менеджмент» предусматривается две формы промежуточного контроля – зачет в устной форме и написание реферата....
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы...
Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля...
Тема: «Тестирование как одна из форм контроля знаний учащихся по географии» iconРазличные формы и методы контроля знаний учащихся
Поэтому считаем целесообразным, чтобы все участники с одного класса проходили тестирование в одно и то же время, например, в компьютерном...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск