Скачать 216.75 Kb.
|
Директорам школ! Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы лучших учеников только 4-х классов выдвигаются на городской уровень в марте 2007г согласно методическому плану ГНМКЦ. Также на городской уровень выдвигаются лишь исследовательские проекты. Работы учащихся будут номинироваться по разным направлениям. Методист Альмурзаева Б. Проектная gеятельность учащихся Шаги в науку - с 1-го класса Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, попробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследовательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленности. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявляется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Затем ребенок идет в детский сад, школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными программами и стандартами. И очень часто на исследование того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении! Исследовательские качества, конечно, не угасают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «развивать исследовательские умения, качества» (как часто это выражение встречается в пояснительных записках!), но фактически Приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впавшее в кому». Исследовательский дух может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке (СМ. схему 1). В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. В школах довольно распространены психологические игры и тренинги. Почему бы во время их проведения или на классном часе не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчивым объяснением всей «кухни» исследования и правилами оформления его хода и результатов? . Кто-то из великих сказал, что «на свете нет ничего интересней людей». И это правда! Здесь тысячи тем для исследований, для выполнения проектов. Исследовать можно поступки и их последствия, человеческие достоинства и недостатки. Например: «Как сохранить доброту в людях». В игровой форме четко определяются объект исследования - люди (группа, класс) и предмет исследования - доброта. В дальнейшем не будет путаницы в определении, что есть что. Схема 1 Трансформация исследовательской направленности И с с л е д о в а н и е Активное Пассивно-активное Активное??? Исследование всего Исследование избирательное Исследование заданного Систематическое исследование интересного «Броуновское» «Лучистое» «Добровольно-принудительное», «обязаловка», рассеянное 1) «Вижу цель!» 2) -----. (Точка) Схема 2 Система подготовки учащихся к творческому проектированию, олимпиадам, конференциям Научно- исследовательская деятельность учащихся (научные общества) Учебная деятельность (Базовые предметы, спецкурсы, курсы, факультативы) Творческая деятельность учащихся («Я сам!») ЗУНы учащегося, его личный опыт Разработка и совершенствование программ Компьютерная поддержка обучения Методическое обеспечение об учения Творческая деятельность учителя Представление и защита проектов в начальной школе - это еще не стендовый доклад, не аргументированная защита, но красочное действо, проекты «в картинках», наука «в цветочек». Проекты учащихся 5-11-x классов широко представлены в Интернете, журналах, а о проектах учащихся начальной школы только пишется, говорится, но образцов очень мало. В начальной школе было бы очень эффективно провести конкурсы проектов, выполненных самими малышами, малышами с участием членов семьи, разновозрастными группами школьников («коллективное шефство» из пионерской истории: за каждым старшеклассником «закрепляется» младший школьник или, например, пятиклассник и первоклассник выполняют проект вдвоем, а их работу курирует десятиклассник). Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо также приглашать младших школьников на защиту проектов старшеклассников (всегда можно найти темы, которые будут в общих чертах понятны и малышам). Для учащихся начальной школы было бы полезно и привыкание к научной терминологии, и наблюдение за техникой выступлений, и сравнение себя с ровесниками и учащимися старших классов, расширение круга общения. Занятия исследовательской деятельности, выполнение творческих проектов развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом многие наши изобретатели и рационализаторы не всегда могли должным образом оформить свое «детище». А в современном мире без подобных умений просто не обойтись! Конференции различного уровня для учащихся старших классов называют «стартом в науку», а подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе (см. схему 2). Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учителя. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений. МЕТОД ПРОЕКТОВ Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! А.П. Чехов Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают исследовательские; творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них. Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.Д. Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения осуществляется в игровой ситуации. Участники выбирают себе определенные роли. Результаты таких проектов чаще вырисовываются только к моменту завершения действия. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко продуманной структуры, которая может бьть представлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совместную деятельность участников. Что является критериями успеха работы над проектом? · Достигнут конечный результат. · Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем. · Результат проекта может быть использован другими коллективами. · Информация о проекте широко распространена. · Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический. · Получено удовольствие от своей деятельности. Перед проведением работы по каждому из проектов руководителем должна быть четко выстроена логическая схема: · Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить... · Методы-виды деятельности. · Результат. · Список использованной литературы. Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в групповых проектах, комплексных коллективных работах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах. Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что результат зависит от состава и организации работы. Особое внимание следует обратить на следующие моменты: · баланс ролей; · четкость целей; · согласованность задач, поставленных перед каждым членом; · выработка единой системы ценностей; ·формирование умения выходить из конфликтных ситуаций; · воспитание поддержки и взаимного доверия; * разработка подходящей методики работы; обеспечение успешного руководства со стороны учителя; · регулярный отчет о проделанной работе; · ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка; · развитие навыков общения. Omчem должен содержать следующие разделы: Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы. · Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах · Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации. · Програ.м.ма действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то. Наша школа много лет работает над экологическими проектами. Перед представлением проекта на конкурс мы проводим его публичную защиту в школе, во внешкольном заведении, на районной конференции. Например, в рамках темы «Проблемы природных экосистем» мы представляем проекты, связанные с исследованием водной среды, растительного покрова, животного царства, природных комплексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов. В рамках темы «Экологические проблемы города» мы представляем проекты, связанные с исследованием экосистем города и отдельных его компонентов - почвы, воздуха, дикихи домашних животных, питьевой воды, источников энергии, основных источников загрязнения, а также микроэкосистем города - районов, домов, квартир. Изучая экосистемы сел и деревень, особое внимание обращаем на состояние почвы, воды, сельскохозяйственных культур и других растительных сообществ, удобрений и средств защиты растений, подсобных хозяйств, сельскохозяйственных угодий, очиcтных сооружений. Проводим комплексные краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и настоящем. Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего с целью извлечь экологические уроки из .деятельности наших предков, которые могут подсказать найти решение экологических проблем сегодня. При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном городе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат. В школе на протяжении многих лет работает экологическая группа «Исследователи природы». Ее первый годичный проект - «Путешествие с водой из класса в класс» - дал материал для работы с учениками с l-гo по ll-й класс. Вот темы, которые разрабатывали дети: - «Вода и жизнь» (l~-й классы); - «Голубые артерии района» (5-й класс); - «Наблюдение за развитием желтой кубышки» (6-й класс); - «Определение растений прибрежной зоны водоемов» (7-й класс); - «Все течет, все изменяется» (8-й класс); - «Оздоровление организма водой» (9-й класс); - «Геоботаническое описание площадок около водоема» (7-8-й классы); - «Санитарно-химическое исследование воды в поселке: водопровод, родник, колодец» (9-11-eклассы); - «Гигиена открытых водоемов» (ll-й класс); - «Выращивание растений методом гидропоники» (1 О-Й класс - практическая работа в школьной теплице). Что дает работа над проектом? Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие города с окружающим миром: · дети. беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями; · приносят в класс литературу, анализируют статьи; · делают вырезки и группируют их по темати ческим блокам; · посещают местные предприятия; · совершают учебные экскурсии по родному краю; · посещают музеи и другие учреждения культуры; · проводят экологический мониторинг; · занимаются краеведческой работой; · сотрудничают с санэпидемцентром, 0бществом охраны природы, средствами массовой информации. На основе полученной информации: · составляют списки, отчеты; · выпускают разовые или периодические бюл летени; . выступают перед учениками своего класса или школы; . сотрудничают с другими школами района; . пишут рефераты; · пишут заметки в местные газеты; · фотографируют; · рисуют. Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячслетия. Этой цели можно достичь: . направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность; . находя сторонников и партнеров среди сотрудников различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем; . проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как при непосредственном общении, так и через СМИ; . участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками. Основная цель пpoвoдu.мoй работы - просвещение учащихся, населения, по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовaетльской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый ВОЗДУХ, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет. Творческие, npиключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении международных экологических акций. В школе этому отводится целый день. Например, 22 марта мы проводим День воды. Девиз дня: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы» (С. Аксаков): Утром перед уроками проводится радиолинейка «Вода, ты жизнь...». В каждом классе проводятся тематические классные часы: l-й класс: «Стакан воды...»; 2-З-й классы: «Кому нужна чистая вода?»; 4-й класс: «Как мы из чистой воды делаем грязную?»; 5-й класс: «Несколько строк из тайн воды»; 6-й класс: «Тема воды в произведениях мест ных поэтов»; 7-й класс: «Голубые артерии района»; 8-й класс: «Особенности местной воды»; 9-й класс: «Оздоровление организма водой»; IО-й класс: «Санитарно-химическое состояние воды нашего поселка; ll-й класс: «Удивительный мир воды». В этот день школьники, родители, дошкольники посещают организованные выставки: экофото - «Красота воды в природе», рисунков «Морское дно», сочинений - «Мои мысли о воде», высказываний о воде. После уроков проводятся тематические мероприятия: вечер для учащихся 1-4-x классов «Вода-вещество самое распространенное и самое удивительное», для 5-7-х классов - игра «Счастливый случай» по теме «Вода», для 8-11-x классов - конференция «Сохраним свою землю, на которой живем, голубой и зеленой». Заканчивается день подведением итогов, награждением наиболее отличившихся учеников и классов. Еще один крупный проект в нашей школе посвящен охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли. «Земля... В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека - в Земле» - с этих слов начинается линейка. Тематика классных часов в рамках этого проекта самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг - природа», «Будут ли на Земле прекрасные цветы?», «Ужасно интересно то, что нeизвестно», «Выносить ли сор из избы?», «Будь здорова, земля богатырская!», «Землянам – чистую планету», «Сохраним родную Землю». Фотовыставка «Земли моей лицо живое», конкурс плакатов «Предотвращай появление мусора» заставляют практически всех включиться в работу. Старшеклассники серьезно готовятся к защите своих проектов на общешкольной конференции «Земля... Какой она достанется потомкам?!». Ученики 1-4-x классов выпускают и развешивают подачным участкам листовки «Это зависит от каждого из нас», а 5-8-е классы проводят мониторинг «Сделаем Землю чище». Обязательно во всех классах в этот день проводится природоохранная операция «Наш дом Земля», во время которой школьники убирают территорию школы и поселка, сажают кустарники и деревья, работают в школьной теплице. В районе стали традиционными посадка аллей памяти, работа по благоустройству старинных усадеб, работа в парках, скверах. Желающие, работая над приключенческим проектом «Инопланетянин», получают анкету-задание. Представьте: вы - ИНОПЛАНЕТЯНЕ, прилетели на НЛО и первый раз ступили на Землю. Отвечайте на наши вопросы: - Будете ли вы вредить нашей биосфере? - Если ВЫ друзья и намерены быть бережными, чего вы не станете делать на Земле? - В каком состоянии сейчас биосфера вашей планеты? - Каковы были этапы развития цивилизации на вашей планете? . - Много ли цивилизаций в космосе вам известно? Какие они (в двух словах): мирные исследователи, или агрессивные завоеватели? Ждем ваших ответов. Оргкомитет Что говорят наши дети, участвовавшие в экологических проектах? Вопрос. Почему вы стали заниматься экологией? Ответ. Потому что это интересно. Именно здесь я занимался практическими делами. В содружестве с учителем мы изучали мир живой природы, себя, устанавливали связи между объектами окружающего мира. Вопрос. Что вы получили из этого? Ответ. Участвуя в экскурсии, я научился наблюдать. Экспедиция на Черное море научила жить по законам группы, работа в санэпидемцентре - навыкам исследовательской работы. Это то, что нужно знать будущему студенту. Ценно, что знания и умения добывались в результате собственного труда. Вопрос. Как сделать работу интересной? Ответ. В каждом деле есть свои изюминки.Надо увидеть их и раскрыть. "Надо верить, что главное дело получится . От работы надо просто получать удовольствие. Соприкасаясь с природой, ученики видят заботу о животворящих силах, о всем сущем на земле: о крохотном детеныше природы, о душевном состоянии друга, о плотине на речке, дающей жизнь рыбам и душевный покой людям, о благе человека и о том, чтоб всегда доставляла нам радость радужная стрекоза, случайно севшая на ладонь. Организация исследовательской деятельности младших школьников И з опыта работы Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. В нашем городе, где с сентября по май за окном отрицательные температуры, школьники имеют возможность общаться с живой природой в творческих объединениях Детского экологического центра. Здесь созданы благоприятные условия для проведения учебных исследований. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами. В детском творческом объединении «Юный биолог» на начальном этапе младшие школьники учатся проводить простейшие опыты по выращиванию растений и содержанию животных, наблюдать за ростом и развитием живых организмов, оформлять дневники наблюдений. При изучении темы «Выгонка луковичных растений» дети с большим энтузиазмом выполняют исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой - вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню. Посетив цветочный магазин и опираясь на свой небогатый жизненный опыт, ребята приходят к заключению, что можно создать условия для выгонки луковичных в комнатных условиях, то есть выделяют гипотезу будущего исследования. Затем они определяют для себя план действий (ставят задачи), где, кроме приобретения луковиц, цветочных горшков и земляных смесей, выделяется время для изучения литературных источников. Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких растений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, решают, каким образом будут определят потребность растений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Не стоит требовать от младших школьников, чтобы они ежедневно отмечали изменения в развитии растений, особенно если эти изменения не столь заметны. Дети с удовольствием иллюстрируют свои наблюдения красочными рисунками, дают образные сравнения (<<бутон, как новорожденный ребенок»), составляют альбомы и рукописные книги-руководства по выгонке растений в комнатных условиях, в которые записывают новые для них понятия «донце», «чешуи» и т.п.). Исследовательская деятельность способствует развитию познaвaтeльной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получился отрицательным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины, неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разочаровываться и продолжать исследование. Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу независимо от ее качества необходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло желание продолжить исследовательскую деятельность. Вот примеры некоторых тем исследовательских работ младших школьников детского творческого объединения «Юный биолог»: <<Цветок дождей>, «Гиацинт», «Выгонка нарциссов», «Гиппеаструм», «Наблюдение за шпорцевой лягушкой», «Мое удивительное знакомство с репчатым луком», «Условия прорастания семян», «Любимое травянистое растение хомячка Персика», «Выращивание бабочки в комнатных условиях». Лучшие работы были отмечены Дипломом и Почетными грамотами. Проект «Цветы для мамы» ГИАЦИНТ Сначала мы пошли на экскурсию в цветочный. магазин и узнали, какие луковицы сможем приобрести в магазине были луковицы нарциссов, тюльпанов, крокусов и гиацинтов. Большинство ребят остановили свой выбор на гиацинтах, потому что из одной луковицы вырастает стебелек с множеством цветков. . 19 декабря. Я купила луковицу гиацинта фиолетового цвета: На верхней части луковицы был маленький желтый росточек. Я выбрала гиацинт сорта Дельф Блю с голубыми цветками. Там же мы приобрел и дренаж, мелкие керамические шарики и плодородную земляную смесь для луковичных культур. 19 декабря. Посадила мою луковицу в цветочный горшок и полила землю. Я осматривала свой гиацинт, как <<цветочный доктор», старалась выполнять все правила выращивания, ухаживала за ним, и цветочек вырос здоровым и крепким. Желтый росточек луковицы на подоконнике позеленел. 17 января. Листья у моей луковицы разъединились и выросли на 13 см, за следующие 5 дней (до 22 января) они подросли еще на 1 см. Я боюсь вытаскивать луковицу из горшка, хотя мне очень хочется посмотреть длину корней. 24 января. Проклюнулся бутон. Он очень красивый! Это будет настоящий подарок! 1 февраля. Проклюнувшийся бутон выглядит очень красиво! Он напоминает новорожденного. Представьте себе подросшие зеленые листья и между ними маленькие голубые лепесточки, которые как будто радуются солнцу! Это просто чудо! . 15 февраля. Ура! Мой цветочек наконец-то распустился. Раскрылось ровно 9 цветков. Как они прекрасно пахнут! Всего у моего гиацинта будет 18 цветков. 25 февраля. Мой гиацинт расцвел! Я подарила его маме. Он радовал всю нашу семью до 10 марта, наполняя комнату чудесным ароматом. 12 марта. Мой «чудо-цветок» гиацинт начал отцветать. Через 5 дней голубые цветочки стали подсыхать и желтеть. Затем многие цветки опали, а некоторые стали мягкими и источали неприятный запах. У меня возник вопрос: что же делать теперь с моим цветком? Я засела за книги и журналы, пытаясь найти ответы. Многое, о чем я прочитала в журналах, мне было не совсем понятно. Но Наталья Николаевна пришла мне на помощь. Теперь я знаю, что после того как цветение гиацинтов заканчивается, листья и цветочная стрелка продолжают рост -' их длина может достигать 35-40 см. В этот период начинает активизироваться процесс накопления питательных веществ в чешуях луковиц. Вес луковицы быстро увеличивается и к концу подсыхания листьев достигает максимальной величины. Оставшаяся зеленая цветочная стрелка продолжает работать как дополнительный лист и способствует большему отложению питательных веществ в луковице. Поэтому цветочную стрелку срезать не надо. При этом вес луковицы увеличивается в среднем на 8-1О г, максимально на 20 г. Хочу предупредить, что в этот период надо не забывать поливать растение и рыхлить поверхностный слой почвы. 20 марта. Заметила, что рост листьев заметно ослабел. 25 марта. Кончики листьев начали желтеть. В Экологическом центре Наталья Николаевна рас сказала нам, что у луковицы гиацинта у основания листьев и цветочной стрелки образуется отделительный слой, и в результате листья и цветочная стрелка увядают и легко отделяются от луковицы. Позже постепенно отмирают придаточные корни и нижняя часть донца луковицы. Вегетация гиацинтов на этом этапе завершается. Так постепенно «засыпал» и мой цветочек. 30 марта. Мы срезали всю надземную часть гиацинта, но луковицу оставили в земле. Через две недели выкопали луковицу. |
Методические рекомендации по формированию икт компетентности младших... В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников | Программа внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного... Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
О проведении II городской научно-практической конференции младших школьников Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие... | 8 февраля 2013 года в День Российской науки в нашей школе прошла... О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» | ||
Протокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских... Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников... | Организация исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских Дачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни... | ||
Общие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»... «Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию... | Тематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании... | Сахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении «Формирование проектно исследовательской деятельности младших школьников как технологии развивающего обучения» | ||
План работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических... Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников | Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных... Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной... | ||
Использование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю... | Участие младших школьников в научно-исследовательской деятельности в 2010 – 2011 учебном году Заседание кафедры экономической истории проводится каждую третью пятницу месяца в 10: 00 | ||
Исследовательских работ и творческих проектов Объем текста с описанием исследовательской работы или творческого проекта не должен превышать 1 печатного листа (или 40 000 знаков).... | Виды обстоятельств Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению... |