Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы





Скачать 216.75 Kb.
НазваниеПредставляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы
Дата публикации24.01.2015
Размер216.75 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Директорам школ!

Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы лучших учеников только 4-х классов выдвигаются на городской уровень в марте 2007г согласно методическому плану ГНМКЦ. Также на городской уровень выдвигаются лишь исследовательские проекты. Работы учащихся будут номинироваться по разным направлениям.

Методист Альмурзаева Б.


Проектная gеятельность учащихся
Шаги в науку - с 1-го класса

Ребенок любознателен, то есть ему все «любо знать», все интересно, все хочется потрогать, по­пробовать, изучить устройство и принцип действия. Это ли не явно выраженные врожденные исследо­вательские качества? С возрастом происходит трансформация исследовательской направленнос­ти. В раннем детстве интересно абсолютно все! Но проходит совсем немного времени, и проявля­ется избирательность - исследуется только то, что в поле зрения вызывает настоящий интерес. Как будто лучом фонарика высвечивается какая-то часть, но внимание надолго не задерживается. Затем ребенок идет в детский сад, школу, и ему приходится изучать и исследовать очень много заданного - запланированного разными програм­мами и стандартами. И очень часто на исследо­вание того, что вызывает наибольший интерес, просто нет ни времени, ни сил. И это несмотря на личностно-ориентированный подход в обучении!

Исследовательские качества, конечно, не уга­сают совсем, но переходят в пассивный багаж. А в классе седьмом-восьмом, когда начинаются олимпиады, конференции, учителя пытаются «раз­вивать исследовательские умения, качества» (как часто это выражение встречается в пояснительных записках!),­ но фактически

Приходится не столько развивать, сколько реанимировать «впав­шее в кому». Исследовательский дух может проснуться и проявить себя очень бурно в старшем возрасте, а может так и остаться в спячке (СМ. схему 1).

В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. В школах довольно распространены психологические игры и тренин­ги. Почему бы во время их проведения или на классном часе не выполнить коллективный проект (а затем и индивидуальные проекты) с ненавязчи­вым объяснением всей «кухни» исследования и пра­вилами оформления его хода и результатов?

. Кто-то из великих сказал, что «на свете нет ни­чего интересней людей». И это правда! Здесь ты­сячи тем для исследований, для выполнения про­ектов. Исследовать можно поступки и их послед­ствия, человеческие достоинства и недостатки. Например: «Как сохранить доброту в людях». В игровой форме четко определяются объект исследования - люди (группа, класс) и предмет ис­следования - доброта. В дальнейшем не будет пу­таницы в определении, что есть что.


Схема 1


Трансформация исследовательской направленности
И с с л е д о в а н и е
Активное Пассивно-активное Активное???



Исследование всего

Исследование избирательное

Исследование заданного

Систематическое исследование интересного








«Броуновское»

«Лучистое»

«Добровольно-принудительное», «обязаловка», рассеянное

1) «Вижу цель!»
2) -----. (Точка)










Схема 2






Система подготовки учащихся к творческому проектированию, олимпиадам, конференциям









Научно- исследовательская деятельность учащихся

(научные общества)

Учебная деятельность (Базовые предметы, спецкурсы, курсы, факультативы)

Творческая деятельность учащихся

(«Я сам!»)


ЗУНы учащегося, его личный опыт





Разработка и совершенствование программ

Компьютерная поддержка обучения

Методическое обеспечение об учения

Творческая деятельность учителя



Представление и защита проектов в начальной школе - это еще не стендовый доклад, не аргу­ментированная защита, но красочное действо, про­екты «в картинках», наука «в цветочек».

Проекты учащихся 5-11-x классов широко пред­ставлены в Интернете, журналах, а о проектах уча­щихся начальной школы только пишется, говорит­ся, но образцов очень мало.

В начальной школе было бы очень эффективно провести конкурсы проектов, выполненных сами­ми малышами, малышами с участием членов се­мьи, разновозрастными группами школьников («коллективное шефство» из пионерской истории: за каждым старшеклассником «закрепляется» младший школьник или, например, пятиклассник и первоклассник выполняют проект вдвоем, а их ра­боту курирует десятиклассник).

Защита проектов должна проходить открыто, с приглашением родителей. Хорошо также пригла­шать младших школьников на защиту проектов старшеклассников (всегда можно найти темы, ко­торые будут в общих чертах понятны и малышам). Для учащихся начальной школы было бы полезно и привыкание к научной терминологии, и наблюде­ние за техникой выступлений, и сравнение себя

с ровесниками и учащимися старших классов, рас­ширение круга общения.

Занятия исследовательской деятельности, выполнение творческих проектов развивают ана­литические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособ­ность. Ведь ни для кого не секрет, что в недавнем прошлом многие наши изобретатели и рационали­заторы не всегда могли должным образом офор­мить свое «детище». А в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Конференции различного уровня для учащихся старших классов называют «стартом в науку», а подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе (см. схему 2).

Если систему подготовки к проектированию, олимпиадам, конференциям представить в виде домика, то видно, что большая роль отводится не только личности учащегося, но и личности его учи­теля. Движение вперед (вверх) опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше план­ка достижений.

МЕТОД ПРОЕКТОВ
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!

А.П. Чехов


Метод проектов не является принципиально но­вым в мировой педагогике. Родившись из идеи сво­бодного воспитания, в настоящее время он становит­ся интегрированным компонентом вполне разрабо­танной и структурированной системы образования.

В основе метода лежит развитие познаватель­ных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компе­тенцию в вопросах, связанных с темой проекта, раз­вивать критическое мышление. Этот метод все­гда ориентирован на самостоятельную деятель­ность учащихся - индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка вре­мени. В соответствии с до­минирующим методом, ле­жащим в основе выполне­ния проекта, различают ис­следовательские; творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты. Рассмотрим особенности каждого из них.

Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически со­впадает со структурой реального научного иссле­дования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельнос­ти. Примером являются работы, выполненные в рамках школьного экологического мониторинга.

Творческие проекты не имеют детально про­работанной структуры совместной деятельности учащихся - она только намечается и далее разви­вается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенная газета, сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах и т.Д.

Приключенческо-игровые проекты требу­ют большой подготовительной работы. Принятие

решения осуществляется в игровой ситуации. Участ­ники выбирают себе определенные роли. Резуль­таты таких проектов чаще вырисовываются толь­ко к моменту завершения действия.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.

Практикоориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала харак­тер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников. Этот проект требует четко про­думанной структуры, ко­торая может бьть пред­ставлена в виде сценария, определения функций каждого участника и участия каждого из них в оформлении конечного результата. Целесообразно проводить поэтапные обсуждения, позволяющие координировать совме­стную деятельность участников.

Что является критериями успеха работы над проектом?

· Достигнут конечный результат.

· Создана активная команда участников про­екта, способная продолжить работу в будущем.

· Результат проекта может быть использован другими коллективами.

· Информация о проекте широко распространена.

· Затронуты все аспекты: природный, социальный, экономический.

· Получено удовольствие от своей деятельности.

Перед проведением работы по каждому из про­ектов руководителем должна быть четко выстро­ена логическая схема:

· Задачи: создать, провести, обеспечить, привлечь, подготовить, выполнить...

· Методы-виды деятельности.

· Результат.

· Список использованной литературы.


Проект может выполняться индивидуально или группой. Наилучший результат получается в груп­повых проектах, комплексных коллективных рабо­тах, направленных на решение конкретных проблем с максимальной степенью участия школьников на всех этапах.

Анализируя опыт работы, приходим к выводу, что результат зависит от состава и организации работы.

Особое внимание следует обратить на следующие моменты:

· баланс ролей;

· четкость целей;

· согласованность задач, поставленных перед каждым членом;

· выработка единой системы ценностей;

·формирование умения выходить из конфликтных ситуаций;

· воспитание поддержки и взаимного доверия;

* разработка подходящей методики работы; обеспечение успешного руководства со стороны учителя;

· регулярный отчет о проделанной работе;

· ориентация на индивидуальное развитие каждого ребенка;

· развитие навыков общения.

Omчem должен содержать следующие разделы: Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть от­ражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, ме­сто, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.

· Отчет о проведенных исследованиях: описа­ние объекта исследования, методика работы, по­лученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью иссле­дования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах­
· Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрог­нозировать изменение этого состояния в ближай­шее время и в отдаленном будущем при сохране­нии существующей ситуации.

· Програ.м.ма действий: описать мероприятия,

выполненные самими ребятами, и рекомендации ­

перечень дел, которые дети планируют

выполнить, в том числе совместно с кем-то.

Наша школа много лет работает над экологи­ческими проектами. Перед представлением про­екта на конкурс мы проводим его публичную за­щиту в школе, во внешкольном заведении, на район­ной конференции.

Например, в рамках темы «Проблемы природ­ных экосистем» мы представляем проекты, свя­занные с исследованием водной среды, раститель­ного покрова, животного царства, природных ком­плексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов. В рамках темы «Экологические проблемы города» мы представляем проекты, свя­занные с исследованием экосистем города и от­дельных его компонентов - почвы, воздуха, дикихи домашних животных, питьевой воды, источни­ков энергии, основных источников загрязнения, а также микроэкосистем города - районов, домов, квартир. Изучая экосистемы сел и деревень, осо­бое внимание обращаем на состояние почвы, воды, сельскохозяйственных культур и других раститель­ных сообществ, удобрений и средств защиты рас­тений, подсобных хозяйств, сельскохозяйственных угодий, очиcтных сооружений. Проводим комплекс­ные краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и на­стоящем.

Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошло­му ради будущего с целью извлечь экологические уроки из .деятельности наших предков, которые могут подсказать найти решение экологических проблем сегодня.

При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном городе, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.

В школе на протяжении многих лет ра­ботает экологическая группа «Исследователи при­роды». Ее первый годичный проект - «Путеше­ствие с водой из класса в класс» - дал материал для работы с учениками с l-гo по ll-й класс.

Вот темы, которые разрабатывали дети:

- «Вода и жизнь» (l~-й классы);

- «Голубые артерии района» (5-й класс);

- «Наблюдение за развитием желтой кубыш­ки» (6-й класс);



- «Определение растений прибрежной зоны водоемов» (7-й класс);

- «Все течет, все изменяется» (8-й класс);

- «Оздоровление организма водой» (9-й класс); - «Геоботаническое описание площадок около

водоема» (7-8-й классы);

- «Санитарно-химическое исследование воды в поселке: водопровод, родник, колодец» (9-11-eклассы);

- «Гигиена открытых водоемов» (ll-й класс);

- «Выращивание растений методом гидропоники» (1 О-Й класс - практическая работа в школьной теплице).

Что дает работа над проектом?

Эта работа позволяет учащимся увидеть все

многообразие города с окружающим миром:

· дети. беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

· приносят в класс литературу, анализируют

статьи;

· делают вырезки и группируют их по темати ческим блокам;

· посещают местные предприятия;

· совершают учебные экскурсии по родному

краю;

· посещают музеи и другие учреждения культуры; · проводят экологический мониторинг;

· занимаются краеведческой работой;

· сотрудничают с санэпидемцентром, 0бществом охраны природы, средствами массовой информации.

На основе полученной информации:

· составляют списки, отчеты;

· выпускают разовые или периодические бюл­

летени;

. выступают перед учениками своего класса

или школы;

. сотрудничают с другими школами района;

. пишут рефераты;

· пишут заметки в местные газеты; · фотографируют;

· рисуют.

Работа над проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячс­летия.

Этой цели можно достичь:

. направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;

. находя сторонников и партнеров среди со­трудников различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических про­блем;

. проводя просветительскую работу среди сво­его окружения, оповещая местное население о ре­зультатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как при непосредственном общении, так и через СМИ;

. участвуя в экологических конкурсах и олим­пиадах, представляя на суд широкой обществен­ности обобщенные и осмысленные результаты сво­ей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.

Основная цель пpoвoдu.мoй работы - просве­щение учащихся, населения, по вопросам бережно­го отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование на­выка исследовaетльской и экспериментальной ра­боты, убеждение на собственной практике в том, что чистый ВОЗДУХ, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.

Творческие, npиключенческо-игровые, информационные проекты находят применение при проведении международных экологических акций. В школе этому отводится целый день. Напри­мер, 22 марта мы проводим День воды. Девиз дня: «Все хорошо в природе, но вода - красота всей природы» (С. Аксаков): Утром перед уроками проводится радиолинейка «Вода, ты жизнь...».

В каждом классе проводятся тематические классные часы:

l-й класс: «Стакан воды...»;

2-З-й классы: «Кому нужна чистая вода?»;

4-й класс: «Как мы из чистой воды делаем грязную?»;

5-й класс: «Несколько строк из тайн воды»;

6-й класс: «Тема воды в произведениях мест­

ных поэтов»;

7-й класс: «Голубые артерии района»;

8-й класс: «Особенности местной воды»;

9-й класс: «Оздоровление организма водой»;


IО-й класс: «Санитарно-химическое состояние

воды нашего поселка;

ll-й класс: «Удивительный мир воды».

В этот день школьники, родители, дошкольники

посещают организованные выставки: экофото - «Кра­сота воды в природе», рисунков «Морское дно», со­чинений - «Мои мысли о воде», высказываний о воде.

После уроков проводятся тематические ме­роприятия: вечер для учащихся 1-4-x классов «Вода-­вещество самое распространенное и самое удиви­тельное», для 5-7-х классов - игра «Счастливый случай» по теме «Вода», для 8-11-x классов - кон­ференция «Сохраним свою землю, на которой жи­вем, голубой и зеленой».

Заканчивается день подведением итогов, на­граждением наиболее отличившихся учеников и классов.

Еще один крупный проект в нашей школе по­священ охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли.

«Земля... В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила че­ловека - в Земле» - с этих слов начинается линей­ка. Тематика классных часов в рамках этого про­екта самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг - природа», «Будут ли на Земле прекрасные цветы?», «Ужасно интересно то, что нe­известно», «Выносить ли сор из избы?», «Будь здо­рова, земля богатырская!», «Землянам – чистую планету», «Сохраним родную Землю». Фотовы­ставка «Земли моей лицо живое», конкурс плака­тов «Предотвращай появление мусора» заставля­ют практически всех включиться в работу.

Старшеклассники серьезно готовятся к защите своих проектов на общешкольной конференции «Земля... Какой она достанется потомкам?!». Уче­ники 1-4-x классов выпускают и развешивают подачным участкам листовки «Это зависит от каждого из нас», а 5-8-е классы проводят мониторинг «Сделаем Землю чище».

Обязательно во всех классах в этот день про­водится природоохранная операция «Наш дом ­Земля», во время которой школьники убирают тер­риторию школы и поселка, сажают кустарники и деревья, работают в школьной теплице. В районе стали традиционными посадка аллей памяти, ра­бота по благоустройству старинных усадеб, работа в парках, скверах.

Желающие, работая над приключенческим про­ектом «Инопланетянин», получают анкету-задание.
Представьте: вы - ИНОПЛАНЕТЯНЕ, прилете­ли на НЛО и первый раз ступили на Землю. Отвечайте на наши вопросы:

- Будете ли вы вредить нашей биосфере? - Если ВЫ друзья и намерены быть бережными, чего вы не станете делать на Земле?

- В каком состоянии сейчас биосфера вашей планеты?

- Каковы были этапы развития цивилизации

на вашей планете? .

- Много ли цивилизаций в космосе вам извес­тно? Какие они (в двух словах): мирные исследо­ватели, или агрессивные завоеватели?

Ждем ваших ответов.

Оргкомитет
Что говорят наши дети, участвовавшие в экологических проектах?

Вопрос. Почему вы стали заниматься экологией?

Ответ. Потому что это интересно. Именно здесь я занимался практическими делами. В со­дружестве с учителем мы изучали мир живой при­роды, себя, устанавливали связи между объекта­ми окружающего мира.

Вопрос. Что вы получили из этого?

Ответ. Участвуя в экскурсии, я научился наблюдать. Экспедиция на Черное море научила жить по законам группы, работа в санэпидемцентре - навы­кам исследовательской работы. Это то, что нужно знать будущему студенту. Ценно, что знания и умения добывались в результате собственного труда.

Вопрос. Как сделать работу интересной?

Ответ. В каждом деле есть свои изюминки.Надо увидеть их и раскрыть. "Надо верить, что главное дело получится . От работы надо просто получать удовольствие.

Соприкасаясь с природой, ученики видят заботу о животворящих силах, о всем сущем на земле: о крохотном детеныше природы, о душевном со­стоянии друга, о плотине на речке, дающей жизнь рыбам и душевный покой людям, о благе челове­ка и о том, чтоб всегда доставляла нам радость радужная стрекоза, случайно севшая на ладонь.

Организация исследовательской деятельности младших школьников

И з опыта работы


Дети по природе своей исследователи и с боль­шим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. В нашем городе, где с сен­тября по май за окном отрицательные температуры, школьники имеют возможность общаться с живой природой в творческих объединениях Детского эко­логического центра. Здесь созданы благоприятные условия для проведения учебных исследований.

Организуя учебно-исследовательскую деятель­ность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначен­ная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им

добровольно и быть обеспечена необходимыми оборудованием, средствами и материалами.

В детском творческом объединении «Юный био­лог» на начальном этапе младшие школьники учатся проводить простейшие опыты по выращиванию рас­тений и содержанию животных, наблюдать за ростом и развитием живых организмов, оформлять дневни­ки наблюдений. При изучении темы «Выгонка луко­вичных растений» дети с большим энтузиазмом вы­полняют исследовательскую работу «Цветы для мамы», цель которой - вырастить самостоятельно в подарок цветы к Международному женскому дню. Посетив цветочный магазин и опираясь на свой небо­гатый жизненный опыт, ребята приходят к заключе­нию, что можно создать условия для выгонки луко­вичных в комнатных условиях, то есть выделяют ги­потезу будущего исследования. Затем они определя­ют для себя план действий (ставят задачи), где, кро­ме приобретения луковиц, цветочных горшков и зем­ляных смесей, выделяется время для изучения лите­ратурных источников.

Засев за книги, школьники детально изучают объект исследования, выбирают луковицы таких рас­тений, для которых они смогут создать необходимые температурные условия и условия освещения, реша­ют, каким образом будут определят потребность ра­стений в поливе, как часто обмерять листья и делать записи в дневниках наблюдений. Вся эта методика исследования описывается в детских работах. Не стоит требовать от младших школьников, чтобы они

ежедневно отмечали изменения в развитии растений, особенно если эти изменения не столь заметны.

Дети с удовольствием иллюстрируют свои наблюде­ния красочными рисунками, дают образные сравнения (<<бутон, как новорожденный ребенок»), составляют альбомы и рукописные книги-руководства по выгонке растений в комнатных условиях, в которые записывают новые для них понятия «донце», «чешуи» и т.п.).

Исследовательская деятельность способствует раз­витию познaвaтeльной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Не­достаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего иссле­дования, особенно если результат получился отрицатель­ным. Деликатная помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины, неудачи, но и для того, чтобы убедить ребенка не разо­чаровываться и продолжать исследование.

Итогом исследовательской работы и, пожалуй, главным этапом обучения юного исследователя мо­жет быть выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции здесь необхо­димо создать «ситуацию успеха» для каждого школь­ника. Каждую работу независимо от ее качества не­обходимо похвалить, чтобы у ребенка возникло же­лание продолжить исследовательскую деятельность.

Вот примеры некоторых тем исследовательских ра­бот младших школьников детского творческого объе­динения «Юный биолог»: <<Цветок дождей>, «Гиацинт», «Выгонка нарциссов», «Гиппеаструм», «Наблюдение за шпорцевой лягушкой», «Мое удивительное знакомство с репчатым луком», «Условия прорастания семян», «Лю­бимое травянистое растение хомячка Персика», «Выра­щивание бабочки в комнатных условиях».

Лучшие работы были отмечены Дипло­мом и Почетными грамотами.

Проект «Цветы для мамы»




ГИАЦИНТ

Сначала мы пошли на экскурсию в цветочный.

магазин и узнали, какие луковицы сможем при­обрести в магазине были луковицы нарциссов, тюльпанов, крокусов и гиацинтов. Большинство ребят остановили свой выбор на гиацинтах, по­тому что из одной луковицы вырастает стебелек

с множеством цветков. .

19 декабря. Я купила луковицу гиацинта фио­летового цвета: На верхней части луковицы был маленький желтый росточек. Я выбрала гиацинт сорта Дельф Блю с голубыми цветками. Там же мы приобрел и дренаж, мелкие керамические ша­рики и плодородную земляную смесь для луко­вичных культур.

19 декабря. Посадила мою луковицу в цве­точный горшок и полила землю. Я осматривала

свой гиацинт, как <<цветочный доктор», старалась выполнять все правила выращивания, ухаживала за ним, и цветочек вырос здоровым и крепким. Желтый росточек луковицы на подоконнике по­зеленел.

17 января. Листья у моей луковицы разъеди­нились и выросли на 13 см, за следующие 5 дней (до 22 января) они подросли еще на 1 см. Я боюсь вытаскивать луковицу из горшка, хотя мне очень хочется посмотреть длину корней.

24 января. Проклюнулся бутон. Он очень красивый! Это будет настоящий подарок!

1 февраля. Проклюнувшийся бутон выглядит очень красиво! Он напоминает новорожденного. Представьте себе подросшие зеленые листья и между ними маленькие голубые лепесточки, ко­торые как будто радуются солнцу! Это просто чудо! .

15 февраля. Ура! Мой цветочек наконец-то распустился. Раскрылось ровно 9 цветков. Как они прекрасно пахнут! Всего у моего гиацинта будет 18 цветков.

25 февраля. Мой гиацинт расцвел! Я подарила его маме. Он радовал всю нашу семью до 10 марта, наполняя комнату чудесным ароматом.

12 марта. Мой «чудо-цветок» гиацинт начал отцветать. Через 5 дней голубые цветочки стали подсыхать и желтеть. Затем многие цветки опа­ли, а некоторые стали мягкими и источали непри­ятный запах.

У меня возник вопрос: что же делать теперь с моим цветком? Я засела за книги и журналы, пы­таясь найти ответы. Многое, о чем я прочитала в

журналах, мне было не совсем понятно. Но Ната­лья Николаевна пришла мне на помощь. Теперь я знаю, что после того как цветение гиацинтов за­канчивается, листья и цветочная стрелка продол­жают рост -' их длина может достигать 35-40 см. В этот период начинает активизироваться процесс накопления питательных веществ в че­шуях луковиц. Вес луковицы быстро увеличива­ется и к концу подсыхания листьев достигает мак­симальной величины. Оставшаяся зеленая цветоч­ная стрелка продолжает работать как дополни­тельный лист и способствует большему отложе­нию питательных веществ в луковице. Поэтому цветочную стрелку срезать не надо. При этом вес луковицы увеличивается в среднем на 8-1О г, максимально на 20 г. Хочу предупредить, что в этот период надо не забывать поливать растение и рыхлить поверхностный слой почвы.

20 марта. Заметила, что рост листьев заметно ослабел.

25 марта. Кончики листьев начали желтеть. В Экологическом центре Наталья Николаевна рас сказала нам, что у луковицы гиацинта у основа­ния листьев и цветочной стрелки образуется от­делительный слой, и в результате листья и цве­точная стрелка увядают и легко отделяются от луковицы. Позже постепенно отмирают придаточ­ные корни и нижняя часть донца луковицы. Веге­тация гиацинтов на этом этапе завершается. Так постепенно «засыпал» и мой цветочек.

30 марта. Мы срезали всю надземную часть гиацинта, но луковицу оставили в земле. Через две недели выкопали луковицу.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconМетодические рекомендации по формированию икт компетентности младших...
В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconПрограмма внеурочной деятельности школьников в сфере духовно-нравственного...
Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год....
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconО проведении II городской научно-практической конференции младших школьников
Нпк, порядок её организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Нпк младших школьников ориентирована на развитие...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы icon8 февраля 2013 года в День Российской науки в нашей школе прошла...
О проведении регионального этапа всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры»
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconПротокол №2 от 31. 10. 2011 г. Положение о школьном конкурсе исследовательских...
Настоящее Положение определяет цели и задачи школьного конкурса исследовательских работ и творческих проектов младших школьников...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconОрганизация исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских
Дачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычайно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconОбщие положения Городская научно-практическая конференция «Открытие»...
«Открытие» (далее Конференция) направлена на поддержку школьников и педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью, демонстрацию...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconТематика рефератов Дисциплина: Основы учебно-исследовательской деятельности студентов
Учет темперамента младших школьников в организации учебно-воспитательной деятельности
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представляю исследовательскую работу по теме: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников и её роль в формировании...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconСахаровой Жанны Юрьевны на методобъединении
«Формирование проектно исследовательской деятельности младших школьников как технологии развивающего обучения»
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconПлан работы опорных, базовых школ, ресурсных, учебно-методических...
Теоретические основы исследовательской и проектной деятельности младших школьников
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconРабочая программа внеурочной деятельности для учащихся начальных...
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике образования в начальной школе единой, рассчитанной...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconИспользование интерактивной доски в проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Использование интерактивной доски на уроке это не только возможность увлечь школьников интересным материалом, но и самому учителю...
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconУчастие младших школьников в научно-исследовательской деятельности в 2010 – 2011 учебном году
Заседание кафедры экономической истории проводится каждую третью пятницу месяца в 10: 00
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconИсследовательских работ и творческих проектов
Объем текста с описанием исследовательской работы или творческого проекта не должен превышать 1 печатного листа (или 40 000 знаков)....
Представляю информацию по формированию исследовательской деятельности младших школьников. В каждой школе защита проектов должна пройти до февраля 2007г, работы iconВиды обстоятельств
Поэтому самостоятельность должна стать в современных условиях одной из главных черт личности у подрастающего поколения. Повышению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск