Скачать 0.83 Mb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» г. Воскресенска Московской области.
Рабочая программа учебного предмета «География» для 7 класса Составитель: Поликарпова Е.Е., учитель географии высшей квалификационной категории г. Воскресенск 2012 год Пояснительная записка Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень. Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура. Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты. Цели и задачи курса: Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсами зоологии, ботаники, истории и обществознания. Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Формы организации образовательного процесса:
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Технологии обучения: дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения; классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра). Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания. Цель контроля: проверить качество усвоения материала и при необходимости своевременно проводить коррекцию знаний учащихся; готовить учащихся к итоговой аттестации. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности. Место предмета в базисном учебном плане Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю. Структура курса. В структурном соотношении курс состоит из введения и трех разделов: «Как открывали мир», «Географическая карта – величайшее творение человечества», «Земля – уникальная планета», «Материки и океаны», «Земля – наш дом». На страноведение отводится 35% учебного времени. В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества. Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания. Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков. Учебно-тематический план:
В программу внесены следующие изменения:
При выполнении практических работ в курсе 7 класса важно сформировать умения учащихся по работе с источниками информации – географическими картами, текстом учебника, таблицами, диаграммами. Учащиеся должны овладеть умениями и навыками комплексной физико-географической характеристики географического объекта, территории, сравнительной характеристики двух или нескольких объектов, территорий на основе типового плана, а также совершенствовать навыки самостоятельного составления плана характеристики. Выявлять причинно-следственные связи между различными географическими явлениями. Нумерация практических работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все практические работы являются этапом комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя - как выборочно, так и фронтально. Это связано со спецификой предмета. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 40% работ, в тематическом планировании они выделены жирным шрифтом и подчеркнуты. Содержание программы 70 ч (2 ч/н) ВВЕДЕНИЕ (3 ч) Что изучают в курсе География материков и океанов». Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации. Открытие и изучение Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли. Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли. Географическая карта – особый источник знаний. Карты материков и океанов, их различия по охвату территории, масштабу, содержанию. Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты. Практические работы. №1. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (учебником, картами, справочниками); составление по ним, летописей наиболее важных (с позиций школьников) путешествий в разные исторические эпохи. №2. Характеристика карты атласа, решение расчетных задач (определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек) Раздел I. Главные особенности природы Земли (13 ч) |
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №13 им. Р. А. Наумова городского округа город Буй... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Колесурская... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Карловка Пугачёвского района Саратовской области»... | ||
Г. Ивантеевки Московской области за 2013-2014 учебный год 2014 год содержание Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»г. Ивантеевки Московской области | Российская Федерация Министерство образования и науки Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов г... | ||
Методические рекомендации по использованию технологии исуд в учебно-воспитательном процессе Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 г. Орехово-Зуево Московской области | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Не опаздывать к началу занятий 30. Учащиеся приходят в гардероб школы за 10—15 минут до начала первого урока | ||
Закончили с аттестатами с отличием 5 человек Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 городского округа Железнодорожный Московской... | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Школа – победитель в конкурсном отборе образовательных учреждений активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках... | ||
Программа воспитательной работы школы. Срок реализации 2011-2016... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Еленская средняя общеобразовательная школа» функционирует как средняя школа с 1983... | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Лицензия: а №276660 дата выдачи 08. 06. 2007, выдана Министерством образования Московской области. Срок действия лицензии 08 июля... | ||
Методическая разработка урока в 9 классе по информатике и икт по... Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Солнечногорска Московской области | Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная... Лицензия а №276660 дата выдачи 08. 06. 2007, выдана Министерством образования Московской области. Срок действия лицензии 08 июля... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательное учреждение: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №3 г. Томск,... | Статья 1 Общие положения Муниципальное бюджетное общеобразовательное... «Средняя общеобразовательная школа №6 города Лесосибирска» (далее Учреждение), ранее именуемое муниципальное общеобразовательное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №53 муниципального образования Люберецкий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Балашиха «Средняя общеобразовательная школа№6»... |