Скачать 135.77 Kb.
|
Моделирование уроков на современном этапе. Завьялова Л..С., учитель географии МОУ «СОШ № 19» г.Новочебоксарск Современная методика преподавания географии позволяет использовать разнообразные модели уроков. И чем они разнообразнее, тем ярче и интересней становятся для детей и повышают мотивацию к изучению предмета. Я в своем сообщении расскажу только о модульных уроках в изучении государств в старших классах. Программа географии в 10-х классах состоит из системы модулей. Их число определяется целями обучения и объемом учебного материала. Модульный подход позволяет структурировать модульные программы по числам и темам. В программу учебного модуля отбираются учебные элементы, которые, будучи представлены в целом и во взаимосвязи, образуют логическую структуру. Исходный учебный элемент дифференцируется в производных элементах. Логическая структура содержания предмета ограничена по числу градаций и производных учебных элементов в зависимости от целей и задач подготовки учащихся, выявленных из анализа их будущей деятельности. Процесс конструирования программного содержания идет по следующему алгоритму: 1. Начальное обобщенное представление об объективном мире, законах развития природной и социальной среды. 2. Систематизация, конкретизация и углубление представлений и понятий о функционировании и развитии систем различных видов на основе общих и частных законов. 3. Проектирование и организация практической деятельности учащегося по установлению границ применения законов. Примеры модулей - логических схем из учебника: Дальнейший путь познания позволяет обеспечить и сохранить в изучаемом содержании его характерные признаки. Только такая сущностная система, запрограммированная в модуле, является основой любой учебной дисциплины. В старших классах также важен проблемный подход в обучении. Проблемная ситуация, поставленная в начале урока, вызывает интерес к изучению материала, а значит разрешению проблемной ситуации. Проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения ученика. Формы выражения проблемы: 1) проблемный вопрос; 2) проблемное задание; 3) проблемная задача. Решение любой проблемы делится на этапы. Очень важен третий этап -это обоснование проблемы и доказательство, а также общий вывод по проблеме, где устанавливаются причинно-следственные связи, их обогащение в ходе решения проблемы. Поясняю на примере урока «Индия -страна контрастов», где поставлены в начале урока две проблемы: 1.Почему индию называют страной контрастов? 2.Почему Индию нельзя отнести к развитым капиталистическим странам? Схемы-модули уроков географии. Характеристика стран. План уроков по методике модульного образования с применением проектной деятельности и ЦОРов.
Выводы 1.Модульная методика изучения тем учебного курса позволяет охватить на уроке весь материал в целом и изучать его шире и глубже. 2.Применение проектной деятельности развивает навыки и умения работы с картами атласа, учебниками, дополнительной литературой. 3.Работа с электронными учебниками и Интернет ресурсами развивает навыки составления диаграмм, картосхем, таблиц. 4. Применение всех видов деятельности вместе развивает знания, умения, навыки по географии, формирует правильное мировоззрение о мироздании и выводит учащихся на рефлексию. Тема урока: Индия Форма урока: Практикум Цели и задачи урока: - сформулировать представление о факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности Индии; - изучить важнейшие особенности Индии – структуру, географию и размещение, уровни развития; - рассмотреть место индии в мировой экономике, тенденции и перспективы её развития; - продолжать формирование умения работать с различными источниками информации. Материалы и оборудование: Карты мира: физическая, политическая, экономическая карта Индии. Дополнительная литература, справочники, ватманы, карандаши, атласы, и т.д. Ход урока. Орг. Момент. Звучит индийская музыка. Проблемные вопросы на доске:
Учащиеся выполняют работу в тетради: Записывают проблемные вопросы в тетрадь. Групповая работа. Составление модульной характеристики Индии с помощью проектов. 1 группа составляет ЭГП Индии.
Учащиеся делают вывод. 2 группа – Природные условия и природные ресурсы. Природные условия Природные ресурсы Здесь благоприятный климат, «Жемчужина британской короны» колоссальные Железная руда - агроклиматические ресурсы. Обилие Марганцевая руда - тепла в условиях муссонного Хромиты – субтропического и субэкваториального Цирконий - климата позволяет собирать на значительной Кам. уголь - площади 2 – 3 урожая в год. Золото - Рельеф – плоскогорный, благоприятный Нефть - для хозяйственной деятельности населения. Водные ресурсы - Земельные ресурсы - Лесные ресурсы – 3 группа. Население Индии.
30% 70%
Первое место по количеству народностей, второе – по численности населения. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Первое место в мире по количеству дипломированных специалистов. Высока безработица. 4 группа. Промышленность и сельское хозяйство. Промышленность. Долина реки Дамодар. Здесь близко расположено ценнейшее сырьё: каменный уголь, железная руда, марганцовые и хромитовые руды, уран. Район имеет характерный набор отраслей: угольное, энергетика чёрная металлургия, машиностроение, химия. Центры: Джамшедпур, Бокаро, Синдри, Асанол, и др.
Сельское хозяйство. Зеленая революция в сельском хозяйстве. Индия – крупнейший производитель чая в мире, арахиса, сахарного тростника, зернобобовых, джута, ряда специй. По производству риса Индия занимает 2-е место в мире. 3-е место по производству табака, 4-е место по производству пшеницы и хлопковолокна. Пашня занимает половину территорий страны. Поливные земли ¼ поливной площади. Наиболее плодородные почвы расположены по долинам рек Ганга, Брахмапутры, Кришны и др. Основная часть земли ( 85%) занята продовольственными культурами. Вывод: Индия – индустриально- аграрная страна. 5 группа. Транспорт Индии Индия относится к числу стран с довольно высоким уровнем развития транспорта. По протяженности железных дорог она входит в число 5-ти ведущих стран мира. Однако многие железные дороги узкоколейные, а автомобильные часто не имеют твердого покрытия. Растет тоннаж морского флота. Защита своих проектов у доски. Небольшие сообщения о культурных ценностях Индии: Религия и боги; Храмы Индии; Индийские ритуалы. Вывод: Неиспользуемый туристический потенциал страны Беседа: Российско – Индийские отношения ( вывод ) Совместные предприятия
Решение проблемных вопросов ИТОГ: Почему Индию называют страной контрастов? Домашнее задание. |
Ли Болмэн, Торренс Дил. Рефрейминг организации Большинство современных... Именно поэтому рассмотрение любой проблемы, стратегии, инициативы лишь с одной точки зрения не только непродуктивно, но и опасно,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развивать аналитическое мышление, навыки работы с картой, учебной и дополнительной литературой, икт, выявлять причинно — следственные... | Рабочая программа дисциплины Основные проблемы международной правосубъектности... Курс состоит из одной части, в которой рассматриваются история, проблемы понятия субъекта международного права, проблемы и особенности... | ||
Решение экологической проблемы 14 -методы устранения существующей... От куда же понятие «голубая планета» ? Именно это понятие связано с моей работой, так как «Гидросфера на нашей планете – это основная... | Реализации требований фгос на уроках химии Рожкова Елена Михайловна Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формирования... | ||
Реферат краткое изложение научной проблемы, результатов научного... Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные... | Проект утверждаю Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами | ||
Насекомые летом и осенью Проследим это: актуализация знаний проведена в форме фронтальной беседы, в ходе которой были восстановлены и систематизированы полученные... | Дистанционные образовательные технологии в высшей школе. Проблемы и перспективы Аннотация: Рассматриваются технологические особенности реализации дистанционного обучения и основные проблемы, возникающие в ходе... | ||
Учебная программа дисциплины "проблемы развития рыночной экономики"... В данном разделе рассматриваются методы и этапы становления рыночной экономики, ее определяющие черты, а также место дисциплины "Основы... | Требования к реферату по истории и философии науки Работа над рефератом означает осмысление научной проблемы, объективное изложение ее сущности, основных вариантов решения, обоснование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Любой учебный курс имеет свои внутри курсовые проблемы. И каждый преподаватель ищет свои пути их разрешения. Определим проблемы курса... | Данный проект направлен на решение фундаментальной проблемы, заключающейся... Конкретная фундаментальная задача в рамках проблемы, на решение которой направлен проект | ||
Дисциплины Разработка этой проблемы дидактами прошлого. Обращение к этой проблеме сегодня (традиция и новаторство). Важнейшие проблемы: взаимосвязь... | 2. методы способы и приемы анализа деятельности нко Причинно-следственные связи, составляющие основу хозяйственной деятельности некоммерческих организаций, многообразны и многочисленны.... |