№
| Тема
| Планируемый результат
| Термины и понятия
| Основное содержание
| Практическая работа
| Ресурсы
|
1
| Введение
| Знать: задачи и предмет изучения географии, определение понятия «география»; уметь: называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками; приводить примеры географических объектов; определять различия между природными и антропогенными объектами; объяснять, для чего изучают географию
| География, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления
| География как наука, предмет ее изучения. Географические объекты, их многообразие. Последовательность изучения географических объектов. Взаимосвязи между географическими объектами. Природные и антропогенные процессы и явления, происходящие на земной поверхности. Правила работы с УМК.
| Обучение приемам работы ведения дневника наблюдений за погодой и фенологическими явлениями.
| У: с.5-6
А; К; ТТ с.3; ТП с.3, 24-25; ТЭ с.3; ЭП
|
ТЕМА 1 ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
|
2
| Изображения земной поверхности
| Знать: различные виды изображений земной поверхности; определения понятий «карта», «план», «глобус», «атлас», ГИС; уметь: называть виды и свойства карт; приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на аэрофотоснимках, картах, планах; различать карты по масштабу; описывать назначение географических планов и карт; достоинства и недостатки аэрофотоснимков; объяснять различия между планом и картой, необходимость дешифрирования аэрофотоснимков и космических снимков
| Глобус, карта, план, атлас, географические информационные системы (ГИС)
| Изменение видов изображения земной поверхности: от рисунка к карте. Глобус – модель Земли. Достоинства плоскостных изображений Земли. Аэрофотоснимки. Космические снимки. Составление географических планов и карт. Сходства и различия между планами и картами. Разнообразие карт по масштабу и содержанию. Географический атлас и контурные карты. Географические информационные системы. Применение планов и карт.
| Анализ карт атласа
| У: с.8-9
А: с. 10-11
ТТ: с.4 № 1-3, с.9 №1, с.10 № 3-4
ЭП
|
3
| Условные знаки и масштаб карты
| Знать: определения понятий «условные знаки», «легенда карты», «масштаб»; виды условных знаков; виды масштаба; уметь: работать с условными знаками, выявлять отличия плана и карты; определять зависимость подробности карты от ее масштаба; работать с масштабом; выполнять простейшие задания на контурной карте; объяснять различия между планом и картой.
| Легенда карты, условные знаки и их виды: одиночные, линейные, площадные; масштаб и его виды: численный, именованный и линейный.
| Отличие карты от плана и рисунка. Условные знаки как символы, обозначающие реальные объекты. Легенда карты: виды оформления легенды. Виды условных знаков: одиночные, линейные, площадные, и примеры их изображения на различных картах атласа. Масштаб и его виды. Назначение каждого вида масштаба. Отработка умений перевода одного вида масштаба в другие. Виды карт по охвату территории. Формирование умений читать карты и план.
| Способы изображения водных объектов на примере карты полушарий.
| У: с. 10-11
А: с. 8-9
К: с. 3 № 1, 4,5
ТТ: с. 4 № 4,5,
с.5 № 1,
с.11-12 № 1-10
ЭП
|
4
| Географические координаты
| Знать: определения понятий «параллель», «экватор», «меридиан», «градусная сетка»; уметь: называть(показывать) экватор, параллели, меридианы 0о и 180о, географические полюсы, определять стороны горизонта, объяснять назначение градусной сетки.
| Параллель, меридиан, начальный(Гринвичский) меридиан, градусная сетка, географические координаты: географическая широта, географическая долгота; полушария Земли.
| Параллели и меридианы, их назначение. Определение направлений с помощью меридианов и параллелей. Экватор, главная параллель. Начальный(Гринвичский) меридиан. Полушария Земли. Градусная сетка, ее признаки. Географические координаты: широта и долгота, их сокращенное обозначение, диапазон изменений их величины.
|
| У: с. 12-13
А: с. 12-13
К: с. 4-5 № 1,2
ТТ: с.4 № 6,7
С.5 № 8,9
С.7 № 2,3,
с.9 № 2, с. 11 № 5 ЭП
|
5
| Географические координаты
| Уметь: определять на карте географическую широту и долготу объекта; географические координаты объектов; по геогр. координатам находить объекты на глобусе и карте; сравнивать местоположение объектов; находить расстояния с помощью градусной сетки, используя длину дуг одного градуса параллели и меридиана.
| Географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
| Формирование приема определения географической широты и долготы объекта, географических координат, определения объекта по его координатам, определение протяженности объектов по градусной сетке. Формирование правил работы на контурной карте.
| Вычисление расстояний в градусах между географическими объектами, располагающимися на одном меридиане или одной параллели.
| У: с.12-13
А: с. 12-13
К: с. 4-5 № 3,4, с.13 № 11,12
ТТ: с.11 № 6, с.13 № 11,12
ТП: с. 4-5 № 1
ЭП
|
6
| Ориентирование
| Знать: определения понятий «ориентирование», «азимут»; способы ориентирования; алгоритм работы с компасом и гномоном; уметь: определять азимут по компасу на местности и на топографической карте; ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов; определять расстояния по карте и на местности.
| Ориентирование, компас, азимут, гномон, румбы
| Ориентирование и его способы. Компас, строение, приемы работы. Румбы. Гномон – древнейший астрономический инструмент. Азимут, его определение. Измерение расстояний на местности.
| Определение на местности направлений и расстояний.
| У: с. 14-15
А: с. 8-9, 12-13,16-17
К: с. 3 № 3
ТТ: с.5 № 10-11, с. 7-8 № 1,5
ТП: с. 6-7 № 2
ЭП
|
7
| Построение плана местности
| Знать: отличие условных знаков плана местности от условных знаков карты; значение понятий «полярная съемка» и «маршрутная съемка»; уметь: различать полярную и маршрутную съемки; строить простейшие планы местности; ориентироваться по плану местности; определять стороны горизонта на местности и плане, величину масштаба, расстояния.
| План местности, полярная съемка, маршрутная съемка.
| Способы съемки местности. Отличие полярной съемки от маршрутной. Построение плана местности. Ориентирование по плану местности
| Ориентирование по топографическим картам.
| У: с. 16-17
А: с.9
ТТ: с.6 № 2
ТП: с.8-9 № 3
ЭП
|
8
| Построение плана местности (практическая работа на местности)
| Уметь: составлять план местности: описывать последовательность действий при проведении полевой съемки.
| План местности, полярная и маршрутная съемки.
| Знакомство со способами съемки местности. Полярная, маршрутная съемка. Построение плана местности.
|
| ТП: с. 10 -11 № 4
Компас, планшет, мерная лента, письменные принадлежности, лист плотной бумаги.
|
9
| Карта – язык географии
| Знать: определение картографии как науки, значение картографических методов исследования; уметь: читать различные виды географических карт; составлять описание основных методов изучения Земли, определять географическое положение объекта.
| Методы изучения Земли, картографический метод исследования, картография.
| История развития методов изучения Земли. Примеры методов описания, наблюдения, статистического, моделирования и др. Картографический метод исследования, его уникальность. Примеры картографических источников различных исторических периодов. Значение географических карт в жизни человека, примеры. Наука картография. Создание современных картографических изображений.
| Формирование прима описания географического положения объекта по заданному плану.
| У: с. 18-19
А: с. 8-13
ТТ: с.5 № 12
ЭП
|
10
| Обобщение по теме «Изображения земной поверхности и их использование
| Уметь : находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное в изучаемой теме; анализировать причинно-следственные связи; сравнивать и находить различия в изображениях земной поверхности; обобщать полученные знания по данной теме; высказывать и отстаивать свое мнение по вопросам данной темы.
|
| Подведение итогов по теме. Коррекция знаний. Обобщение и выводы по теме. Обсуждение проблемных вопросов (с. 20 У). Работа с тетрадью-экзаменатором. Выводы по теме.
|
| У: с. 20
К: с. 14-15 № 4-5
ТЭ: с. 4-11
ЭП
|
ТЕМА 2 РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ
|
11
| География в древности
| Знать: что и как изучали древние географы; три направления изучения географии в Древней Греции; имена самых известных ученых и картографов древности; уметь: показывать по картам территории древних государств; сравнить накопленные знания (по данным учебника) в древних государствах.
| Древние центры цивилизаций, география.
| Открытия древних китайцев. «Каталог гор и морей». Завоевательные походы древних египтян и их географические открытия. Гипотеза о первооткрывателях Америки. Три направления развития географии в Древней Греции. Завоевания и открытия римлян. Страбон – основоположник географии. Появление географических карт.
| Сравнение карты Птолемея с современной картой полушарий.
| У: с. 22-23
А: с. 6-7
ТТ: с. 14 № 1-2
ЭП
|
12
| География в эпоху средневековья
| Знать: даты и маршруты путешествий Марко Поло, Ермака, А.Никитина; уметь: формулировать значение открытий Марко Поло, Ермака, А.Никитина; показывать на карте маршруты путешествий викингов, арабских мореходов, Марко Поло, Ермака, А.Никитина.
|
| Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабских мореходов, составление карт мира. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели и начало колонизации Африки. «Хождение за три моря» А.Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Португальские мореплаватели.
| Исследование маршрута путешествия А.Никитина.
| У: с.24-25
А: с. 6-7
К: с. 4-5 № 5
ТТ: с.14 № 3, с.16 № 2, с.22 № 1
ЭП
|
13
| Эпоха Великих географических открытий
| Знать: предпосылки и результаты Великих географических открытий; имена знаменитых мореплавателей; даты Великих географических открытий; уметь: объяснять значение эпохи Великих географических открытий для Нового и Старого Света; показывать маршруты путешествий по картам.
|
| Причины наступления эпохи Великих географических открытий. Предпосылки открытия Нового Света: путешествие в Америку или ошибка Х.Колумба. А.Веспуччи и второе открытие Америки. Открытие южного морского пути в Индию. Кругосветные экспедиции. Значение эпохи Великих географических открытий.
|
| У: с. 26-29
А: с. 6-7
К: с. 4-5 № 5
ТТ: с.14-15 № 4-6,
с. 16 № 1,
с. 18 № 4,
с. 20 № 1,
с. 21 № 4,
с.23 № 2
|
14
| Географические открытия ХVII-XIXвв
| Знать: имена мореплавателей и исследователей С.Дежнева, Ф.Попова, В.Беринга, В.Баренца, А.Тасмана, Дж.Кука; результаты Экспедиций XVII-XIXвв., их значение и даты путешествий; уметь показывать маршруты экспедиций.
|
| Исследования территории России: С.Дежнев, Великая северная экспедиция В.Беринга. Поиски северного пути в Азию. Экспедиция В.Баренца. Английские экспедиции. Открытие и исследование Австралии и Океании: капитан Дж.Кук и А.Тасман.
| Изучение по картам атласа маршрутов исследований Австралии и Антарктиды.
| У: с. 30-31
А: с. 6-7
К: с. 4-5 № 5
ТТ: с.15 № 7-8, с.19 № 2
ЭП
|
15
| Открытие Антарктиды. Первое русское кругосветное путешествие.
| Знать: имена русских путешественников XVIII_XIXвв.; результаты их экспедиций, значение; даты путешествий; уметь: показывать маршруты русских путешественников по картам.
|
| Русские путешественники: Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П.Лазарев, И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский. Первое русское кругосветное путешествие, его итоги. Открытие и исследование Антарктиды.
| Презентация или доклад по теме «Великие русские путешественники»
| У: с.32-33
А: с.6-7
К: с. 4-5 № 5
ТТ: с.15 № 9-10,
с.17 № 3,
с.18 № 1,
с.19 № 3,с.23№ 3
ЭП
|
16
| Географические исследования ХХ в.
| Знать: имена исследователей полярных областей, океанов и горных вершин; современные способы изучения Земли; уметь: рассказывать о вкладе в географическую науку исследователей: О.Ю.Шмидта, Р.Пири, Р.Амундсена, Р.Скотта, Ж.И.Кусто; показывать маршруты путешественников по картам; уметь работать с дополнительной литературой; показывать связь географии с практической деятельностью человека.
|
| Экспедиции к Южному и Северному полюсам. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Ж.И.Кусто – основоположник подводных исследований. Исследования верхних слоев атмосферы.
|
| У: с. 34-35
А: с. 6-7
К: с. 4-5 № 5
ТТ: с. 16 № 11,12,
с. 20 № 4,
с.21 № 3,
с.22 № 5,
с.23 № 4
ЭП
|
17
| Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле»
| Уметь : находить нужный материал в различных информационных источниках; выделять главное в изучаемой теме; сравнивать и находить отличия основных этапов истории открытия Земли; обобщать знания, полученные в данной теме; высказывать свое мнение и аргументировано его отстаивать; показывать по карте маршруты путешествий.
|
| Закрепление изученного материала: изменение функции географии – превращение ее из описательной науки в науку, изучающую закономерности природы. Проверка работы в ТЭ. Коррекция знаний. Обобщение и выводы по теме. Обсуждение проблемных вопросов (с. 68 У)
|
| У: с. 36
А: с. 6-7
ТЭ: с. 12-17
ЭП
|
ТЕМА 3 ЗЕМЛЯ – ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ
|
18
| Земля в Солнечной системе
| Знать: отличие понятий «Вселенная», «галактика»; определение понятий «Солнце» - «звезда», «орбита»; очередность удаления планет Солнечной системы от Солнца; уметь: описывать уникальные особенности Земли как планеты; приводить примеры планет Солнечной системы; объяснять, в чем состоит их сходство; как Луна влияет на Землю.
| Солнечная система, вселенная, галактика, планеты земной группы, планеты-гиганты, спутники, орбита.
| Земля – часть бесконечной Вселенной (Космоса). Состав Вселенной, Галактика Млечный Путь, положение в ней Солнца, система «Земля – Луна» и ее влияние на жизнь планеты. Земля – уникальная планета.
| Изучение планет Солнечной системы.
| У: с. 38-39
А: с. 2-3
ТТ: с.24 № 1-2, с.25 №1,
с.29 № 1-3,
с.30-31 № 4-8,
с. 32 № 2
ЭП
|
19
| Форма и размеры Земли
| Знать: длину экватора, меридианов, экваториального и полярного радиусов Земли; уметь: сравнивать древние представления о форме Земли с современными; объяснять, как на форму Земли влияет ее осевое вращение; влияние формы и размеров Земли на нашу жизнь; называть доказательства шарообразности Земли.
| Экваториальный радиус, полярный радиус, геоид, меридиан, экватор.
| Представление о форме Земли в разных странах в разные исторические эпохи. Современные представления о форме и размерах Земли, их численные показатели. Наиболее убедительные доказательства шарообразности Земли: длина экватора, полярного и экваториального радиусов, площадь поверхности .Влияние осевого вращения на форму Земли. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты: достаточная для удержания атмо- и гидросферы сила притяжения, изменение угла падения солнечных лучей и степени нагревания земной поверхности по направлению от экватора к полюсам, смена всех природных условий в том же направлении.
|
| У: с. 40-41
А: с. 2-3
ТТ: с. 24 № 3-4,
с. 25 № 2,
с. 32 № 1
ЭП
|
20
| Движения Земли
| Знать: определения понятий темы; продолжительность земных суток; расположение линии перемены дат; величину угла наклона земной оси к плоскости орбиты; уметь: описывать географические следствия вращения Земли вокруг своей оси;, движения вокруг Солнца; решать простейшие задачи по определению времени; объяснять и показывать, что происходит на планете в день летнего и зимнего солнцестояния, в дни весеннего и осеннего равноденствия; называть пояса освещенности; показывать на схемах и картах границы поясов освещенности ( тропики, полярные круги), объяснять последствия галактического движения Земли
| Ось Земли, осевое вращение, местное и поясное время, часовые пояса, линия перемены дат, орбитальное движение, орбита Земли, тропики, экватор, полярные круги (их широты), солнцестояние, зенит, полярный день, полярная ночь, пояса освещенности.
| Осевое врашение Земли, его влияние на жизнь планеты. Сутки, часовые пояса: формирование понятий «местное время», «поясное время», «линия перемены дат». Орбитальное движение Земли, его следствия. Летнее и зимнее солнцестояние. Полярный день и полярная ночь. Тропики. Полярные круги. Пояса освещенности. Галактическое и межгалактическое движение Земли.
|
| У: с. 42-45
А: с. 2-5
К: с. 12-13 № 5
ТТ:с.24-25№ 5-11,
с. 26 № 3-4,
с. 28 № 1-8,
с. 33 № 3-5,
ЭП
|
21
| Влияние Космоса на Землю и жизнь людей
| Знать: определения основных понятий темы; отличие комет от метеоритов и метеоров; заслуги русского ученого А.Л.Чижевского; уметь: называть очевидные проявления воздействия космоса на Землю: приводить примеры известных метеоритных кратеров; описывать возможные последствия от столкновения Земли с крупными космическими телами.
| Солнечная активность, метеоры. Метеориты, кометы, астероиды.
| Солнечная активность и жизнь людей. Наличие обширных сведений о влиянии на Землю и развития ближнего Космоса. Роль Солнца: притягивает Землю, служит источником света, тепла и потока частиц (солнечного ветра). Метеоры и метеориты. Кометы, их отличие. Проблемы, с которыми может столкнуться человечество при освоении космического пространства. Применение современных способов исследований.
|
| У: с. 46-47
А: с. 2-3
ТТ: с. 25 № 12, с.26 № 5
ЭП
|
22
| Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы»
| Уметь: находить нужный материал в различных источниках; выделять главное в теме; анализировать причинно-следственные связи между движением Земли вокруг оси и вокруг Солнца с явлениями, связанными с этими движениями; объяснять процессы, происходящие в Галактике; обобщать знания, полученные в данной теме; высказывать свое мнение по вопросам темы.
|
| Подведение итогов по теме «Земля – планета Солнечной системы». Виды движений Земли и их последствия. Влияние Солнца и Луны на Землю. Земля – планета живых существ. Проверка работы в тетради-экзаменаторе. Коррекция знаний. Обобщение и выводы по теме. Обсуждение проблемных вопросов (с.48 учебника).
|
| У: с. 48
А: с. 2-5
ТЭ: с. 18-23
ЭП
|
ТЕМА 4 ЛИТОСФЕРА – КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ
|
23
| Минералы и горные породы
| Знать: основные понятия урока; основные виды осадочных горных пород; неоднородность состава твердой оболочки Земли; круговорот горных пород; уметь: определять, сравнивать, приводить примеры минералов, горных пород разного происхождения; объяснять взаимосвязь между условиями образования горных пород и их свойствами; давать краткое описание горной породы по цвету твердости прозрачности, происхождению, свойствам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности при характеристике горных пород своей местности.
| Минералы, горные породы: магматические, осадочные и метаморфические; магма; круговорот горных пород.
| Главный метод изучения глубин Земли. Горные породы и составляющие их минералы. Свойства горных пород, их классификация. Магматические горные породы. Условия образования глубинных и излившихся магматических горных пород, их примеры. Формирование осадочных пород, их разнообразие. Обломочные, глинистые породы химического и органического происхождения, их примеры. Метаморфизм и метаморфические горные породы. Взаимосвязь между горными породами, их преобразование. Круговорот горных пород
|
| У: с.50-51
А: с. 24-25
ТТ: с.34 № 1
ТП с. 14-15 № 6
ЭП
|
24
| Литосфера
| Знать: особенности внутреннего строения Земли и земной коры; определения основных понятий темы; соотношение основных слоев Земли; гипотезу движения литосферных плит; отличия океанической и континентальной земной коры; уметь6 объяснять различия между земной корой и литосферой; определять по картам границы схождения и расхождения литосферных плит, области распространения двух типов земной коры, приводить примеры взаимодействия литосферных плит; объяснять образование сейсмических поясов Земли; называть и показывать современные литосферные плиты.
| Внутреннее и внешнее ядро, мантия, земная кора, океаническая и континентальная земная кора, литосферные плиты, рифт, сейсмический метод исследования недр, сверхглубокие скважины.
| Внутреннее строение планеты. Ядро, его состав, деление. Мантия. Поверхность Мохоровичича. Земная кора, ее строение, два основных типа и их различия. Литосфера, ее строение и соотношение с земной корой. Литосферные плиты, движение и их взаимодействие друг с другом. Географические следствия схождения и расхождения литосферных плит. Основные районы горообразования.
|
| У: с. 52-53
А: с. 20-21
ТТ: с.34 № 2-3
С. 36 № 1
ЭП
|
25
| Рельеф суши
| Знать: определения основных понятий темы; уметь: объяснять причины неоднородности суши Земли; называть и показывать на картах и планах выпуклые и вогнутые формы рельефа, равнины, горы и их вершины; способы их изображения; приводить примеры крупнейших, крупных, средних и мелких форм рельефа; описывать различия равнин (гор) по высоте и внешнему облику; объяснять причины разнообразия рельефа, изменения гор во времени и их превращение в равнины.
| Рельеф, формы рельефа, планетарные формы Земли, отметки высот и глубин, горная страна, горный хребет, межгорная долина, гребень, низкие, средние и высокие горы, низменная и возвышенная равнины, плоскогорье.
| Рельеф и формы рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. Способы изображения рельефа на планах и картах. Горы и равнины, их различия. Горные страны, строение, классификация гор по высоте. Самые высокие горы мира и России. Изменение гор во времени. Отличия равнин по внешнему виду, формированию. Классификация равнин по высоте. Крупнейшие равнины мира.
|
| У: с. 54-55
А: с. 14-15, 18-19
К: с. 6-7 № 1-2
ТТ: с. 34 № 4,
С. 35 № 5-6
с. 37 № 1,4,5,
с.38-39 № 2-6
с. 40 № 1
с. 42 № 4
с. 44 № 1-2
ЭП
|
26
| Рельеф дна океана. Построение профиля рельефа.
| Знать строение дна океана; способы изучения дна МО; уметь объяснять причины неоднородности рельефа поверхности дна океана; называть и показывать на картах основные формы рельефа дна океанов; определять по картам глубины отдельных частей океанов; описывать особенности рельефа трех основных частей океанического дна; объяснять образование СОХ, глубоководных желобов, определять абсолютные и относительные высоты по картам, строить профили рельефа.
| Рельеф дна океанов: срединно-океанический хребет, ложе океанов, глубоководная равнина, шельф (материковая отмель), материковый склон, глубоководный желоб, остров: атолл, архипелаг; изображение рельефа на планах и картах; абсолютная и относительная высота, послойная окраска, отметки и шкала высот и глубин, горизонтали (изогипсы), изобаты, бергштрихи.
| Методы изучения рельефа дна океанов. Срединно-океанические хребты, ложе океанов, переходные зоны между материками и океанами. Глубоководные желоба и причины их формирования. Способы изучения рельефа дна океана. Эхолот, принцип действия. Роль рельефа в формировании природы и в жизни людей. Изображение рельефа на планах и картах. Абсолютная высота. Отметки высот и глубин. Горизонтали и отражение с их помощью рельефа местности. Относительная высота. Метод послойной окраски как способ наглядного изображения рельефа на физических картах. Шкала высот и глубин.
| Построение профиля рельефа суши и дна океана.
| У: с. 56-57
А: с. 12-13, 21, 26-27
К: с. 6-7 № 3,5
ТТ: с. 35 № 7-8,
с. 41 № 2-3
с. 44 № 3
ТП: с. 16-17 № 7
ЭП
|
27
| Внутренние силы Земли.
| Знать определения основных понятий темы; уметь объяснять влияние внутренних процессов на формирование основных форм рельефа поверхности земли; называть виды движения земной коры; приводить примеры изменения в рельефе под влиянием движений в земной коре; действующих и потухших вулканов; описывать изменения в залегании горных пород под действием движений земной коры; процесс возникновения землетрясений, извержений вулканов; закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма: определять высоту гор и глубину впадин по времени и скорости их поднятия и опускания, по карте абсолютную высоту вулканов и их географические координаты.
| Вертикальные и горизонтальные движения земной коры, складки горных пород, сбросы, горсты. Грабены, землетрясение. Очаг и эпицентр землетрясения, сила землетрясения, пояса землетрясений, сейсмограф, вулканизм, вулкан, кратер и жерло вулкана, вулканический очаг, действующий и потухший вулкан.
| Медленные горизонтальные и вертикальные движения земной коры. Процессы на границах схождения и расхождения литосферных плит. Образование гор. Движения земной коры: складки, сбросы. Горсты, грабены. Землетрясения, причины их возникновения. Оценка силы землетрясений. География землетрясений. Проблема предсказания и практическое значение изучения землетрясений. Сейсмограф. Вулканическое извержение и сопровождающие его явления. Вулкан, виды и его строение. География вулканизма.
|
| У: с. 58-61
А: с. 12-13, 144-15, 20-21, 22-23, 44-45
К: с. 6-7 № 4,
с. 10-11 № 3
ТТ: с. 35 № 9-10,
с. 36 № 2
с. 39 № 7-8
с. 40 № 9-11
с. 42 № 5-6
|
28
| Внешние силы, создающие рельеф.
| Знать основные формы рельефа, создаваемые деятельностью текучих вод, ветра, ледников и человека; отличие оползней от селей; отличие оврагов от балок; карстовые формы рельефа; уметь называть внешние силы, изменяющие рельеф, формы рельефа, образуемые благодаря внешнему воздействию; приводит примеры воздействия на горные породы физического, химического и биологического выветривания, работы рек, ледников. Ветра; объяснять зависимость между природными условиями и разной активностью физического, химического и биологического выветривания, описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа; объяснять роль внешних сил и человека в преобразовании поверхности суши.
| Физическое, химическое и биологическое выветривание, оползни, сели. Овраг, лёссы. Ледники. Бархан, карст, эрозия , антропогенные формы рельефа.
| Внешние силы как разрушитель и создатель рельефа. Выветривание, его повсеместность на суше, частные составляющие: физические, химические и биологические процессы. Зависимость интенсивности выветривания от условий природной среды. Действие силы тяжести. Текучие вводы. Образование оврагов, речных долин, участков накопления речных наносов. Работа ветра. Образование барханов и дюн. Ледники и создаваемые ими формы рельефа: понижения (котловины и долины), холмы и гряды из ледниковых отложений. Деятельность человека как мощной силы, изменяющей рельеф.
|
| У: с. 62-65
А: с. 12-13
ТТ: с. 36 № 11,
с. 37 № 3
ЭП
|
29
| Человек и мир камня.
| Знать примеры и отличия драгоценных и поделочных камней; группы полезных ископаемых; условные обозначения основных полезных ископаемых; уметь называть и показывать на карте месторождения полезных ископаемых; приводить примеры воздействия процессов, происходящих в литосфере, на человека и человека на земную кору; описывать нарушения, происходящие в земной коре под влияние деятельности человека; объяснять причины преимущественного расселения людей на равнинах и ограниченного – в горах.
| Полезные ископаемые, их виды, строительные материалы, драгоценные и поделочные камни, охрана литосферы, рекультивация земель.
| Поверхность земной коры как твердая основа для расселения и хозяйственной деятельности людей. Строительные материалы. Драгоценные и поделочные камни. Месторождения полезных ископаемых, закономерности их расположения, способы разработки и последствия для земной коры. Другие виды хозяйственной деятельности и их воздействие на земную кору и человека. Способы сокращения ущерба, наносимого земной коре человеком. Охрана литосферы.
|
| У: с. 66-67
А: с. 24-25
К: с. 10-11 № 4
ТТ: с. 36 № 12
с. 43 № 7-8
ЭП
|
30
| Обобщение по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли».
| Уметь находить нужный материал в разных источниках; выделять главное в теме; анализировать причинно-следственные связи между рельефом и строением земной коры; объяснять процессы, происходящие в литосфере; обобщать знания, полученные в данном разделе; высказывать свое мнение по вопросам темы и аргументированно отстаивать его; описывать и объяснять рельеф своей и иной местности по картам и фотоснимкам.
|
| Подведение итогов по теме. Проверка работы в тетради-экзаменаторе. Коррекция знаний. Обобщение и выводы по теме. Обсуждение проблемных вопросов (У: с. 68). Работа с тетрадью-экзаменатором
( проверочная работа № 2).
|
| У: с. 68
А: с. 16-25
ТЭ: с. 24-31
ЭП
|