«География»





Скачать 291.68 Kb.
Название«География»
страница1/2
Дата публикации03.03.2015
Размер291.68 Kb.
ТипКурсовая
100-bal.ru > География > Курсовая
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Омский государственный педагогический университет

Географический факультет

Кафедра физической географии

УТВЕРЖДАЮ



Декан географического факультета

__________Н.Г. Алексеева
«_______» __________200___г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по дисциплине «География»

цикла ЕН. В и входит в число курсов по выбору дисциплин федерального уровня

для специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»

по учебному плану набора 2002 года форма обучения очная

_____________________



Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2000 года и рассмотрена на заседании кафедры

« » октября 2007г., Протокол №

Заведующий кафедрой ________




Рабочая программа одобрена


annastatva@yandex.ru методической комиссией

географического факультета

« » 2007 г.

Председатель методической комиссии Н. Г. Алексеева, к.г.н., доц. _________


2007 г

1. Таблица распределения общего объема часов


по видам учебной работы

(дневное отделение)



Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические занятия
Семинары

Лабораторный практикум

Другие виды занятий
Всего

Курсовая работа


Реферат

Другие виды самостоятельной работы

1

2

50

46

24




22







4










зачет


Общая трудоемкость 50 часов.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Данный курс является первым в системе географических наук, поэтому он становится вводным курсом, раскрывающим все особенности географических дисциплин. Этот курс – один из важнейших в подготовке студентов по специальности: «Социально-культурный сервис и туризм». Программа составлена применительно к учебному плану географического факультета.

В настоящей программе большое внимание уделено теоретическим вопросам географии, подтверждающие фактическим материалом; раскрыты методы исследования, применяемые в географии; усилены физико-географические аспекты курса.

Цель курса:

сформировать у студентов представление о современной географической картине мира, о значении географических знаний в профессиональной подготовке специалистов в области туризма. Формы текущего контроля: опрос на семинарских занятиях, сдача географической номенклатуры, письменные работы по картам, контрольный срез знаний. Задачи курса:

- Выявление физико-географических закономерностей в природно-территориальных комплексах разного иерархического территориального уровня от географической оболочки до типологических ландшафтных единиц.

- Углубление, расширение и закрепление теоретических знаний полученных при изучении литературы и полученных на лекциях.

- дальнейшее закрепление и развитие навыков различных форм самостоятельной работы , таких как анализ картографических и статистических материалов, составление таблиц, графиков, картосхем и др.


В соответствии с учебными планами на изучение курса отводится часов учебного времени, из которых часов аудиторных занятий. Остальное время отводится для самостоятельной работы по данному курсу.

По учебному плану предусмотрен зачет в конце второго семестра.

Студенты должны:

знать / понимать

  • Физико – географические закономерности Земли;

  • Основные общенаучные знания (теории, концепции и гипотезы, понятия и термины), их иерархию, научную терминологию и использование их в пределах разных территорий;

  • общегеографические теории: теорию географических оценок; экономико-географические и эколого-географические особенности природно-ресурсного потенциала (рекреационного потенциала) и возможности его использования;

  • географическую номенклатуру в пределах списка предложенного в курсе;

  • основные физико-географические понятия и термины;

  • физико-географические закономерности, географические процессы и явления в компонентах природы Земли и России;

  • природные и природно-социальный объекты Земли, отражающие ее структуру и пространственную неоднородность;

  • географические особенности природы разных природно-территориальных комплексов, исходя из их иерархии;

  • процессы и явления на планете, определяющие ее жизнедеятельность;

  • рекреационные ресурсы, отражающие специфику регионов и существования человека в пространстве;

  • различия в хозяйственном освоении компонентов природы, а именно в рекреационном использовании;

  • типовую структуру характеристики территории;

  • природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий;

называть и (или) показывать

    • виды положений и типы границ;

    • границы России и стран СНГ, Балтии, географические объекты, через которые проходит государственная граница;

    • крайние точки России, материков (материковые и островные) и их координаты,

    • части света, материки и океаны, важнейшие моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова;

    • экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги, линию перемены дат;

    • элементы ПТК и местоположение в пределах Земли;

    • основные климатообразующие факторы, барические центры, типы циркуляции и воздушных масс, атмосферные фронты и их распространение;

    • причины возникновения областей повышенного и пониженного давления; основные средства и методы получения и фиксации географической информации

    • климатические пояса, преобладающие воздушные массы, характерные погоды по сезонам;

    • факторы, влияющие на климат планеты в целом и России

    • источники питания и типы водного режима

    • основные свойства зональных типов почв;

    • источники и виды рекреационных ресурсов;

    • меры по использованию рекреационных ресурсов;

    • важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения;


определять / измерять

  • по карте и глобусу географические координаты, направления, расстояния, высоту (глубину);

  • географические координаты ареалов и объектов;

  • годовую амплитуду температур по статистическим данным;

  • границы бассейнов рек;

  • количество суммарной радиации, атмосферное давление и др. метео. показателей по картам;

  • оп различным источникам информации – общие тенденции развития объектов и географических явлений: изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;

  • распределение рек по бассейнам океанов;

  • разницу в поясном времени территории;

  • рациональность и нерациональность использования рекреационных ресурсов;


описывать

  • географическое положение объектов и ареалов;

  • оболочки Земли;

  • элементы ландшафта;

  • физико - географическую специфику регионов мира;

  • образ природного объекта (по выбору студента);

  • горную страну; горный ландшафт;

  • равнину и равнинный ландшафт;

  • реку;

  • море;

  • климатический пояс, область и подобласть;

  • природную зону, область и провинцию.


объяснять:

  • особенности рельефа территорий и причины рельефообразования;

  • различия в сочетаниях рекреационных ресурсов отдельных территорий;

  • различия в климате территорий;

  • различия растительного и животного мира;

  • критерии географической систематизации компонентов природы России и сопредельных государств;

  • физико-географические закономерности;

  • особенности географической зональности и установления причинно-следственных связей;

  • типы географической систематизации их проявление в природных компонентах: классификация, типология, зонирование, районирование, ареалирование.

  • воздействие человека на природу и его компоненты.


Прогнозировать:

  • изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;

  • изменение естественных процессов природы;

  • проведение самостоятельного поиска географической информации с использованием компьютерных технологий на территории. а также с использованием из различных источников: картографических, статистических и геоинформационных и различных географических методов исследования.


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(с распределением общего бюджета времени в часах)

( очное отделение)

Курс

Семестр


Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Формы межсессионного контроля

Лекции

Семинарские (практические) занятия

Лабораторный практикум

1

2

Раздел 1: Введение

Лекция 1:

Тема 1: Введение в курс география. Содержание курса и его место в общей системе подготовки специалиста по специальности. География в системе наук о Земле и ее роль в обществе. Основные задачи курса.




6
2



6









Текущее тестирование на семинаре.








Лекция 2:

Тема: Вселенная и Земля.

Вселенная, ее состав. Солнечная система. Земля. Гипотезы возникновения Земли. Фигура, размеры. Движения земли и их географические следствия.

Семинар 1.

Форма и размеры Земли. Строение Земли. Гравитационное и магнитное поле Земли

Движение Земли и их следствия.






2

2







Текущее тестирование на семинаре, оценка при выполнении практических работ.







Лекция 3.

Тема: Географическая карта и план местности.

Особенности географических карт и планов. Классификация карт. Условные знаки. Способы изображения рельефа на карте. Глобус. Градусная сеть, географические координаты. Картографические проекции. Ориентирование на местности.

Семинар2-3.Современная классификация карт. Понятие масштаб, проекция. Способы изображения рельефа на общегеографических картах. Основные способы создания географических карт.





2

4








Индивидуальные и групповые практические задания,









Раздел 2:

Лекция 4.

Тема: Строение планеты Земля.

Внутреннее строение Земли. Магнитные свойства Земли. Процессы, формирующие основные формы рельефа Земли. Минералы, свойства минералов. Классификация минералов. Горные породы, происхождение и классификация.

Семинар 4-5.

Особенности развития основных форм рельефа. Влияние тектонических движений на развитие форм рельефа.

Морфоструктурное районирование Земли.





12
2

12

4









Составить таблицу: «Основные этапы формирования геологической истории развития Земли».

Нанесение на контурную карту основных морфоструктур на территории земного шара.







Лекция 5.

Тема: Основные формы рельефа суши.

Планетарный рельеф Земли. Особенности и классификация рельефа. Значение рельефа в жизнедеятельности населения земного шара.





2








Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры.







Лекция 6.

Тема: Гидросфера.

Мировой океан, состав. Рельеф дна Мирового океана. Физико-химические свойства океанической воды. Температурный режим океанических вод. Движение воды в Мировом океане. Воды суши: подземные воды, реки, озера, болота, ледники.

Семинар 6.

Природные особенности и экологические проблемы ресурсов гидросферы.




2

2







Составить таблицу: «Планетарные морфоструктуры океанов».

Проверка номенклатуры.







Лекция 7:

Тема: Атмосфера.

Развитие, состав и строение атмосферы. Солнечная радиация. Температура, атмосферное давление. Распределение давления на Земле. Причины изменения атмосферного давления. Вода в атмосфере. Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Погода и климат.

Семинар 7.

Основные особенности строения атмосферы. Определение типов климата по климатическим диаграммам. Работа с контурными картами.





2



2




3


Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование







Лекция 8.

Тема: Биосфера.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Фотосинтез. Почвы, их разнообразие и распространение на земном шаре. Главные типы почв России. Роль человека в биосфере.

Семинар 8.

Особенности развития биосферы. Оценка по картам агроклиматических ресурсов земного шара, России. Объекты природного и культурного наследия. Экологические и экономические проблемы взаимоотношения человека с биосферой.





2


2








Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, нанесение на контурную карту уникальных природных объектов.







Лекция 9:

Тема: Географическая оболочка.

Целостность, ритмичность и географическая зональность географической оболочки. Свойства географической оболочки: круговорот веществ и воды. Географическая среда и человек.

Семинар 9.

Особенности пространственной дифференциации географической оболочки в пределах земного шара. Физико – географическое районирование регионов Земли.




2

2








Текущее тестирование







Раздел 3: Региональные ПТК

Лекция 10.

Тема: Общий обзор природы северных материков.

Географическое положение, основные этапы развития природы северных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Физико-географическое районирование.

Семинар 10.

Сравнительная характеристика природы Северных материков.




6
2

6

2









Текущее тестирование, сравнительная физико-географическая характеристика.







Лекция 11.

Тема: Общий обзор природы Южных материков.

Географическое положение, основные этапы развития природы южных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Агроклиматические ресурсы. Физико-географическое районирование.

Семинар 11.

Сравнительная характеристика природы Южных материков




2

2




3

Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование








Лекция 12.

Тема: Физико-географическая характеристика океанов.

Общая характеристика океанов. Особенности рельефа дна. Природные ресурсы океанов. Островная суша океанов. Моря у берегов России.

Семинар 12.

Итоговое тестирование по остаточным знаниям.





2










Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, текущее тестирование.

Творческое задание с использованием Internet Explorer








Всего




24

22







Зачет


4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

.

  1. Рекреационные и туристско-рекреационные возможности территорий Земли (по выбору).

  2. Глобальные прогнозы и сценарии использования территорий Земли на ближайшее будущее (территории по выбору)

  3. Описание страны (по выбору ) по типовому плану.

  4. Антропогенные природные процессы в геосистемах Земли.

  5. Природные зоны в жизни людей: полярные пустыни и тундры

  6. Природные зоны в жизни людей: тайга.

  7. Природные зоны в жизни людей: лесостепи.

  8. Природные зоны в жизни людей: степи.

  9. Природные зоны в жизни людей: пустыни и полупустыни.

  10. Природные зоны в жизни людей: субтропические леса.


5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ

(не предусмотрены стандартом и учебным планом)

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Списки и основной и дополнительной литературы
Основная литература

  1. Азарова Л. В. Физическая география России: Учебное пособие для студентов географического факультета, учителей и учащихся. Омск: КАН, 2002. – 72 с.

  2. Азарова Л.В. Экономическая и социальная география региона: базовый курс. Учеб. пособ. – Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005 - 332 с.

  3. Алпатьев А. М. , Архангельский А. М., Подоплелов Н. Я., Степанов А. Я. Физическая география СССР. – М., 1976.

  4. Блаженов В. А., Худякова Т. М. География России: Пособие. – Книга I. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. – 2000. – 256 с.

  5. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов). Евразия. Африка. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1975. – 464 с.

  6. Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов).Северная Америка. Южная Америка. Австралия и Океания. Антарктида.. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1976. – 318 с.

  7. Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. Физическая география СССР. Азиатская часть. – М.: Мысль. – 1970. – 543с. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.

  8. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.

  9. Давыдова М.И., Раковская Э.М. Физическая география СССР. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.: В 2 ч. М.: Просвещение. 1989. - Ч.1. – 240 с.; – 1990. – Ч.2. – 304с.

  10. Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.: Высшая школа. – 1991.- 366 с.

  11. Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов / Анатолий Григорьевич Исаченко. М. Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.

  12. Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.

  13. Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов пед вузов. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 456 с.

  14. Мироненко Н. С. Страноведение: Теория и методы: Уч. пособие для вузов / Н. С. Мироненко.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 268 с.

  15. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 176- 183.

  16. Практические работы по физической географии СССР / Бабушкин И. Н., Максимов С. З., Машкова Г. В., Рощина В. В., Следников А. А. М.: Просвещение, 1974. – 174 с.

  17. Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. выс. Учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – Ч.1. – 288с.; Ч.2. – 304с.

  18. Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.

  19. Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. Охрана и преобразование природы: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. Пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. – 288 с.

  20. Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Физическая география СССР. – М., 1976.

  21. Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Практикум по физической географии СССР. – М., 1976.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«География» iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
«География» iconРабочая программа предмета «география»
Николина В. В., Алексеев А. И., Липкина Е. К. География. Программы образовательных учреждений. 6-9 классы. География. Природа и люди....
«География» iconПрограмма по учебному предмету «география» 8 класс Дахиной Кристины Михайловны
И. И. Баринова, В. П. Дронова «География России» (Сборник: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6—11 классы....
«География» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 География туризма...
Для успешного усвоения дисциплины необходимы знания, полученные студентами при изучении следующих дисциплин, таких, как введение...
«География» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
«Социальная и экономическая география», «Физическая география и ландшафтоведение»
«География» iconРабочая программа дисциплины география поволжья
Курс «География Поволжья» является логическим продолжением предшествующего модуля «Физическая география», некоторых разделов модуля...
«География» iconРабочая программа для студентов одо направления 021000. 62 «география»
В. А. Ермолаева. География сельского хозяйства: Учебно – методический комплекс, рабочая программа для студентов очной формы обучения...
«География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
«География» iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
«География» iconРабочая программа курса география Иркутской области. 8-9 класс (базовый...
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
«География» iconПояснительная записка Курс «География Иркутской области»
«География Иркутской области» введён в региональный план на который отводится 34 часа. В 8 классе изучается «Физическая география...
«География» iconНиколина В. В. География: Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы
География России (vii— IX класс) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта;...
«География» iconРабочая программа модуля География Направление подготовки 100400...
Следуя логике изучения дисциплины в рамках подготовки специалистов по направлению «туризм», в структурном отношении курс «География»...
«География» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. 6 Общее страноведение...
Данный умк составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии»...
«География» iconПрограмма «География. Край родной»
Ния уриб «Турист», 1991г. Типовая программа представлена разделом «География Пермского Края» по курсу «География России». В основу...
«География» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
«Физическая география и ландшафтоведение», «Экономическая и социальная география»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск