ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Омский государственный педагогический университет
Географический факультет
Кафедра физической географии
УТВЕРЖДАЮ
Декан географического факультета
__________Н.Г. Алексеева «_______» __________200___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «География»
цикла ЕН. В и входит в число курсов по выбору дисциплин федерального уровня
для специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм»
по учебному плану набора 2002 года форма обучения очная
_____________________
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2000 года и рассмотрена на заседании кафедры
« » октября 2007г., Протокол №
Заведующий кафедрой ________
Рабочая программа одобрена annastatva@yandex.ru методической комиссией
географического факультета
« » 2007 г.
Председатель методической комиссии Н. Г. Алексеева, к.г.н., доц. _________ 2007 г
1. Таблица распределения общего объема часов по видам учебной работы
(дневное отделение)
Курс
| Семестр
| Объем часов (по наличию видов занятий)
| Форма итогового контроля
| Общая трудоемкость
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Всего
| Лекции
| Практические занятия
| Семинары | Лабораторный практикум
| Другие виды занятий
| Всего | Курсовая работа
| Реферат
| Другие виды самостоятельной работы
| 1
| 2
| 50
| 46
| 24
|
| 22
|
|
| 4
|
|
|
| зачет
|
Общая трудоемкость 50 часов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Данный курс является первым в системе географических наук, поэтому он становится вводным курсом, раскрывающим все особенности географических дисциплин. Этот курс – один из важнейших в подготовке студентов по специальности: «Социально-культурный сервис и туризм». Программа составлена применительно к учебному плану географического факультета.
В настоящей программе большое внимание уделено теоретическим вопросам географии, подтверждающие фактическим материалом; раскрыты методы исследования, применяемые в географии; усилены физико-географические аспекты курса.
Цель курса:
сформировать у студентов представление о современной географической картине мира, о значении географических знаний в профессиональной подготовке специалистов в области туризма. Формы текущего контроля: опрос на семинарских занятиях, сдача географической номенклатуры, письменные работы по картам, контрольный срез знаний. Задачи курса:
- Выявление физико-географических закономерностей в природно-территориальных комплексах разного иерархического территориального уровня от географической оболочки до типологических ландшафтных единиц.
- Углубление, расширение и закрепление теоретических знаний полученных при изучении литературы и полученных на лекциях.
- дальнейшее закрепление и развитие навыков различных форм самостоятельной работы , таких как анализ картографических и статистических материалов, составление таблиц, графиков, картосхем и др.
В соответствии с учебными планами на изучение курса отводится часов учебного времени, из которых часов аудиторных занятий. Остальное время отводится для самостоятельной работы по данному курсу.
По учебному плану предусмотрен зачет в конце второго семестра.
Студенты должны:
знать / понимать
Физико – географические закономерности Земли;
Основные общенаучные знания (теории, концепции и гипотезы, понятия и термины), их иерархию, научную терминологию и использование их в пределах разных территорий;
общегеографические теории: теорию географических оценок; экономико-географические и эколого-географические особенности природно-ресурсного потенциала (рекреационного потенциала) и возможности его использования;
географическую номенклатуру в пределах списка предложенного в курсе;
основные физико-географические понятия и термины;
физико-географические закономерности, географические процессы и явления в компонентах природы Земли и России;
природные и природно-социальный объекты Земли, отражающие ее структуру и пространственную неоднородность;
географические особенности природы разных природно-территориальных комплексов, исходя из их иерархии;
процессы и явления на планете, определяющие ее жизнедеятельность;
рекреационные ресурсы, отражающие специфику регионов и существования человека в пространстве;
различия в хозяйственном освоении компонентов природы, а именно в рекреационном использовании;
типовую структуру характеристики территории;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных бедствий;
называть и (или) показывать
виды положений и типы границ;
границы России и стран СНГ, Балтии, географические объекты, через которые проходит государственная граница;
крайние точки России, материков (материковые и островные) и их координаты,
части света, материки и океаны, важнейшие моря, заливы, проливы, течения, острова и полуострова;
экватор, нулевой меридиан, тропики, полярные круги, линию перемены дат;
элементы ПТК и местоположение в пределах Земли;
основные климатообразующие факторы, барические центры, типы циркуляции и воздушных масс, атмосферные фронты и их распространение;
причины возникновения областей повышенного и пониженного давления; основные средства и методы получения и фиксации географической информации
климатические пояса, преобладающие воздушные массы, характерные погоды по сезонам;
факторы, влияющие на климат планеты в целом и России
источники питания и типы водного режима
основные свойства зональных типов почв;
источники и виды рекреационных ресурсов;
меры по использованию рекреационных ресурсов;
важнейшие мировые транспортные центры и пути сообщения;
определять / измерять
по карте и глобусу географические координаты, направления, расстояния, высоту (глубину);
географические координаты ареалов и объектов;
годовую амплитуду температур по статистическим данным;
границы бассейнов рек;
количество суммарной радиации, атмосферное давление и др. метео. показателей по картам;
оп различным источникам информации – общие тенденции развития объектов и географических явлений: изменение отдельных показателей во времени и пространстве, средние показатели;
распределение рек по бассейнам океанов;
разницу в поясном времени территории;
рациональность и нерациональность использования рекреационных ресурсов;
описывать
географическое положение объектов и ареалов;
оболочки Земли;
элементы ландшафта;
физико - географическую специфику регионов мира;
образ природного объекта (по выбору студента);
горную страну; горный ландшафт;
равнину и равнинный ландшафт;
реку;
море;
климатический пояс, область и подобласть;
природную зону, область и провинцию.
объяснять:
особенности рельефа территорий и причины рельефообразования;
различия в сочетаниях рекреационных ресурсов отдельных территорий;
различия в климате территорий;
различия растительного и животного мира;
критерии географической систематизации компонентов природы России и сопредельных государств;
физико-географические закономерности;
особенности географической зональности и установления причинно-следственных связей;
типы географической систематизации их проявление в природных компонентах: классификация, типология, зонирование, районирование, ареалирование.
воздействие человека на природу и его компоненты.
Прогнозировать:
изменения природных объектов под воздействием человеческой деятельности;
изменение естественных процессов природы;
проведение самостоятельного поиска географической информации с использованием компьютерных технологий на территории. а также с использованием из различных источников: картографических, статистических и геоинформационных и различных географических методов исследования.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(с распределением общего бюджета времени в часах)
( очное отделение)
Курс
| Семестр
|
Раздел дисциплины, содержание
| Всего
| Аудиторные
| Самостоятельная работа студентов
| Формы межсессионного контроля
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Лабораторный практикум
| 1
| 2
| Раздел 1: Введение
Лекция 1:
Тема 1: Введение в курс география. Содержание курса и его место в общей системе подготовки специалиста по специальности. География в системе наук о Земле и ее роль в обществе. Основные задачи курса.
|
| 6 2
| 6
|
|
| Текущее тестирование на семинаре.
|
|
| Лекция 2:
Тема: Вселенная и Земля.
Вселенная, ее состав. Солнечная система. Земля. Гипотезы возникновения Земли. Фигура, размеры. Движения земли и их географические следствия.
Семинар 1.
Форма и размеры Земли. Строение Земли. Гравитационное и магнитное поле Земли
Движение Земли и их следствия.
|
| 2
| 2
|
|
| Текущее тестирование на семинаре, оценка при выполнении практических работ.
|
|
| Лекция 3.
Тема: Географическая карта и план местности.
Особенности географических карт и планов. Классификация карт. Условные знаки. Способы изображения рельефа на карте. Глобус. Градусная сеть, географические координаты. Картографические проекции. Ориентирование на местности.
Семинар2-3.Современная классификация карт. Понятие масштаб, проекция. Способы изображения рельефа на общегеографических картах. Основные способы создания географических карт.
|
| 2
| 4
|
|
|
Индивидуальные и групповые практические задания,
|
|
| Раздел 2:
Лекция 4.
Тема: Строение планеты Земля.
Внутреннее строение Земли. Магнитные свойства Земли. Процессы, формирующие основные формы рельефа Земли. Минералы, свойства минералов. Классификация минералов. Горные породы, происхождение и классификация.
Семинар 4-5.
Особенности развития основных форм рельефа. Влияние тектонических движений на развитие форм рельефа.
Морфоструктурное районирование Земли.
|
| 12 2
| 12
4
|
|
|
Составить таблицу: «Основные этапы формирования геологической истории развития Земли».
Нанесение на контурную карту основных морфоструктур на территории земного шара.
|
|
| Лекция 5.
Тема: Основные формы рельефа суши.
Планетарный рельеф Земли. Особенности и классификация рельефа. Значение рельефа в жизнедеятельности населения земного шара.
|
| 2
|
|
|
| Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры.
|
|
| Лекция 6.
Тема: Гидросфера.
Мировой океан, состав. Рельеф дна Мирового океана. Физико-химические свойства океанической воды. Температурный режим океанических вод. Движение воды в Мировом океане. Воды суши: подземные воды, реки, озера, болота, ледники.
Семинар 6.
Природные особенности и экологические проблемы ресурсов гидросферы.
|
| 2
| 2
|
|
| Составить таблицу: «Планетарные морфоструктуры океанов».
Проверка номенклатуры.
|
|
| Лекция 7:
Тема: Атмосфера.
Развитие, состав и строение атмосферы. Солнечная радиация. Температура, атмосферное давление. Распределение давления на Земле. Причины изменения атмосферного давления. Вода в атмосфере. Воздушные массы и атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Погода и климат.
Семинар 7.
Основные особенности строения атмосферы. Определение типов климата по климатическим диаграммам. Работа с контурными картами.
|
| 2
|
2
|
| 3
|
Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование
|
|
| Лекция 8.
Тема: Биосфера.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Фотосинтез. Почвы, их разнообразие и распространение на земном шаре. Главные типы почв России. Роль человека в биосфере.
Семинар 8.
Особенности развития биосферы. Оценка по картам агроклиматических ресурсов земного шара, России. Объекты природного и культурного наследия. Экологические и экономические проблемы взаимоотношения человека с биосферой.
|
| 2
|
2
|
|
|
Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, нанесение на контурную карту уникальных природных объектов.
|
|
| Лекция 9:
Тема: Географическая оболочка.
Целостность, ритмичность и географическая зональность географической оболочки. Свойства географической оболочки: круговорот веществ и воды. Географическая среда и человек.
Семинар 9.
Особенности пространственной дифференциации географической оболочки в пределах земного шара. Физико – географическое районирование регионов Земли.
|
| 2
| 2
|
|
| Текущее тестирование
|
|
| Раздел 3: Региональные ПТК
Лекция 10.
Тема: Общий обзор природы северных материков.
Географическое положение, основные этапы развития природы северных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Физико-географическое районирование.
Семинар 10.
Сравнительная характеристика природы Северных материков.
|
| 6 2
| 6
2
|
|
|
Текущее тестирование, сравнительная физико-географическая характеристика.
|
|
| Лекция 11.
Тема: Общий обзор природы Южных материков.
Географическое положение, основные этапы развития природы южных материков. Минеральные ресурсы, климаты, внутренние воды, почвы и растительность. Географические пояса и зоны. Агроклиматические ресурсы. Физико-географическое районирование.
Семинар 11.
Сравнительная характеристика природы Южных материков
|
| 2
| 2
|
| 3
| Индивидуальные и групповые практические задания, собеседование, проверка номенклатуры, текущее тестирование
|
|
| Лекция 12.
Тема: Физико-географическая характеристика океанов.
Общая характеристика океанов. Особенности рельефа дна. Природные ресурсы океанов. Островная суша океанов. Моря у берегов России.
Семинар 12.
Итоговое тестирование по остаточным знаниям.
|
| 2
|
|
|
| Индивидуальные и групповые практические задания, проверка номенклатуры, текущее тестирование.
Творческое задание с использованием Internet Explorer
|
|
| Всего
|
| 24
| 22
|
|
| Зачет
|
4. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
.
Рекреационные и туристско-рекреационные возможности территорий Земли (по выбору).
Глобальные прогнозы и сценарии использования территорий Земли на ближайшее будущее (территории по выбору)
Описание страны (по выбору ) по типовому плану.
Антропогенные природные процессы в геосистемах Земли.
Природные зоны в жизни людей: полярные пустыни и тундры
Природные зоны в жизни людей: тайга.
Природные зоны в жизни людей: лесостепи.
Природные зоны в жизни людей: степи.
Природные зоны в жизни людей: пустыни и полупустыни.
Природные зоны в жизни людей: субтропические леса.
5. ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
(не предусмотрены стандартом и учебным планом)
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Списки и основной и дополнительной литературы Основная литература
Азарова Л. В. Физическая география России: Учебное пособие для студентов географического факультета, учителей и учащихся. Омск: КАН, 2002. – 72 с.
Азарова Л.В. Экономическая и социальная география региона: базовый курс. Учеб. пособ. – Омск: Издательство ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005 - 332 с.
Алпатьев А. М. , Архангельский А. М., Подоплелов Н. Я., Степанов А. Я. Физическая география СССР. – М., 1976.
Блаженов В. А., Худякова Т. М. География России: Пособие. – Книга I. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет. – 2000. – 256 с.
Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов). Евразия. Африка. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1975. – 464 с.
Власова Т.В. Физическая география материков (с прилегающими частями океанов).Северная Америка. Южная Америка. Австралия и Океания. Антарктида.. Учебник для студентов географических специальностей пед ин-тов. М.: Просвещение, 1976. – 318 с.
Гвоздецкий Н.А., Михайлов Н.И. Физическая география СССР. Азиатская часть. – М.: Мысль. – 1970. – 543с. Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.
Гвоздецкий Н.А. Физическая география СССР. Общий обзор. Европейская часть СССР. Кавказ. – М.: Мысль. – 1969. 461с.
Давыдова М.И., Раковская Э.М. Физическая география СССР. Учебное пособие для студентов пед. ин-тов.: В 2 ч. М.: Просвещение. 1989. - Ч.1. – 240 с.; – 1990. – Ч.2. – 304с.
Исаченко А. Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. – М.: Высшая школа. – 1991.- 366 с.
Исаченко А.Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов / Анатолий Григорьевич Исаченко. М. Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
Максаковский В. П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов / В. П. Максаковский. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 1998. – 416 с.
Любушкина С.Г., Пашканг К.В. Естествознание: Землеведение и краеведение: Учебное пособие для студентов пед вузов. – М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 456 с.
Мироненко Н. С. Страноведение: Теория и методы: Уч. пособие для вузов / Н. С. Мироненко.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 268 с.
Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 176- 183.
Практические работы по физической географии СССР / Бабушкин И. Н., Максимов С. З., Машкова Г. В., Рощина В. В., Следников А. А. М.: Просвещение, 1974. – 174 с.
Раковская Э.М., Давыдова М.И. Физическая география России: Учеб. для студ. пед. выс. Учеб. заведений: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2001. – Ч.1. – 288с.; Ч.2. – 304с.
Родзевич Н. Н. Геоэкология и природопользование: Учеб. для вузов / Н.Н. Родзевич. – М.: Дрофа, 2003. – 256 с.
Родзевич Н. Н., Пашканг К. В. Охрана и преобразование природы: Учеб. пособие для студ. геогр. спец. Пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1986. – 288 с.
Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Физическая география СССР. – М., 1976.
Тушинский Г. К., Давыдова М. И. Практикум по физической географии СССР. – М., 1976.
|