Программа модульного курса по окружающему миру
в 1 классе «Наш дом –Югра»
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана и составлена в соответствии ФГОС второго поколения начального образования.
Модульный курс краеведения является неотъемлемой частью образовательного компонента «Окружающий мир». Этот курс является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Этнографические знания, получаемые детьми дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории югорского края , прежде всего, через уважение к народам, культуры которые сформировались на его территории.
Цели: формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе , социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности , формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств родного края.
Задачи:
1. Дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2. Познакомить растительным и животным миром Ханты-Мансийского автономного округа
3. Формировать образное представление о прошлом и настоящем югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Актуальность:
Сохранение того уникального, что дошло до наших дней: историю, традиции, быт, культуру обско-угорских народов. Желание приобщиться к ее дальнейшему развитию. Бережное отношение к окружающему миру.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, работа с учебником, демонстрация картин, применение электронного приложения к учебнику;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике. деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г)частично-поисковый или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации:
-индивидуальная;
-парная;
-групповая;
-фронтальная;
-экскурсия.
Содержание программы:
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни. Так содержание курса в 1 классе составляют темы: «Природа Югры», «Коренные народы Югры их занятия и традиции», «Мой край»
Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 разделов, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы своего края, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Раздел 1 « Вводный» учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них.
Раздел 2. «.Что и кто?» группирует вопросы и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей. Темы: « Коренные народы Югры», «Моя деревня Нижние Нарыкары», «Растения Югры», «Животные Югры», основная деятельность народов Югры: рыболовство и оленеводство.
Раздел 3.«Как, откуда и куда?» содержит вопросы и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей. Реки Югры
Реки ХМАО
Раздел 4 «Где и когда?» отвечает на вопросы и развивает представления школьников о пространстве и времени. Пернатые Югры. Национальная одежда ханты и манси.
Раздел 5. «Почему и зачем?» дает ответы на вопросы и обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности. Югорские леса. Красная книга Югры
Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"
Предметные результаты
Обучающийся научится:
— правильно называть родную страну, родной город, село (малую родину); — различать флаг и герб России; — узнавать некоторые достопримечательности столицы; — называть по именам, отчествам и фамилиям членов своей семьи; — проводить наблюдения в окружающем мире с помощью взрослого; — проводить опыты с водой, снегом и льдом; — различать изученные объекты природы (камни, растения, животных, созвездия); — различать овощи и фрукты; — определять с помощью атласа-определителя растения и животных; — описывать по плану дерево, рыбу, птицу, своего домашнего питомца (кошку, собаку); — сравнивать растения, животных, относить их к определённым группам; — сравнивать реку и море; — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; — находить на глобусе холодные и жаркие районы; — различать животных холодных и жарких районов; — изготавливать модели Солнца, звёзд, созвездий, Луны; — различать прошлое, настоящее и будущее; — называть дни недели и времена года в правильной последовательности; — соотносить времена года и месяцы; — находить некоторые взаимосвязи в окружающем мире; — объяснять причины возникновения дождя и ветра; — перечислять цвета радуги в правильной последовательности; — ухаживать за комнатными растениями, животными живого уголка; — мастерить простейшие кормушки и подкармливать птиц; — раздельно собирать мусор в быту; — соблюдать правила поведения в природе; — правильно готовиться ко сну, чистить зубы и мыть руки; — подбирать одежду для разных случаев; — правильно обращаться с электричеством и электроприборами; — правильно переходить улицу; — соблюдать правила безопасной езды на велосипеде; — различать виды транспорта; — соблюдать правила безопасности в транспорте.
Метапредметные результаты
Регулятивные Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
выделять из темы урока известные знания и умения;
планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя «Странички для самопроверки»;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
Познавательные Обучающийся научится:
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени «раньше — теперь».
Коммуникативные Обучающийся научится:
включаться в диалог с учителем и сверстниками;
формулировать ответы на вопросы;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
договариваться и приходить к общему решению;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта.
Личностные результаты У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к школе и учебной деятельности;
представление о новой социальной роли ученика, правила школьной жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира — быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, принадлежности к определённому этносу*;
умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
ценностные представления о своей семье и своей малой родине;
представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины, образ Москвы — как духовной ценности разных народов)*;
представление о личной ответственности за свои поступки через бережное отношение к природе, животным*;
первоначальное представление о бережном отношении к окружающему миру;
представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России*;
этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
этические чувства на основе знакомства с культурой народов России*;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, группе, со взрослыми;
правила работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
* Развитие указанных личностных результатов будет продолжено и на последующих ступенях обучения школьников в образовательных учреждениях.
Модульная программа к учебнику 1 класса «Окружающий мир» А. Плешаков
№
| Тема раздела
| Колич часов
| Тема по реализации модуля
| Теория
| Практика
| Всего
| 1.
| Введение
| 1 ч
|
|
|
|
| 2.
| Что и кто?
| 20 ч
| Коренные народы.
Природа Югры
| 4ч.
| 3ч
| 7ч
| 3.
| Как, откуда и куда?
| 12 ч
| Мой край.
| 0,5ч
| 0,5ч
| 1ч
| 4.
| Где и когда?
| 11 ч
| Национальная одежда югорских народов
| 0,5ч
| 0,5ч
| 1ч
| 5.
| Почему и зачем?
| 22 ч
| Экология Югры.
| 0,5ч
| 0,5
| 1ч
|
| Итого:
| 66 ч
|
| 5,5ч
| 4,5
| 10ч
|
№
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тема по модульной программе
| 1
| Задавайте вопросы! Введение
| 1
|
|
| Что и кто? 20 ч
|
|
| 2
|
Что такое Родина?
| 1
|
| 3
| Что мы знаем о народах России?
| 1
| Коренные народы Югры
| 4
| Что мы знаем о Москве?
| 1
|
| 5
| Проект «Моя малая Родина».
| 1
| Моя деревня Нижние Нарыкары
| 6
| Что у нас над головой?
| 1
|
| 7
| Что у нас под ногами?
| 1
|
| 8
| Что общего у разных растений?
| 1
|
| 9
| Что растёт на подоконнике?
| 1
|
| 10
| Что растёт на клумбе?
| 1
|
| 11
| Что это за листья?
| 1
|
| 12
| Что такое хвоинки?
| 1
| Растения Югры
| 13
| Кто такие насекомые?
| 1
| Насекомые Югры
| 14
| Кто такие рыбы?
| 1
| Рыбы Югры. Рыболовство.
| 15
| Кто такие птицы?
| 1
| Птицы Югры
| 16
| Кто такие звери?
| 1
| Звери Югры. Оленеводство.
| 17
| Что окружает нас дома?
| 1
|
| 18
| Что умеет компьютер?
| 1
|
| 19
| Что вокруг нас может быть опасным?
| 1
|
| 20
| На что похожа наша планета?
| 1
|
| 21
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?»
| 1
|
|
| Как, откуда и куда?-12 ч
|
|
| 22
| Как живёт семья? Проект «Моя семья».
| 1
|
| 23
| Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?
| 1
|
| 24
| Откуда в наш дом приходит электричество?
| 1
|
| 25
| Как путешествует письмо?
| 1
|
| 26
| Куда текут реки?
| 1
| Реки Югры
| 27
| Откуда берутся снег и лёд?
| 1
|
| 28
| Как живут растения?
| 1
|
| 29
| Как живут животные?
| 1
|
| 30
| Как зимой помочь птицам?
| 1
|
| 31
| Откуда берётся и куда девается мусор?
| 1
|
| 32
| Откуда в снежках грязь?
| 1
|
| 33
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?»
| 1
|
|
| Где и когда? -11 ч
|
|
| 34
| Когда учиться интересно?
| 1
|
| 35
| Проект «Мой класс и моя школа».
| 1
|
| 36
| Когда придёт суббота?
| 1
|
| 37
| Когда наступит лето?
| 1
|
| 38
| Где живут белые медведи?
| 1
|
| 40
| Где живут слоны?
| 1
|
| 41
| Где зимуют птицы?
| 1
| Пернатые Югры
| 42
| Когда появилась одежда?
| 1
| Национальная одежда манси
| 43
| Когда изобрели велосипед?
| 1
|
| 44
| Когда мы станем взрослыми?
| 1
|
| 45
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?»
| 1
|
|
| Почему и зачем? -21ч
|
|
| 46
| Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?
| 1
|
| 47
| Почему Луна бывает разной?
| 1
|
| 48
| Почему идёт дождь и дует ветер?
| 1
|
| 49
| Почему звенит звонок?
| 1
|
| 50
| Почему радуга разноцветная?
| 1
|
| 51
| Почему мы любим кошек и собак?
| 1
|
| 52
| Проект «Мои домашние питомцы»
| 1
|
| 53
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек?
| 1
|
| 54
| Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
| 1
| Югорские леса.
| 55
| Зачем мы спим ночью?
| 1
|
| 56
| Почему нужно есть много овощей и фруктов?
| 1
|
| 57
| Почему нужно чистить зубы и мыть руки?
| 1
|
| 58
| Зачем нам телефон и телевизор?
| 1
|
| 59
| Зачем нужны автомобили?
| 1
|
| 60
| Зачем нужны поезда?
| 1
|
| 61
| Зачем строят корабли?
| 1
|
| 62
| Зачем строят самолёты?
| 1
|
| 63
| Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?
| 1
|
| 64
| Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
| 1
|
| 65
| Зачем люди осваивают космос?
| 1
|
| 66
| Почему мы часто слышим слово «экология»?
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?»
| 1
| Красная книга Югры
| Список научно-методического обеспечения.
Концепция и программы для начальных классов.
Календарно- тематическое планирование для УМК «Школа России»
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса.
В 2 ч. /А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса / А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс»/ А.А.Плешаков.- М.: Просвещение, 2008.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир. 1 класс» -3-е изд. – М.: ВАКО, 2012г.
Г.С Ковалева, О.Б Логинова.Планируемые результаты начального общего образования- М.; Просвещение 2011.
ИКТ:
-компьютер;
-интерактивная доска;
-медиапроектор;
-электронное приложение к учебнику.
Литература:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Программа и планирование учебного курса 1-4 класса
2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2011
3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1-4 класса нач. шк. М.: Просвещение 2011;
4. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
5. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2010
6. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
7. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1,2 кл. (ч.1,2) 3 кл. (ч.1,2) 4 кл. (ч. 1,2)
8. Плешаков А.А.,Гара Н.Н., Назарова З.Д. «Тесты» (к учебнику «Окружающий мир») 1,2,3,4 классы;
9. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: тетрадь для учащихся 1,2,3,4 класса. – М.: Вита-Пресс, 2010
10. Плешаков А.А. и др. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1,2,3,4 кл.
11. Плешаков А. А. Методические рекомендации к учебнику «Мир вокруг нас. 1 класс» / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2010.
12. Плешаков А.А. Методическое пособие к учебнику «Мир вокруг нас.1класс». - М.:Просвещение,2009г |