Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Талицкая средняя общеобразовательная школа Рассмотрено на заседании «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
предметного МО Заместитель дир. по УВР Директор школы
«___»____________2013г. __________В.И. Молева ___________О.И.Самойлова
Протокол №__________ «____» __________2013г. «_____»___________2013г. Рабочая программа
по окружающему миру
для учащихся 2 класса
Уровень изучения предмета: базовый
Ф.И.О. составителя: учитель начальных классов
Белякова Алла Сергеевна Год составления рабочей программы: 2013 г.
Окружающий мир Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для 2 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая «Окружающий мир. 1 – 4 классы» (2007).
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающиймир», гармонично соединяя естественно-научные сведения и
опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающиймир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как еепродукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Программа знакомит учащихся с природой и традиционной культурой календаря на фоне сезонных изменений. Приэтом происходит формирование знаний о природном многообразии, об экологических связях, о правилах поведения человека в природе, необходимых для ее сбережения и сохранения
здоровья детей в течение года. Программа нацеливает на осуществление экологического воспитания младших школьников, на развитие у них таких качеств, как наблюдательность,интерес к природе своей местности, желание узнать традиционную трудовую и праздничную культуру народов своего
края.
Основные содержательные линии
Программа включает разделы «Время и календарь»,«Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначалерассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревьяи кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудоми праздниками людей, тесно связанными с соответствующимиизменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различногорода наблюдения, осуществляемые детьми под руководствомучителя или самостоятельно. В арсенале методов учителядолжна быть также работа с учебной и научно-художественнойкнигой, рассказ, беседа, моделирование экологических связейс помощью графических и динамических схем, демонстрациянаглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Вселенная, время, календарь
(14ч + 1ч экскурсия в музей )
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла
и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные
часы.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный
календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень
(17 ч +1 ч экскурсия-прогулка)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новыйгод — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздникиконца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешокв своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодоврастений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях
и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шестьножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимостьбережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением
пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью —сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель:«Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующимиптицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние иосенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными,уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашниеосенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края;подготовка и проведение осенних праздников по традициямнародов своего края.
Зима
(14 ч +2ч экскурсии-прогулки)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы иприсловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самыйкороткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадкио снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок,куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц какпример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнеегнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы;труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народовсвоего края.
Весна и лето
(17ч +1 ч экскурсии + 1ч подвижные игры)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом,температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие,особенности строения, эстетическое значение. Необходимостьбережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки ораннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительностивреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннегоравноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых инеядовитых змеях. Необходимость бережного отношения кживотным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа внародном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережениерастений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнегосолнцеворота: самые длинные дни в году. Летнееноволетие вкалендаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своейместности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Цели курса
Изучение окружающего мира в образовательных учреждениях направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и в обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи курса:
Формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.
Воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине.
Формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде.
Развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по государственной программе авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкаяиз расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
I. Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением, находить в оглавлении и на определённой странице книги; пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищами научно-популярных текстов, соответствующих требованиям программы. Слушать рассказ, объяснение учителя, ответы товарищей.
IV. Мыслительные умения
Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой. Выделять основное в несложном практическом задании.
Сопоставлять на однотипном материале два предмета. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, подводить их под общее родовое понятие. Сравнение заканчивать элементарным индуктивным выводом.
Учиться определять и объяснять понятия через практический или наглядный показ предмета, явления, указание, описание. Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
Уметь расшифровывать данное родовое понятие, привести 2 - 3 примера, изобразить общее понятие в рисунке, раскрыть по краткому плану данное содержание, объяснить заголовок.
Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся Учащиеся должнызнать:
— характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев икустарников, насекомых, птиц, зверей;
— названия и важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и другихживотных;
— некоторые экологические связи в природе;
— особенности сезонного труда людей и его зависимость
от сезонных изменений в природе;
— изученные правила поведения в природе;
— особенности охраны здоровья в разное время года;
— народные названия месяцев;
— народные приметы и присловья о временах года;
— дни-погодоуказатели, характерные для климата своегокрая;
— главные календарные праздники народов своего края. Учащиеся должныуметь:
— проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
— различать изученные растения, грибы, насекомых,
птиц, зверей и других животных (в природе, гербарии, на рисунке или фотографии);
— объяснять на примерах некоторые экологические связи;
— выполнять изученные правила поведения в природе;
— выполнять правила охраны здоровья в разное время года;
— разыгрывать народные игры, характерные для разныхвремен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
— загадывать и отгадывать загадки народов своего краяо явлениях живой и неживой природы;
— рассказывать 2—3 сказки о животных из устного творчества народов своего края.
Календарно- тематическое планирование
№
У
Р
О
К
а
| Раздел
|
Тема урока
| Предметные умения
|
УУД
|
Календарные срока
|
Корректировка
программы
|
Дата по плану
|
Дата по факту
| 1
| Вселенная, календарь, время.
| .
Мы – союз народов России
| Познакомить детей с учебником, рабочей тетрадью. Формировать представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;
глублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве;
| - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
| О2.09.
| 02.09.
|
| 2
|
|
Мы – жители Вселенной.
| Формировать представление о строение Вселенной; о планетах и порядоке их расположения в Солнечной системе;
| -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения;
-осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
| 04.09.
| 04.09.
|
| 3 4
|
| Наш космический корабль — Земля
| Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
изучить устройство компаса; научить определить стороны горизонта (действуя по инструкции);
по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль; формировать умение
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
иметь представление о форме Земли, глобусе;
знать устройство глобуса и условные обозначения на нем.
находить на глобусе океаны и материки;
определять их названия и число;
находить на глобусе нашу страну;
определять материк, на котором она расположена;
изучить устройство компаса; определить стороны горизонта (действуя по инструкции); зафиксировать результаты определения, расставляя таблички
| -планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
| 09.09.
11.09.
| 09.09.
11.09.
|
| 5
|
| Время.
| Определять по рисункам учебника настоящее, прошлое и будущее;
изучать устройство часов, определять время по часам. Выделять приметы времени.
| - освоение личностного смысла учения;
осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего;
понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.
- уметь передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде
— взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания;
| 16.09.
| 16.09.
|
| 6
|
| Экскурсия в школьный музей.
| Познакомить со школьным музеем, его экспонатами. Познакомить с нашими земляками.
| Формирование представления о связи времён, связи поколений.
Формировать представление о прошлом нашего народа.
Учить рассказывать о своих предках
| 18.09.
| 18.09.
|
| 7
|
| Сутки и неделя.
| Формировать представление о связи естественных единиц измерения времени «сутки», «неделя» с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи;.
.
| - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего
| 23.09.
| 23.09.
|
| 8
|
| Месяц и год
| Формировать представления о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца;
| - освоение личностного смысла учения;
-осознание важности наблюдения за живой и неживой природой: за «жизнью» Луны на ночном небе, за сменой времен года; развитие творческого воображения детей в процессе наблюдения за природой в
течение года.
| 25.09
| 25.09.
|
| 9
|
| Времена года
| Формировать умение устанавливать по схеме связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси;
объяснять причины смены времён года.
Учить называть и давать характеристику каждому времени года
| - определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку
понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
| 30.09.
| 30.09.
|
| 10
|
| Погода.
| Формировать умение конструировать определение понятия «погода»;
различать виды термометров и пользоваться каждым из них;
| - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами.
| 02.10
| 02.10.
|
| 11
|
| Календарь — хранитель времени, страж памяти.
| Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких;
| -анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
-осознавать необходимость уважать чужие традиции
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
| 07.10.
| 07.10
|
| 12
|
| Праздники для всех.
| Формировать умение кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
| - анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
- освоение личностного смысла учения
- ценить и понимать следующие базовые ценности «добро», «мир», «Родина».
| 09.10.
| 09.10.
|
| 13
|
| Народный календарь.
| Понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней.
| - отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.
-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
| 14.10
| 14.10.
|
| 14
|
| Экологичес
кий календарь.
| Формировать понятие об экологии –как науки об.охране природы;
Познакомиться с экологическим календарем как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.
| -понимать задачи экологии как науки иэкологическогодвижения в России и в мире, необходимость охраны природы;
воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры. - анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты
| 16.10.
| 16.10.
|
| 15
|
| Обобщающий урок по теме.
| Обобщить и закрепить полученные знания по теме. Учить давать научные определения терминам.
| -понимать основные задачи раздела
-применять полученные знания на практике.
| 21.10.
| 21.10.
|
| 16
| Осень.
| Осенние месяцы.
| Формировать представление о народных названиях осенних месяцев. Познакомить со старинными осенними праздниками народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края.
| - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
К- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
| 23.10.
| 23.10.
|
| 17
|
| Осень в неживой природе.
| Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени.
| - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы
-наблюдать за погодой осенью, фиксировать результаты наблюдения в таблицах сравнивать их, делать выводы об изменении погоды в течение осени.
| 06.11
| 06.11.
|
| 18
|
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия
| Познакомить детей с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздники земледельцев, охотников и оленеводов.
Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.
| - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки
-уметь работать в паре - освоение личностного смысла учения
| 11.11.
| 11.11.
|
| 19
|
| Звездное небо осенью
| Познакомиться с созвездиями Большая
Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба.
| - анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты;
- самостоятельно делать выводы
| 13.11.
| 13.11.
|
| 20
|
|
Трава у нашего дома
| Познакомить детей с наиболее распространёнными травами: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, с их особенностями и значением для человека.
| - освоение личностного смысла учения
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
- самостоятельно делать выводы
| 18.11.
| 18.11.
|
| |