Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373;
Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
Программы А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2011 г.
1. Адресат
| Программа адресована обучающимся начальных классов общеобразовательных учреждений
| 2. Специфика программы
| Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях
| 3. Общая характеристика предмета
| Цель изучения курса «Окружающий мир» - формирование целостной картины мира и осознание
места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что школьники:
овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе;
учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире;
формируется фундамент экологической и культурологической грамотности;
формируется вектор культурно-ценностных ориентаций в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности;
даёт ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая как своё личное, так и социальное благополучие;
создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы
| 4. Место учебного предмета в учебном плане
| Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира во 2 классе выделяется 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели )
| 5. Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»
| Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине и познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям
| 6. Результаты изучения учебного предмета
| Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
осознание себя членом общества и государства;
осознание своей этнической и культурной принадлежности;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
расширение сферы социально-нравственных представлений;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм;
установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры и др.);
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир;
владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для получения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из разных источников) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед
Предмет «Окружающий мир» воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных,
компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и и планеты Земля
| 7. Содержание начального общего образования по учебному предмету
| Человек и природа:
Как человек узнаёт мир
Природа вокруг нас
Земля и солнце
Что изображают на глобусе и карте
Воздух, вода и горные породы
Экосистемы и их компоненты
Природные зоны
Человек - часть природы
Человек и общество:
Я – школьник
Правила безопасной жизнедеятельности
Моя Родина
Родной край – частица Родины
Человек – член общества
Значение труда в жизни человека и общества
Части света
Наша Родина – Россия
Страны и народы мира
Правила безопасной жизни
| 8. Требования к уровню подготовки
| К концу второго года обучения в рамках курса «Окружающий мир» ученик должен:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
знать, что Земля имеет форму шара;
горизонт – воображаемая линия;
элементарные сведения по астрономии (космос, небесные тела: планеты, звёзды);
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности;
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле
| 9. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
| Список литературы для обучающихся:
«Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
Рабочая тетрадь по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина – М.: Баласс, 2012
Методические пособия для учителя:
«Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2012.
Программа «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин – М.: Баласс, 2011
Технические средства обучения.
персональный компьютер;
принтер (струйный, чёрно-белый);
магнитола
| |