Наименование разделов и тем
| Кол.
| часов
|
| Формы учебной деятельности
| Формы контроля
|
всего
| теория
| практ.
|
1.1 Введение. Ономастика как наука: ее разделы и аспекты. 1.2. разряды имен собственных.
| 2
| 2
| -
| Конспект Лекция Учебное занятие
| Составление картотеки на тему «научная литература по ономастике». Тест.
|
2.1. Антропонимика: понятие об антропонимике. Антропонимические словари. 2.2. Историческая эволюция русского именника. 2.3. Христианские имена у народов России.
|
2 1
1
|
1 1
1
| 1
-
-
|
Учебное занятие Практикум
Конспект
Лекции
Просмотр научно-популярного фильма.
|
Самостоятельная работа с антропонимическими словарями. Выполнение упражнений по антропонимике.
Устные выступления учащихся.
|
3.1. Топонимика: понятие о топонимии. Виды топонимов. 3.2.
Топонимические словари.
| 1
1
| 1
-
| -
1
| Учебное занятие
практикум
| Тест
Самостоятельная работа с топонимическими словарями.
|
4.1. Ономастика в Кузбассе:
введение в тему. 4.2. Топонимы Кузбасса
4.3. Географический словарь Кузбасса
| 1
1
1
| 1
-
-
| -
1
1
| Учебное занятие
Практикум
практикум
| Словарная работа на тему «ономастика Кузбасса». Доклад по теме занятия. В.1.
Самостоятельная работа по карте Кемеровской области.
|
4.4. Топонимы на карте Кемеровской области.
| 1
| -
| 1
| Проект топонимической карты Кемеровской области
| В.2.
Орфографический диктант на тему 2Географические названия на карте нашей области».
|
4.5. История названия городов Кузбасса. 4.6. Этимология и словообразование 2сибирских ойконимов».
4.7. «От А до Я»: опыт составления орфографического словаря ойконимов Кузбасса.
| 1
1
4
| -
-
1
| 1
1
3
| Экскурсия
Рекомендации к написанию рефератов.
Практикум
Проект словаря для учащихся 5-9 классов (на региональном материале).
| Устные сообщения учащихся 9по собранному материалу к написанию рефератов).
Этимологические и словообразовательный анализ 2сибирских ойконимов» на материале экскурсионных записей. Подготовка к презентации словаря.
|
4.8. названия улиц (площадей, проспектов, бульваров) города Кемерово как отражение его истории.
| 2
| - -
| 1 1
| Экскурсия Работа по группам в Краеведческом музее
| В.1. Сообщения учащихся на тему «Улицы носят их имена». В.2. Опыт составления топонимического словаря.
|
4.9. Гидронимы Кузбасса: этимологические версии.
| 1
| 1
| -
| Дискуссия
| РР.
Сочинение-миниатюра «Что в имени твоем, река?»
|
4.10. Этнография названий жителей Кемеровской области.
4.11.Названия жителей Кузбасса на-ец, -ак, -як, ск, -к, -овчанин, -евчанин. 4.12.Ономастика Кузбасса: антропонимы. 4.13. Имена почетных граждан города Кемерово.
Опыт составления именника.
| 2 1
1
1
| 1 -
1
-
| 1 1
-
1
| Учебное занятие в Краеведческом музее.
Работа в группах.
Конспект лекции
Практическое занятие: составление энциклопедического справочника.
| В.1.
Сбор материала.
В.2. Практическая работа по морфемике на тему «Названия жителей Кемеровской области»
Сбор материала по теме «Региональная антропонимика». Портретный очерк на тему «Почетные граждане города Кемерово».
|
4.14. Литературная ономастика Кузбасса: введение в тему.
4.15. Поэтическая топонимика в творчестве писателей Кузбасса.
4.16.
Географический тезаурус в поэзии Виталия Крекова.
| 1
1
2
| 1
-
-
| -
1
2
| Конспект лекции. Рекомендации к написанию реферата.
Работа в группах по карточкам-заданиям.
Практикум: опыт составления тезауруса.
| Сбор ономастического материала по творчеству писателей Кузбасса.
Защита мини-исследований на тему «топонимы в творчестве Кузбасских поэтов».
Географический диктант на материале поэтических текстов В. Крекова.
|
4.17. Концепты 2кузбасс2, «Сибирь», «Россия», «Отчизна» в песенном творчестве Федора Завьялова.
| 1
| 0,5
| 0,5
| Практикум: аналитическая работа с текстом.
| Лингвопоэтический анализ одного из стихотворений Федора Завьялова (на выбор учащегося).
|
4.18. Лексема «Кемерово» как центр смыслообразования поэмы Геннадия Юрова «планета Кемерово».
| 2
| 1
| 1
| Конспект лекции. Анализ фрагмента поэмы.
| Лингвистический анализ поэмы «Планета Кемерово».
|
4.19. Ойконимы в творчестве Владимира Шумилова
| 2
| 1
| 1
| Исследование реального топонимикона села Борисово.
Экскурсия.
| Лингвистический анализ «Былин и легенд села Борисова» (семантика ойконимов).
|
4.20. литературная антропонимика Кузбасса. 4.21. Мотив памяти в творчестве кузбасских поэтов и семантика мифологического имени собственного
| 1
2
| 1
2
| -
-
| Конспект лекции
Обзорная лекция (на материале текстов: А. Ибрагимова «Нас помнит Афина-Паллада», «Рим» и др.).
| Доклад по теме занятия.
Письменный анализ поэтического текста6 С. Донбай «Воспоминания об Элладе»
|
4.22. Имена собственные в поэтической публицистике Александра Ибрагимова. 4.23. Особенности именования героев в фантастической повести Евгения Левшова «Древозавр». 4.24. «Цветочные» ктематонимы и контекстуальный смысл цветочных образов в лирике Василия Федорова.
| 2
2 2
| 1
1 1
| 1
1 1
| Урок-дискуссия. Исследование публицистического текста.
Аналитическое чтение повести.
Конспект лекции.
Подготовка к реферату по творчеству В. Федорова: рекомендации к написанию.
| Тварческая работа на тему «имена собственные в публицистике А. Ибрагимова»:
а) «Никто в одиночку не может достичь бога»;
б) «Магический кристалл»
Письменный анализ повести е. Левшова «Древозавр».
Защита мини-исследования.
|
4.25
Функционально-семантическая характеристика имен собственных в поэмах, новеллах, статьях Василия Федорова.
| 2
| 1
| 1
| Ономастическое исследование текстов. Систематизация материалов для создания реального именника села Марьевка.
| Лингвистический анализ одной из новелл В. Федорова с точки зрения функционирования в них имен собственных.
|
4.26. Особенности нарицательных и собственных именований в русском фольклоре Кузбасса.
| 2
| 1
| 1
| Исследование фольклорных текстов. Встреча со студентами КемГУКиИ
| Защита мини-исследования на тему «Производные усеченные формы существительных в сказках, песнях, частушках Кузбасса».
|
5.1. Историческая и литературная ономастика Сибири: введение в тему.
5.2. Имя человека. Способы именования людей у народов Сибири.
5.3. Имя в речевом этикете Сибири.
5.4. Имена собственные в песенной культуре Сибири. 5.5. Имя песенного героя как «социальная маркировка», социальный статус.
| 1
1
1
2
1
| 1
0,5
0,5
1
1
| -
0,5
0,5
1
-
| Конспект лекции
Живые встречи с представителями разных народностей Сибири
Учебное занятие.
Посещение филармонии: концерт фольклорного ансамбля Сибири.
Конспект лекции.
| Доклад по теме занятия Сообщения учащихся на темы:
«имя в речевом этикете народов Сибири»,
« «Шорцы. Кто они?»
Сочинение-отзыв на тему «О чем рассказала музыка?» Изготовление наглядного пособия «Имя-статус».
|
5.6. Именник Томского ведомства Пачинского села Предтеченской церкви.
| 1
| 1
| -
| Конспект лекции.
| Сообщение по теме занятия.
|
5.7. Именник «Священнослужители, церковнослужители Сосновского острога».
5.8. Именник «Фотографы Томской губернии 2-ой половины 19-нач.20в.»
5.9. Православные имена. «От Кузнецкого острога до Кузнецкстроя»: опыт составления биографического словаря.
5.10. Семантика собственных имен в сибирской иконографии 18-20вв.
5.11. Имя как символ в иконографических сюжетах.
| 1 1 1
2 2
| 1 1 -
1 1
| - - 1
1 1
| Конспект лекции Конспект лекции Практическое занятие: опыт составления биографического словаря жителей Сибири.
Конспект лекции.
Посещение выставки в Музее изобразительных искусств. Конспект лекции.
Знакомство с иконами Знаменского собора.
| Сообщение по теме занятия.
Сообщение по теме занятия.
Презентация словарных статей.
Сочинение-отзыв. Сбор иллюстративного материала и устное выступление по теме занятия.
|
5.12. Сибирская проза6 модель именования героев.
| 1
| 0,5
| 0,5
| Конспект лекции.
Анализ именника в рассказах А. Яброва, В. Махалова, Л. Никоновой.
| Лингвистический анализ одного из рассказов Юлии Лавряшиной: модели именования героев.
|
5.13. Функционирование имен собственных в романе в. Астафьева «печальный детектив».
| 1
| 0,5
| 0,5
| Аналитическое чтение романа
Составление таблицы «модели именования в романе».
| Реферат на тему «Имена собственные в прозе В.П. Астафьева».
|
5.14. Прозвища в повестях В.П. Астафьева.
| 1
| 0,5
| 0,5
| Аналитическое чтение и этимологическая классификация прозвищ.
| Защита реферата.
|
5.15. итоговое занятие по курсу «Изучение ономастики – путь к познанию своего края».
| 2
| 1
| 1
| Научно – практическая конференция. Награждение грамотами, дипломами победителей школьной конференции.
| Подготовка презентации научных работ по ономастике для участия в городском конкурсе «Интеллектуал».
|
Всего по курсу:
| 68
| 35
| 33
|
|
|