68 часов





Скачать 79.09 Kb.
Название68 часов
Дата публикации15.03.2015
Размер79.09 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
10 класс

Христианская этика и социальное учение Русской Православной Церкви

(68 часов)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Личность и семья

Христианское понимание человеческой природы личности. Образ и подобие Божие в человеке.

Принципы христианской этики.

Христианское учение о грехе и добродетели. 8 главных страстей. 7 смертных грехов.

Тяжкие грехи. Душевные грехи. Нравственный путь. Воздержание, преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни.

Пьянство и сребролюбие. Христианское бескорыстие.

Отношение христианина к физическому здоровью, поведение в болезни. Отношение к смерти. Грех самоубийства.

Ложь, клевета и сплетни. Лицемерие. Христианское милосердие и благожелательность.

Помощь телесная и духовная. Благотворительность личная и общественная.

Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества.

Обязанность побеждать зло добром. Греховность мести. Гнев.

Искажение человеческой природы (повреждение ума, ложь и слушание обмана, нерассудительность, стремление к самостному знанию, любопытство).

Повреждение воли. Непослушание и нелюбовь к Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Неблагодарность. Глупость.

Свобода и воля. Христианское учение о свободе и светские права личности.

Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Христианское учение о браке: древнеримский и новозаветный взгляд на брак. Общность веры супругов – основа христианского брака.

Мужчина и женщина - двуединство человеческой природы. Супружеская любовь.Призвание мужчины и женщины в христианском браке.

Семья в свете христианского учения. Семья как «малая Церковь». Рождение и воспитание детей по учению Церкви.

Ювенальная юстиция: христианский взгляд. Св. Иоанн Златоуст о родительском подвиге.

Любовь и целомудрие – фундамент брака. Христианская любовь, как основное начало нравственности. Ее характерные черты.

Гимн христианской любви у ап. Павла (гл. 13 Послания к Коринфянам). Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии.

Целомудрие – основа духовного и физического здоровья человека. Этика добрачных отношений. В.В. Зеньковский о чистоте юношеской любви.

Искажения христианского учения о любви и браке. Отношение Церкви к разводу. Христианская оценка феминизма.

Отношение к пропаганде порока. Программы «полового просвещения» и христианское учение о семейной жизни. Кризис семьи в России.

Отношение Церкви к абортам и контрацепции. Аборт - легализированное убийство. Когда начинается жизнь человека? Что такое «искусственное прерывание беременности»: медицинский взгляд. Последствия аборта для женщины.

Религиозно-нравственная оценка контрацепции. Чем рискует женщина? Этические и медицинские аспекты использования противозачаточных средств. Последствия контрацепции. Отношение Церкви к нетрадиционной сексуальной ориентации.

Проблемы биоэтики. Биомедицинские методы преодоления бесплодия. Генетические эксперименты в свете христианского мировоззрения.

Отношение к клонированию. Трансплантология и фетальная терапия. Христианское учение о смерти и проблема эвтаназии.
Гражданское общество и социальные отношения

Проблемы экономики в свете христианства. Христианское отношение к труду и его плодам. Экономика и духовная культура Нового времени.

Собственность и богатство в свете учения Церкви. Благотворительность и милосердие – неотъемлемые черты христианского общества.

Св. Киприан Карфагенский о благотворительности и милосердии. Социальное учение св. Иоанна Златоуста: богатство, бедность, милостыня.

Христианское понимание здоровья, медицины и спорта. Здоровье, медицина и спорт в свете христианского учения.

Православное учение о болезнях. Алкоголизм и наркомания как духовный недуг. Наркотики и наркомания в вопросах и ответах.

Климент Александрийский о пороках без-религиозного общества: чревоугодие, винопитие, пристрастие к украшениям, косметике и модной одежде.

Демографический кризис: в поисках выхода. Демографический кризис – грозное знамение времени. Основные черты демографического кризиса в России. Социальная и этическая составляющая демографического кризиса в России. Разложение духовно-нравственных основ общества – причина вырождения нации

Человек в техногенном обществе потребления. Западная модель прогресса и унификация человека. Глобализм и потеря ценностного измерения в жизни человека. Опасность развития новых технологий идентификации личности.

Экологическая катастрофа: христианский взгляд. Антропологическая основа экологического кризиса. Воздействие радиации и вредных веществ на человека.

Религия-наука-культура. Взаимодействие Церкви с наукой и культурой. Можно ли противопоставить науку и религию? Религиозный и научный взгляд на мир. Религия - исток культуры.

Церковь и школа. Светское образование и христианское воспитание. Православная культура в современной российской школе и опыт европейских государств. Обучение религии в Европе (на примере земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия).

СМИ: христианский взгляд. Нравственная ответственность СМИ. Воздействие ТВ и компьютера на психику детей и взрослых. Медиа-культура и технократическое мышление.
Государство и цивилизация

Национальные вопросы и патриотизм в Православии. Церковь и нация. Вселенское и национальное лицо христианства. Патриотизм в свете учения Церкви. Отношение к агрессивному национализму. И.А. Ильин о Родине как духовной категории.

Церковь и государство: исторический аспект. Природа государственной власти. Краткий очерк истории церковно-государственных отношений. Апостольское учение о государстве. Христианский принцип различения природ Церкви и государства. Византийский идеал «симфонии» двух властей. Значение учения о «симфонии» для России.

Церковно-государственные отношения в настоящее время. Традиции Западной Европы. Католическая теория «двух мечей». Государственная церковность в протестантских странах. Религиозная политика США и принцип отделения Церкви от государства.

Церковь и атеистические режимы. Корпорация публичного права. Философские основания принципа свободы совести. Роль Церкви в истории России. Области соработничества Церкви и государства.

Правовой статус традиционных религий: мировой опыт.

Война и мир. Христианское учение о войне и толстовская этика непротивления злу силой. Миротворчество Церкви. Преступление, наказание, исправление.

Корень преступности – безнравственность. Профилактика преступности. Преступление и наказание. Церковь и смертная казнь.

Вызовы времени. Проблемы глобализма и секуляризма. Заключение. Духовно-нравственные измерения глобализации.

Воинствующий секуляризм как вызов современности. Православный образ жизни – условие выживания цивилизации.
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

1.Вопросы к зачету

  1. Человек. Личность. Смысл жизни в христианстве.

  2. Церковь и нация. Патриотизм в свете учения Церкви.

  3. Церковь и государство. Краткий очерк церковно-государственных отношений мировой истории (Древний Рим, Византия, католический запад). «Симфония властей»

  4. Церковно-государственные отношения в России (Древняя Русь, синодальный период, советское время).

  5. Принцип свободы совести. Отделение Церкви от государства. Идеология секуляризма.

  6. Христианское отношение к труду.

  7. Богатство и бедность в свете учения Церкви.

  8. Христианское учение о благотворительности и милосердии.

  9. Война и мир в свете христианства. Миротворчество Церкви.

  10. Преступление, наказание, исправление. Отношение Церкви к смертной казни.

  11. Православное учение о браке. Ценность семьи.

  12. Учение Церкви о предназначении мужчины и женщины. Отношение к феминизму и нетрадиционной сексуальной ориентации.

  13. Отношение Церкви к разводу. Допустимые причины развода.

  14. Христианское учение о болезнях. Церковь и медицина.

  15. Психические болезни.

  16. Отношение Церкви к наркомании, алкоголизму и табакокурению.

  17. Церковь и демографический кризис в России.

  18. Церковь и проблемы экологии.

  19. Проблемы биоэтики. Прерывание беременности как тяжкий грех. Отношение к контрацепции.

  20. Биомедицинские методы преодоления бесплодия (суррогатное материнство, экстракорпоральное оплодотворение) в свете учения Церкви о человеческой личности.

  21. Генетические эксперименты. Клонирование. Телегония.

  22. Отношение к трансплантологии и фетальной терапии. Эвтаназия.

  23. Вера и наука: существует ли противостояние?

  24. Миссия образования в свете христианского учения. Религиозное образование в светской школе.

  25. Христианское отношение к культуре.

  26. Церковь и средства массовой информации. Отношение к пропаганде порока.

  27. Церковь и глобализм на рубеже тысячелетий.


2.Темы рефератов

  1. Структура и содержание «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви».

  2. История церковно-государственных отношений в России и Европе.

  3. Социальное учение св. Иоанна Златоуста.

  4. Анализ философско-политических произведений И.А. Ильина «Наши задачи», «Творческая идея нашего будущего», «О сопротивлении злу силой».

  5. Святые отцы и учители Церкви о браке и семье (по книге прот. Иоанна Мейендорфа «Брак и Евхаристия» и др.).

  6. Итоги переписи населения России 2002 г. Социологический анализ. Духовно-нравственный аспект демографического кризиса (по материалам медико-просветительского центра «Жизнь» и др.).

  7. Глобалистическое будущее мира. Анализ книг А.С. Панарина «Искушение глобализмом», Д. Бьюкенена «Смерть Запада», антиутопии Д. Оруэлла «1984».


ЛИТЕРАТУРА

Учебник:

1.Социальное учение Русской Православной Церкви: конспект лекций/Сост. Лескин Д.Ю., прот. – Самара, 2012.

Дополнительная литература

  1. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: документы Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Москва. 13-16 августа 2000 г. – М., 2000.

  2. Булгаков С., свящ. Православие. – Киев, 1990..

  3. Зеньковский В.В. На пороге зрелости. Беседы с юношеством о вопросах пола.– М., 1990.

  4. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М., 1993.

  5. Ильин И.А. Аксиома религиозного опыта. – М., 1993.

  6. Ильин И.А. Наши задачи. – Т. 1,2. – М., 1992.

  7. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. – М., 1995

  8. Ильин И.А. Путь к очевидности. – М., 1993.

  9. Иоанн (Снычев), митрополит. Русская симфония: Очерки русской историософии. – СПб., 2004.

  10. Иоанн (Экономцев), игумен Православие. Византия. Россия. - М.,1992

  11. Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Православная Церковь.- М., 2001.

  12. Кураев А., диакон. Церковь и молодежь: неизбежен ли конфликт? – СПб, 2004.

  13. Лескин Д.Ю., прот. О Церкви. О России. О школе. – Тольятти, 2005.

  14. Христианская семья и брак. – М., 1992.

  15. Церковь и государство. - М.,1997.

  16. Церковь и мир: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

68 часов iconПамятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура»
Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 3 семестре 41 часов (17 – лекционных...
68 часов icon080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр)
Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –...
68 часов iconПрограмма дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)...
Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям...
68 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Итого за курс обучения: 1476 часов (по стандарту обязательной части опоп 720 часов +684 учебная и производственная практика +36 часов...
68 часов iconОтчет о результатах самообследования Учебный план. Режим обучения
Занятия в школе проводятся в одну смену с 00 часов до 14. 50 часов. С 15 часов до 15. 45 часов – ведется кружковая работа, индивидуальные...
68 часов iconДисциплины
Распределение часов: лекции 16 часов, лабораторные работы 34 часа, самостоятельная работа 58 часов
68 часов iconПедиатрический факультет
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...
68 часов iconРабочая программа дисциплины «Политология»
Очная форма обучения Трудоемкость 120 часов Аудиторных 48 часов Лекционных 32 часа Практических 16 часов
68 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методы научного познания» вместо 4-х часов целесообразно использовать 2 часа, а освободившиеся часы распределить в последующих блоках,...
68 часов icon60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов
68 часов icon60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов
68 часов iconРабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс»
Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70...
68 часов iconПриложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо
Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,...
68 часов iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Количество часов: за год: 35 часов, из них 5 часов – резервное время, в неделю: 1 час
68 часов iconЭкономическая теория
Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским...
68 часов iconРабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета
Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск