Скачать 79.09 Kb.
|
10 класс Христианская этика и социальное учение Русской Православной Церкви (68 часов) СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Личность и семья Христианское понимание человеческой природы личности. Образ и подобие Божие в человеке. Принципы христианской этики. Христианское учение о грехе и добродетели. 8 главных страстей. 7 смертных грехов. Тяжкие грехи. Душевные грехи. Нравственный путь. Воздержание, преодоление себя, самоотвержение, жертвенность, подвиг. Начала аскетической жизни. Пьянство и сребролюбие. Христианское бескорыстие. Отношение христианина к физическому здоровью, поведение в болезни. Отношение к смерти. Грех самоубийства. Ложь, клевета и сплетни. Лицемерие. Христианское милосердие и благожелательность. Помощь телесная и духовная. Благотворительность личная и общественная. Грех зависти и злоречия. Добродетели кротости и миротворчества. Обязанность побеждать зло добром. Греховность мести. Гнев. Искажение человеческой природы (повреждение ума, ложь и слушание обмана, нерассудительность, стремление к самостному знанию, любопытство). Повреждение воли. Непослушание и нелюбовь к Богу. Своеволие. Гордость. Самолюбие. Злоупотребление богодарованной свободой. Неблагодарность. Глупость. Свобода и воля. Христианское учение о свободе и светские права личности. Вопросы личной, семейной и общественной нравственности. Христианское учение о браке: древнеримский и новозаветный взгляд на брак. Общность веры супругов – основа христианского брака. Мужчина и женщина - двуединство человеческой природы. Супружеская любовь.Призвание мужчины и женщины в христианском браке. Семья в свете христианского учения. Семья как «малая Церковь». Рождение и воспитание детей по учению Церкви. Ювенальная юстиция: христианский взгляд. Св. Иоанн Златоуст о родительском подвиге. Любовь и целомудрие – фундамент брака. Христианская любовь, как основное начало нравственности. Ее характерные черты. Гимн христианской любви у ап. Павла (гл. 13 Послания к Коринфянам). Свойства любви. Любовь к Богу и ближнему в их взаимодействии. Целомудрие – основа духовного и физического здоровья человека. Этика добрачных отношений. В.В. Зеньковский о чистоте юношеской любви. Искажения христианского учения о любви и браке. Отношение Церкви к разводу. Христианская оценка феминизма. Отношение к пропаганде порока. Программы «полового просвещения» и христианское учение о семейной жизни. Кризис семьи в России. Отношение Церкви к абортам и контрацепции. Аборт - легализированное убийство. Когда начинается жизнь человека? Что такое «искусственное прерывание беременности»: медицинский взгляд. Последствия аборта для женщины. Религиозно-нравственная оценка контрацепции. Чем рискует женщина? Этические и медицинские аспекты использования противозачаточных средств. Последствия контрацепции. Отношение Церкви к нетрадиционной сексуальной ориентации. Проблемы биоэтики. Биомедицинские методы преодоления бесплодия. Генетические эксперименты в свете христианского мировоззрения. Отношение к клонированию. Трансплантология и фетальная терапия. Христианское учение о смерти и проблема эвтаназии. Гражданское общество и социальные отношения Проблемы экономики в свете христианства. Христианское отношение к труду и его плодам. Экономика и духовная культура Нового времени. Собственность и богатство в свете учения Церкви. Благотворительность и милосердие – неотъемлемые черты христианского общества. Св. Киприан Карфагенский о благотворительности и милосердии. Социальное учение св. Иоанна Златоуста: богатство, бедность, милостыня. Христианское понимание здоровья, медицины и спорта. Здоровье, медицина и спорт в свете христианского учения. Православное учение о болезнях. Алкоголизм и наркомания как духовный недуг. Наркотики и наркомания в вопросах и ответах. Климент Александрийский о пороках без-религиозного общества: чревоугодие, винопитие, пристрастие к украшениям, косметике и модной одежде. Демографический кризис: в поисках выхода. Демографический кризис – грозное знамение времени. Основные черты демографического кризиса в России. Социальная и этическая составляющая демографического кризиса в России. Разложение духовно-нравственных основ общества – причина вырождения нации Человек в техногенном обществе потребления. Западная модель прогресса и унификация человека. Глобализм и потеря ценностного измерения в жизни человека. Опасность развития новых технологий идентификации личности. Экологическая катастрофа: христианский взгляд. Антропологическая основа экологического кризиса. Воздействие радиации и вредных веществ на человека. Религия-наука-культура. Взаимодействие Церкви с наукой и культурой. Можно ли противопоставить науку и религию? Религиозный и научный взгляд на мир. Религия - исток культуры. Церковь и школа. Светское образование и христианское воспитание. Православная культура в современной российской школе и опыт европейских государств. Обучение религии в Европе (на примере земли Северный Рейн-Вестфалия, Германия). СМИ: христианский взгляд. Нравственная ответственность СМИ. Воздействие ТВ и компьютера на психику детей и взрослых. Медиа-культура и технократическое мышление. Государство и цивилизация Национальные вопросы и патриотизм в Православии. Церковь и нация. Вселенское и национальное лицо христианства. Патриотизм в свете учения Церкви. Отношение к агрессивному национализму. И.А. Ильин о Родине как духовной категории. Церковь и государство: исторический аспект. Природа государственной власти. Краткий очерк истории церковно-государственных отношений. Апостольское учение о государстве. Христианский принцип различения природ Церкви и государства. Византийский идеал «симфонии» двух властей. Значение учения о «симфонии» для России. Церковно-государственные отношения в настоящее время. Традиции Западной Европы. Католическая теория «двух мечей». Государственная церковность в протестантских странах. Религиозная политика США и принцип отделения Церкви от государства. Церковь и атеистические режимы. Корпорация публичного права. Философские основания принципа свободы совести. Роль Церкви в истории России. Области соработничества Церкви и государства. Правовой статус традиционных религий: мировой опыт. Война и мир. Христианское учение о войне и толстовская этика непротивления злу силой. Миротворчество Церкви. Преступление, наказание, исправление. Корень преступности – безнравственность. Профилактика преступности. Преступление и наказание. Церковь и смертная казнь. Вызовы времени. Проблемы глобализма и секуляризма. Заключение. Духовно-нравственные измерения глобализации. Воинствующий секуляризм как вызов современности. Православный образ жизни – условие выживания цивилизации. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1.Вопросы к зачету
2.Темы рефератов
ЛИТЕРАТУРА Учебник: 1.Социальное учение Русской Православной Церкви: конспект лекций/Сост. Лескин Д.Ю., прот. – Самара, 2012. Дополнительная литература
|
Памятка для студентов по направлению подготовки 270100 «Архитектура» Дисциплина «История архитектуры, градостроительства и дизайна» имеет общий объем 108 часов, в 3 семестре 41 часов (17 – лекционных... | 080101. 65 «Экономическая безопасность» по изучению дисциплины «Статистика» (4 семестр) Дисциплина «Статистка» изучается в 4,5 семестре. Общее количество часов в 4 семестре – 117 часов (3,5 зет), в том числе: лекции –... | ||
Программа дисциплины «менеджмент» для студентов специальности ( направления)... Учебная дисциплина «Менеджмент» входит в раздел «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос по направлениям... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Итого за курс обучения: 1476 часов (по стандарту обязательной части опоп 720 часов +684 учебная и производственная практика +36 часов... | ||
Отчет о результатах самообследования Учебный план. Режим обучения Занятия в школе проводятся в одну смену с 00 часов до 14. 50 часов. С 15 часов до 15. 45 часов – ведется кружковая работа, индивидуальные... | Дисциплины Распределение часов: лекции 16 часов, лабораторные работы 34 часа, самостоятельная работа 58 часов | ||
Педиатрический факультет Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... | Рабочая программа дисциплины «Политология» Очная форма обучения Трудоемкость 120 часов Аудиторных 48 часов Лекционных 32 часа Практических 16 часов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методы научного познания» вместо 4-х часов целесообразно использовать 2 часа, а освободившиеся часы распределить в последующих блоках,... | 60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | ||
60 часов Экзамен 5 семестр 36 часов Всего 216 часов Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов | Рабочая программа по «Биологии. Человек 8 класс» Согласно базисному учебному плану программа рассчитана на 68 часов 2 час в неделю, авторская программа, которая рассчитана на 70... | ||
Приложение в силлабус (памятка) учебной дисциплины «Управленческий учет» фгбоу впо Дисциплина «Управленческий учет» изучается в 6 семестре. Общее количество часов – 108 часов (3 зет), в том числе: лекции – 34 часа,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Количество часов: за год: 35 часов, из них 5 часов – резервное время, в неделю: 1 час | ||
Экономическая теория Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским... | Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения... |