МОУ «СПАС - СУХОДРЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято на заседании « Утверждаю» МС школы Директор школы Протокол № 1от 31 августа 2013 г. ______Кримовских Н.А.. Руководитель _________Подгурская Н.А. Приказ №_______от 01.09. 2013 г.
Рабочая программа
по ОБЖ для 5 класса
2013-2014 учебный год 0,5 час в неделю
Всего 17 ч. Программа А.Т. Смирнова «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений. М. :Просвещение, 2007
Учебник: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общ. ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2009.
Составлено учителем ОБЖ
Зиннатуллина Е.А.
2013 Введение
Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 5-11 классов разработана на основание федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности ив соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. При разработке программы учтены требования, отраженные в федеральных государственных стандартах общего образования.
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучаемых современного уровня культуры безопасности и подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «основы безопасности жизнедеятельности».
Под учебным модулем следует понимать конструктивно завершенную часть курса, основанную на его методологии и включающую в себя такой объем учебного материала, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент системы курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содержания образования включает в себя три учебных модуля и шесть разделов (в каждом модуле по два раздела).
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел I (P-I). Основы комплексной безопасности.
Раздел II (P-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Раздел III (P-III).Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (P-VI)/ Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (М-III).Обеспечение военной безопасности государства.
Раздел V (P-V). Основы обороны государства.
Раздел VI (P-VI). Основы военной службы.
Модульный принцип построения содержание курса ОБЖ позволяет:
- последовательно и логически взаимосвязано структурировать тематику курса ОБЖ
- повысить эффективность процесса формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности и готовности к военной службе с учетом и возрастных особенностей и уровня подготовки по другим учебным предметам (при урочном планирование предмета по годам обучения), а так же с учетом особенности обстановки в регионе в области безопасности (при разработке региональных программ);
- эффективнее использовать межпредметные связи: элементы содержания курса ОБЖ могут быть использованы в других предметах, что способствует формированию у обучаемых целостной картины окружающего мира;
- обеспечит непрерывность образования и более тесную преемственность процессов обучения и формирования современного уровня культуры безопасности у учащихся на второй и третьей ступенях их образования;
- более эффективно использовать материально техническое обеспечение предмета ОБЖ, осуществляя его привязку к конкретным разделам и темам;
- более эффективно организовать систему повышения квалификации и профессиональную подготовку преподавателей организаторов ОБЖ.
Настоящая учебная программа представляет собой первую часть комплексной учебной программы по ОБЖ для 5-11 классов.
При разработке содержания данной учебной программы принималось во внимание специфика содержание курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5-11 класс с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно – теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень – повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
- выработку и умение предвидеть опасные и ЧС природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и ЧС, а так же развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направленно на достижение следующих целей:
Усвоение знаний:
- об опасных и ЧС;
- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
- о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС;
- об организации подготовке населения к действиям в условиях опасных и ЧС;
- о здоровом образе жизни;
- об оказании первой медицинской помощи при не отложных состояниях;
- о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности
Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера;
Формирование потребности соблюдать нормы ЗОЖ, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Р.Ф. в области безопасности жизнедеятельности;
Воспитания ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;
Развитие умений:
Предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,
Принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5-9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определённый для этого курса с учётом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модульная система построения учебной программы позволит преподавателю более рационально распределить учебный материал.
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 класс).
Раздел 2. Защита населения Р.Ф. от ЧС (изучается с 7 по 9 класс).
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Решает задачи духовно-нравственного развития обучаемых, формирования у них индивидуальной системы ЗОЖ, сохранения и укрепления здоровья, а так же умений оказывать первую медицинскую помощь. Модуль включает в себя два раздела.
Раздел 3. Основы здорово образа жизни.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ 5-9 КЛАССОВ Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Радел 1. Основы комплексной безопасности
Тема1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
1.1 пожарная безопасность
1.2 безопасность на дорогах
1.3 безопасность в быту
1.4 безопасность на водоёмах
1.5 экология и безопасность
1.6 опасные ситуации социального характера
Тема 2. Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях
2.1 Подготовка к активному отдыху на природе
2.2. Активный отдых на природе и безопасность
2.3 Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности
2.4 Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде
2.5 Опасные ситуации в природных условиях
Тема 3. Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
3.1 Наиболее опасные террористические акты
3.2 Правила поведения при возможной опасности взрыва
3.3 Обеспечение безопасности в случае захвата в заложники или похищения
Тема 4. Обеспечение безопасности в ЧС природного, техногенного и социально характера
4.1 ЧС природного характера
4.2 ЧС техногенного характера
4.3 Современный комплекс проблем безопасности социального характера
Раздел 2. Защита населения Р.Ф. от ЧС
Тема 5. Организация защиты населения от ЧС
5.1 Правовые основы обеспечения защиты населения от ЧС
5.2 Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени
5.3 Основные мероприятия, проводимые в Р.Ф. по защите населения от ЧС
Тема 6. Организация борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Р.Ф
6.1 Система борьбы с терроризмом
6.2 Государственная политика противодействия наркотизму
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 7. Здоровый образ жизни и его составляющие
7.1 Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни
7.2 Здоровый образ жизни и его составляющие
Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье
8.1 Вредные привычки и их влияние на здоровье
8.2 Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека
Тема 9. Правовые аспекты взаимоотношения полов
9.1 Семья в современном обществе
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Тема 10. Основы медицинских знаний
10.1 Основы медицинских знаний
Тема 11. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
11.1 Правила оказания первой медицинской помощи
Тема 12. Первая медицинская помощь при массовых поражениях
12.1 Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой медицинской помощи при массовых поражениях
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5-9 классах учащиеся должны знать:
Потенциальные опасности природного, техногенного и социально характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
Основные виды активно отдыха в природных условиях и правила личной безопасности:
Систему взглядов, принятых в Р.Ф., по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
Наиболее часто возникающие ЧС природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
Основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
Законодательную и нормативно-правовую базу Р.Ф. по организации борьбы с терроризмом;
Правила поведения при угрозе террористического акта;
Государственную политику противодействия наркотизму;
Основные меры по профилактике наркомании.
Учащиеся должны уметь:
Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
Принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении ЧС;
Действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученный знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
Обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
Оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
Выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
№ урока
| Содержание учебного материала
| Кол-во часов
| Из них практич часть
| Примерные сроки изучения тем и проведения контрольных работ
| 3 четверть с 13.01 – 23.03
| Человек, среда его обитания, безопасность человека «3»
| 1
| Город как среда обитания. Особенности природных условий в городе.
| 1
|
| 13.01
| 2
| Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. Взаимоотношения людей, проживающих в городе.
| 1
|
| 20.01
| 3
| Основы безопасности жизнедеятельности человека
| 1
| 1
| 27.01
| Опасные ситуации техногенного характера «3»
| 4
| Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. Безопасность пешехода.
| 1
|
| 03.02
| 5
| Пассажир. Безопасность пассажира. Водитель
| 1
|
| 10.02
| 6
| Пожарная безопасность. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
| 1
|
| 17.02
| Опасные ситуации природного характера «2»
| 7
| Погодные явления и безопасность человека
| 1
|
| 24.02
| 8
| Безопасность на водоемах
| 1
| 1
| 03.03
| Опасные ситуации социального характера «2»
| 9
| Криминогенные ситуации и личная безопасность
| 1
|
| 10.03
| 10
| Обеспечение личной безопасности дома, на улице.
| 1
|
| 17.03
|
| Итого за 3 четверть
| 10
| 2
|
| ЧС природного и техногенного характера «1»
|
| 4 четверть с 01.04-30.05
|
|
|
| 11
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. характера
| 1
|
| 07.04
| Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни «2»
| 12
| О здоровом образе жизни. Рациональное питание.
| 1
|
| 14.04
| 13
| Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья
| 1
|
| 21.04
| Факторы, разрушающие здоровье «2»
| 14
| Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
| 1
|
| 28.04
| 15
| Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
| 1
|
| 05.05
| ПМП и правила её оказания «2»
| 16
| Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
| 1
| 1
| 12.05
| 17
| Первая медицинская помощь при отравлениях
Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи
| 1
| 1
| 19.05
| Итого
| За 4 четверть
| 7
| 2
|
| Всего за год
|
| 17
| 4
|
| |