Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей.





Скачать 276.76 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей.
Дата публикации22.03.2015
Размер276.76 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН»

Лаборатория социализации личности


Методические рекомендации

по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка»


И.М. Фокеева, научный сотрудник

лаборатории социализации личности

Казань 2013

ФокееваИльсияМансуровна, научный сотрудник лаборатории социализации личности, заслуженный учитель школы РТ, почетный работник общего образования РФ

Научный редактор:Пискарев Владимир Иванович, кандидат исторических наук, проректор ИРО РТ по научной и инновационной деятельности

Методические рекомендации по реализации

регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка»

Методические рекомендации для учителей. – Казань, 2013. - 56 с., приложения.


Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. В пособии рассматриваются цели, задачи проекта «Конституция глазами ребенка», особенности формирования содержания мероприятий, посвященных 20-летию Основного закона Российской Федерации, форм и методы занятий.

Оглавление
Введение

Основная часть. Педагогические основы реализации проекта «Конституция глазами детей»
Приложение 1. Методические рекомендации по организации работы школьников над домашним заданием «Узнай свою Конституцию» в рамках регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка»
Приложение 2. Методические рекомендации по подготовке «Урока Конституции в День знаний»
Приложение 3. Методические рекомендации по проведению дня правовых знаний «Я – гражданин России»


ВВЕДЕНИЕ

В этом году отмечается важное событие - 20-летие Конституции Российской Федерации, Основного закона нашей сраны. В образовательных организациях республики предусмотрены следующие мероприятия:

1. Выполнение домашнего задания «Узнай свою Конституцию» (до 1сентября 2013г.).

2. Проведение «Урока Конституции» в День знаний (2 сентября 2013 г.).

3. Проведение дня правовых знаний «Я – гражданин России» (3 - 14 сентября 2013 г.).

Важно, чтобы празднование 20-летия Конституции РФ не превратилось в разовую акцию, а заняло свое место в системе правового образования, в рамках которого осуществляется:

- накопление политико-правовых знаний, важных для социализации личности в современном российском обществе;

- формирование собственных представлений и установок в нравственно-правовой сфере, основанных на современных правовых ценностях общества;

- формирование правовой культуры;

- гражданско-патриотическое воспитание гражданина современной России;

- приобщение к духовно-нравственному наследию народов России как к важнейшей ценности российской культуры.

Проект «Конституция глазами ребенка» в рамках правового образования в образовательных организациях призван:

- актуализировать и обобщить знания учащихся об Основном законе страны как важнейшем и главном источнике российской законодательной системы;

- формировать уважительное отношение к Конституции Российской Федерации.

Знание гражданином своих прав и обязанностей, готовность действовать в рамках закона и содействовать укреплению законности и правопорядка, ориентация в важнейших законодательных актах, способах получения юридической помощи являются важнейшими целями правовой подготовки в школе, направленной на формирование гражданского правосознания и правомерного поведения. Этой цели призваны содействовать и мероприятия проекта «Конституция глазами детей».

Нормативно-правовой основой разработки и проведения мероприятий в рамках проекта «Конституция глазами детей» являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» (1996);

  • Инструктивно-методическое письмо МОиН РТ № 6883/13 от 24.05.2013 г. «О региональном этапе проекта «Конституция глазами ребенка».



Педагогические основы

реализации проекта «Конституция глазами детей»
Содержательный аспект

Содержание мероприятий проекта «Конституция глазами детей» должно иметь правовую направленность, непосредственно или контекстно связанную с Конституцией Российской федерации.

Принципами отбора материала являются:

- соответствие содержания занятия теме проекта и задачам правового воспитания;

- учёт возрастных и индивидуальных интересов учащихся, их предшествующей правовой подготовки;

- учёт социального опыта обучаемых;

- практическая направленность занятий с целью формирования необходимых компетенций для реализации конституционных прав и обязанностей личности.

Независимо от темы и формы занятия в рамках проекта в содержании отражаются:

- понятие и сущность Конституции;

- основополагающая роль Конституции в жизни граждан, в законодательной и правоохранительной деятельности.

Данные мероприятия в отличие от уроков по конкретным предметам (право, обществознание), где также рассматриваются вопросы, связанные с Конституцией РФ, позволяют системно рассмотреть ее исторически обусловленную роль в жизни страны и осознать личностную значимость Основного закона.

При разработке мероприятий необходимо:

- обеспечить научность содержания;

- опираться на знания и опыт учащихся, избегать дублирования обязательного содержания предметных программ;

- обеспечить соответствие содержания, форм и методов занятий возрастным особенностям обучающихся;

- предусмотреть возможные формы самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Ресурсное обеспечение
Для разработки мероприятий в рамках проекта необходимо использовать текст Конституции РФ, федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», учебные пособия по правоведению.

Активно могут быть использованы электронные ресурсы:

- сайты «Российский общеобразовательный Портал», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», «Федерация Интернет-образования», издательств и другие;

- учебные пособия, в том числе электронные, по правоведению.

При проектировании занятий следует иметь в виду также ресурсы, традиции муниципального района, города, в котором проживают учащиеся.
Методические аспекты проведения занятий в рамках проекта

«Конституция глазами ребенка»
Мероприятия проекта «Конституция глазами ребенка» нацелены на:

- повышение правовой информированности обучающихся (в процессе освоения правовых знаний);

- формирование навыков правомерного поведения (через использование интерактивных методик – кейс-технологий, дебатов);

- выработку привычки правомерного поведения (через практику – тренинги, моделирование).

Реализация данных задач требует непрерывности, системности и деятельностного подхода в формировании правовой культуры.

Принцип непрерывности реализуется через построение вертикали гражданско-правового образования.

В начальной школе развивается процесс осознания ребенком себя и других как личности, осваиваются основные моральные ценности и нормы поведения:

- школьники получают представление о правах человека, ценности человеческой жизни;

- формируются навыки правильного поведения в школе и дома, общественных местах и на улице; осознание необходимости их выполнения способствует воспитанию у детей законопослушности, закладываются основы правовой культуры личности;

- учащиеся получают представление о российском государстве, его символах и атрибутах, о гражданстве, о Республике Татарстан и её символах.

В начальных классах правовые вопросы рассматриваются в интегративном курсе «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности.

В основной школе продолжается работа по формированию нравственных ориентиров и политико-правовых знаний, связанных с изменениями в социально-правовом положении подростков:

  • в процессе изучения истории осваивается система знаний о государстве и праве, их органической связи, об отношениях между государством и гражданами;

  • формируются система ценностных установок и ориентиров, навыки самостоятельности при осуществлении выбора и осознания ответственности за свои поступки, развиваются навыки правомерного поведения;

  • расширяется и углубляется содержание понятий «гражданин России», «право», «права человека», «закон», «Конституция РФ», «конституционные обязанности гражданина» и др.;

  • начинается системное изучение курса «Обществознание», являющегося базовым предметом в процессе формирования правовой культуры.

Ведущей линией в обучении и воспитании учащихся является осознание важности права как регулятора взаимоотношений в обществе, формирование уважительного отношения к закону, развитие навыков толерантного поведения на основе уважения конституционных прав и свобод других людей. Важным моментом становится участие в социально значимых акциях.

В старших классах с учетом серьезных и глубоких изменений в личности старшеклассника усиливается личностно ориентированный характер овладения знаниями и рациональными способами реализации конституционных прав и свобод:

  • расширяются представления учащихся о правовой сфере общества, знания приобретают системный характер;

  • развиваются навыки критического анализа правовой ситуации, информации и его источника с целью определения личного отношения и выработки собственной позиции по отношению к рассматриваемому объекту;

  • развиваются способности к диалогу с различными категориями социума, с общественными и политическими организациями, с властными структурами, нарабатываются умения конструктивного решения спорных вопросов.

***

При организации занятий на всех этапах обучения важен системно-деятельностный подход, предполагающий, что все составляющие правового образования рассматриваются в единстве обучения и воспитания, урочной и внеурочной деятельности, их развитии в процессе активной познавательной проектно-исследовательской, социальной деятельности, в процессе применения системы практических занятий, моделируемых ситуаций, социальных акций.

В этом контексте актуальность приобретает полидисплинарный подход как принцип обучения, предполагающий связи методологического характера, содержательно-информационную и ценностную сопряженность. Их учёт и реализация способствует формированию ассоциативной основы познавательной деятельности в сфере освоения конституционных ценностей.

Содержательная интеграция выражается во взаимосвязи предметов гуманитарного цикла Базисного учебного плана (права, истории, обществознания, экономики, философии, филологии), в содержании которых заложен нравственно-этический и правовой потенциал, реализуемый в процессе формирования нравственно-правовой культуры личности.

На уроках истории, например, учащиеся знакомятся с историей конституционализма, в курсе обществознания формируются представления о современном обществе и его правовых институтах, о взаимодействии государства, общества и личности; на уроках литературы через художественные образы осмысливаются философские вопросы бытия человека, конкретизируются нравственно-этические императивы его достойного поведения.

Уроки русского языка и литературы пополняют активный словарь школьника, развивают навыки устной и письменной речи, делового письма.

Позитивные результаты в воспитании отмечаются в тех случаях, когда обучение и воспитание осуществляется на материале, близком для учащихся, связано с их реальными жизненными проблемами и интересами.Этому будет способствовать привлечение регионального, этнокультурного и краеведческого материала.

Процессуальный аспектмежпредметных связей в процессе реализации проекта подразумевает технологическую интеграцию, то есть использование наиболее эффективных технологий, активных и интерактивных форм обучения, стимулирующих познавательную деятельность учащихся как самостоятельных субъектов образовательного процесса в контексте развития универсальных компетенций, необходимых для правосообразного и правомерного поведения в социально-правовой сфере. К ним можно отнести:

- коллективный способ обучения, парные и групповые формы работы;

- различные технологии (модульная, диалоговая, проектная, игровая, кейс-технологии и др.).

Использование индивидуальных, групповых форм работы, лабораторно-практических занятий, дискуссий, деловых игр, участие в творческих проектах, анализ различных ситуаций правового характера усилит практическую направленность занятий, поможет смоделировать наиболее эффективные пути противодействия неправомерным действиям в повседневной жизни.

Особое место на занятиях занимает работа с текстом: правовыми источниками, материалами СМИ, научно-популярной и учебной литературой. В процессе этой деятельности учащиеся приобретают навыки критического анализа различных текстов, самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации.

***

Для успешной реализации проекта целесообразно создать рабочую группу по подготовке празднования, в составе которой могут быть представлены заместитель директора по воспитательной работе, педагоги (учителя-предметники, классные руководители) начальной, основной, средней школы, педагог-организатор и др.

В годовой план работы образовательной организации вносятся коррективы, связанные с реализацией проекта «Конституция глазами детей».

Рабочая группа планирует:

- проведение методических семинаров с учителями;

- определение тематики и проведение уроков и внеурочных занятий;

- организацию мероприятий в школьной библиотеке;

- информационно-наглядное сопровождение мероприятий;

- приглашение гостей на уроки и мероприятия.

К Дням правовых знаний может быть приурочена родительская конференция или совместные с родителями мероприятия.
Примерная тематика

методических совещаний, семинаров, «круглых столов» педагогов в процессе подготовки к 20-летию Конституции РФ


  • Содержательные и методические основы организации мероприятий, посвящённых 20-летию Конституции Российской Федерации.

  • Обеспечение преемственности в формировании правовой культуры учащихся.

  • Нравственно-этические и правовые компонентыформирования правовой культурыобучающихся.

  • Реализация деятельностного подхода к проведению Дня знаний и Дней правовых знаний.

  • Права несовершеннолетних (права ребенка): международные и российские документы.


Приложение 1.

Методические рекомендации

по организации работы школьников над домашним заданием «Узнай свою Конституцию» в рамках регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка»
Проект «Конституция глазами ребенка» - это комплекс мероприятий, направленных на форми­рование правовой культуры современных школьников. В рамках проекта предполагается выполнение домашнего задания «Узнай свою Конституцию».

Цель домашнего задания: разработка проекта, посвящённого Конституции Российской Федерации.

Задачи:  

- осмысление роли и значения Основного закона - Конституции РФ в жизни каждого гражданина;

- развитие у учащихся интереса к правовым вопросам;

- формирование у школьников отношения к Конституции как к общественной ценности;

- приобщение учащихся к различным формам самообразовательной деятельности в рамках подготовки проекта.

Домашнее задание имеет целью подготовку к Дню знаний «Урок Конституции», поэтому содержательно он должен быть связан с темой урока.

Проект - прообраз, замысел, план. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом в виде конкретного продукта деятельности (Полат).

Отличительные черты данной технологии:

  • целеполагание, которое предполагает исследование проблемы и разработку конкретного продукта;

  • практическая или теоретическая значимость предполагаемых результатов;

  • ориентация на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую) учащихся;

  • деятельностный подход.

Проектная технология предполагает:

- наличие проблемы, требующей исследования,

- формулировку гипотезы,

- плани­рование и разработку исследовательских действий,

- сбор данных, их анализ, синтез, обобщение,

- подготовку и напи­сание сообщения, презентации,

- представление результатов.

В контексте подготовки домашнего задания «Узнай свою Конституцию» возможны проекты различного характера:

1.Исследовательские, напоминающие научное исследование. Они предполагают выбор темы, связанной с решением творческой, исследовательской про­блемы с характерными для любой научной работы метода­ми исследования (определение задач исследования, выдвижение гипотезы, ее последующая проверка), например: «Развитие конституционализма в России», «Отражение прав человека в русской литературе», «Реализация конституционного права на образование: возможности и реалии», «Права человека в средствах массовой информации», «Республика Татарстан в конституционном устройстве России» и др.

2. Прикладные и социальные, нацеленные на получение конкрет­ного результата деятельности. В качестве итога подобного проекта могут быть:

- подготовка презентаций, например, «Система образования в России», «Права ребенка: равные возможности для всех детей» и др.;

- подготовка устного или электронного журнала, например, «Страна правовых знаний», «Легко ли быть ребенком?» и др.;

- разработка макета сайта «Несовершеннолетние и Конституция РФ»;

- подготовка докладов или сообщений для учащихся младших классов (с презентациями), например, «Основной закон страны», «Мы юные граждане России», «Права ребенка: как защитить», «Право и возраст» и др.;

- подготовка предложений для администрации района по организации досуга детей (молодежи) в микрорайоне и др.

3. Информационные, нацеленные на сбор и анализ информации о каком-либо явлении или объекте для представления аудитории, например, «Правозащитные организации в Республике Татарстан», «Деятельность омбудсмана в Республике Татарстан», «Ребенок и гражданство», «Обзор современных юридических журналов » и др.;

4. ролевые и игровые, направленные на реконструкцию или моделирование социальных или деловых ситуаций, связанных с конституционными правами и обязанностями человека, например, «Прием на работу», «Увольнение с работы несовершеннолетнего (матери-одиночки)», «Право на образование - конституционное право гражданина России».

Проекты могут быть как индивидуальные, так и коллективные (групповые, общешкольные и т. д.).

Особое значение в работе над проектами имеют междисциплинарные связи. В контексте проекта могут быть исследования историко-правового, экономико-правового, литературно-правового плана, комплексные исследования (проекты краеведческого или регионального характера).

Кроме проектов, домашнее задание может быть выполнено в форме сочинения или эссе, например, «Легко ли быть молодым?», «Я –гражданин России» и т.д.

Результаты домашнего задания далее используются на занятиях Дня знаний «Урок Конституции» и Дня правовых знаний. Учащиеся могут подготовить:

пакет документов, отражающих результаты исследования (материалы социологического исследования, аналитическая справка, сообщение и др.);

- тематический альбом, газета, статья по соответствующей теме (в бумажной или электронной версии);

- коллаж;

- сообщение, презентации в рамках подготовки предстоящего «Урока Конституции»;

- театрализованные сюжеты на правовые (историко-правовые, литературно-правовые) темы для представления на уроке или внеурочном занятии;

Возможно оформление тематического стен­да, мультимедийных презентаций, дополнительных материалов для конференций, родительских собраний и т. п.

К защите проекта оформляется паспорт, в котором отражаются следующие данные:

  • Тема проекта.

  • Автор (авторы) проекта.

  • Участники проекта.

  • Научный руководитель проекта.

Паспорт содержит также краткое описание проекта: обоснование темы, цели работы, гипотеза, источники, методы исследования, результаты проекта. В зависимости от характера проекта могут быть отражены этапы работы над проектом, ресурсное обеспечение.

В проектной деятельности велика роль учителя. Он формирует мотивацию участников, проводит консультации в ходе работы над проектом, оказывает содействие в ресурсном обеспечении, координирует действия участников в коллективных проектах, помогает при анализе проделанной работы.

Примерная тематика

домашних работ учащихся «Узнай свою Конституцию»

(в зависимости отконкретных условий могут быть выполнены в различных формах)
Как знание прав и обязанностей Конституции помогает в жизни (беседа, сочинение).

Права ребенка (коллаж, выставка творческих работ).

Правила школьной жизни (беседа, проектирование).

Как я использую конституционные права и свободы (беседа, дискуссия, сочинение).

Право в системе социальных норм (ученическое исследование, «круглый стол»).

Российские правовые традиции (конференция, «круглый стол»).

Место и роль Конституции в системе правовых актов государства.

Конституция РФ и текущее законодательство.

История российского конституционализма

Портрет правонарушителя (социологическое исследование по материалам периодической печати, по литературным произведениям).

Роль правовых знаний в повседневности (проект)

Образ полицейского на экране (проект)

Дядя Степа – милиционер: почему он сегодня актуален (дискуссия)

Конкурс знатоков права

Конкурс знатоковКонституции

Властные структуры и правопорядок (практикум, исследование)

Право в религиозных источниках(исследование)

Как рождается закон (интервью с депутатом)

Конституционные основы взаимодействия государства и личности (практикум)

Я - налогоплательщик
Приложение 2.

Методические рекомендации

по подготовке «Урока Конституции в День знаний»
Начало учебного года в российских школах традиционно отмечается как День знаний. В связи с 20-летием принятия Конституции Российской Федерации День знаний в предстоящем учебном году посвящен этому событию.

Урок Конституции и другие мероприятия, посвященные Конституции РФ, направлены:

- на осознание педагогами и учащимися значения Конституции в становлении современной российской государственности;

- расширение их представлений о Конституции как ядре всей правовой системы страны;

- укрепление гражданского правосознания и правовой культуры;

- воспитание уважительного отношения к Основному закону.

В День знаний важно также обратить особое внимание на понимание образования как важнейшего конституционного права и обязанности, его роли в личностном и социальном развитии человека. Отмечается, что образование – один из основных государственных приоритетов; в век научно-технического прогресса, бурного развития информационных технологий оно определяет социально-экономическую динамику общества, способность человека к труду и развитию.

Содержание и формы уроков или мероприятий определяются конкретными условиями:

- типом образовательного учреждения;

- возрастом учащихся;

- традициями и предшествующим опытом правового образования в школе;

- познавательными интересами учащихся.

В содержании«Урока Конституции» в доступной для учащихся форме важно отразить следующие позиции:

  1. Конституция - Основной закон страны, в ней устанавливаются правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

  2. Конституция государства - это правовой акт высшей юридической силы, признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

  3. Конституция как Основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

  4. Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, Конституция служит правовой базой для текущего законодательства. Она затрагивает все сферы жизни общества - политическую, экономическую, социальную, духовную, регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

В процессуальном отношении при проведении урока необходимо:

- обеспечение принципа доступности;

обеспечение практической направленности занятий;

- реализация деятельностного подхода;

- использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий;

- современное информационно-наглядное сопровождение занятий;

- опора на социальный опыт учащегося.
Начальная школа

Примерные темы урока:

- Наш Основной закон

- Мои права и обязанности
- Право на образование

- Азбука прав и обязанностей и др.

В ходе «Урока Конституции» представляются результаты домашнего задания, которое школьники выполняли летом:

- выставка творческих работ учащихся (рисунков, сочинений, коллажей);

- защита проектов (презентации, инсценировки (сказок: «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц» и др., правовых сюжетов:«На улице», «В магазине»).

- викторины, кроссворды.

В оформлении урока используются государственные символы, карты России, Татарстана, репродукции картин по теме урока.
Основная школа

Примерные темы урока:

- Конституция в моей жизни.

- Конституция РФ в правовой системе страны

- Конституция – Основной закон страны

- Наши права и обязанности.

Урок проектируется с учетом выполнения учащимися домашнего задания (проектов, исследований); на уроке организуется работа с текстом Конституции, познавательными заданиями, анализ конкретных ситуаций, моделирование правовых ситуаций. В оформлении класса должна быть отражена тематика урока.
Старшая школа

Примерные темы урока:

Конституция РФ: взаимодействие государства, общества и личности

Конституция РФ – ядро правовой системы страны

Конституция РФ: история и современность

С учетом знаний учащихся, их социального опыта и домашнего задания на уроке организуется работа с правовыми документами, обсуждение исследовательских проектов, дискуссия. Интерес для старшеклассников представляют такие вопросы, как реализация конституционного права на образование, получение среднего профессионального и высшего профессионального образования.
***

В общешкольном масштабе решается проблема отражения «Урока Конституции» в оформлении школы: создание тематических стендов, в том числе стенда, отражающего достижения учащихся в правовых олимпиадах различного уровня, организуется выставка творческих работ учащихся, оформление холла, музыкальное сопровождение.

В школьной библиотеке ко Дню знаний организуется выставка учебной, научно-популярной, методической литературы по правовой тематике.

В этот день возможно проведение мероприятий с родителями («Круглый стол», «Родительский час») по теме «Родитель-ребенок, учитель-ученик в контексте положений Конституции РФ»,куда приглашаются юристы, специали­сты отдела опеки и попечительства, Центра социальной помощи семье и детям т.п.

Приложение 3.

Методические рекомендации

по проведению дня правовых знаний «Я – гражданин России»
Дни правовых знаний «Я – гражданин России» проводятся 3 - 14 сентября 2013 г. Уроки и мероприятия правовой декады являются логическим продолжением «Урока Конституции», состоявшегося в День знаний.

Мероприятия правовых дней могут быть организованы по классам или параллелям. Они завершаются общешкольным мероприятием, на котором подводятся итоги.

С учетом конкретной ситуации планирование Дня правовых знаний «Я - гражданин России» в образовательном учреждении предусматривает вопросы оформления школы, деятельности библиотеки, мероприятия с учащимися, встречи с депутатами, работниками муниципальных органов власти и управления, правоохранительных органов, известными людьми, родительские собрания. Самая важная составляющая Дней права в школе – мероприятия с учащимися.

Оформление школы готовится ко Дню знаний, посвящённому Конституции РФ. В холле школы может быть представлен план проведения Дня правовых знаний, Устав школы, информационный стенд, символы Российского государства. В рекреациях также могут быть оформлены тематические стенды, посвящённые Конституции РФ с использованием изобразительной, условно-графической наглядности. Тему правовых дней можно отразить также в школьных музеях (стенд, уголок соответствующей тематики).

В библиотеке оформляется выставка книг, в том числе электронная выставка, готовится обзор литературы, читательская конференция («Нравственность и право в литературе», «Преступление и наказание в художественных произведениях» ит.п.). Организуется просмотр фильмов, видеофрагментов по нравственно-правовой тематике с последующим обсуждением.

В Дни правовых учащиеся организуют выпуск и распространение листовок, буклетов, плакатов, рисунков по правовой тематике, которые представляются на школьных стендах, проводятся уроки, классные часы, внеурочные мероприятия, организуется проектно-исследовательская деятельность учащихся. Проекты и исследования учащихся могут носить индивидуальный, групповой характер, они могут быть выполнены совместно со старшими товарищами, родителями и представителями общественности. В эти дни проводятся тематические вечера, правовые тренинги, олимпиады, конференции, «круглые столы», встречи с депутатами и другие мероприятия.

В целях правового информирования родителей и развития партнерских отношений с семьей организуются встречи  с родителями с приглашением специали­стов по вопросам обеспечения конституционных прав детей:

- Права родителей и детей в российском законодательстве.

- Права ребёнка и их защита.

- Правовое воспитание в семье.

- Традиции, семейные ценности и правовая культура.

Мероприятия Дней правовых знаний отражаются на школьном и районном сайтах.
Формы организации занятий в Дни правовых знаний, которые учитель может использовать как самостоятельное занятие или как его элемент

Урок «Мы – граждане России» (Я - гражданин России)

Беседа

Лекция-беседа с презентациями

Конференция

Брейн-ринг

«Круглый стол»

Дискуссия

Анализ конкретных ситуаций (кейс-технологии)

Олимпиада, конкурсы (сочинений, эссе, рисунков, коллажей) по гражданско-правовой тематике

Викторина «Знаешь ли ты свои права и обязанности?», «Знаешь ли ты законы?»

Школьная газета (бумажная или электронная версия)

Историко-правовая викторина «Конституция РФ

Интеллектуальный конкурс «Человек и его права России» (история, литература, право)

Выставка «Человек и закон», «Подросток и закон»
Темы

проектов и исследований, бесед с учащимися

Конституционные права и обязанности граждан РФ

Права ребенка в РФ

Человек в мире правил

Правила, установленные государством

Закон строг, но справедлив

Права и обязанности учащихся

Посягательство на собственность и её последствия

Я по городу иду

Правила поведения в своём доме, на улице.

Изучаем право вместе

Хочу все знать

Право и возраст

Дети и преступность

Правила школьной жизни

Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних

Конституция РФ и основы современного российского парламентаризма

Общественная организация – почему она должна регистрироваться

Я – налогоплательщик

За строкой закона (комментированное чтение)

Обычай и закон

Суд – правоохранительный орган

Молодёжь и права человека

Семья и ребёнок

Правовая мозаика

Ребенок и гражданство

Любить свою Родину

Как государство защищает наши права

Обычай и его роль в жизни людей

Конфликт и его разрешение

Трудоустройство

Отцы и дети: нравственно-правовой аспект

СМИ и Интернет: правовая основа

Право на информацию

«Коль нравственности нет, что пользы принесут бесценные законы» (обсуждение, дискуссия)

Татарстан в конституционном устройстве РФ

Права человека в новостных передачах (исследование)

Мы – многонациональный народ России (эссе)

Охрана природы - нравственный и конституционный долг каждого

Развитие конституционализма в России

Российское законодательство и реальная практика

Суд присяжных

Военная служба: призыв и контракт

Правила правомерного поведения

Право в системе социальных ценностей

Информационная безопасность: конституционные основы

Права человека и мигранты

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации для руководителей оу, школьных психологов,...
Педагогической деятельности учителя в рамках работы по профессиональному самоопределению подростков и старшеклассников
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconОрганизация и методика проведения профессиональных проб
Методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconНужно ли отправлять ребенка в лагерь летнего отдыха
Методические рекомендации предназначены для родителей, планирующих отдых своего ребенка в летних загородных оздоровительных лагерях...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации для организаторов муниципального этапа...
...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconАнализ изобретательской активности в регионах Приволжского федерального округа
...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации по организации работы школьного методического...
Методические рекомендации по организации работы школьного методического объединения классных руководителей
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации по ведению тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации разработаны в рамках реализации областного проекта «Формирование системы тьюторского сопровождения профессионального...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации по организации и контролю самостоятельной...
Печатается по решению Учебно-методической комиссии юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета от...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации по решению предложенных олимпиадных задач
Инструктивные и методические материалы для регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике в 2008/2009 учебном...
Методические рекомендации по реализации регионального этапа проекта Приволжского федерального округа «Конституция глазами ребенка» предназначены для учителей, классных руководителей. iconМетодические рекомендации для классных руководителей содержание
Поэтому понятна роль ранней профориентации, которая в буквальном смысле должна начинаться со школьной скамьи


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск