Скачать 2.87 Mb.
|
Утверждено решением научно-методического совета ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г. о. Новокуйбышевск.Составитель: Зайчикова О.Е, методист отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск Редактор: Евдокимова Е.Н., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск Рецензенты: Воронков Д.А., заместитель директора ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск, Дахина Т.М., руководитель отдела сопровождения профессиональной карьеры ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» г.о. Новокуйбышевск «Организация и методика проведения профессиональных проб»: методические рекомендации для школьных психологов, классных руководителей, учителей-предметников, социальных педагогов – г.о. Новокуйбышевск, 2012 г., 134 стр. В данных рекомендациях раскрыты методические подходы к реализации профессиональных проб в процессе профессиональной ориентации учащихся на всех ступенях школьного обучения, включая требования к их организации; рассматривается круг основных проблем, обусловливающих успешность профессионального выбора и профессиональной самореализации младших школьников, подростков и старшеклассников. В качестве действенного средства адекватного профессионального самоопределения рассматриваются конкретные варианты использования практических проб и предлагается комплекс методик диагностического и развивающего характера, который охватывает все сферы личности школьника. В теоретических разделах анализируются основы формирования профессионального самоопределения обучающихся, возрастные и психологические особенности различных возрастных групп школьников и раскрывается система работы учителей на уроке и во внеурочной деятельности. ОГЛАВЛЕНИЕ СТР. Пояснительная записка 4-6 Cодержание 1. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии. 7-9 2. Организационно-методическая и психолого-педагогическая поддержка выполнения профессиональных проб. 2.1. Характеристика основных этапов и аспектов реализации профессиональной 10-13 пробы. 2.2. Подготовка учителя к проведению занятий по профессиональным пробам. 14-15 2.3. Алгоритм реализации профессиональных проб. 16 3. Роль возрастных психологических особенностей учащихся в процессе 17-18 выполнения структурных компонентов профессиональных проб. 4. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения профессиональных проб. 4.1. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения 19-24 профессиональных проб с учащимися начальных классов. 4.2. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения 25-27 профессиональных проб с учащимися среднего звена. 4.3. Методики диагностики профессионально важных качеств в ходе проведения 28-33 профессиональных проб с учащимися старших классов. 5. Модель организации профессиональных проб учащихся как ресурс для их успешного профессионального самоопределения и дальнейшей социальной адаптации. 5.1. Профессиональные пробы учащихся начальных классов (1 – 4-е классы). 34-41 5.2. Профессиональные пробы младших подростков (5 – 7-е классы). 42-68 5.3. Профессиональные пробы старших подростков (8 – 9-е классы). 69-84 5.4. Профессиональные пробы старшеклассников (10 – 11-е классы). 85-118 Заключение 119 Литература 120 Приложения 121-134 Пояснительная записка В настоящее время количество работ, посвященных вопросам научного обоснования и разработки практических средств (методов и форм) профессиональной ориентации учащихся, ограничено довольно узким кругом. Эмпирические исследования и работы фундаментального плана, описывающие специфику профессиональных проб и обосновывающие базовые положения их реализации на практике, также охватывают недостаточный спектр решений данной проблемы. С позиций современной педагогики нет четкого обозначения места и роли профпроб на каждой ступени школьного обучения. Становление и развитие рыночных отношений в стране не только расширяют возможности для раскрытия творческого потенциала личности, но и обнаруживают неподготовленность большинства выпускников школ к их реализации, к принятию обоснованных решений, проявлению активности и деловой инициативы. В этих условиях актуализируется необходимость подготовки молодежи к успешному вхождению в мир профессионального труда, эффективность которого напрямую зависит от профессионализма школьного учителя, его профориентационной компетентности. Таким образом, вышеизложенное позволяет констатировать наличие противоречия между неадекватным профессиональным выбором у обучающихся и отсутствием научно обоснованных и подтвержденных на практике средств, способствующих их оптимальному профессиональному самоопределению. В этом и заключается актуальность рассматриваемой проблемы, состоящей в обосновании осуществления профессиональных проб как средства профессионального самоопределения школьников в процессе их профессиональной ориентации. На данный момент практическое решение вопроса подготовки будущего учителя к профессиональной ориентации школьников значительно ослабилось из-за исключения из учебных планов педвузов факультативного курса "Профориентация школьников", что свидетельствует о наличии недооценки профессорско-преподавательским составом проблемы профориентации и включения ее в систему подготовки учителя любого профиля специальности. Проведенные исследования показывают, что профессионально-педагогическая подготовка будущего учителя оказалась оторванной от перехода к рыночной экономике, от проблем жизненного и профессионального самоопределения молодежи. Среди учителей школ с различным стажем работы, по данным опроса, 79,2% оценивают уровень собственной готовности к профориентационной работе как неудовлетворительный, они нечетко представляет себе цели, содержание, формы и методы формирования профессионального самоопределения учащихся, не владеют методиками психодиагностики личности. По данным исследования высокий уровень сформированности готовности к профориентационной работе наблюдается только у 8,8% будущих учителей и у 6,4% начинающих педагогов (стаж работы до 3 лет).¹ Значительная часть начинающих учителей (61,2%) испытывают затруднение в осуществлении профориентационной работы в учебно-воспитательном процессе школы. Эти трудности обусловлены, на наш взгляд, несовершенством системы вузовской подготовки студентов к профессиональному самоопределению учащихся, невниманием к личности _________________________________ ¹ Шалавина Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников. М., 1995, С. 75 самого будущего учителя и его индивидуально-психологическим особенностям.¹ Педагогическая наука, практика работы школ и педвузов накопили определенный опыт деятельности учителей в области профессиональной ориентации школьников. Наибольшую теоретическую и практическую разработанность проблема подготовки учителя к профориентации школьников получила в 70-80-е годы. В этот период учеными-педагогами, психологами, философами, социологами утверждается необходимость и важность специальной подготовки учителя к проведению профессиональной ориентации школьников, обеспечение влияния ее на профессиональную структуру кадров в отдельных регионах страны. Анализ современного состояния профориентационной подготовки будущего учителя с позиций требований времени свидетельствует о существенных недоработках в решении данной проблемы, которые объясняются наличием ряда противоречий социально-экономического, организационно-педагогического, личностно-психологического характера между:² - востребованностью в компетентных кадрах учителей-профориентаторов и недостаточным уровнем готовности выпускников педвузов к работе по формированию профессионального самоопределения учащихся; - требованиями современной школы к личностным и профессионально важным качествам учителя, обеспечивающим профориентационную компетентность, и недоработкой стандарта профессионализма по формированию профсамоопределения школьников; - объективными процессами перестройки педагогического образования на основе принципов гуманизации и демократизации и слабой разработанностью проблем дифференциации дидактических структур, базирующихся на концепции личностно-деятельностного подхода и др. Анализ научных исследований и практика доказали, что профориентационная подготовка учителя нуждается в серьезном переосмыслении, в иных подходах, коренных структурно-функциональных изменениях. Одна из важных предпосылок этих изменений состоит в разрешении указанных противоречий. Актуальность педагогического опыта также обусловлена необходимостью пересмотра подхода к внеклассной работе на основе следующих принципов:³ * обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей; * обучение должно дать возможность каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, реализовать себя в практико-ориентированной социально-значимой деятельности; * содержание обучения, средства и методы подбираются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме. Профессиональное самоопределение рассматривается как результат процесса формирования у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации своего развития, самостоятельного нахождения личностно-значимых смыслов в конкретной профессиональной деятельности. Одним из оптимальных способов организации профессионального самоопределения является осуществление профессиональных проб учащихся. Профессиональные пробы являются, своего рода, моделью конкретной профессии, посредством апробирования которой учащиеся получают сведения об элементах деятельности различных специалистов, что позволяет узнать данную профессию изнутри. При этом ученики на собственном опыте узнают о своих индивидуальных качествах и способностях, а главное, могут сами соотнести свой природный и накопленный потенциал с ¹ Шалавина Т.И. Теория и практика личностно-ориентированной подготовки будущего учителя к профессиональному самоопределению школьников. М., 1995, С. 76 ² Там же. С. 87. ³ Там же. С. 101. требованиями конкретной практической деятельности в различных сферах труда. Приобретенный социальный опыт поможет ребятам легче определиться с теми направлениями, которые им нравятся и где они смогут быть наиболее успешны и конкурентоспособны. Непременное условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближенность к реальному производству – с другой. Обозначенная актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили тему методических рекомендаций: "Организация и методика проведения профессиональных проб". Цель их разработки заключается в формировании теоретико-методической и личностно-ориентированной компетентности учителя к профессиональному самоопределению школьников. Названные составляющие профессиональной компетентности педагога могут быть сформированы при реализации ряда условий, предусмотренных содержанием представленных методических материалов. Иными словами, ожидаемыми результатами от ознакомления с содержательной основой данных методических рекомендаций являются: - приобретение практико-ориентированного опыта деятельности по формированию профессионального самоопределения учащихся; - расширение представлений о методах построения процесса подготовки учащихся к выбору профессиональной деятельности на принципах дифференциации, индивидуализации и диалогичности взаимодействия педагога и ученика, учета особенностей субъект-субъектных отношений между ними; - овладение системой алгоритма педагогических воздействий на основе спиралевидных дифференциально-дидактических циклов подготовки, приводящих к осознанию и освоению педагогами стандартов профессионализма в области профориентации; - формирование у учителя индивидуального стиля руководства процессом профессионального самоопределения обучающихся посредством расширения представлений о специально созданной в ходе подготовки возможности для реализации профессиональной пробы. Новизна представленных материалов состоит в том, что в них включены программы профессиональных проб для учащихся всех ступеней школьного обучения, начиная с начальной школы. Профессиональная проба как способ самоопределения в выборе профессии Любой личностно значимый выбор, такой как, например, выбор профессии, — задача достаточно трудная для подростка. Выделяются две основные группы причин и затруднений при выборе профиля и профессиональном самоопределении: неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора и недостаток знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора. Если рассматривать первую группу — «неадекватное отношение к различным обстоятельствам выбора», — то к ней относятся следующие причины:¹
Ко второй группе «недостаток знаний, опыта, информированности о существенных состояниях выбора» относятся следующие причины:
Таким образом, исходя из вышеназванных причин, при выборе профиля или профессиональном самоопределении необходимо учитывать многие факторы: позиция ¹ Гуткин М.С. Об одном из подходов к конструированию пофессиональных проб/М.С.Гуткин, Г.Ф.Михальченко, А.В.Прудило//Школа-Труд-Профессия:тезисы междунар.семинара, программа ЮНЕСКО. Ярославль, 1991. С. 138. значимых взрослых; позиция товарищей, позиция учителей, факторы психологического характера, факторы социального характера, личные профессиональные планы (мысленное представление будущего). Для эффективного управления процессом предпрофильной подготовки и профильного обучения необходимо умело организовать учебный процесс, создать условия для педагогического сопровождения профильного и профессионального самоопределения учащихся. К успешному учению в 9-м классе ученика также необходимо подготовить. По нашему глубокому убеждению необходима пропедевтика предпрофильной подготовки учащихся, начиная уже с начальной школы. В связи с отсутствием социального и личного опыта подростки и старшеклассники не в состоянии сделать правильный выбор профессии, который помог бы им реализовать свои способности, возможности, знания и умения как в практической деятельности, так и в жизни в целом. Учащийся не представляет содержание будущей профессии, не умеет моделировать будущую профессиональную деятельность, что приводит его к неконкурентноспособности на рынке труда. Вполне закономерно, что в современных условиях проблема профессионального самоопределения учащегося стоит довольно остро. По мнению доктора педагогических наук Н. С. Пряжникова, «профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются».¹ Если рассматривать самоопределение как нахождение учащимся своего места в системе отношений — личностно-нравственных, духовных, социальных, культурных, интимных, то профессиональное самоопределение — это:
Поскольку профессиональное самоопределение — это задача всей жизнедеятельности человека и решается она не в одночасье, учащемуся требуется принять решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу, то есть совершить профессиональный выбор, который может быть осуществлён без дальнейших последствий от неверного выбора профессии. Для этого необходимо перейти к практико-ориентированным формам профессионального самоопределения, которые помогут учащемуся попробовать себя в различных профессиональных видах деятельности, определить именно ту профессию, которая наиболее соответствует его интересам, способностям и возможностям в социуме. В связи с этим Е. А. Климов предлагает следующую схему решения задачи о выборе профессии, которая включает в себя пять операций:³
В качестве ролевой практики может выступить профессиональная проба — профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности и способствующее сознательному, обоснованному выбору ¹ Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2003. С. 7. ² Селевко Г.К., Соловьева О.Ю. Методика изучения курса «Найди свой путь». М., 2007. С. 41. ³ Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2007. С. 138. профессии. Профессиональные пробы, выполняющие познавательную, развивающую и диагностическую функции, могут осуществляться как в учебном процессе, так и во внеурочной работе. В ходе профессиональных проб осуществляются следующие виды деятельности:
В ходе профессиональных проб учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются различные элементы профессиональной деятельности, определяется уровень готовности учащихся к выполнению проб, обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб. В основу профессиональных проб положена идея профессора С. Фукуямы (Япония), согласно которой профессиональная проба – это профиспытание, в процессе которого учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям. Это образовательный этап процесса, который даёт субъекту возможность решить, какой род занятий ему подходит.¹ Такой подход к профессиональному самоопределению берётся за основу, развивается и адаптируется к российской действительности в работах профессора С.Н. Чистяковой, согласно рекомендациям которой, строится работа по организации профессиональных проб.² Профессиональные пробы дифференцируются по следующим критериям:
Профессиональная проба рассматривается как средство актуализации профессионального самоопределения и активизации творческого потенциала личности школьников. Такой подход ориентирован на расширение границ возможностей традиционного трудового обучения в приобретении учащимися опыта профессиональной деятельности. Профессиональная проба выступает как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Она интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологических особенностях деятельности профессионала и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. ______________________________ ¹ Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации. М., 1992. С. 21. ² Чистякова С.Н., Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: организация и управление. М., 1987. С. 93. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Организация и методика... «Организация и методика проведения налоговых проверок» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Организация профессиональных проб на уроках химии в гимназии, как... Профессиональное самоопределение – это процесс и результат сознательного и самостоятельного выбора профессии | ||
Тема: «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных... «Формирование ключевых компетенций через систему профессиональных проб в школьном «Пресс-центре» | Программы элективных курсов и проектной деятельности элективный курс «Резьба по дереву» Программа профессиональных проб и краткие методические рекомендации по их проведению | ||
Модуля (тема учебной программы) «Организация проб построения учащимися индивидуальных образовательных траекторий в разных видах деятельности» | 0. Вводная часть. Организация проведения самообследования Соответствие профессиональных образовательных программ и учебно – методической документации требованиям государственных образовательных... | ||
Программа профессиональных проб «Основы видеомонтажа» Автор: Пермяков... Программа предназначена для учащихся 8-х, 9-х классов и рассчитана на 16 часов (третья учебная четверть) | План Введение 3 Глава Методика проведения нетрадиционных уроков физики... «Методика проведения нетрадиционных форм уроков и внеклассных мероприятий по физике» | ||
Методика и организация проведения подвижных игр Цель. Освоение умений различать предметы по длине, выделять один предмет из большего количества ( много ). Составление простых узоров... | Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | ||
Методика и организация проведения коллективного творческого дела (ктд) У каждого, кто погружался в чарующую атмосферу коммунарского сбора, участвовал в ктд, магическим образом пробуждался творческий потенциал,... | Организация спортивно-массовых мероприятий в образовательных учреждениях Фгос: предметных, метапредметных, личностных. Методика проведения спортивных мероприятий учитывает возрастные и психофизиологические... | ||
Методика проведения индивидуальных профессиональных консультаций Кто из вас может сказать, что знает о себе все? Вряд ли найдутся такие, не правда ли! А так хочется знать –кто я, на что я способен,... | Примерная программа дисциплины «Методика преподавания историко-бытового танца» Подготовка преподавателей историко-бытового танца для высших и средних профессиональных хореографических учебных заведений, а также... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методика обучения основным видам движения. Методика проведения урока для детей от 5 до 3 лет (совместный с родителями) | Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического... Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации... |