Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу





НазваниеМетодические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу
страница1/4
Дата публикации28.02.2015
Размер462 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > История > Урок
  1   2   3   4
Методические материалы на тему:

«Организация гражданско – патриотического воспитания

учащихся. Методика организации и проведения

«Уроков Мужества», конференций».

Работу выполнила

Мацаева Вера Юрьевна,

МБОУ лицей №23 г.Ставрополь

учитель истории и обществознания

Пояснительная записка.
Гражданско - патриотическое образование и воспитание подрастающего поколения сегодня объективно отнесены к числу стратегических направлений в развитии нашего общества. Именно гражданское воспитание детей и подростков, выработка устойчивой жизненной позиции: человек- гражданин- патриот - рассматривается нами в качестве приоритетной задачи в системе социализации, воспитания, образования и развития личности. Именно гражданственность является формой проявления культуры жизненного самоопределения в демократическом обществе, формой актуализации гражданской культуры.

Сложившаяся система работы лицея в данном направлении позволяет нашему коллективу представить материалы для участия в номинациях: «Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных памятным событиям Российской истории».

Многолетний опыт работы лицея по военно- патриотическому воспитанию и выработке гражданской позиции у школьников показал, что семейное воспитание является основой и родители, старшее поколение, участники боевых действий – важные помощники педагога в деле формирования гражданина и патриота. Поэтому считаем необходимым включить в данную работу статью «Особенности организации гражданско- патриотического воспитания в лицее». Методические рекомендации к проведению «Уроков Мужества», особенности организации и проведения «Уроков Мужества» в форме экскурсии в школьном музее, которые обобщают многолетнюю работу учителя истории и руководителя школьного музея с учащимися на краеведческом материале, многое из которого собрано их руками, принесено в дар музею жителями микрорайона. В течение нескольких лет в конце марта, как итог совместной работы учителя и учащихся, в лицее проводится научно- практическая конференция «Юность и наука». Многие выпускники прошли через эту форму работы. Научно- практическая конференция по теме: «Навечно в памяти народной» проводится в феврале с целью гражданско – патриотического воспитания подрастающего поколения на примере подвига поколения, прошедшего Великую Отечественную войну.

Цели и задачи:

1. Воспитание и образование гражданина и патриота.

2. Воспитание и развитие конкурентоспособной личности.

3.Сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно - нравственных качеств личности.

4.Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих толерантностью.

5.Разностороннее развитие детей и подростков, формирование и развитие их творческих способностей, ценностных качеств, создание условий для самореализации личности.

6.Воспитание в духе прав человека и гражданина, основанное на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей, этнического и культурного разнообразия, целостного миропонимания, научного мировоззрения.
Область применения: уроки, группы продлённого дня, факультативы, элективные курсы, кружки, детские объединения, внеклассные мероприятия. работа с родителями.
Формы и методы реализации: взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления, работа по принципу истинного сотворчества и сопереживания. Проведение и участие в научных и научно – практических конференциях, праздниках, фестивалях, экскурсиях. Организация разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе, после уроков и системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.

Возрастные группы: 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы.

Ожидаемые результаты: Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за судьбу Родины, родного города и своих сограждан, способного к самостоятельным поступкам и принятию ответственных решений. Включение ученика в реальные отношения с окружающим миром, самореализация подростков; результативность при участии в городских, краевых конференциях, форумах. Работа в системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.

Полученные результаты:

Стерлёва Наталья – 1 место на городской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» по направлению «Школьные музеи».

Ефимов Анатолий- 2 место в краевых соревнованиях по горному туризму.

Юнармейский отряд лицея занял 5 место в смотре-конкурсе несения службы на Посту №1 и 2 место в конкурсе «Стрелковый поединок» юнармейской игры «Зарница». Факанова Валентина- 1 место и Игнатенко Настя -2 место в личном первенстве по шахматам «Молодые надежды».

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ЛИЦЕЕ.
В силу сложившихся обстоятельств никто не в состоянии оградить ребёнка от негативных воздействий. В таких условиях только твёрдая позиция школы, всего педагогического коллектива, родительской общественности способны повлиять на сознание и поведение ребёнка, противостоять негативным тенденциям социума, сохранить гражданственность через урочную и внеурочную систему и дополнительное образование.

Патриотические чувства закладываются в сознании ребенка с младенческого возраста и являются важнейшей потребностью на протяжении всей жизни человека. Воспитывая, родители и педагоги помогают ребёнку решать многие жизненные проблемы. Являясь другом, советчиком, защитником, учитель для ученика, прежде всего, источник веры и силы духа, которого ребёнку может не хватать. Это очень важный момент педагогики сотрудничества и покоится он на объективном единстве целей жизни ребенка и воспитательных целях и задачах наставника.

К ним мы относим :

1.Организацию разнообразной, творческой, личностно- и общественно-значимой деятельности детей в классе, после уроков и системе дополнительного образования как модели будущей достойной жизни, в ходе которой осуществляется развитие и благополучная социализация воспитанников, бесконфликтное вхождение выпускников в социум, обретения в нём своего достойного места.

2.Создание благоприятного нравственно-психологического климата в коллективе и создание условий для самоутверждения каждого ребенка в формах общественно- приемлемого поведения, обретении ценностей и смысла жизни, ясных целей пребывания в школе и после её окончания, обучение способностям делать правильный выбор.

3.Воспитание гражданина, осознающего свою ответственность за судьбу Родины, родного города и своих сограждан, способного к самостоятельным поступкам и принятию ответственных решений.

Чувство «любви к Родине» более тонкое, сложное, интимное чувство, которое начинает прививаться в дошкольном возрасте, получает своё дальнейшее развитие при обучении и воспитании в младших классах. Оно не вбивается в голову, а вызревает в сердце человека долго и незаметно из чувства любви к родным, своему дому, классу, товарищам, учителям, школе, городу…

Если ребенка нигде не любили, если ему жилось некомфортно, то вряд ли у него будет чувство любви. Ему не из чего вырасти. Когда речь идет о защищенности ребенка, любви к нему, имеется в виду подготовка почвы, на которой это чудесное растение может вызреть. Психолого- педагогическое сопровождение семьи и ребенка - школьника даёт плоды только при совместном, последовательном преодолении проблемы, создании условий для воспитания и развития личности.

Педагогический коллектив лицея ориентирует обучающихся на вечные абсолютные ценности: семью, Отечество, труд, знания, культуру, мир, землю; решает духовно-нравственные задачи, создавая условия для развития главных качеств личности: щедрости, доброты, милосердия. А также через интерес к проблемам экологии, истории страны, культуре своего народа, его обычаям, традициям, национальной гордости, понимание и уважение национальных культур других народов, проживающих рядом, уважительному отношению к армии, ветеранам - решаются задачи комплексной целевой Программы по воспитанию гражданина и патриота своего Отечества с твёрдыми убеждениями и ясной позицией.

Созданию данной Программы способствовала большая и длительная работа: анкетирование по выявлению интересов учащихся, организация разнообразных встреч с интересными людьми, поездки и экскурсии по городу, краю, Северному Кавказу. Реализовывались игровые формы работы с детьми и подростками, привлекались психологи городских центров «Доверие» и «Центра помощи населению», устанавливались и налаживались долгосрочные договоры и программы сотрудничества.

В результате длительной работы в данном направлении в лицее созрела и выстроилась разнообразная, рассчитанная на несколько лет обучения «Программа по патриотическому воспитанию учащихся «Юные Ставропольчане», охватывающая в целом деятельность всего учебно-воспитательного комплекса лицея.

Программа реализуется через учебно- воспитательную функцию уроков, групп продлённого дня, факультативов, элективных курсов, кружков, детских объединений, внеклассных мероприятий, научных и научно – практических конференций, праздников, фестивалей, экскурсий, соревнований и прочее, через работу с родителями, общественными объединениями, культурными центрами.

Цель комплексной Программы:

1. Воспитание и образование гражданина и патриота.

2. Воспитание и развитие конкурентоспособной личности.
Реализация Программы в системе воспитания призвана способствовать решению следующих задач:

- сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, формирование духовно - нравственных качеств личности;

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих толерантность;

- разностороннее развитие детей и подростков, формирование и развитие их творческих способностей, ценностных качеств, создание условий для самореализации личности;

- воспитание в духе прав человека и гражданина, основанное на развитии у школьников положительного самоопределения, усвоения демократических ценностей, этнического и культурного разнообразия, целостного миропонимания, научного мировоззрения;

- формирование основ культуры здоровья;

- формирование трудовой мотивации;

- обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда; значению знаний как созидательной и преобразующей силы для развития общества и для формирования гуманных отношений между людьми.

Поставив перед собой такие цели и задачи, коллектив лицея создал жизнеспособную систему, для чего переосмыслил принципиальные подходы к воспитанию и определил следующие

Принципы, на которых строится учебно-воспитательный комплекс лицея:

- гуманное отношение к личности ребенка, внимание к его индивидуальным и возрастным особенностям, принятия его неповторимого своеобразия;

- гармонизация общечеловеческих ценностей и создание реальных условий для организации жизнедеятельности детей и подростков, забота о сохранении их здоровья;

- ориентация в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях лицея;

- включение ученика в реальные отношения с окружающим миром, самореализация подростков;

- взаимодействие педагогического управления и детского самоуправления, работа по принципу истинного сотворчества и сопереживания.
Любовь к Родине, патриотизм начинается с любви к своим близким, к дому, к школе. Вот почему патриотическое воспитание в лицее имеет чётко обозначенную линию: семья- лицей-город-страна. Это стратегическая идея воспитательной системы нашего образовательного учреждения отражена на эмблеме лицея: мудрая сова, символизирующая комплекс знаний и мудрость человечества, собранных в книгах, на которых расположилась сова. Это и бескорыстный педагогический труд, дающий знания, несущий культуру, остающийся островком истинного воспитания, но не замкнутого пространства. На эмблеме данный мотив символизирует лента с названием города и лицея. Мы - маленькая страна под названием "Детство", что отражено в Гимне лицея. Мы гордимся своими выпускниками и отмечаем их памятной медалью "Гордость школы" по окончанию 11 класса.


Методические рекомендации по проведению “ Урока мужества “.

Цель проведения “Урока мужества”:

Патриотическое и культурно-нравственное воспитание молодежи, формирование личности гражданина – патриота, способного встать на защиту Родины, на основе боевых традиций Российской и Советской Армий, славного военно-исторического прошлого Отечества, многочисленных примеров мужества и героизма защитников Родины.

Задачи проведения “Урока мужества”:

- формирование у молодежи чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

- доведение до подрастающего поколения боевых традиций Российской и Советской Армий, примеров мужества и героизма защитников Отечества, проявленных нашими воинами в мирные и военные годы;

- сохранение памяти о Героях, содействие проявлению у молодежи готовности к самоотверженному служению Отечеству;

- формирование глубокого понимания воинского и гражданского долга перед своей Родиной;

- пробуждение у молодежи желания познать и приблизиться к высоконравственным понятиям – Родина, патриотизм, героизм, подвиг, самопожертвование.
Подготовка к проведению “Урока мужества”.

1. “Урок мужества” проводится накануне или в дни государственных и региональных праздников, а также накануне важных военно-исторических дат – День Победы, День защитника Отечества, День Города, День освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, День учреждения звания Героя Советского Союза и др.

2. Перед проведением “Урока мужества” его организаторам необходимо определить тему и ознакомиться с литературой и пособиями, которые имеются в библиотеках города, района или учебного заведения.

3. Составить план проведения Урока, определив ведущих, тематику сообщений, использование стихотворений, музыкальных произведений, кино- и видеофильмов, аудиозаписей.

4. Разбив класс на группы по 4-5 человек, организатор Урока предлагает домашние задания :

а) подготовить сообщение (реферат, доклад) на тему Урока с тем, чтобы побудить к размышлению об источниках появления мужества и героизма наших соотечественников в военное и мирное время. Для этого можно рекомендовать использовать материалы библиотек, музеев( в том числе, школьного ), документы поисковой работы.

б) подготовить художественные рисунки, поделки изобразительного творчества, посвященные Героям и их подвигам (акварель, графика, чеканка, лепка, резьба по дереву, вышивка). Учащимся старших классов можно поручить изготовить тематические стенные газеты, видео-презентации.

в) поручить связаться с Председателем Совета ветеранов микрорайона, района или города и пригласить его на “Урок мужества”. Можно договориться о встрече с ветераном или Героем у него дома. В ходе этой встречи организовать аудиозапись, видеозапись или просто запись воспоминаний Героя о самом памятном дне его жизни, с тем чтобы потом материал использовать на “Уроке мужества”.

5. На “Урок мужества” можно пригласить Героев Советского Союза, Героев России, полных кавалеров орденов Славы, ветеранов войны и Вооруженных Сил, которые могли бы рассказать о мужестве и героизме наших соотечественников в годы войны и в мирное время.

6. “ Урок мужества“ целесообразно начинать с прослушивания песни в сопровождении видеофрагмента из документального или художественного фильма, соответствующих теме мероприятия.

7. В ходе Урока необходимо использовать разнообразные формы и приемы организации деятельности учащихся: они могут быть и слушателями, и выступающими с докладами, и задающими вопросы, и вступающими в диалог с собеседниками. Главное, чтобы не осталось равнодушных. Памятуя о том, что некоторые представители молодежи категорически не воспринимают такие назидательные слова, как “ вы должны“, “вы обязаны“, в ходе обсуждения вопросов, выносимых на Урок, желательно построить диалог так, чтобы учащиеся сами пришли к тем выводам, которые должен был сделать руководитель урока.

8. Местом проведения Урока лучше избрать школьный музей, уголок Боевой Славы. В Ставрополе его можно провести у Мемориала Вечной Славы, в краеведческом музее или музее “Память”, а так же у обелисков, памятников, которые имеются в городе, В этом случае начать “Урок мужества” можно с торжественного построения участников Урока и возложения ими венков. Обязательный момент финала Урока – Минута Молчания, как дань памяти погибших в боях за свою Родину.

9. Подводя итоги Урока, руководитель должен обратить внимание участников на то, что наши соотечественники на тему мужества и героизма всегда будут обращать пристальное внимание, так как эта тема вечна и актуальна, и человечество должно знать и помнить своих Героев, мотивы проявления мужества, любви к Родине.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-Годовщине Победы в Великой Отечественной...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация: «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65 годовщине Победы в Великой...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Номинация «Методика организации и проведения: «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-ой годовщине Победы в...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма «Земля предков» Автор: здвр петрова Т. В. Целью гражданско-патриотического...
Целью гражданско-патриотического воспитания школьников является формирование у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПроектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического...

Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методика организации и проведения Уроков мужества, торжественных мероприятий, посвященных памятным датам, и других воспитательных...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПлан мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического...
План мероприятий в рамках реализации программы гражданско-патриотического воспитания учащихся мкоу сош №25
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconМетодические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию...
Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Отдел гражданско-патриотического воспитания гу ко цпвм «Методика музейной работы» Кострома, 2006, 44 с
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПлан работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год
Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconГражданско-правовое и патриотическое
События последнего десятилетия изменили отношение общества к ряду проблем в работе с детьми и молодежью. В ряд социальных проблем...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconГражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию...
Подборка исторических материалов по теме гражданско-патриотического воспитания рекомендуемых к использованию при проведении занятий...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconФевраль месячник гражданско-патриотического воспитания
Сунцова О. А. провела выставку – беседу для учащихся 1 – 11 классов «Е. Ф. Драгунов, конструктор свд – знаменитой снайперской винтовки»...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся «Возрождение»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский...
Методические материалы на тему: «Организация гражданско патриотического воспитания учащихся. Методика организации и проведения «Уроков Мужества», конференций». Работу iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск