Скачать 107.16 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Грива» Номинация: Методика организации и проведения «Уроков Мужества», торжественных мероприятий, посвященных 65-Годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Историческая викторина «Никто не забыт, Ничто не забыто!» Автор: Вольгин Андрей Васильевич МОУ «ООШ с.Грива» учитель истории Республика Коми, Койгородский р-н, с.Грива, ул.Советская, 94/6 с.Грива, 2010 г. Пояснительная записка В 2010 году наша страна отмечает важную и святую дату для каждого русского человека – День Победы! Между тем сегодня в мире случаются попытки пересмотреть события Второй Мировой войны и роли в ней СССР, причем значительно преуменьшая ту роль, которую в ней сыграла наша страна. Во многих странах мира и в том числе, к большому сожалению, у нас, идет реанимация неофашизма (события в Эстонии и Германии; «скинхеды» в России). В 2009-2010году по стране прокатилась волна убийств ветеранов. Наше молодое поколение зачастую даже не знает о событиях 65-летней давности, западные средства массовой информации делают попытки фальсификации тех событий и даже обвиняя СССР в развязывании Второй Мировой (Пакт Молотова – Риббентропа ,при этом «забывая» про Мюнхенский зговор)- в таких условиях живет наше молодое поколение и возможно будут жить будущее, а каково нашим ветеранам видеть, как по улицам наших городов браво шагают бритоголовые ребята в черной одежде со свастикой на руках. Все это свидетельство духовного вакуума внутри нас. После распада СССР исчезла идеология, которая заполняла людей, ставившая перед ними реальные цели. Что же сегодня? Заменителя коммунистической идеологии нет и если сидеть сложа руки, не вести никакой работы, то к каким результатам мы придем. Между тем реальный заменитель советской идеологии есть – это гибкая, целенаправленная политика государства по патриотическому воспитанию молодежи. Начинать надо с самого низу – со школы, именно здесь надо начинать активную работу по правильному патриотическому воспитанию, знанию нашей истории, на примерах нашей истории, на примере истории Великой Отечественной войны в частности – ведь эта война часть нашей философии, менталитета, национального самосознания, предмет нашей гордости. Поэтому работа по правильному патриотическому воспитанию, знанию истории, истории Великой Отечественной войны, осознанию роли, которую сыграл СССР в этой войне, остро необходима и актуальна сегодня. Исходя из вышеперечисленного данная работа преследует следующие цели: 1. Формирование у учащихся чувства гражданской зрелости, любви к своей Родине. 2. Историческая компетентность. Для того чтобы достичь поставленных целей, необходимо решить следующие задачи: 1. Развить у ребят чувство гордости и любви к своему Отечеству и героическому прошлому своего народа. 2. На примерах ВОВ воспитать в ребятах качества истинных патриотов (национальное достоинство, толерантность, активность, готовность к защите своей Родины, ответственность, солидарность), уберечь их от крайностей псевдопатриотизма. 3. Научить их знать, понимать историю ВОВ и роль в этой войне огромного многонационального народа СССР. 4. Воспитать уважение к ветеранам и старшему поколению и их заслуги перед Родиной. Сущность данной методической разработки – организация и проведение среди школьников игровой викторины. Викторина многоуровневая, посвящена событиям Великой Отечественной войны. Область применения этого мероприятия очень широкая, это могут быть: 1. Классные часы. 2. Уроки, посвященные ВОВ. 3. Внеклассная работа. 4. Мероприятия, посвященные ВОВ. 5. Общешкольные мероприятия. Методическая основа реализации – игровая, с применением высокотехнологичных средств, аудио и видео материалов. Игра подразумевает также активные диалоги между участниками и продумывание индивидуальной стратегии ведения игры. Расчитана подобная форма работы на обучающихся 9-11 классов, т.е. на людей уже изучивших и знающих тему ВОВ. Вполне реально провести такую работу и среди обучающихся младших классов, при этом существенно упростив круг вопросов. Содержательная часть. I. Подготовительная часть включает в себя наиболее сложную и длительную по времени работу. 1. Подготовка вопросов согласно правилам игры стоимостью от 200 до 1200 очков по различным группам вопросов (Подвиг, Сражения, Полководцы, Смотри хорошо; Культура и быт советских граждан в годы войны, Знай врага своего; Оружие и т.д.) 2. Составление правил игры - отбор 3-х игроков; - организационные вопросы (этапы; финал); - нюансы игры ( кот в мешке; муз. пауза, вопрос - аукцион); - подсчет очков (правильный ответ - очки прибавляются в зависимости от стоимости вопроса и наоборот). 3. Подготовка декораций и игрового поля – декорациями могут служить: плакаты, фотографии, символика ВОВ – она будет способствовать созданию соответствующей атмосферы. Для этого также можно использовать соответствующие звуковые эффекты, например песни военных лет («Священная война»). Варианты игрового поля могут быть также различны:
Проведение мероприятия: 1. Зрители, учащиеся, приглашенные рассаживаются в зале, включается торжественная песня («Священная война»), заслушивается вступительное слово учителя или ветерана. 2. После небольшой паузы учитель объявляет отборочный тур, последовательно задавая аудитории отборочные вопросы. Первый, поднявший руку и ответивший правильно, становится участником игры. Например, вопрос: Сколько дней длилась ВОВ? Ответ: 1418 дней и ночей. Таким образом, отбираются три игрока. 3. Игроки рассаживаются, предварительно облачившись в плащпалатки и пилотки. 4. Ведущий подробно объясняет ребятам правила игры: а) Центральный игрок, затем ответившие выбирают на игровом поле вопросы по категориям и различной стоимости. б) Отвечает тот, кто первый поднял руку. в) При правильном ответе игроку начисляется сумма стоимости вопроса. г) При неправильном ответе у игрока вычитывается сумма стоимости вопроса. д) На игровом поле спрятаны вопросы - сюрпризы – вопрос - аукцион (игроки торгуются за право угадать его, при этом его начальной стоимостью является его сумма на игровом поле и сам вопрос они не знают – кот в мешке (игрок получивший его должен отдать вопрос кому либо из товарищей) – видеовопрос; аудиовопросы. е) После того, как вопросы на игровом поле закончатся, жюри подводит итоги: - кто и сколько заработал очков. - тот кто остался в минусе – выбывает из игры. ж) Финал – ребятам предоставляются 10 тем:
- ребята поочередно убирают темы, которые их не устраивают; - когда остается последняя тема, ведущий просит участников сделать ставку. (она пишется на отдельном листе); - если игрок ответит правильно, то к его сумме очков прибавляется ставка, которую он сделал (при этом ставка не может быть больше суммы очков набранных игроком); - если игрок ответил неправильно, происходит противоположный процесс. - после того как ставки сделаны, ведущий зачитывает финальный вопрос, на его обдумывание дается 1 минута (ответы записываются на листок). з) Оглашаются ответы игроков, ведущий дает правильный ответ, жюри подводит итоги. и) Чествование и награждение победителя. к) Торжественное закрытие игры (мероприятия) - под торжественную песню (День Победы!), которую можно исполнить всем вместе. Заключение. Это мероприятие было проведено в МОУ ООШ с. Грива в марте 2010 года. Результаты превзошли все самые смелые ожидания. Глаза детей горели, между участниками разгорелась острая конкурентная борьба, ребята показали неплохие знания по истории ВОВ. После мероприятия дети подходили с вопросом, когда еще будет подобного рода викторина – это уже результат. В общем и целом данная форма работы достаточно интересна и открывает широкое поле для других отраслей гражданско-патриотического воспитания (литература, география, обществознание). Исходя из задач работы – подразумеваемые результаты следующие: 1. Образовательная - (если дети не знали, то теперь они точно будут знать многие события, факты и личности ВОВ). 2. Культивирование патриотизма (дети смогут гордиться своей Родиной, любить ее историю; с готовностью в будущем станут на ее защиту, станут более активными, усилится национальное самосознание и достоинство). 3. Воспитание этнической толерантности. 4. Стремление к саморазвитию. Приложение № 1 Игровое поле
Приложение №2 |