Скачать 340.57 Kb.
|
Приложение к Положению о выпускной квалификационной работе бакалавров и специалистов в НИУ ВШЭ Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет Мировой Экономики и Мировой Политикиотделение международные отношенияКафедра Мировой политикиВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАНа тему Геополитические аспекты иранской ядерной программы Студент группы № 469 Синёва Яна Олеговна (Ф.И.О.) Руководитель ВКР Доцент, Демиденко Сергей Владимирович (должность, звание, Ф.И.О.) Москва, 2013 Оглавление Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 Введение Одним из наиболее острых и обсуждаемых вопросов последних лет, связанных с безопасностью не только на Ближнем Востоке, но с безопасностью всего мирового сообщества является вопрос иранской ядерной программы. В свете событий последних лет в ближневосточном регионе таких как «Арабская весна», бурные трансформационные процессы, смена правящих режимов, терроризм, появление новых угроз международной безопасности и стабильности, обеспокоенность мирового сообщества действиями иранских властей по обогащения урана, в сочетании с антиизраильской риторикой, становится вполне обоснованной. Настоящая работа ставит своей целью исследование отношений между внешней политикой Исламской республики Иран и странами Ближнего Востока в контексте развития ядерной программы, как зависит дальнейшее развитие ядерной программы от геополитических целей руководства Ирана. Действительно ли Иран нацелен на получение ядерного оружия? Если да, то готов ли он использовать его против кого-либо? И каковы его цели? Как ядерная программа зависит от геополитических интересов Ирана в регионе? Все это делает иранскую ядерную программу одной из наиболее острых и актуальных проблем современности. Поэтому объектом этого исследования и была выбрана иранская ядерная программа в контексте приоритетных направлений геополитики Иранского руководства на Ближнем Востоке. Следует отметить, что это проблема, решение которой напрямую зависит от определения целей Иранских властей в реализации своего ядерного потенциала. Поэтому представляется вполне естественным, что ядерную программу Ирана следует рассматривать через призму геополитических ориентиров Ирана в регионе. Это определяет актуальность темы данного исследования. Цель данной работы – определение геополитических интересов и приоритетных направлений политики Исламской республики Иран на Ближнем Востоке в контексте реализации им ядерной программы, а так же выявление влияния развития иранской ядерной программы на безопасность ближневосточного региона. Исходя из цели, в данной работе поставлены и решены следующие задачи:
Объектом данного исследования является программа по обогащению урана, реализуемая иранскими властями. Предметом исследования являются особенности влияния ядерной программы на развития геополитических направлений Ирана на Ближнем Востоке. Гипотеза исследования: Иранская Ядерная программа носит не столько военный характер, сколько является инструментом достижения и укрепления стабильности и безопасности на Ближнем Востоке, оружием манипуляций мировым сообществом в реализации своих геополитических интересов, а так же одним из способов регионального сдерживания. Ядерная программа, является ключом к изменению баланса сил на Ближнем Востоке. Теоретико-методологические основы исследования составляют:
Введением для данного исследования была выбрана история развития ядерной программы, начиная с сотрудничества с глобальными игроками в этой сфере еще при Шахе Реза Пехлеви, и заканчивая нынешней ситуацией и последними переговорами в Казахстане. Затем необходимо уделить особое внимание Основным задачам которые ставит перед собой иранское руководство по реализации собственной геополитики, и какое значение имеет ядерная программа в процессе осуществления геополитики и политики в отношении стран ближневосточного региона. Очевидно, что ядерная программа является одним из ключевых моментов в реализации геополитической стратегии иранского руководства и его региональных интересов, а так же является важным фактором активизации политики государства не только в ближневосточном регионе, но и на мировой арене. В процессе исследования, основанного на широком спектре зарубежных и российских источников, была выявлена роль ядерного фактора в распространении, снижении или же усилении геополитического влияния Ирана на Ближнем Востоке. Развитие Иранской ядерной программы 1.1 От сотрудничества к изоляции Иранская программа получила свое начало еще при правлении шаха Мухаммада Реза Пехлеви. Стоит подчеркнуть тот факт, что многие страны, в том числе США и страны западной Европы на тот момент оказывали активную поддержку Ирану в устройстве всей необходимой инфраструктуры. В 1957 году Иран и США подписали соглашение о мирном использовании ядерной энергии, по этому соглашению Штаты обязывались поставлять Тегерану оборудование, необходимые установки и заниматься обучением специалистов. США осуществляли всесторонний контроль за ходом процесса и инспектировали ядерные объекты. В 1967 году США, при содействии МАГАТЭ, обеспечили поставку Тегеранскому ядерному научно-исследовательскому центру атомный реактор мощностью около 5 МВт (топливом для реактора служил уран со степенью обогащения 93%)1 Спустя семь лет Иран принимает План развития ядерной энергетики, в который входило строительство 23 ядерных реакторов общей мощностью около 20 ГВт. Партнерами по этому строительству и поставщиками оборудования должны были стать США, Франция и ФРГ. В том же году Иран приобрел у западногерманской фирмы Siemens Kraftwerk Union два атомных реактора. Подписанный договор предусматривал строительство Атомной электростанции недалеко от г. Бушер. Чуть позже Организация по ядерной энергетике Ирана подписала договор уже с французской компанией Framatom о строительстве дополнительной атомной электростанции уже с двумя реакторами у города Ахваз. На тот момент между странами складывались довольно доверительные и конструктивные отношения. После Исламской революции 1979г и с приходом к власти аятоллы Хомейни отношения между США и Ираном стали заметно ухудшаться. Политика ИРИ приобрела явную антиамериканскую окраску. Множество проектов было заморожено или вовсе свёрнуто. Перед руководством Ирана стояли другие более насущные проблемы, нежели развитие ядерной программы, и она была приостановлена на некоторое время, что привело к огромному оттоку ученых-ядерщиков. Для восстановления программы Иран принимает несколько мер: закупает техническую документацию и ряд компонентов двух газовых центрифуг первого поколения малой мощности (Р-1) для обогащения урана, по нелегальной сети пакистанского ученого Абдула Кадир Хана.2 США проявляет беспокойство и начинает оказывать давление на иранских партнеров. Первой стала Аргентина, которая после давления со стороны США перестала поставлять топливо для иранских центрифуг. Следующим на очереди был Китай, которого постигла та же участь, в середине 90-х годов, Штаты надавили на Пекин по поводу соглашения о строительстве в Иране двух легководных реакторов.3 Многим странам к тому времени пришлось свернуть свои программы по сотрудничеству с Ираном: Пакистану, Индии, Бразилии. Что касаемо России, то она продолжила сотрудничество, но строго в рамках национальных законодательств и международных обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия. В 1995 году Россия закончила строительство первого блока АЭС в Бушере. Но уже в 2000 году Россия отказалась от обязательств не поставлять в Иран обычные виды вооружений и возобновила их в 2001 году. Иранские власти принимают решение о сокращении круга лиц, имеющих отношения к ядерной программе. Она получает развитие только внутри ОАЭИ (Организации по атомной энергии Ирана) и тут же в адрес Ирана посыпались обвинения со стороны Соединенных Штатов. В 2004 году Иран и Россия подписали соглашение, по которому Иран будет отправлять в РФ отработанное ядерное топливо. Многократные попытки властей США и Британского МИД призвать Иран к остановке обогащения не увенчались успехом. Власти Ирана отказались взять на себя обязательства по бессрочной остановке программы обогащения урана и производства центрифуг. Это заявление совпадает с требованием США к МАГАТЭ до 31 октября 2004 года представить доклад по результатам проверки ядерной программы Ирана, в котором должны быть полные данные об имеющихся у Ирана ядерных материалах и сведения о поставщиках с чёрного рынка. Предъявляя такое требование, США на самом деле пытаются добиться своей главной цели — заставить МАГАТЭ передать вопрос о ядерной программе Ирана на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Только в конце ноября Иран соглашается приостановить работы, но на условиях того, что Европейский Союз будет поставлять ядерное топливо и атомные технологии, а также поставит ему легководный реактор. Ситуация обостряется после президентских выборов в Иране, на которых победил тогда малоизвестный Махмуд Ахмадинежад. Тогда же Иран решил возобновить обогащение, на что представители «евротройки» предостерегли Иран о конце переговоров о ядерной программе. В последствие Совет МАГАТЭ принимает резолюцию о возможности передачи иранского досье в Совет Безопасности ООН. С 2004 года в Исфане действует завод по конверсии урана. В Натанзе по обогащению. Известно что на 2010 год количество установленных центрифуг в Натанзе превышает 8692шт(для справки: в докладе МАГАТЭ от августа 2009г. Говорилось о 8308 шт).4 Москва пытается действовать в качестве посредника — ещё осенью 2005 года Россия предложила Тегерану перенести процесс обогащения урана на российскую территорию и осуществлять его силами совместного предприятия. Тегеран длительное время фактически отвергает российское предложение, демонстративно игнорируя советы Москвы проявлять сдержанность и не провоцировать мировое сообщество на жёсткие меры. После обнародования идеи Москвы о создании СП по обогащению урана Тегеран в течение нескольких месяцев делает вид, что никакого предложения не получал. Его позиция меняется лишь в начале января 2006 года — 7-8 января в ходе визита в Тегеран российской делегации во главе с заместителем секретаря Совета безопасности РФ Валентином Соболевым проходит первый раунд переговоров, однако стороны только договариваются продолжить консультации. Через две недели Тегеран вновь делает вид, что заинтересован российским предложением. Переговоры продолжаются ещё примерно месяц. Российская сторона, включая президента Путина и главу Росатома Сергея Кириенко, делает сверхоптимистические заявления — при этом, однако, Иран выдвигает условия, заведомо неприемлемые ни для Запада, ни для России — ограничение работы совместного предприятия двумя годами, после чего обогащение с российской территории должно быть перенесено на иранскую; допуск иранских специалистов на российские объекты; подтверждение права Ирана на дальнейшее проведение собственных исследовательских работ в ядерной области. Тем временем Иран уведомляет МАГАТЭ о том, что возобновляет свои ядерные исследования. власти Ирана в присутствии представителей МАГАТЭ снимают пломбы с ядерных исследовательских центров страны в Натанзе, Парсе и Фараянде. Кондолиза Райс, Дональд Рамсфелд в один голос заявляют, что мировое сообщество не будет безучастно наблюдать за тем, как Иран бездумно идет по пути получения ядерного оружия. На что Иран в очередной раз высказывает угрозу о выходе из ДНЯО и просит агентов МАГАТЭ снять пломбы и камеры с центрифуг. В феврале этого же года, МАГАТЭ направляет своих наблюдателей в Иран, но спустя несколько дней Иран выставил со своей территории представителей МАГАТЭ. Многие начали высказывать мнение о применении жестких мер относительно Ирана, в Берлине на встреча глав МИД постоянных членов Совета Безопасности ООН (России, США, Франции, Великобритании и Китая) и Германии с целью найти пути решения иранской ядерной проблемы. Два члена «шестёрки» — Россия и Китай — выступают против введения каких-либо санкций против Ирана. Перед встречей глава МИД РФ Сергей Лавров вновь заявляет, что урегулирование ядерной проблемы Ирана должно опираться на предложения МАГАТЭ и какое-либо силовое решение не может быть поддержано. США, Германия, Франция и Великобритания, со своей стороны, не исключают применения против Ирана жёстких санкций, если тот не будет следовать мораторию на обогащение урана. Россия и Китай добились того, чтобы в совместном заявлении СБ ООН главная роль в решении иранского кризиса была отдана МАГАТЭ, а из текста были удалены все упоминания о возможных санкциях против Тегерана. США после тщетных попыток ввести действующие санкции против Ирана, решили выбрать другую тактику. Путем убеждения заставить страны-партнеры прийти к выводу о необходимости введения санкций. И уже в декабре 2006 года Совет Безопасности ООН единодушно одобрили резолюцию, предусматривающую введение санкций против Ирана, который отказывается приостановить свою ядерную программу, в частности, работы по обогащению урана, имеющего двойное применение — в мирных и военных целях. В соответствии с решением ООН всем странами мира запрещено поставлять Тегерану материалы, оборудование и технологии, которые могут внести свой вклад в разработку ядерных и ракетных программ Ирана. Министерство иностранных дел Ирана отклонило как «недействительную» и «незаконную» резолюцию Совета Безопасности ООН, налагающую санкции против Ирана за то, что последний отказывается приостановить обогащение урана и поклялся продолжать работы по своей ядерной программой. В 2009 году осенью инспекторам МАГАТЭ был обнаружен новый ядерный объект – предприятие «Фордоу» неподалеку от города Кум. На предприятии уже было размещено различное оборудование. Учитывая все выше сказанное, и множество других факторов (политические, религиозные, социальные и т.д.) не сложно понять, что обеспокоенность мирового сообщества иранской ядерной программой возникла не на пустом месте. Ведь только с 2006 по 2011 гг. Советом Безопасности ООН было принято шесть резолюций по отношению к ядерной программе, четыре из которых предусматривали введение разного рода санкций против Ирана. Но последний просто их игнорирует. 17 мая Иран заключил договор с Турцией об обмене низкообогащенного урана на высокообогащенный. В связи с этим США, Россия и Китай достигли соглашения относительно новой резолюции ООН, которая вводила бы новые санкции. Мировое сообщество обеспокоено тем, что нет достоверных фактов того, что эта ядерная программа исключительно мирного характера, особенно учитывая тот факт, что Иран создавал ядерную структуру в тайне от МАГАТЭ в течение 18 лет. В июне 2010 года Совет Безопасности ООН 12-ю голосами «за» (в том числе Россия и Китай) одобрил резолюцию 1929 , предусматривающую санкции в отношении Ирана. Против резолюции проголосовали Турция и Бразилия, воздержалась одна страна (Ливан). Согласно новым санкциям Ирану запрещается поставлять танки, ракеты и ракетные системы. В пакете санкций размещено три дополнения с перечислением предприятий, частных лиц и иранских банков, которым будут заморожены активы за рубежом. Закреплены пункты о возможности досмотра иранских судов в нейтральных водах.5 Что касаемо России, то меры выполнения были определены Указом президента Медведева. Под запрет попали любые виды танков, бронированных машин, боевых самолетов и вертолетов, военные корабли. |
Тема : «Цепная ядерная реакция деления урана. Ядерный реактор» Ролевой проект Образовательная: объяснить механизм цепной ядерной реакции и условия ее протекания. Дать представление об устройстве и работе ядерного... | «Ядерная энергия: «за» и «против» Образовательная: закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии, оценить положительные и отрицательные... | ||
Темы рефератов по курсу «Основы ядерно-химической технологии» для... Обеспечение ядерной и радиационной безопасности в условиях реформирования атомной отрасли | Дискуссия Тема Историко-культурные и геополитические основы российской правовой системы | ||
Тезисы докладов участников Школы 68 Евразийское мировоззрение и геополитические процессы в Южной Сибири и Центральной Азии 9 | Рабочая программа по курсу геополитические проблемы современности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
М. В. Ломоносова Научно-исследовательский институт ядерной физики имени Д. В. Скобельцына | Когнитивный аспекты Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты. Вып. 11. /Под ред. В. А. Пищальниковой. – М.: Мгэи,... | ||
Концепция «морского могущества» А. Мэхэна. Булатова Елена Александровна ... | Отчет о ходе выполнения научно-исследовательской работы «Исследования... | ||
Реферат по дисциплине «Радиационная экология» Роль ядерной энергетики в структуре мирового энергетического производства X 20 | Рабочая программа дисциплины психологические аспекты Место дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа» в структуре ооп магистратуры | ||
Научно исследовательский институт ядерной физики Г. В. Максимов, кафедра биофизики биологического факультета мгу (разделы 1, 2, 3, заключение) | Доклад эксперт Вопрос о международной ответственности за ущерб, возникающий от ядерной аварии. Чернобыльская Атомная Электростанция 1995 | ||
Стоимость спонсорских пакетов ежедневные программы москва «Energy News» Охватывает следующие аспекты | Новосибирский филиал Целью дисциплины является формирование у студентов представления о закономерностях геополитических процессов в усвоении и углублении... |