Скачать 208.47 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Факультет психологии УТВЕРЖДАЮ проректор по учебно-методической работе ______________Е.Г. Елина "___" ___________________20__ г. Рабочая программа дисциплины ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ ЛАНДШАФТА КАК ПЕЙЗАЖА Направление подготовки 021000 География Магистерская программа Ландшафтное планирование Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Председатель НМК факультета психологии д. псх. н., профессор ___________ Л.Н. Аксеновская Саратов, 2011 год
Дисциплина входит в вариативную часть общенаучного цикла ООП магистратуры. Курс способствует совершенствованию художественно-эстетического восприятия природы посредством усвоения психологических закономерностей зрительного восприятия и связанных с ним процессов памяти, мышления, воображения и др., а также восприятию природы с позиций психологии здоровья посредством овладения методологией психологического познания и преобразования действительности. Предметное содержание дисциплины опирается и взаимосвязано с философскими концепциями естествознания, эстетическим ценностным отношением человека к миру, с методологическими основами психологии, в частности, психологии искусства и художественного творчества и психологии здоровья. Настоящий курс способствует формированию гуманистической направленности личности, системного профессионального мышления выпускника; знакомит его с новейшими тенденциями в области общей психологии, психологии искусства, психологии творчества, психологии здоровья; снабжает арсеналом методов научного психологического исследования; лежит в основе практик и профессиональной реализации в области ландшафтного планирования. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате изучения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями: ОК – 1. Понимать и глубоко осмысливать философские концепции естествознания, место естественных наук в выработке научного мировоззрения, владеть основами методологии научного познания при изучении различных уровней организации материи, пространства и времени; ОК – 5. Быть способным к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности; ПК – 2. Глубоко понимать и творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП магистратуры; ПК – 3. Владеть основами проектирования, экспертно-аналитической деятельности и выполнения исследований с использованием современных подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с ООП магистратуры); ПК – 14. Проектировать туристско-рекреационные системы, руководить разработкой туристских и экскурсионных маршрутов, региональных и ведомственных программ развития туризма; ПК – 25. Знать теоретические основы и владеть практическими навыками ландшафтного планирования; ПК – 26. Знать теоретические основы антропогенного ландшафтоведения; ПК – 30. Знать основные факторы, формы и принципы территориальной организации рекреации и туризма; Выпускник должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 час.)
Введение Цель и задачи изучения дисциплины. Философский, культурологический, художественно-эстетический, психологический и здоровьесберегающий аспекты изучаемой проблемы (восприятие ландшафта как пейзажа). Реализация гуманистического подхода к природе и обществу в профессиональной деятельности. Феномен восприятия в структуре психики человека Восприятие как способ непосредственно-чувственной ориентировки в окружающем мире посредством преобразования информации по формированию образа объекта, которым в дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции (Н.Н. Ланге, В.П. Зинченко). Основные свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность (М.М. Троицкий, С.Л. Рубинштейн). Реализация перцептивных образов в деятельности, общении, познании действительности. Участие речи в осмыслении и осознании образов восприятия и трансляции их в понятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко). Апперцепция как проявление субъективности восприятия, т.е. представленность в восприятии прошлого опыта субъекта, содержания и направленности его деятельности, индивидуально-личностных особенностей, в том числе аттитюдов, как аффективной ориентации – личностной преднастройки восприятия (Г. Лейбниц, И. Кант, И. Гербарт, В. Вундт, Д. Узнадзе). Образы и представления зрительного восприятия Подходы к изучению феномена зрительного восприятия с позиций научных направлений психологии: гештальтпсихологии (В. Кёллер, К. Левин), бихевиоризма (К. Ховланд), психоанализа (К.Г. Юнг), отечественной психологии (М. Ю. Ломоносов, В.П. Зинченко, А.И. Миракян). Роль зрительных образов в формировании представлений памяти, мышления и воображения (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, В.П. Зинченко, В.М. Мунипов, Э.В. Ильенков). Эмоциональность зрительного восприятия. Синестезия Психология чувственного восприятия (Х. Фолькельт, М.А. Мазманян). Синестезия и её проявление (Г. Роршах). Феномен «цветного слуха» на примере Н.А. Римского-Корсакова и А.Н. Скрябина (И.В. Страхов). Когнитивное исследование иллюзий восприятия (Р.Л. Грегори) и их использование в рекламе и дизайне. Психология восприятия искусства. Психологические аспекты эстетики. Психология творчества. Теория психологии искусства (А.А. Потебня, Л.С. Выготский). Природо- и антропосообразность символики искусства (Леонардо да Винчи, П. Габерлин). Психология художественного восприятия (П.М. Якобсон). Проблемы эстетики и исследование реакции на различные творения живописи (И. Кант, М. Дессуар, Т. Липпс). Теории творческого воображения и характеристика креативности (Г. Башляр, Д.П. Гилфорд). Психология художественного творчества (П. Мёбиус, Б.М. Неменский, И.Д. Ермаков). Здоровьесберегающее значение восприятия искусства Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки (О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов). Здоровье человека как предмет комплексного междисциплинарного исследования. Социокультурные эталоны здоровья (античный, адаптационный, антропоцентрический) и их отражение в изобразительном искусстве, архитектуре. Концепции психического здоровья и здоровьесберегающие исторические народные традиции (В. Гельпах, Э.В. Ильенков, Б.С. Братусь). Роль искусства в формировании личности (Ж.-Ж. Руссо). Искусство как практическая психология. Арт-терапия Искусство как практическая психология (М.И. Владиславлев). Психотерапевтическое воздействие произведений искусства (Ж.М. Шарко). История возникновения и современные направления терапии творчеством, такие как эстетотерапия, арстерапия на основе народных праздничных гуляний (В.Е. Рожков, А.В. Свешников). Содержание, организация и процедура арт-терапевтических занятий (А.И. Копытин). Психология дизайна. Ландшафтный дизайн как садово-парковое искусство и как пространство для реализации здоровьесберегающих технологий Психология дизайна (В.М. Мунипов). История формирования ландшафтного дизайна в рамках садово-паркового искусства (Д.С. Лихачёв, О.Б. Сокольская). Основные виды произведений садово-паркового искусства: регулярный (геометрический) и пейзажный (имитирующий естественный ландшафт). Пейзаж как вид местности и жанр изобразительного искусства. Разновидности пейзажа: ведута, марина и др. Антропологический дизайн как синтез дизайна внешней среды и психологических состояний человека Антропологический дизайн как одно из направлений в архитектуре XX века, возникшее на стыке архитектуры и психологии. Закономерности взаимозависимости дизайна внешней среды и психологического состояния человека, находящегося в этой среде. Психоэмоциональное воздействие на человека художественного пейзажа и ландшафта местности: общие и специфические особенности. Пейзажная фотография как искусство и психотерапевтическое средство. Архитектурная визуализация как средство проектирования в архитектуре и ландшафтном дизайне. Ландшафтотерапия Ландшафт как сложная эколого-эстетическая система гармоничных взаимоотношений фауны, флоры, почвы, планетарно-климатических факторов и как среда обитания человека. Ландшафтотерапия (пейзажетерапия) как разновидность терапии творческим самовыражением и психотерапевтическое направление в курортологии и современном направлении экологического туризма (А.В. Салернский, М.П. Кутанин, В.Е. Рожков). Методики ландшафтотерапии: климатотерапия, талассотерапия, аэротерапия, гелиотерапия, астротерапия, гидротерапия, криотерапия, термотерапия, фототерапия и хромотерапия, литотерапия, спелеотерапия, сельвотерапия; лечение тишиной, кинезитерапия, стопотерапия, природотрудотерапия (А.Т. Филатов, А.А. и В.К. Мартыненко, В.М. Паламарчук, В.Г. Кравцов). Классификация видов психоэмоционального воздействия ландшафтов (Н.М. Тюльпанов). Перечень практических занятий
Перечень лабораторных занятий
Изучение дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа» строится по модульному принципу: «введение» (инвариантный модуль) – представляет анонс курса, разделы: 2 – 4 (вариативные модули) – раскрывают содержание основных тематических блоков изучаемой проблемы. В случае необходимости представленный курс может войти либо посредством инвариантного модуля в различные, близкие по содержанию, учебные дисциплины, либо посредством расширения вариативных модулей, может быть развёрнут на большее количество аудиторных занятий. В процессе изучения курса используются как традиционные дидактические методы (объяснение, использование наглядности и др.), так и инновационные педагогические технологии (интерактивные: диалоговые и полилоговые технологии обучения, дискуссии, конференции; технологии проектирования и проблемно-развивающего обучения; интернет-технологии. Соответственно используются как традиционные формы обучения и самообучения (лекции, семинары, подготовка рефератов), так и инновационные (интерактивные лекции, практические занятия с элементами тренинга; подготовка письменных аналитических работ, арт- и дизайн-проектов). 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации, по итогам освоения дисциплины: аналитическая справка, реферат, арт-проект, дизайн-проект. Форма промежуточной аттестации: зачет. Примерный перечень тем рефератов:
Примерный перечень тем для составления аналитической справки:
Примерный перечень тем для разработки арт-проектов:
Примерный перечень тем для разработки дизайн-проектов:
Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по результатам освоения дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа»:
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература:
б) дополнительная литература: 1. Березовая Л.Г. История русской культуры [Текст]. /Л.Г.Березовая, Н.П. Берлякова - М., 2002. – 526 с. 2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением [Текст]. /М.Е. Бурно. М.: Медицина, 1989. – 538 с. 3. Васильева о.С. психология здоровья человека: эталоны, представления, установки [Текст]: учебн. пособие для студ. высш. уч. заведений. /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – М.: Изд. центр Академия, 2001. – 352 с. 3. Лихачёв Д.С. История садов [Текст]. /Д.С. Лихачёв. – М., 1990. – 324 с. 4. Маньшина Н.В. Курортология для всех [Текст]. /Н.В. Маньшина. – М.: Феникс, 2007. – 348 с. 5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры [Текст]. /С.С. Ожегов. – М., 2003. – 478 с. 6. Практикум по арт-терапии [Текст]. /Под ред. А.И. Копытина. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 7. Акватория красоты и здоровья [Текст]. /Журнал. Спец. выпуск 2005 № 2(15). – М.: Изд. дом Здесь и сейчас. в) программное обеспечение и интернет-ресурсы:
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мульти-медиа - оборудование, позволяющее проводить компьютерные тематические презентации в рамках дисциплины. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 021000 География; квалификация (степень) выпускника - магистр. Автор: к. пед. н., доцент О. М. Гуменская Программа одобрена на заседании кафедры общей и социальной психологии от ___________года, протокол № _________________. Подписи: Декан факультета психологии, д. псх. н., профессор Л.Н. Аксеновская Декан географического факультета, д. г. н., профессор В.З. Макаров |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» Рабочая программа учебной дисциплины «Процессуальные, тактические и психологические аспекты производства следственных действий» | I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной... Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10 | ||
Рабочая программа дисциплины Социально-психологические аспекты управления.... Дисциплина «Социальная психология» входит в вариативную часть профессионального цикла | Абаев Н. В. – Психологические аспекты буддизма Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления... | Рабочая программа дисциплины Политико-правовые аспекты деятельности... Рабочая программа дисциплины «Политико-правовые аспекты деятельности ес» предназначена для студентов 3 курса философского факультета... | ||
«Психологические аспекты работы классного руководителя с семьей» Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования муниципальный институт | Возможные темы рефератов ... | ||
I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1 Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство) | Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты Будь осторожен, мой мальчик. Помни на каждом шагу печальный исход предыдущей экспедиции | ||
Рабочая программа дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» Целью освоения дисциплины «Этнические аспекты оказания психологической помощи» является подготовка магистрантов к осуществлению культурно-ориентированной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Сформировать у учащихся знания по понятиям психологические аспекты делового общения | ||
Обязанности официанта ... | Вопросы к дифференцированному зачету по предмету: «Психологические... Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009 | ||
Рабочая программа дисциплины «прикладные аспекты информатики и медицинской статистики» Требования к результатам освоения содержания дисциплины (разделов) | I. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1 ... |