Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты





Скачать 282.59 Kb.
НазваниеТема 28. Экзамен. Психологические аспекты
страница1/3
Дата публикации22.08.2013
Размер282.59 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты
Экзамены: единственная возможность знать хоть

что-то хотя бы несколько дней.

Жорж Элгози
Что такое экзамен
Экзамен (лат. examen - язычок, стрелка у весов, затем, в переносном значении - оценка, испытание) — наиболее распространённая оценка знаний человека. Экзамены бывают совершенно разными: школьными, институтскими, военными, профессиональными, экзамен в ГАИ, online-экзамен и т.д., — но все они объединены одинаковыми традициями. Существуют различные формы и виды экзаменов. По теоретическим предметам экзамены проводятся в устной и письменной форме. Существуют три вида школьных экзаменов: вступительные, переводные, выпускные. При помощи этих экзаменов проводят проверку знаний вновь поступающих, переходящих в следующий класс (курс) и оканчивающих учебное заведение.
Какие еще экзамены вы знаете? Что дает человеку участие в экзаменах? Можно ли обойтись без экзаменов?
Современная форма сдачи выпускного экзамена в 11 классе – это единый государственный экзамен (ЕГЭ), введенный в России в 2007 году. Ключевая цель введения ЕГЭ — попытка дать равные условия при сдаче выпускных экзаменов в школе и поступлении в ВУЗы. При проведении данного вида экзаменов по всей территории страны предлагаются задачи одинаковой сложности и единая градация оценки. Считается, что эти меры дадут возможность сравнивать выпускников школ по их уровню знаний.

Экзамены — это всегда волнение и переживания… А выпускные экзамены в школе — еще и огромная ответственность за выбор своего будущего. Как пережить этот непростой период с наименьшими «потерями» для психического и физического здоровья?
Подготовка к экзамену
Экзамен – это соревнование, и к нему надо быть готовым не только интеллектуально, но и психологически. Положительный настрой и уверенность в себе обеспечивают 50% успеха в этой борьбе.

Перед экзаменом обязательно готовьтесь!!!

- При подготовке наше внимание рассеивается. Чтобы этого не происходило, создайте место для занятий: уберите со стола лишние вещи, удобно расположите нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т п.

- В комнате должен быть свежий воздух. Можно ввести в интерьер желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

- Тщательно изучайте материал.

- Составьте четкий план подготовки к экзаменам на каждый день. Для начала определите кто вы - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Рассчитайте дни и распределите темы, но помните, что последние сутки должны быть посвящены повторению и обобщению. Составляя план, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы. Регулярно отмечайте, насколько вы продвинулись, это дает приятное чувство удовлетворения.

- Начните с самого трудного, с того раздела, который знаете хуже всего. Но если вам трудно "раскачаться", можно начать с материала, который вам наиболее интересен и приятен, возможно, постепенно войдете в рабочий ритм, и дело пойдет.

- Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. В перерыве лучше заняться механической работой, не «загружая» голову (помыть посуду, попить цветы, сделать зарядку, принять душ и т.д.).

- Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. Выполняйте как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят вас с конструкциями вопросов и тестовых заданий. В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

- Помните, ваша задача не вызубрить материал, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

- Усвойте правило 3-х карандашей. Внимательно не торопясь, прочтите вопросы (или программу) по предмету.

  • значком первого цвета отметьте вопросы, ответы на которые знаете хорошо и даже без подготовки можете ответить.

  • значком другого цвета пометьте вопросы, ответы на которые знаете слабо.

  • и значком третьего цвета - вопросы, ответы на которые вы не знаете или знаете плохо.

  • по соотношению этих цветов вы увидите состояние своей подготовки.

  • после этого можно приступить к повторению материала.

  • вначале повторите материал, ответы на которые знаете плохо, используя учебники, конспекты. Уже «2» на экзамене не получите.

  • потом те вопросы, ответы на которые знаете слабо. Теперь «3» вы не получите.

При таком способе повторения уходит ненужное волнение. В оставшееся время повторите те вопросы, которые вы знаете хорошо. Не бойтесь повторять материал не по порядку.

- Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, чем многократное чтение, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. В целом, любая аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это может быть перекомпоновка материала, нахождение парадоксальных формулировок, привлечение контрастного фона или материала и др.

Приемы запоминания материала вы изучали в теме «Память».
Какие способы лучшего запоминания материала вы знаете?
- Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться, высыпаться. Не забывайте о прогулках и спортивном отдыхе. Ежедневно выполняйте упражнения, способствующие снятию внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.

- Для подготовки к экзамену в тестовой форме тренируйтесь с секундомером в руках, засекайте время выполнения тестов (на заданиях в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

- Готовясь к экзаменам, никогда не думайте о том, что не справитесь с заданием, а напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа. Мысли о возможном «провале» недаром называют саморазрушающими. Они не только вам мешают готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, они к тому же, как раз, и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава.

Идя на экзамен, сосредоточьтесь на достижение успеха, не думайте о возможном провале.

- Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

- Расслабьтесь перед экзаменом. Помните, что вы не одиноки. То, что вы испытываете сейчас, другие перенесли и выжили. Так будет и с вами. Относитесь к стрессу как к источнику энергии. Каждую проблему, которую ставит жизнь, воспринимайте как вызов.
Как бы вы посоветовали представителям разных темпераментов готовиться к экзаменам?
Накануне экзамена
 Экзаменов боятся все. Первое желание - наглотаться успокаивающих. Но валерьянка, валокордин, не говоря уж о более серьезных средствах, успокаивают не только нервы. Они затормаживают все процессы в организме. В тот момент, когда мозг должен был бы работать на максимальной скорости, он будет лениво искать разницу между бричкой Чичикова и "Шинелью" Гоголя.

 Многие считают, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Даже если осталось 1-2 билета (вопроса), лучше их не выучить, чем пойти на экзамен сонным. С вечера перестаньте готовиться, примите душ, совершите прогулку. Выспитесь, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 Не старайтесь повторить весь материал в последнюю минуту.

 Не ходите на экзамен с пустым желудком.

 Возьмите конфету или что-нибудь другое, чтобы отвлечься от волнения.

 В место сдачи экзамена вы должны явиться, не опаздывая, лучше за полчаса до начала. Для этого выйдите на полчаса раньше. И вы избавите себя от ненужных волнений, застряв в пробке или других непредвиденных обстоятельств. Для ЕГЭ при себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами

 Не надевайте деловой костюм, если это не ваша привычная одежда. В противном случае будете думать о том, как ужасно выглядите, а не о том, как сдать экзамен.

 Если в месте сдачи экзамена холодно, не забудьте тепло одеться, ведь вы будешь сидеть на экзамене несколько часов.
Стратегии построения устного ответа на экзамене
Существует мне­ние, что экзамен — это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто «проваливаются»? И это почти при одинаковом уров­не подготовленности.

Предлагаются вам приемы и маленькие хитрости, позволяющие раскрыться на экзамене самым выигрышным образом. Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации.

  1. Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми». Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце - среди «троечников».

  2. Если предыдущий ученик ответил на «3» или «2», продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа.

  3. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т. е. не говорите: «Это элементарно» и т. д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.

  4. Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со 2-го вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте незнание.

  1. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.

  2. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.

  3. При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.

  4. Не отказывайтесь отвечать, если вас вызвали. Вы, конечно же, можете попросить еще времени на подготовку. Но будьте в таком случае готовы к более чем пристрастному отношению.

  5. Слушайте предыдущих отвечающих — так вы можете узнать необходимый вам материал.

  6. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80% — 20-25%. Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может появиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.

  7. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.

  8. Говорите разборчиво. Не пищите. Потренируйся говорить.

  9. Речь должна быть выразительной:

• акцентируйте важные слова;

• изменяйте темп речи;

• меняйте гон голоса (не допускайте монотонности);

• не забывайте о своем внешнем виде;

следите за мимикой;

• контролируйте свои жесты.

  1. Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замечание, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.

  2. Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замечания (придирки), не спорьте, а подчеркните, что все дело не в незнании, а в недостатке времени для подготовки ответа.

  3. Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заведомо ложный), не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.

  4. Если вам задали дополнительный вопрос, на который вы не знаете ответа, не молчите и не говорите: "Я не знаю". Создавайте впечатление раздумий: сморщите лоб и попросите время подумать. Так вы произведете впечатление человека вдумчивого и что-то знающего. И вдобавок получите драгоценные полминуты, чтобы попытаться найти ответ. Иногда получается.

  5. Перефразирование:

а) Вы ошиблись. → Да, я перепутал.

б) Вы не знаете. → Да, я не могу вспомнить.

в) Тут вы не правы. → Да, я не учел.

г) Вы неправильно определили. → Да, я не до конца раскрыл.

д) Вы забыли сказать. → Да, я не придал этому значения.

  1. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, преподаватель вовлечется в дискуссию, и вы выясните, чем он недоволен, и попробуете наверстать упущенное.

  2. Запомните, ваша цель - не рассказать все, что знаете, а внушить, что ответ целиком исчерпывает заданную тему. Добиться этого можно, грамотно выстроив свой рассказ. Экзаменатор, согласно законам человеческой природы, четко воспринимает первые и последние слова экзаменуемого, середину часто слушает не столь внимательно. Поэтому ваша первая и последняя фраза должны быть эффектными. Лучше начать с оглашения плана ответа и затем плавно перейти к базовым для вашего вопроса понятиям. В любой науке (на уровне выпускного экзамена) их не больше двадцати-тридцати, не ленитесь, выучите.

  3. В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы должны быть наиболее яркими. Завершить можно словами: "И в заключение я бы хотела подвести итоги". После этого внимательно относитесь к каждому слову. Если по первым фразам экзаменатор составлял о вас впечатление, то сейчас он решает, какую оценку поставить. Никаких глупостей и оговорок. Можете опять перечислить пункты плана, но теперь уже не ограничиваясь простым перечислением, а давая некоторые пояснения к ним.

  4. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на предыдущем экзамене. Вариант 3 и 5 лучше, чем 5 и 3.

  5. В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать такое состояние: я очень-очень волнуюсь, мне очень нужна четверка, но я стараюсь держаться и приму от вас любую оценку, которую вы находите нужным поставить. Но все-таки мне очень нужна четверка.


Задание 1. Тест «Ваша психологическая готовность к экзамену»

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы «да» или «нет».

  1. Я стараюсь как можно больше заниматься, чтобы получить хорошую оценку. 

  2. Больше всего на свете я боюсь получить двойку. 

  3. Я готов на все, чтобы получить пятерку. 

  4. Бывает, что на уроке я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание. 

  5. У меня бывает ощущение, что я все забыл. 

  6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить. 

  7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг. 

  8. Мне трудно выступать перед классом. 

  9. Объявление оценок я всегда жду с волнением. 

  10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель. 

  11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу. 

  12. Перед экзаменами у меня бывает внутренняя дрожь.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» начислите себе по 1 баллу. Сложите набранные баллы. 

0-4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены: что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями. 
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconРабочая программа дисциплины психологические аспекты
Место дисциплины «Психологические аспекты восприятия ландшафта как пейзажа» в структуре ооп магистратуры
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной...
Дифференциально-психологические аспекты выбора профессиональной деятельности 10
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления...
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты icon«Психологические аспекты работы классного руководителя с семьей»
Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования муниципальный институт
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1
Изучить «Руководство пользователя DocsVision 1» (Разделы: Платформа; Делопроизводство)
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconВозможные темы рефератов
...
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconАбаев Н. В. – Психологические аспекты буддизма
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconОбязанности официанта
...
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconВопросы к дифференцированному зачету по предмету: «Психологические...
Волохов А. В., Система самоуправления в детских общественных объединениях. Нижний Новгород,2009
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины «Процессуальные, тактические и психологические аспекты производства следственных действий»
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать у учащихся знания по понятиям психологические аспекты делового общения
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconПсихологические и религиозные аспекты рака опыт лечения и профилактики...
Отделом корпоративного управления в январе-феврале 2012 года проведена следующая работа
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconI. Общие дифференциально-психологические аспекты профессиональной деятельности 10 глава 1
...
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconКурс (прием 2009 г.) Антикризисное управление экзамен Управление...
Рынок ценных бумаг зачет Стратегический менеджмент – экзамен, защита курсовой работы Инновационный менеджмент – экзамен, защита курсовой...
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconПсихологические рекомендации родителям выпускников при подготовке...
Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал за что
Тема 28. Экзамен. Психологические аспекты iconПрезиденте Российской Федерации (ранхиГС) Кафедра акмеологии и психологии...
Проанализируйте материал для самостоятельной работы по теме «Психологические аспекты межвидового взаимодействия в системе «Человек...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск