Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности»





Скачать 100.71 Kb.
НазваниеДоклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности»
Дата публикации18.04.2015
Размер100.71 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад


ДОКЛАД
по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности»
Добрый день Юрий Петрович и уважаемый коллеги!
Слайд 1

Ханты-Мансийский автономный округ  является основным нефтегазоносным районом России и одним из крупнейших нефтедобывающих регионов мира. Среди наиболее крупных месторождений нефти и газа можно отметить - Самотлорское, Федоровское, Мамонтовское, Приобское.

Природно-ресурсный потенциал обуславливает преобладание нефтегазодобывающей промышленности в регионе на долю которой приходится почти 90 % (89,4%) всей промышленности. Всего на территории края добычу нефти осуществляют 85 компаний, в том числе 51 предприятие относится к таким крупным компаниям как ОАО «НК «Лукойл»,  ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «РН-Юганскнефтегаз» (дочернее предприятие НК «Роснефть»), ОАО «ТНК-ВР», на долю которых приходится почти 99,5 % добычи нефти в регионе.
Слайд 2

Вместе с этим, наличие на территории субъекта богатейших нефтяных и газовых месторождений обуславливает не только его процветание, но и его экологические проблемы. Деятельность и развитие нефтегазодобывающей отрасли вызывает основные техногенные факторы, определяющие трансформацию экосистем: механические нарушения растительного и почвенного покровов, перераспределение стока воды, загрязнение атмосферного воздуха, снегового покрова, почв, поверхностных и подземных вод, поступление отходов и нефтепродуктов во все природные компоненты.
Слайд 3

Далеко не последнее место занимает проблема утилизации попутного нефтяного газа, которая реша­ется путем сжигания газа на факельных установках. В связи с этим увеличивается степень загрязнения воздушного бассейна промышленными выбросами, вследствие чего лесные биогеоценозы не успевают нейтрализовать различные токсичные вещества и постепенно деградируют.

На слайде представлены основные направления использования попутного нефтяного газа в ХМАО за период 2009-2011 гг. и прогноз на 2012 г., фактическое выполнение нефтяными компаниями объектов строительства по повышению уровня использования ПНГ за 2007-2011 гг. и перспектива на 2012-2014 гг. Вместе с этим, несмотря, на то, что автономный округ взял курс на сокращение объемов сжигания попутного нефтяного газа, проблема остается актуальной.

Слайд 4

Экологические проблемы региона связаны и с наличием скважин, находящихся в аварийном состоянии и представляющих угрозу для окружающей среды, и опасность деградации, а затем и потери ценных месторождений.

На слайде представлены данные, полученные по результатам НИР в 2009 году о распределительном фонде недр Ханты-Мансийского округа. Из общего количества скважин – 5370, ликвидировано 42%, остальные находятся в эксплуатации, консервации. (По данным научно-исследовательской работы «Разработка технологии оценки степени опасности ликвидированных и законсервированных скважин и состояния нарушенных участков геологической среды в пределах месторождений УС распределенного фонда недропользованию»).

При этом по многим скважинам допустимый срок консервации давно истек. Кроме того в отчете сделан прогноз, что к 2023 году весь имеющийся фонд законсервированных скважин окажется за пределами допустимых сроков консервации.
Слайд 5

Большое опасение вызывает и количество нефтезагрязненных земель и нерекультивированных земель на территории округа, основным источником которых являются разливы загрязняющих веществ при авариях в результате коррозии (в 97 % случаях) на трубопроводном транспорте, в 2011 году их количество составило порядка 3600 шт. (3624 шт.), из которых на долю аварий на нефтепроводах приходится почти 50 % (47,5%) В результате их разгерметизации в окружающую среду попало более 5 000 т (5300 т) загрязняющих веществ, в том числе нефти и нефтесодержащей эмульсии.
Слайд 6

Масштаб, а также динамику нефтяного загрязнения в регионе можно продемонстрировать на примере Самотлорского месторождения, берущего название от оз.Самотлор. По результатам проведенной экспертной оценки сделано заключение об общем уменьшении площади загрязнения на 21 % за период с 1999 по 2011 гг. Однако, несмотря, на снижение площади загрязнения, суммарное загрязнение остается значительным и составляет более 1 тыс. га (1159 га). Боле того появились и новые загрязненные участки.
Слайд 7

Аналогичная ситуация с нефтезагрязненными и рекультивированными землями наблюдается в целом по всему округу.

Незначительная положительная динамика наблюдается на конец 2011 года по количеству нефтезагрязненных земель, их количество составило порядка 4700 тыс. га (4711 га), и по сравнению с 2004 годом их площадь уменьшилась на 2 тыс. га (2103 тыс. га). Площадь рекультивированных земель в период с 2006 по 2011 гг. возросла - на 290 га, и составила 970 га.

Наряду с авариями и разливами значительный вклад в загрязнение почв и земель нефтепродуктами округа вносят шламовые амбары, которых только за 2011 год образовалось 340 шт., всего по состоянию на 01.01.2012 насчитывается порядка 1600 шт. (1630 шт.).

В 2011 году рекультивировано только 359 шламовых амбаров, что составило лишь 22 % от общего числа шламовых амбаров.
Слайд 8

Значительный вклад в загрязнение компонентов окружающей среды приходится на долю двух крупных нефтяных предприятий: ОАО «РН-Юганскнефтегаз», ОАО «ТНК-ВР» ведущих разработки на более чем 60 лицензионных участках, общей площадью около 40 тыс.кв.км. (ООО «РН-Юганскнефтегаз» - ведет деятельность на 30 лицензионных участках площадью 20 тыс. км2; ТНК-ВР – ведет деятельность на 32 лицензионных участках площадью 22 тыс. км2.

Указанные компании являются крупнейшими плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду, их платежи составляют 15% от общего объема платы по округу. (ТНК-ВР плата за 2011 год составила 78 млн. руб. или 7%, по ООО РН «Юганскнефтегаз» – 83 млн. руб. или 8%.).

Также самая высокая аварийность в 2011 году- 97 % от всех зарегистрированных аварий на нефтепромыслах автономного округа, отмечается на месторождениях, разрабатываемых:

1) НК «Роснефть» (2 127 случаев).

2) ОАО «ТНК-ВР «Менеджмент» (784 случая)

3) ОАО «Томскнефть» ВНК (600 случаев).

На долю ТНК-ВР и НК «Роснефть» приходится почти 47 % (46,7% или 2200 га) и 39 % (1840 га) соответственно от площади нефтезагрязненных земель субъекта РФ.

Лидируют ООО РН «Юганскнефтегаз» и ОАО «ТНК-ВР Менеджмент» и по количеству нерекультивированных нефтезагрязненных земель (1800 га или 38% и 2200 га или 47%, соответственно) и шламовых амбаров (421 шт., 395 шт., соответственно).

Но есть и положительные моменты: так в 2011 ООО «РН-Юганскнефтегаз» рекультивировало наибольшее количество шламовых амбаров – 168. Кроме того ОАО «НК «Роснефть» разработана и утверждена «Программа ликвидации экологических ущербов, накопленных до консолидации Компании», в рамках которой в 2011 году уже рекультивировано 553 га земель, 134 амбара, переработано 82 тыс.тонн нефтяных шламов. Затраты составили более 2 млрд.руб., затраты в 2012 составят более 2,3 млрд.руб.

ТНК-ВР запланированы мероприятия на период с 2012 по 2014 гг. с выделением денежных средств более 12,7 млрд. руб. по ликвидации шламовых амбаров, рекультивации загрязненных и нарушенных земель и реконструкцию трубопроводов.

Слайд 9

Контроль за предприятиями ТЭК является приоритетным направлением надзора: на их долю приходится 70% от всех проверок, по 80% от всех административных расследований и наложенных штрафов и 75% от всех предъявленных истоков о возмещении вреда.

Необходимо отметить, что за прошедший четырехлетний период Управление существенно повысило результаты контрольно-надзорной деятельности по основным направлениям работы.

Из 660 объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в 2011 году проверен 91 хозяйствующий субъект, в рамках 128 проверок. По сравнению с 2008 годом количество проверок уменьшилось на 36,3 %. Но при этом количество выявленных нарушений в 2011 году увеличилось по сравнению с 2008 годом с 854 до 2103, или на 146%. Аналогичный прирост и по остальным основным показателям КНД, результаты которой представлены на слайде. (В 2011 выдано порядка 450 предписаний, что на 130% выше, чем в 2008 году, из них исполнено более 50% (231). Предъявлено исков о возмещении вреда на сумму 0,5млрд. руб., что в 10 раз больше, чем в 2010, что связано с выходом в конце 2010 года Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238. По итогам проверок в 2011 году привлечено к административной ответственности 2103 лица, что на 576 % больше чем в 2008 (311), из них 99% являются юр. лицами. Всего а 2011 год наложено штрафов на сумму 81 млн.руб. (80,794), из них взыскано: 89 % (72,113 млн.руб.)).

Хочу обратить внимание, что более 1600 из 2103 постановлений 2011 года вынесено по фактам аварийного разлива нефти (на сумму более 38,0 млн. руб.).
Слайд 10

Вместе с этим приоритетным направлением деятельности Росприроднадзора в целях предупреждения нефтяными компаниями нарушений является и поднятие вопросов в области экологической безопасности на различные уровни власти, а также общественности. Эта работа проводится в тесном контакте с органами власти автономного округа и аппарата полномочного представителя Президента России в Уральском федеральном округе, отстаивающего активную позицию в вопросах экологической безопасности.

К результатам данной работы можно отнести снижение в сравнении с 2010 годом количества аварий по региону– с 4 371 до 3 624 случаев (на 747 ед. (17,1%)). Этому предшествовал огромный объем работы, в том числе и совместная деятельность Управления и других надзорных органов по реагированию на аварийность, в том числе в рамках Порядка взаимодействия и взаимного информационного обмена от июня прошлого года между ТО РПН и органом исполнительной власти субъекта; наличие отработанного алгоритма расследования и привлечения лиц к ответственности по сокрытию фактов аварий.

Также результатом этой работы является заключенные между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и ведущими нефтяными компаниями заключены Соглашения о сотрудничестве, качественно изменивших подход крупнейших предприятий нефтегазового комплекса к реализации экологических программ – в первую очередь, рассчитанных на ликвидацию накопленного экологического ущерба прошлых лет. Так, на рекультивацию всех оставшихся шламовых амбаров отведено не более 5 лет. Примерно такой же срок отводится и на приведение в должное экологическое состояние всех нарушенных земель.

Всего за 2011 год экономический эффект от деятельности органов экологического контроля (федеральных и региональных) составил 1 млрд 147 млн. рублей (плата + штрафы + фактически возмещенные ущербы ОС).
Также в субъекте разработаны и реализуются Программы и мероприятия в области охраны окружающей среды, являющиеся одним из действенных механизмов решения экологических проблем. В 2011 году на их выполнение было затрачено порядка 19,0 млрд.руб., из которых из бюджета субъекта затрачено 1,1 млрд.руб., что соответствует сумме ПНВООС, поступившей в целом по региону.
Слайд 11

Однако проблема нефтяного загрязнения региона остается, и частично она связана с несовершенством законодательства в данной отрасли права.

В частности отсутствие определения статуса шламового амбара, как объекта размещения отходов, а также реальная степень опасности буровых шламов, которая в настоящее время точно не установлена. В связи с перечисленным, отсутствуют основания для использования в широких масштабах технологии рекультивации шламовых амбаров.

Или отсутствие статуса подтоварных вод извлекаемой в больших объемах вместе с углеводородным сырьем и закачиваемой обратно в глубокозалегающие подземные горизонты. В соответствии с действующим законодательством сделать однозначный вывод о том, относятся ли «подтоварные воды» к отходам производства и потребления, не представляется возможным.

Решение указанных проблем возможно только путем внесения соответствующих изменений в действующие законодательство и свои предложения по его совершенствованию Росприроднадзором направлялись в Минприроды России и были им рассмотрены. В частности, согласна письма Министерства от 9 апреля этого года (№05-12-44/5185) шламовые амбары однозначно относятся к объектам размещения отходов.
Слайд 12

Также хочу заметить, что загрязнение земель, в свою очередь приводит к еще одной проблеме, а именно: за счет вторичного переноса нефтепродуктов с поверхностным стоком идет вторичное загрязнение водных объектов и прежде всего р.Оби и ее главного притока р.Иртыш, с дальнейшим переносам загрязняющих веществ в Артику.

Так по данным Росгидромета с 1997 по 2010 гг. из р.Обь поступление нефтепродуктов составило порядка 4 млн. т., что составляет 80% от общего объема нефтепродуктов, поступающих из общего числа рек, впадающих в Северный ледовитый океан. Указанная ситуация является недопустимой, в связи с чем, а также в рамках исполнения Ваших Юрий Петрович протокольных решений Росприроднадзором разработана комплексная программа мероприятий по выявлению и предотвращению загрязнения рек Енисей и Обь нефтепродуктами в результате деятельности промышленных предприятий, расположенных в их бассейновых зонах. И даны соответствующие поручения ТО РПН о начале рейдовых мероприятий.
Слайд 13

Итак, подводя итоги своего выступления, хочу отметить, что решение проблем как ХМАО-Югра, так и РФ в целом, в части предотвращения нефтяного загрязнения возможно только в результате комплексных мероприятий.

При этом комплекс мер должен включать:

законодательные инициативы, направленные на совершенствование законодательного регулирования недропользования при поисках, оценке и добыче углеводородного сырья. В частности о необходимости внесения изменений направленных на установления статуса «подтоварных (пластовых) вод», и при установлении их статуса как отходов производства и потребления возможности применения к ним понижающих коэффициентов при расчете платы за негативное воздействие на ОС.

административные меры, направленные на выявление и пресечение нарушений, в том числе путем проведения масштабных рейдовых мероприятий и осуществления текущей надзорной деятельности;

административные ресурс, направленные на консолидацию всех уровней власти как федеральных, так и субъектов РФ, а также муниципальных властей, в целях решения проблемы (наглядный положительных пример такого взаимодействия продемонстрирован органами исполнительной власти ХМАО-Югра);

и конечно же меры предупредительного характера, к которым относятся и предъявления ущербов за загрязнение как водных объектов, так и почв, просветительская деятельность, а также понимание природопользователями факта неотвратимость наказания в случае совершения ими правонарушения.

Реализация подобного комплекса мер позволит обеспечить конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
СЛАЙД 14

Спасибо за внимание!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад руководителя росприроднадзора кириллова в. В. На 16-ой международной...
«Деятельность Росприроднадзора в области охраны окружающей среды: экологические проблемы нефтегазодобывающей промышленности»
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году»
Ответственный за выпуск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов самарской...
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconI. Реализация государственной политики в области природных ресурсов,...
О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» icon2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области
Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconО проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории...
На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад об осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований,...
Курска в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования «Город Курск», и об эффективности данного контроля...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconОсновная образовательная программа по специальности 280201. 65 –...
Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской
Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» icon2013 2014 учебный год пояснительная записка
Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconОтчет о проведении мероприятий Года охраны окружающей среды в 2013 году
План мероприятий по проведению в 2013 году в Кемеровской области Года охраны окружающей среды утвержден распоряжением Коллегии Администрации...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад председателя комитета Ивановской области по природопользованию...
Новской области по природопользованию, как исполнительный орган государственной власти Ивановской области, осуществляет управление...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconДоклад о состоянии окружающей природной среды на территории города...
...
Доклад по теме «О надзорной деятельности в области охраны окружающей среды, экологических проблемах нефтегазодобывающей промышленности» iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск