Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год





Скачать 134.67 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год
Дата публикации23.04.2015
Размер134.67 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > География > Программа дисциплины





Одобрена на заседании кафедры зкономической теории
Зав. кафедрой (Е.Л.Зуева)

“__26__” ______сентября__________ 2002 г.

Программа дисциплины




Экология



для направления 080100.62 Экономика

подготовки бакалавра

Пермь 2002 год


  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС. Раздел ЕН.Ф.07. Экология

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; глобальные проблемы окружающей среды, экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
I.Пояснительная записка

1. Автор программы к.г.н., доцент Букина Т.В.

2. Требования к студентам: знание основных понятий микроэкономики, макроэкономики.

3. Аннотация: учебная задача курса: прослушав курс «Экология», студенты должны:

- иметь целостное, систематическое представление о взаимодействии природы и общества;

- уметь использовать аналитический аппарат для решения проблем экономики природопользования;

- знать глобальные проблемы человечества.

4. Формы контроля

Проверка знаний студентов и их оценка осуществляется написанием эссе.

Основными критериями работы в течение модуля являются посещение занятий, выполнение домашних заданий и активное участие в работе семинара.

Итоговая оценка осуществляется в виде зачета. Зачет проводится в письменной форме.

Студенты показывают знание теоретических вопросов и умение применять полученные знания при решении расчетных и практических задач.

Для вечерне-заочной формы обучения предусматривается проведение письменного экзамена по дисциплине.
III. Содержание программы

I. ВВЕДЕНИЕ.

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы.

Взаимоотношения организма и среды: взаимодействие "экономика - окружающая среда"; взаимодействие "фирмы, непосредственно использующие природные ресурсы - окружающая среда"; взаимодействие "фирмы, опосредованно использующие природные ресурсы - окружающая среда"; взаимодействие "домохозяйства - окружающая среда".

Экология и здоровье человека.

II. ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

основы экономики природопользования.

Природные ресурсы и их классификация. Экономическая оценка природных ресурсов. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы

Загрязнение и его виды. Антропогенное воздействие.

Экономическая эффективность природоохранных затрат. Экологические издержки.

Экозащитная техника и технологии.

III. ЭКСТЕРНАЛЬНЫЕ ИЗДЕРЖКИ.

IV. Экологическое право.

Основы экологического права.

Экономический механизм природопользования в России: кадастры природных ресурсов; система платежей за природные ресурсы; платежи за загрязнение окружающей среды; финансирование природоохранной деятельности.

Оптимум загрязнения окружающей среды при введении налогов и нормативов.

Профессиональная ответственность.

V. Международное экологическое взаимодействие.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Глобальные проблемы окружающей среды

IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

1. Литература

Базовый учебник:

Основы экономики природопользования / Методические рекомендации. / Разработано Т.В. Букиной. -Пермь, 2001.
Дополнительная литература:

1. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. - М., СПб, Киев. - 2000.

2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М., 1995.

3. Макар С.В. Основы экономики природопользования. - М., 1998.

2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля

Тематика эссе по курсу «Экология» представлена в Приложении 3. Вопросы для оценки качества освоения курса представлены в Приложении 1.

3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:

Для формирования у студентов практических навыков применения инструментария макроэкономики предлагается углубленное изучение следующих тем:

Глобальные экологические проблемы человечества.

Земельный кадастр

Водный кадастр

Лесной кадастр

Кадастр месторождений полезных ископаемых

Промысловый кадастр

Плата за землю

Платежи за пользование недрами

Плата за воду

Плата за лесные ресурсы.

Плата за ресурсы животного мира.

Платежи за загрязнение окружающей среды

Антропогенное воздействие

По данной теме рекомендуется предложить студентам написать реферат.

4. Методические указания студентам:

Смотри темы эссе (Приложение 3).

Автор программы к.г.н.,

доцент кафедры «Экономическая теория» Т.В.Букина

Планы семинарских занятий по курсу «Экология»

Семинар № 1_2

Тема

Экономика природопользования





1. Понятие природных ресурсов. Существующие классификации.




2. Понятие природных ресурсов. Существующие классификации.

Присваиваемые и неприсваемые природные ресурсы.

Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.




3. Затраты на природоохранные мероприятия.




4. Природоохранные технологии "конца трубы".

Природоохранные технологии комплексной переработки сырья.




5. Ущерб от загрязнения природной среды.

Литература


Основы экономики природопользования / Методические рекомендации / Разработано Т.В. Букиной. – Пермь, 2001.

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – М., СПб, Киев, 2000.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998.

Семинар № 3_4

Тема


экстернальные издержки




1. Внешние издержки.




2. Ассимиляционный потенциал.




3. Отрицательные внешние издержки: взаимодействие "экономика - окружающая среда".




4. Пигувианский налог: необходимость его введения.




5. Пигувианский налог: необходимость его введения (продолжение).

Литература


Основы экономики природопользования / Методические рекомендации / Разработано Т.В. Букиной. – Пермь, 2001.

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – М., СПб, Киев, 2000.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998.

Семинар № 5

Тема


Экологическое право




1. Практические методы управления качеством окружающей природной среды

Литература


Основы экономики природопользования / Методические рекомендации / Разработано Т.В. Букиной. – Пермь, 2001.

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – М., СПб, Киев, 2000.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998.



Семинар № 6

Тема


международное сотрудничество в области охраны окружающей среды




1. Глобальное потепление и методы управления выбросами парниковых газов.




2. Экономические проблемы истощения озонового слоя.




3.Экономический механизм управления трансграничным переносом.

Литература


Основы экономики природопользования / Методические рекомендации / Разработано Т.В. Букиной. – Пермь, 2001.

Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – М., СПб, Киев, 2000.

Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998.


Темы эссе по дисциплине «Экология»

1. Почему побочные издержки называют отрицательными внешними эффектами. Покажите на графике, как можно устранить побочные издержки с помощью налога.

2. Почему побочные издержки называют отрицательными внешними эффектами. Покажите на графике, как можно устранить побочные издержки с помощью норматива.

3. Объясните следующее утверждение: "Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду; когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду. Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьшения загрязнения окружающей среды".

4. Объясните следующее утверждение: "Для некоторых веществ, например при очищении воды от цианида, оптимальный уровень уменьшения загрязнения близок к 100%." Покажите это на графике.

5. Свяжите закон сохранения материи и энергии (материя может превращаться в другой вид материи или энергию, но никогда не исчезает) с проблемой:

а) загрязнения воздуха;

б) ликвидацией твердых отходов.

6. Объясните, почему переработка товаров может оказаться неэффективной, если не принимается во внимание внешние эффекты, связанные со свалками или мусоросжигателями. Как правительство должно стимулировать спрос и предложение, чтобы увеличить объемы переработки.

7. Что такое неприсваемый ресурс. Приведите примеры и объясните, почему рыночное размещение этого ресурса неэффективно. Какое решение вы можете предложить для улучшения рыночного результата.

8. Глобальные общественные блага порождают особые проблемы, поскольку ни одна отдельно взятая нация не в состоянии извлечь выгоды из собственных усилий, направленных на защиту окружающей среды. Нарисуйте график, иллюстрирующий данную ситуацию. Объясните, как можно решить данную проблему. Нарисуйте график.

9. Правительство ограничивает выбросы загрязняющих веществ на уровне 250 т.

Каков может быть налог в данной ситуации, если предельные выгоды от снижения

загрязнения составляют 110, максимальный уровень выбросов составляет 400 т.

Проиллюстрируйте это на графике.

При каком уровне загрязнения выгодно выполнение норматива.

При каком уровне более выгодным является введение налога.

Объем эссе 3-5 страниц. Литература

1. Самуэльсон П., Нордхауз В. Экономика. – М., СПб, Киев, 2000.

2. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. – М., 1995.

3. Макар С.В. Основы экономики природопользования. – М., 1998.
Вопросы для самопроверки

  1. Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы.

  2. Взаимодействие "фирмы, непосредственно использующие природные ресурсы - окружающая среда".

  3. Взаимодействие "фирмы, опосредованно использующие природные ресурсы - окружающая среда".

  4. Взаимодействие "домохозяйства - окружающая среда".

  5. Экология и здоровье человека.

  6. Экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

  7. Понятие природных ресурсов. Существующие классификации.

  8. Присваиваемые и неприсваемые природные ресурсы.

  9. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

  10. Затраты на природоохранные мероприятия.

  11. Природоохранные технологии "конца трубы".

  12. Природоохранные технологии комплексной переработки сырья

  13. Ущерб от загрязнения природной среды.

  14. Экозащитная техника и технологии.

  15. Внешние издержки. Ассимиляционный потенциал.

  16. Отрицательные внешние издержки: взаимодействие "экономика - окружающая среда".

  17. Пигувианский налог: необходимость его введения.

  18. Практические методы управления качеством окружающей природной среды:

  19. административные методы управления.

  20. Практические методы управления качеством окружающей природной среды:

  21. экономические методы управления.

  22. Практические методы управления качеством окружающей природной среды:

  23. административные методы управления.

  24. Практические методы управления качеством окружающей природной среды:

  25. Рыночные методы управления.

  26. Основы экологического права.

  27. Профессиональная ответственность.

  28. Кадастры природных ресурсов в России.

  29. Система платежей за природные ресурсы в России.

  30. Плата за землю в России.

  31. Плата за недра в России.

  32. Плата за воду в России.

  33. Плата за лесные ресурсы в России.

  34. Плата за ресурсы животного мира в России.

  35. Платежи за загрязнение окружающей среды в России.

  36. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

  37. Глобальные проблемы окружающей среды.


Тест по курсу «Экология»

1.Взаимодействие “фирмы, непосредственно использующие природные ресурсы - окружающая среда”. Приведите пример.

Взаимодействие “фирмы, опосредованно использующие природные ресурсы - окружающая среда”. Приведите пример.

Взаимодействие “домохозяйства - окружающая среда”. Приведите пример.

2.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: рыночные методы управления.

3.Почему побочные издержки называют отрицательными внешними эффектами. Покажите на графике, как можно устранить побочные издержки с помощью налога.

4.Понятие природных ресурсов. Существующие классификации. Присваиваемые и неприсваемые природные ресурсы. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

5.Платежи за загрязнение окружающей среды в России.

6.Используя рисунок, объясните следующее утверждение: "Для некоторых веществ, например при очищении воды от цианида, оптимальный уровень уменьшения загрязнения близок к 100%."

Предельные MC

издержки,

Предельные

выгоды


E
MB
Объем загрязнения
7.Затраты на природоохранные мероприятия. Природоохранные технологии “конца трубы”. Природоохранные технологии комплексной переработки сырья/ Ущерб от загрязнения природной среды.

8.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: рыночные методы управления.

9.Объясните следующее утверждение: "Без рынка прав на загрязнение окружающей среды можно бесплатно сбрасывать загрязнители в воздух и воду; когда есть возможность покупать и продавать такие права, сброс загрязнителей создает альтернативные издержки для предприятия, загрязняющего окружающую среду. Каково значение этого факта с точки зрения поисков новых технологий для уменьшения загрязнения окружающей среды".

10.Внешние издержки. Ассимиляционный потенциал. Отрицательные внешние издержки: взаимодействие “экономика - окружающая среда”. Пигувианский налог: необходимость его введения.

11.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: административные методы управления.

12.Свяжите закон сохранения материи и энергии (материя может превращаться в другой вид материи или энергию, но никогда не исчезает) с проблемой:

а) загрязнения воздуха;

б) ликвидацией твердых отходов.

13.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: отличия административных и экономических методов управления. Налог и норматив (Покажите на графике их взаимодействие).

14. Взаимодействие “фирмы, непосредственно использующие природные ресурсы - окружающая среда”. Приведите пример.

Взаимодействие “фирмы, опосредованно использующие природные ресурсы - окружающая среда”. Приведите пример.

Взаимодействие “домохозяйства - окружающая среда”. Приведите пример.

15.Объясните, почему переработка товаров может оказаться неэффективной, если не принимается во внимание внешние эффекты, связанные со свалками или мусоросжигателями. Как правительство должно стимулировать спрос и предложение, чтобы увеличить объемы переработки.

16.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: экономические методы управления.

17.Внешние издержки. Ассимиляционный потенциал. Отрицательные внешние издержки: взаимодействие “экономика - окружающая среда”. Пигувианский налог: необходимость его введения.

18.Что такое неприсваемый ресурс. Приведите примеры и объясните, почему рыночное размещение этого ресурса неэффективно. Какое решение вы можете предложить для улучшения рыночного результата.

19.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: административные методы управления.

20.Затраты на природоохранные мероприятия. Природоохранные технологии “конца трубы”. Природоохранные технологии комплексной переработки сырья/ Ущерб от загрязнения природной среды.

21.Глобальные общественные блага порождают особые проблемы, поскольку ни одна отдельно взятая нация не в состоянии извлечь выгоды из собственных усилий, направленных на защиту окружающей среды. Нарисуйте график, иллюстрирующий данную ситуацию.

Объясните, как можно решить данную проблему. Нарисуйте график.

22.Практические методы управления качеством окружающей природной среды: рыночные методы управления.

23.Понятие природных ресурсов. Существующие классификации. Присваиваемые и неприсваемые природные ресурсы. Возобновимые и невозобновимые природные ресурсы.

24.Правительство ограничивает выбросы загрязняющих веществ на уровне 250 т. Каков может быть налог в данной ситуации, если предельные выгоды от снижения загрязнения составляют 110, максимальный уровень выбросов составляет 400 т. Проиллюстрируйте это на графике.

При каком уровне загрязнения выгодно выполнение норматива.

При каком уровне более выгодным является введение налога.
Предельные издержки и предельные выгоды

от снижения загрязнения




Снижение уровня выбросов


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Региональная экономика для направления 080100....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины «Менеджмент» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100....
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины «Маркетинг» для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100....
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления 080100....
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления 080100....
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 "Экономика"
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 "Экономика", профиль "Мировая экономика" подготовки бакалавра
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Банковское дело для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Российская экономика для направления 080100....
Содержание курса «Российская экономика» ориентировано на студентов, владеющих макроэкономической теорией
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 "Экономика"
Программа дисциплины Иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 "Экономика", профиль "Мировая экономика" подготовки...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины Бухгалтерский учет для направления для направления...
Рубцовск 2011При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма нис для направления 080100. 62 «Экономика»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис на 2 курсе, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»...
Программа дисциплины Экология для направления 080100. 62 Экономика подготовки бакалавра Пермь 2002 год iconПрограмма дисциплины
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск