Скачать 0.6 Mb.
|
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Программа НИС для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра Правительство Российской Федерации Санкт- Петербургский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет Программа научно-исследовательского семинара для подготовки бакалавра 2 курс Руководители НИС: Иванов М.А., Антипов Е.А., Шиханов К.А., преподаватель, mathmode@yandex.ru Мезенцева М.С., преподаватель, mms@mentalware.ru Одобрено на заседании кафедры «___»_________ 2011 г. Зав. кафедрой ________________________ Одобрено на заседании кафедры «___»_________ 2011 г. Зав. кафедрой ________________________ Одобрено на заседании кафедры «___»_________ 2011 г. Зав. кафедрой ________________________ Одобрено на заседании кафедры «___»_________ 2011 г. Зав. кафедрой ________________________ Согласовано УМО «___»__________2011 г. Начальник УМО ___________________ Утверждено Советом факультета «___»__________2011 г. Председатель ________________________ Санкт-Петербург, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – НИС) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих НИС на 2 курсе, учебных ассистентов и студентов направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:
Целями НИС на 2 курсе является . Для этого решаются следующие учебные задачи:
В результате участия в НИС студент должен: знать
уметь
владеть
В результате участия в НИС студент осваивает следующие компетенции:
НИС включен в рабочий учебный план по направлению подготовки бакалавра цикл Б.6 «Практика и научно-исследовательская работа». Настоящая программа подготовлена для студентов 2-го года обучения, освоивших в рамках НИС на 1-ом году обучения дисциплину «Информационно-библиотечная культура». Программа разработана с учетом продолжения НИС на 3-ем и 4-ом годах обучения. Для участия в НИС студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: знать
уметь
Навыки, знания, умения и компетенции, приобретаемые в рамках НИС, должны быть использованы при написании курсовых работ, выполнении выпускной квалификационной работы, подготовке докладов, рефератов, ээсе.
Формы контроля знаний студентов указаны в пунктах А, Б и В раздела 7. Содержание НИС.
НИС ориентирован на формирование у студентов практических навыков, в силу этого занятия состоят из практических и семинарских занятий с элементами лекций (теоретический материал представлен преподавателем в форме презентаций). Основной упор делается на самостоятельную работу студентов. Последовательность изучения материала и выполнение практических заданий подготавливает студента к выполнению студентом исследовательского проекта, написанию курсовой работы. В ходе обучения студенты должны выполнить ряд практических заданий (домашних и аудиторных, индивидуальных и групповых) и представить учебную программу собственного исследования. Работа в аудитории дополняется индивидуальными консультациями, которые осуществляются преимущественно в режиме контроля за выполняемыми студентами практическими заданиями и рекомендациями в ходе работы над программой исследования. Текущий контроль проводится в форме проверки заданий для самостоятельной работы, формами текущего контроля являются также опросы на семинарских занятиях, оценки работы в аудитории. Задания для самостоятельной работы представляют собой набор практических заданий по изучаемым разделам дисциплины. Промежуточный контроль – осуществляется в каждом модуле в форме выполнения промежуточных заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме презентации результатов самостоятельного научного исследования.
А. Вводные профориентационные лекции Лекции профориентационного характера дают возможность студентам получить информацию о научных направлениях кафедр, тематике исследовательских проектов, выполняемых в научно-учебных группах (НУГ) и научных лабораториях (НУЛ). Профориентационные лекции также призваны помочь студентам с выбором тем курсовых работ и тематических семинаров в 3-4 модуле. Лекции проводят ведущие преподаватели кафедр и сотрудники научных лабораторий, которые делятся опытом своей исследовательской работы, знакомят студентов с процедурами организации исследовательских проектов и полученными результатами, формулируют тематику курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Б. Основы исследовательской деятельности Составной частью НИС на 2-ом году обучения является освоение дисциплины «Основы исследовательской деятельности». Тематический план
Формы контроля знаний студентов
Раздел 1. Сущность и методологические основы научных исследований Введение в организацию исследовательской деятельности. Кем и где применяются знания об экономике? Содержание и основные формы исследовательской деятельности. Фундаментальные и прикладные исследования. Типы исследований. Стандарты профессиональной деятельности. Практическое занятие №1 Основные направления исследований в области экономики Вопросы: 1.Назовите основные типы исследований в области экономики, обоснуйте, какие из них наиболее характерны в исследовании экономических процессов. Может ли одно и то же исследование относиться одновременно к разным типам? 2.Каковы основные направления исследований в экономике. Охарактеризуйте их. 3.Как вы думаете, от чего зависит успех исследования? 4. Какие направления исследований на Ваш взгляд являются востребованными в современной экономической науке? Задание для самостоятельной работы 1 Приведите пример конкретного исследования в области экономики. Обоснуйте актуальность. Охарактеризуйте его с точки зрения принадлежности к определенной типологии. Назовите ресурсы, которые необходимы для проведения такого исследования и результат, который получен. Основная литература: Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил. М.: ГУ-ВШЭ, Инфра-М, 2001. С. 4-7. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности. – М.: ФОРУМ, 2010. С. 6-14. Дополнительная литература: Эко У. Как написать дипломную работу. М.: Книжный дом «Университет», 2001. Семинарское занятие № 1. Основные направления исследований в области экономики Обсуждение /Дискуссия Методологические основы исследования Сущность методологии исследования. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Принципы и проблема исследования. Постановка проблемы. Разработка гипотезы и концепции исследования. Процессуально-методологические схемы исследования. Научный результат. Практическое занятие №2 Методологические основы исследования Вопросы: 1.Какие подходы к исследованию существуют? 2.На каких методологических принципах базируется исследование? 3.Что такое проблема исследования. Как она определяется и оценивается? 4.Для чего необходима гипотеза в исследовании? Каковы основные требования к ее конструированию? В чем ее назначение? 5.Чем определяется разнообразие процессуально-методологических схем исследований? 6.Какими могут быть результаты исследования? Задание для самостоятельной работы 2 Выбрать и сформулировать проблему. Обосновать ее актуальность. Провести ее анализ в соответствии с требованиями к ее обозначению и постановке. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с. 15-25. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: учеб. пособие/Г.И.Рузавин. – М., 1999. – С.80-88. Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Семинарское занятие № 3. Методологические основы исследования Деловая игра «Мозговая атака» (постановка проблемы) Раздел 2. Подготовка программы исследования Сущность и формы организации исследования, особенности планирования исследований. Программа и план исследования. Основные элементы программы исследования. Мотивационные, содержательные, организационно-технические аспекты выбора предмета. Критерии, которым должна соответствовать проблема исследования. Технологические схемы проведения исследования Практическое занятие № 3. Основные элементы программы исследования. Выбор предмета исследования Вопросы:
Задание для самостоятельной работы 3 Предложите программу исследования в интересующей Вас области. Обоснуйте выбранную Вами форму для организации исследования. Какая технологическая схема применима для такого исследования? Основная литература: Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с.155-164 Дополнительная литература: Эко У. Как написать дипломную работу. Семинарское занятие № 4. Теоретические основания постановки исследовательской проблемы. Работа с понятиями. Вопросы: 1. Каким критериям должна соответствовать проблема исследования? 2. Каковы наиболее типичные проявления проблемной ситуации в научной и практической деятельности? 4. Что такое проблема исследования? Как она определяется и оценивается? 3. Какова роль противоречия при поиске и постановке проблем? 4. Что такое понятийный аппарат исследования? 5. Каковы критерии выбора понятийного аппарата? Задание для самостоятельной работы 4 1.Сравнение понятийного аппарата двух исследований на материале двух статей по теме исследования. Поиск основных определений ключевых понятий предполагаемого исследования их сравнительный анализ, операционализация выбранных понятий. 2. Выбрать и сформулировать проблему предполагаемого исследования. Обозначить ее актуальность. Объяснить, почему выбранная проблема является проблемой, а не задачей. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с. 15-20 Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Практическое занятие № 4. Объект и предмет, цели и задачи исследования. Вопросы: 1. Как сформулировать цель и задачи исследования? 2. В чем различие между целью и задачами исследования? 3. Почему важно ясно и четко сформулировать тему исследования? 4. Какими могут быть результаты исследования? 5. Что является предметом исследования в области экономики? 6. Как взаимосвязана цель исследования и направленность исследования? 7. Каким образом конкретизируется цель исследования? Что такое задачи исследования? Задание для самостоятельной работы 5 Определение объекта и предмета, целей и задач чужого исследования на основании текста статьи. Сформулировать объект и предмет, цели и задачи уже выполненного или выполняемого исследования. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с. 15-25 Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Семинарское занятие № 5. Разработка гипотезы и концепции исследования. Процессуально-методологические схемы исследования. Вопросы: 1. Какие подходы к исследованию существуют? Какой подход является наиболее приемлемым для Вашего исследования? Почему? 2. Для чего необходима гипотеза в исследовании? Каковы основные требования к ее конструированию? 3. Какие гипотезы различают? 4. Какие требования должны предъявляться к научной гипотезе? Задание для самостоятельной работы 6 Сформулируйте, какие предположения-догадки возникли у Вас в процессе исследования. Подвергните их логической проверке. Обоснуйте выбор рабочей гипотезы Вашего исследования. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Основы исследовательской деятельности, с. 21-25 Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Семинарское занятие № 6. Методы и источники. Составление календарного плана исследования. Вопросы: 1. Какие методы используются для проверки гипотезы? 2. В чем сущность организации исследования? 3.Что должно быть отражено в программе исследования? 4. Какие основные принципы составления плана исследования? 5. От чего зависит выбор той или иной формы организации исследования? Задание для самостоятельной работы 7 Выбор методов исследования. Предполагаемые результаты. Предложите календарный план предполагаемого исследования. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности. Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Практическое занятие № 5. Источниковедческий анализ документа. Вопросы 1. Как выбирать источники для подбора литературы по теме исследования 2. Какие виды источников Вы знаете? 3. Каковы основные виды источников в области экономики? 4. Чем отличаются материалы СМИ как источники? 5. Как правильно давать ссылки на источники, найденные в интернете? Задание для самостоятельной работы 8 Поиск источников по теме предполагаемого исследования. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. ГОСТ 7.0-99 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения. URL: http://gostexpert.ru/gost/getDoc/10937 Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с. 155-164 Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Практическое занятие № 6. Экспертиза научных проектов Вопросы: 1. Каковы критерии оценки исследовательского проекта? 2. Каковы принципы обеспечения эффективности исследования? 3. Как можно оценить результаты исследования? Задание для самостоятельной работы 9 Экспертиза (анализ) исследовательского проекта, подготовленного другим исследователем. Напишите рекомендацию для проекта, подготовленного другим студентом. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект, с.31-35. Петрова С.А., Ясинская И.А. Основы исследовательской деятельности, с. 165-178 Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Раздел 3. Работа с научной литературой и правила составления библиографических описаний Семинарское занятие № 8. Поиск литературы по теме предполагаемого исследования. Вопросы
Задание для самостоятельной работы 10 Поиск литературы по теме предполагаемого исследования. Обзор литературы и постановка целей и задач исследования. Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Практическое занятие № 7. Составление библиографических описаний Вопросы:
Основная литература ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. URL: http://gostexpert.ru/gost/getDoc/10939 Дополнительная литература Калинин С.Ю. Библиографический аппарат научной публикации // Библиография. 1993. № 2. С. 36-45. Grafton A. The Footnote. A Curious History. Cambridge (Mas.): Harvard University Press, 1997. Раздел 4. Правила написания и оформления научных текстов (статьи, учебные эссэ, курсовые работы и др.) Семинарское занятие № 9. Анализ, и редактирование и написание научных текстов Вопросы
Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект, гл. 3, 4. Дополнительная литература Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарики, 2002. Кузин Ф.А. Дипломная работа. М.: Изд-во МПИ, 1990. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. М.: Ось-89, 1998. Эко У. Как написать дипломную работу. Задание для самостоятельной работы 11 Анализ и редактирование текста Практическое занятие № 8. Оформление научных текстов, оформление цитат в тексте Вопросы
Основная литература Волков Ю.Г. Диссертация. Подготовка, защита, оформление. Кузин Ф.А. Дипломная работа. Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Дополнительная литература Эко У. Как написать дипломную работу. Задание для самостоятельной работы 12 Переоформление ссылок в научной статье по заданному стандарту. Оформление цитат во фрагменте готового текста. Переоформить ссылки во фрагменте готового текста (в виде сносок и в виде ссылок на список литературы). Раздел 5. Устная презентация результатов исследования Семинарское занятие № 10. Устная презентация результатов исследования Вопросы
Основная литература Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. Гл. 6. Дополнительная литература Кузин Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты. Практическое занятие № 9. Устная презентация результатов исследования Устная презентация учебных программ самостоятельного исследования |
Программа нис для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика» подготовки... | Программа «Экономика и политика Германии» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 3 курса направления 080100.... | ||
Программа дисциплины «Российская экономика» для направления 080100. 62 «Экономика» ... | Программа дисциплины «Экономика окружающей среды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... | ||
Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»... | Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)» для направления 080100. 62 «Экономика» ... | ||
Программа дисциплины «Инвестиционные фонды» для направления 080100. 68 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины «Территориальное стратегическое планирование»... ... | ||
Программа дисциплины «Финансовая отчетность и финансовый анализ»... ... | Программа дисциплины Решение олимпиадных задач для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Программа дисциплины Региональная экономика для направления 080100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 62 «Экономика»,... | ||
Программа дисциплины Экономика общественного сектора для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.... | Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... |