Приложение 2
к приказу Управления образования г.Казани
«______» _______________ 2013 №_______
Положения
городских мероприятий эколого-биологической направленности
ПОЛОЖЕНИЕ
о долгосрочном экологическом проекте «Зилант»
Тема года: «Сохранение биоразнообразия и проблемы охраны природных ресурсов Республики Татарстан» I . Общие положения
Открытый долгосрочный экологический проект "Зилант" реализуется ГДЭБЦ с 2001 года и направлен на реализацию системного подхода в экологическое образование и воспитание, использование во взаимодействии разнообразных методов, форм обучения и воспитания школьников, а также формирование единого информационного пространства в экологическом образовательном направлении.
Организаторы – Управление образования Исполнительного комитета г.Казани, Городской детский эколого-биологический центр, биолого-почвенный факультет и факультет географии и экологии Казанского Федерального (Приволжского) университета, Центральное территориальное Управление Министерства экологии и природных ресурсов РТ.
С 2010 года форум проводится раздельно по двум возрастным категориям:
Городской открытый экологический форум школьников «ЗИЛАНТ» - для учащихся 8-11 классов
Городской открытый экологический форум школьников «Зилантенок» («ZILANT-juvenis») – 1-7 классов.
Информация распространяется через районные отделы Управления образования, руководителей районных методических объединений учителей-биологов, руководителей Центров внешкольной работы, официальный сайт ГДЭБЦ https://edu.tatar.ru/sovetcki/page2455.htm на портале «Электронное образование в Республике Татарстан».
II. Цели и задачи
Цель: формирование экологического мышления и культуры у школьников, создание оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития детей с использованием экологической тематики, привлечение обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому воспитанию школьников, эколого-биологическому образованию и их профессиональному самоопределению.
Задачи:
Пропаганда экологических знаний среди школьников.
Выявление увлеченных и профессионально-ориентированных на эколого-биологическую деятельность детей для адресной работы с ними.
Приобщение учащихся к исследовательской работе, поощрение активных исследователей природы.
Привлечение учащихся, педагогов, детских общественных организаций и родительской общественности к участию в экологических природоохранных и оргмассовых мероприятиях.
Привлечение внимания к экологической тематике широкого круга образовательных учреждений, детских общественных организаций, объединений художественного, прикладного, технического и др. профилей детского творчества.
Реализация творческого потенциала детей и педагогов.
Привлечение педагогов дополнительного образования, учителей школ, детских общественных организаций к активным формам работы с детьми.
XV городской открытый экологический
форум учащихся 8-11 классов
"Зилант" I. Общие положения
Ежегодный городской открытый экологический форум школьников 8-11 классов "Зилант" проводится в дни студенческих каникул в Казанском Федеральном университете в рамках открытого долгосрочного экологического проекта "Зилант" по теме: «Сохранение биоразнообразия и проблемы охраны природных ресурсов Республики Татарстан».
Для участия в Форуме школьники представляют творческие, природоохранные и исследовательские работы по теме года согласно регламенту мероприятия.
Мероприятие ориентировано на создание оптимальных условий для интеллектуального и творческого самовыражения школьников, содействие предпрофильной работе со старшеклассниками. II. Условия проведения
Участники: учащиеся 8-11 классов
Место проведения: КФУ, КСК КФУ «Уникс» (по согласованию с КФУ).
Время и порядок проведения:
Дата проведения 30 января 2015 г с 9.00 до 16.00 ч. (по согласованию с КФУ)
Заявки на участие принимаются до 23 января 2015 г в Городском детском эколого-биологическом центре по адресу: 420061 г.Казань, ул. Космонавтов, 57; тел./факс: 273-48-55, эл. почта gdebc-kzn@yandex.ru
Школа,
класс
| Ф.И. учащегося
| Направление
| Секция
| Название работы
| Координаты руководителя, контактный телефон
|
III. Направления и номинации Форума:
Научно-исследовательское направление. Доклады слушаются на 7 секциях: «Флора, экология растений», «Фауна, экология животных», «Биоиндикация», «Водные проекты», «Промышленная экология», «Здоровье человека», «Человек разумный: социальная экология, психология». Оценивается актуальность темы, оформление работы, сложность и объем самостоятельно выполненных исследований, представление работы (владение материалом и терминологией, изложение, защита), наглядность.
Организационно-массовое направление (номинация - агитбригады) по теме Форума. Оценивается степень раскрытия темы, оригинальность, выразительность выступления, сценарий (сдается в оформленном виде). В каждой номинации участвует одна агитбригада от района. В районах рекомендуется проведение отборочных туров.
Просветительское направление по теме Форума. Конкурс проводится по четырем номинациям:
– стенгазеты, литературное творчество (стихотворения собственного сочинения, эссе) - очная форма. Внимание! Эссе - это не статья, не доклад, не пьеса, не стихи и не рассказ. Эссе - это краткое, субъективно, эмоционально окрашенное произведение. Повествование ведется от лица одного персонажа - автора.
– литературное исследование (реферат) – заочная форма. Критерии: соответствие тематике, наличие исследовательской составляющей, раскрытие проблемы, творческий подход, новизна и оригинальность подхода к проблеме, объем и уровень использованных источников.
Внимание! Все работы просветительской секции предоставляются в ГДЭБЦ до 23 января 2015г.
Во время проведения Форума будут проходить защита стенгазет и выступления с литературным творчеством.
Природоохранное направление по теме Форума. На секции заслушиваются отчеты о проделанной природоохранной работе и работы посвященные сохранению биоразнообразия и проблемам охраны природных ресурсов РТ. Критерии оценки: практическая значимость и обоснование существующей проблемы; постановка цели и задач; оригинальность подходов в решении (наличие самостоятельного взгляда авторов на решаемую проблему), объем выполненных работ, степень реализации природоохранного проекта; качество оформления отчета.
Система оценок: Все работы и отчеты, представленные на форум, оцениваются по 10-балльной системе. Для оценки работ создается жюри из 3-5 человек. Результатом является сумма баллов. IV. Награждение победителей
Победители форума награждаются грамотами Управления образования г.Казани. Всего 86 призовых мест. Предусмотрены поощрительные номинации. Лучшие работы рекомендуются к участию в конкурсах республиканского и всероссийского уровней. V. Руководство форумом
Для организации XV городского открытого экологического форума школьников создается Оргкомитет, на который возлагается общее руководство проведением форума. Оргкомитет определяет состав и режим работы жюри. Председатель Оргкомитета: И.Г.Хадиуллин – начальник Управления образования г.Казани. Координаторы форума: Беспятых Н.А. - зав. эколого-биологическим отделом ГДЭБЦ, Замалетдинов Р.И., к.б.н., КФУ.
V Городской открытый экологический форум учащихся 1-7 классов «ЗИЛАНТ – JUVENIS» («ЗИЛАНТЕНОК») 1. Общие положения
Городской экологический форум учащихся младших и средних классов «Зилантенок» проводится в рамках открытого долгосрочного экологического проекта "Зилант", направленного на реализацию системного подхода в экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения. Форум выделен из городского открытого экологического Форума школьников «Зилант» в связи с повысившимся в последние годы интересом учащихся младших и средних классов к мероприятию.
Организаторы – Управление образования Исполнительного комитета г.Казани, Городской детский эколого-биологический центр, Центрально-территориальное Управление Министерства экологии и природных ресурсов РТ.
Тематика Форума для учащихся младших классов созвучна теме Форума «Зилант» - «Охрана природы Республики Татарстан». 2. Цели и задачи
Целью городского экологического Форума школьников «Зилантенок» является формирование основ экологического мышления и культуры у школьников младшего и среднего школьного звена, создание оптимальных условий для интеллектуального и творческого развития детей, привлечение обучающихся образовательных учреждений к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных задач.
Задачи:
Пропаганда экологических знаний среди школьников младшей и средней возрастных категорий.
Реализация творческого потенциала детей и педагогов.
Привлечение педагогов дополнительного образования, учителей школ, детских общественных организаций к активным формам работы с детьми экологической тематики, внедрение исследовательского метода в педагогическую практику дополнительного образования детей.
Поддержка интереса обучающихся к деятельности по изучению и сохранению природных и искусственно созданных экосистем.
Обмен опытом работы и установление творческих контактов между обучающимися и педагогами образовательных учреждений г. Казани.
3. Условия проведения
Участники: В Конкурсе могут участвовать обучающиеся образовательных учреждений г. Казани с 1 по 7 класс.
Место проведения: Городской детский эколого-биологический центр, гимназия №126 Советского района г. Казани (по согласованию).
Время и порядок проведения:
Дата проведения –14 марта 2015г.
Форум проводится в два этапа.
Первый этап – заочный со 2 по 11 марта 2015г. - включает в себя прием и оценку конкурсных работ обучающихся и отбор лучших из них для участия в финальном (очном) этапе. На конкурс сдаются работы научно-исследовательского, природоохранного, просветительского и творческого направлений.
По результатам конкурсного отбора высылаются приглашения участникам финального (очного) этапа. Точная дата проведения финального этапа сообщается участникам телефонограммой.
Финальный (очный) этап - 14 марта 2015 г. Проводится в рамках конференции «Зилантенок», которая включает в себя: защиту конкурсных научно-исследовательских работ в форме устных докладов, отчеты в устной форме по природоохранному направлению, устная защита стенгазет, заслушивание авторских эссе на просветительской секции.
Конкурсные материалы оформляются в соответствии с требованиями (Приложение 1). Прием конкурсных материалов на заочный этап Форума проводится со 2 по 6 марта 2015 г в ГДЭБЦ по адресу: ул. Космонавтов, д.57, т. 273-48-55.
На конкурс не принимаются:
Научно-исследовательские работы, не содержащие самостоятельного исследования объекта изучения - основанные лишь на литературных данных (реферативные работы) или только на сведениях, предоставленных различными организациями и ведомствами;
Работы не соответствующие тематике Форума;
Направления и номинации Форума
Работа Форума ведется по следующим направлениям:
Научно-исследовательское направление включает 4 тематических секции:
«Экология растений» (исследования биологических и экологических особенностей растений, грибов и лишайников);
«Экология животных» (исследования в области биологии и экологии животных, исследование поведения животных);
«Экология человека» (влияние факторов окружающей социально-природной среды на здоровье человека);
«Человек и природа» (взаимосвязь человека с окружающей природной средой);
2. Природоохранное направление. На секции рассматриваются работы, отражающие личное действие в решении проблемы сохранения природы – очистка и благоустройство городских и пригородных территорий, развешивании кормушек и подкормка зимующих птиц, изготовление и развешивание скворечников, организация и проведение разнообразных природоохранных акций и т.п. Оценивается актуальность, результативность, объем самостоятельной работы детей, объем и сложность выполненной природоохранной деятельности, практическое значение.
3. Просветительское направление. Конкурс проводится по четырем номинациям: стенгазеты, литературное творчество (эссе), плакаты, рефераты. Все представленные на конкурс работы четырех номинаций (стенгазеты, литературное творчество, рефераты и плакаты) должны соответствовать теме Форума.
4. Творческое направление. На конкурс принимаются рисунки с сопроводительными аннотациями. Представленные на конкурс работы должны соответствовать теме Форума. Система оценок: Все работы и отчеты, представленные на форум, оцениваются по 10-балльной системе. Для оценки работ создается жюри из 3 человек. Результатом является сумма баллов. 5. Руководство форумом
Для организации экологического форума школьников создается Оргкомитет из числа педагогических работников ГДЭБЦ, на который возлагается общее руководство проведением Форума. Оргкомитет определяет состав и условия работы жюри, утверждает критерии оценки конкурсных работ, список победителей и призеров финала по каждой номинации Форума;
Координатор форума: Н.А. Беспятых - зав. эколого-биологическим отделом ГДЭБЦ.
6. Регламент работы жюри
Конкурсные материалы, поступившие на заочный этап Форума, проходят конкурсный отбор на очный этап Форума в обозначенные сроки.
Итоги Форума подводятся по результатам финального (очного) этапа.
По среднему баллу жюри, в каждой из номинаций, определяются победитель и призеры (2-е и 3-е место) Форума.
Решение жюри каждой из номинаций оформляется протоколом.
Награждение
Награждение проводится по двум возрастным группам: 1-4 и 5-7 класс;
Все участники Форума получают свидетельства участника.
Победители и призеры (2-е и 3-е место) каждой из номинаций Конкурса награждаются дипломами Управления образовании г. Казани.
По решению Оргкомитета отдельные участники могут награждаться поощрительными грамотами.
Приложение 1. Требования к оформлению конкурсных работ Требования к оформлению научно-исследовательских работ:
Научно-исследовательская работа должна иметь:
титульный лист, на котором обязательно указываются: название образовательного учреждения, при котором выполнена работа, тема работы, фамилия, имя, отчество автора, класс, фамилия, имя, отчество руководителя работы (полностью), год выполнения работы, контактный телефон;
содержание (оглавление), перечисляющее нижеупомянутые разделы (с указанием страниц).
В структуре изложения содержания работы желательно чтобы было представлено:
введение, где должны быть четко сформулированы цель и задачи работы, степень изученности проблемы, сделан краткий литературный обзор, обоснована актуальность исследования, а также указаны место и сроки проведения исследования;
методика исследований (описание методики сбора материалов, методы первичной и статистической обработки собранного материала);
результаты исследований и их анализ;
выводы, где приводятся краткие формулировки результатов работы, в соответствии с поставленными задачами;
заключение, где могут быть намечены дальнейшие перспективы работы, указаны практические рекомендации, вытекающие из данной исследовательской работы;
список использованной литературы;
Текст работы должен быть набран на компьютере (формат листа А-4, шрифт 14, межстрочный интервал 1) и распечатан. Работа должна быть аккуратно оформлена, страницы пронумерованы и скреплены.
Объем работы не ограничен.
На очный этап Форума - защите работы должен быть представлен стенд форматом А1 (ватманский лист), наглядно отражающий этапы выполнения исследовательской работы и её результаты (компьютерные презентации в качестве наглядного материала не принимаются). Требования к оформлению природоохранных работ:
Отчеты по проделанной природоохранной работе должны быть представлены в отпечатанном виде (формат листа А-4, шрифт 14, межстрочный интервал-1) и содержать фотоматериалы, подтверждающие объем проделанной природоохранной работы.
Титульный лист должен содержать информацию единой формы для всех (шрифт 14, Times New Roman, одинарный интервал):
- Наименование выполненной работы;
- Имя, фамилия автора;
- Класс; Название учебного учреждения; Район
- ФИО педагога. На очном этапе Форума устный доклад о проделанной природоохранной работе должен быть подкреплен наглядным материалом в виде стенда форматом А1 (ватманский лист), наглядно отражающего этапы выполнения природоохранной работы и её результаты (компьютерные презентации в качестве наглядного материала не принимаются). Требования к оформлению стенгазет:
стенгазета должна быть яркая, красочно оформленная;
формат стенгазеты - 1 лист ватмана форматом А1;
стенгазета должна содержать краткий обзор материала по тематике Форума;
в правом нижнем углу стенгазеты должна быть размещена информация об авторах (ФИО авторов, учебное заведение, класс, район, ФИО руководителя, контактный телефон);
защита стенгазеты проходит на очном этапе Форума устно в течение 5 минут;
защищают стенгазету не более двух человек
Требования к оформлению эссе:
Содержание Эссе должно соответствовать основной теме Форума;
каждый автор должен представить на конкурс не более одного эссе;
работы должны быть сданы на заочный этап Форума в напечатанном виде,
титульный лист должен содержать следующую информацию:
- Название работы;
- Имя, фамилия автора;
- Класс. Название учебного учреждения. Район;
- ФИО педагога.
на очном этапе Форума автор лично выступает со своим произведением.
|