Скачать 289.13 Kb.
|
Эколого-просветительский центр «Заповедники»Л.Ф.Греханкина, А.Н.Захлебный, В.Я.Синицына, В.А.ЯсвинМИР ЗАПОВЕДНОЙ ПРИРОДЫ ПРОГРАММАУЧЕБНОГО МОДУЛЯдля учащихся 7-9 классовРекомендовано Проблемным советом по экологическому образованию при Президиуме Российской академии образования Москва2001Авторы: Л.Ф. Греханкина, кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области;А.Н. Захлебный, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром теории и методики экологического образования ИОСО РАО;В.Я. Синицына, координатор образовательных программ Эколого-просветительского центра «Заповедники»;В.А. Ясвин, доктор психологических наук, заведующий кафедрой экологической психологии Московского городского психолого-педагогического институтаРецензенты: Н.Р. Данилина, вице-председатель Всемирной комиссии по охраняемым территориям Всемирного Союза Охраны Природы; В.Б. Степаницкий, заместитель руководителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России, заслуженный эколог РФ; Л.В. Туровцева, кандидат педагогических наук, учитель географии Зендиковского центра образования Каширского района Московской области Греханкина Л.Ф., Захлебный А.Н., Синицына В.Я., Ясвин В.А. Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов / ЭкоЦентр “«Заповедники». – М., 2001. – 16 с. ISBN 5-87210-005-1 (Смядынь) Программа учебного модуля «Мир заповедной природы» рассчитана на изучение в 7-9 классах общеобразовательной школы. Программа может также стать основой для самостоятельного курса в учреждениях дополнительного образования. © Л.Ф.Греханкина, А.Н.Захлебный, В.Я.Синицына, В.А.Ясвин, 2001 © Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001 World Wild Fund for Nature Всемирный Фонд Дикой Природы Настоящее издание разработано в рамках проекта Всемирного Фонда Дикой Природы (WWF) «Общественная поддержка охраняемых природных территорий и экологическое просвещение», финансируемого Правительством Швейцарии Публикация осуществлена при поддержке компании Перфетти Ван-Мелле и Комитета общественных связей города Москвы ЛОГО КОНФЕТ И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ АктуальностьВ программе действий, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) отмечается, что биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем не восполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую, образовательную. В то же время разнообразие биологических видов стремительно сокращается под действием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет. Очень важно предвидеть и устранить причины этого глобального явления. Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания видов, является создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)1. Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на территориях государственных природных заповедников и национальных парков2, так и за их пределами является высокий уровень экологической культуры всего населения страны. Важнейшим механизмом формирования такой культуры может выступать общее экологическое образование. В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии, биологии, экологии показывает, что охраняемые природные территории изучаются в них лишь фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы, или о них только упоминается. Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная еще в начале ХХ века мысль, что для “непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы”1. Что такое ООПТ? Какую общекультурную, научную, рекреационную, образовательную функцию они выполняют? Сколько их и как долго они будут существовать? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы ее сохранить? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании современного школьного образования, что определяет актуальность изучения заповедных территорий в виде самостоятельного модуля. Программа составлена с учетом того, что сегодня охрана природы из чисто естественнонаучной проблемы переросла в социально-культурную и ее нельзя решить, не предпринимая эффективных действий по изучению охраняемых природных территорий и пропаганде их деятельности среди населения. Цели и задачи Основные цели данной программы - формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины, нашей планеты. Реализация целей программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач. Задача “Знаю и понимаю”Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение:
Задача “Хочу”Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана прежде всего с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу. Задача “Могу”Формирование практических умений и навыков поведения. Учащиеся должны уметь:
Участие школьников в практических делах на охраняемой природной территории формирует у них чувство сопричастности к проблемам сохранения дикой природы. Педагогу важно учитывать психологический феномен - каждый человек стремится беречь то, во что был вложен его собственный труд. Мировоззренческие основыВ основу содержания программы положен этико-эстетический подход к охране природы, разработанный такими учеными, как И.П.Бородин, Г.А.Кожевников, В.И.Талиев и др. Центральной его идеей является утверждение этической ценности мира природы, необходимости формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам независимо от их практической ценности. Этико-эстетический подход к сохранению природы обосновывает необходимость формирования у людей экоцентрического сознания (в отличие от антропоцентрического), характеризующегося:
Нормативные основыПрограмма модуля “Мир заповедной природы” опирается на положения законов Российской Федерации “Об образовании”1, “Об охране окружающей и природной среды”2, а также на базисный учебный план общеобразовательной школы3. Базисный учебный план состоит из федерального и национально-регионального компонентов. Федеральный компонент инвариантен. Национально-региональный компонент вариативен, в его содержании отражаются особенности той или иной территории, на примере конкретных материалов регионального характера рассматриваются общенаучные понятия, идеи, закономерности, раскрывающиеся в содержании федерального компонента учебного плана. Структура программы данного модуля позволяет включать его в содержание образования как на федеральном, так и на региональном уровне. Организационные основыМодульный тип построения программы “Мир заповедной природы” позволяет овладеть ее основным содержанием за 17-34 учебных часа. Данная программа может быть предложена для изучения в 7-9 классах общеобразовательной школы, а также стать основой для разработки профильного курса в старших классах. Способы включения программы в образовательный процесс
Содержание программы можно использовать в образовательном процессе как в полном, так и в сокращенном объеме, в виде отдельных тем при формировании базовых понятий предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов (в частности, в ходе изучения объектов культурного и природного наследия на интегрированных, междисциплинарных уроках). Краеведческий материал удобнее изучать концентрированно на отдельных занятиях. Программа может быть адаптирована как к конкретным региональным особенностям, так и к особым условиям того или иного образовательного учреждения, включая учреждения дополнительного образования. Содержание программы Программа состоит из четырех блоков-модулей, включение которых в образовательный процесс зависит от целей и задач, поставленных учителем, условий конкретного образовательного учреждения. Распределение часов следует рассматривать как примерное. I блок-модуль ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ МИРА 6 часов Тема 1. Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники. Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Экологический туризм. Тема 2. Европа. Национальные парки: “Баварский лес” (Германия), “Камарг” (Франция). Тема 3. Азия. Большой Гобийский заповедник, национальный парк “Корбетт” (Индия). Австралия. Национальные парки: “Большой Барьерный риф”, “Какаду”. Тема 4. Америка. Национальные парки: Йеллоустонский, “Большой Каньон”, “Денали” (гора Маккинли). Тема 5. Африка. Национальные парки: Крюгера (ЮАР), “Серенгети” (Танзания). Тема 6. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы. II блок-модуль ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ И СТРАН СНГ 6 часов Тема 1. Общая характеристика системы особо охраняемых природных территорий России и стран СНГ. История создания. Различные подходы к организации ООПТ: научный, прагматический, эстетический. Основоположники заповедного дела: А.В.Докучаев, Г.А Кожевников, А.П.Семенов-Тян-Шанский и др. Категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и др. Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”. Заповедники и национальные парки и их задачи; сходство и различия. Характеристика 2-3 заповедников и национальных парков (по выбору учителя). История создания, природные комплексы и основные объекты охраны. Основные направления деятельности. Виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия. Тема 2. Европейская часть России. Заповедники: Окский, Центрально-Черноземный, Кандалакшский, Астраханский. Национальные парки: “Куршская коса”, “Валдайский”, “Кенозерский”. Тема 3. Азиатская часть России. Заповедники: Баргузинский, Ильменский, Сихотэ-Алинский, “Остров Врангеля”, Большой Арктический. Национальный парк “Прибайкальский”. Тема 4. Государства СНГ. Репетекский заповедник (Туркмения), Сары-Челекский заповедник (Кыргызстан); национальный парк “Беловежская Пуща” (Белоруссия). III блок-модуль МИР ПРИРОДЫ В МИРЕ ЧЕЛОВЕКА 8 часов Тема 1. Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”. Восприятие человеком красоты и гармонии природы (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.). Символическое значение природы. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре. Тема 2. Гуманитарная экология. Экологическая этика как элемент экологической культуры. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как новая ценность современной цивилизации. Игровой тренинг: партнерское отношение человека к миру живой природы. Тема 3. Человек и биосфера. Охраняемые природные территории в процессе развития человеческой цивилизации. Неистощительное природопользование - важное условие устойчивого развития человечества. Биосферные резерваты ЮНЕСКО как полигоны устойчивого природопользования. IV блок-модуль |
Рабочая программа по английскому языку (наименование учебного предмета,... «Английский язык» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы | Рабочая программа по Английскому языку (наименование учебного предмета,... «Английский язык» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательной школы | ||
Рабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса,... Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка... | Годовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта» На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений... | ||
Пояснительная записка к тематическому планированию по физической... В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской... | Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования... Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | ||
Спецификация контрольной работы по русскому языку для учащихся 11... Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования | Учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям... Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля умк «Основы православной культуры» для 4-х... | ||
Пояснительная записка по введению содержания олимпийского образования... Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов | План мероприятий по подготовке к ент по химии для учащихся 11 классов... Проведение в течение учебного года мониторинга и анализа итогов пробных ент учащихся 11 классов | ||
Рабочая программа по технологии (наименование учебного курса, предмета,... Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7 | Пояснительная записка исходными документами для составления рабочей... Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы | ||
«рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов | Конспект урока математики на тему Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов |