Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано





Скачать 289.13 Kb.
НазваниеПрограмма учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано
страница1/3
Дата публикации08.05.2015
Размер289.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > География > Программа
  1   2   3
Эколого-просветительский центр «Заповедники»





Л.Ф.Греханкина, А.Н.Захлебный, В.Я.Синицына, В.А.Ясвин


МИР ЗАПОВЕДНОЙ ПРИРОДЫ

ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

для учащихся 7-9 классов


Рекомендовано

Проблемным советом по экологическому образованию

при Президиуме Российской академии образования




Москва

2001


Авторы:

Л.Ф. Греханкина, кандидат педагогических наук, доцент Института повышения квалификации и переподготовки работников народного образования Московской области;

А.Н. Захлебный, доктор педагогических наук, профессор, заведующий Центром теории и методики экологического образования ИОСО РАО;

В.Я. Синицына, координатор образовательных программ Эколого-просветительского центра «Заповедники»;

В.А. Ясвин, доктор психологических наук, заведующий кафедрой экологической психологии Московского городского психолого-педагогического института


Рецензенты:
Н.Р. Данилина, вице-председатель Всемирной комиссии по охраняемым территориям Всемирного Союза Охраны Природы;

В.Б. Степаницкий, заместитель руководителя Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности МПР России, заслуженный эколог РФ;

Л.В. Туровцева, кандидат педагогических наук, учитель географии Зендиковского центра образования Каширского района Московской области

Греханкина Л.Ф., Захлебный А.Н., Синицына В.Я., Ясвин В.А.

Мир заповедной природы: Программа учебного модуля для

учащихся 7-9 классов / ЭкоЦентр “«Заповедники». – М., 2001. – 16 с.
ISBN 5-87210-005-1 (Смядынь)
Программа учебного модуля «Мир заповедной природы»

рассчитана на изучение в 7-9 классах общеобразовательной

школы. Программа может также стать основой для

самостоятельного курса в учреждениях дополнительного

образования.

© Л.Ф.Греханкина, А.Н.Захлебный,

В.Я.Синицына, В.А.Ясвин, 2001

© Эколого-просветительский центр «Заповедники», 2001


World

Wild

Fund

for Nature

Всемирный

Фонд

Дикой

Природы




Настоящее издание разработано в рамках проекта Всемирного Фонда

Дикой Природы (WWF) «Общественная поддержка охраняемых природных территорий и экологическое просвещение», финансируемого Правительством Швейцарии
Публикация осуществлена при поддержке компании Перфетти Ван-Мелле и Комитета общественных связей города Москвы

ЛОГО КОНФЕТ И ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Актуальность



В программе действий, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) отмечается, что биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем не восполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую, образовательную. В то же время разнообразие биологических видов стремительно сокращается под действием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет. Очень важно предвидеть и устранить причины этого глобального явления. Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания видов, является создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)1. Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на территориях государственных природных заповедников и национальных парков2, так и за их пределами является высокий уровень экологической культуры всего населения страны. Важнейшим механизмом формирования такой культуры может выступать общее экологическое образование.

В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению особо охраняемых природных территорий уделяется незаслуженно мало внимания как в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. Анализ школьных программ по географии, биологии, экологии показывает, что охраняемые природные территории изучаются в них лишь фрагментарно, как правило, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы, или о них только упоминается.

Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная еще в начале ХХ века мысль, что для “непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать ее корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы”1.

Что такое ООПТ? Какую общекультурную, научную, рекреационную, образовательную функцию они выполняют? Сколько их и как долго они будут существовать? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы ее сохранить? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании современного школьного образования, что определяет актуальность изучения заповедных территорий в виде самостоятельного модуля.

Программа составлена с учетом того, что сегодня охрана природы из чисто естественнонаучной проблемы переросла в социально-культурную и ее нельзя решить, не предпринимая эффективных действий по изучению охраняемых природных территорий и пропаганде их деятельности среди населения.
Цели и задачи
Основные цели данной программы - формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий, развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины, нашей планеты. Реализация целей программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных задач.

Задача “Знаю и понимаю”

Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение:

  • об исторических корнях заповедания2 природы;

  • о целях создания ООПТ на различных этапах развития человечества;

  • о деятельности заповедников и национальных парков;

  • о роли ООПТ в сохранении эталонов природы и уникальных культурно-исторических комплексов региона, страны, планеты в целом;

  • о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий.



Задача “Хочу”

Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана прежде всего с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.

Задача “Могу”
Формирование практических умений и навыков поведения. Учащиеся должны уметь:

  • выполнять посильные исследования в окружающей среде;

  • оформлять и представлять результаты исследований в различных учебных и реальных ситуациях;

  • оценивать простейшие экологические последствия воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней;

  • оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах;

  • соблюдать экологические правила поведения в дикой природе;

  • участвовать в посильной природоохранной деятельности (оказывать помощь в сохранении и восстановлении живой природы, в том числе на ООПТ, и др.) ;

Участие школьников в практических делах на охраняемой природной территории формирует у них чувство сопричастности к проблемам сохранения дикой природы. Педагогу важно учитывать психологический феномен - каждый человек стремится беречь то, во что был вложен его собственный труд.

Мировоззренческие основы


В основу содержания программы положен этико-эстетический подход к охране природы, разработанный такими учеными, как И.П.Бородин, Г.А.Кожевников, В.И.Талиев и др. Центральной его идеей является утверждение этической ценности мира природы, необходимости формирования гуманного отношения людей ко всем живым существам независимо от их практической ценности.

Этико-эстетический подход к сохранению природы обосновывает необходимость формирования у людей экоцентрического сознания (в отличие от антропоцентрического), характеризующегося:

  • высокой степенью психологической включенности в мир природы;

  • партнерской позицией по отношению к природе;

  • ориентацией как на разумное использование природы, так и на духовное взаимодействие с ней.



Нормативные основы


Программа модуля “Мир заповедной природы” опирается на положения законов Российской Федерации “Об образовании”1, “Об охране окружающей и природной среды”2, а также на базисный учебный план общеобразовательной школы3.

Базисный учебный план состоит из федерального и национально-регионального компонентов. Федеральный компонент инвариантен. Национально-региональный компонент вариативен, в его содержании отражаются особенности той или иной территории, на примере конкретных материалов регионального характера рассматриваются общенаучные понятия, идеи, закономерности, раскрывающиеся в содержании федерального компонента учебного плана. Структура программы данного модуля позволяет включать его в содержание образования как на федеральном, так и на региональном уровне.

Организационные основы


Модульный тип построения программы “Мир заповедной природы” позволяет овладеть ее основным содержанием за 17-34 учебных часа. Данная программа может быть предложена для изучения в 7-9 классах общеобразовательной школы, а также стать основой для разработки профильного курса в старших классах.
Способы включения программы в образовательный процесс


  • Многопредметный. Предполагает диффузное включение большей части учебного материала в содержание таких учебных предметов, как география, биология, экология, история, музыка, литература, изобразительное искусство и др. При этом учитывается соответствие материала темам и основному содержанию указанных предметов и, исходя из этого, раскрываются те или иные аспекты проблем, связанных с охраняемыми природными территориями. Такое построение материала программы данного модуля используется для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания образования, расширения его общекультурной функции.

  • Однопредметный. Реализуется в рамках предмета по выбору. В этом случае в рамках учебного времени, выделяемого из вариативной части базисного плана, организуется специальный учебный курс или факультатив.

  • Смешанный. Позволяет изучать охраняемые природные территории на уроках обобщающего повторения или за счет резервных часов, отводимых на школьные предметы - географию, биологию, экологию, историю, литературу и др., а также на внеурочные занятия (кружки , клубы , классные часы и др.).

Содержание программы можно использовать в образовательном процессе как в полном, так и в сокращенном объеме, в виде отдельных тем при формировании базовых понятий предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов (в частности, в ходе изучения объектов культурного и природного наследия на интегрированных, междисциплинарных уроках). Краеведческий материал удобнее изучать концентрированно на отдельных занятиях.

Программа может быть адаптирована как к конкретным региональным особенностям, так и к особым условиям того или иного образовательного учреждения, включая учреждения дополнительного образования.
Содержание программы
Программа состоит из четырех блоков-модулей, включение которых в образовательный процесс зависит от целей и задач, поставленных учителем, условий конкретного образовательного учреждения. Распределение часов следует рассматривать как примерное.


I блок-модуль

ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ МИРА

6 часов


Тема 1. Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания системы особо охраняемых природных территорий. Первые национальные парки и заповедники.

Характеристика 2-3 особо охраняемых природных территорий (по выбору учителя). История создания охраняемой природной территории; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Экологический туризм.

Тема 2. Европа. Национальные парки: “Баварский лес” (Германия), “Камарг” (Франция).

Тема 3. Азия. Большой Гобийский заповедник, национальный парк “Корбетт” (Индия).

Австралия. Национальные парки: “Большой Барьерный риф”, “Какаду”.

Тема 4. Америка. Национальные парки: Йеллоустонский, “Большой Каньон”, “Денали” (гора Маккинли).

Тема 5. Африка. Национальные парки: Крюгера (ЮАР), “Серенгети” (Танзания).

Тема 6. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Конвенция о биоразнообразии, Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природы (МСОП), Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.


II блок-модуль

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ

РОССИИ И СТРАН СНГ



6 часов

Тема 1. Общая характеристика системы особо охраняемых природных территорий России и стран СНГ. История создания. Различные подходы к организации ООПТ: научный, прагматический, эстетический. Основоположники заповедного дела: А.В.Докучаев, Г.А Кожевников, А.П.Семенов-Тян-Шанский и др.

Категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и др. Федеральный закон “Об особо охраняемых природных территориях”. Заповедники и национальные парки и их задачи; сходство и различия.

Характеристика 2-3 заповедников и национальных парков (по выбору учителя). История создания, природные комплексы и основные объекты охраны. Основные направления деятельности. Виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия.

Тема 2. Европейская часть России. Заповедники: Окский, Центрально-Черноземный, Кандалакшский, Астраханский. Национальные парки: “Куршская коса”, “Валдайский”, “Кенозерский”.

Тема 3. Азиатская часть России. Заповедники: Баргузинский, Ильменский, Сихотэ-Алинский, “Остров Врангеля”, Большой Арктический. Национальный парк “Прибайкальский”.

Тема 4. Государства СНГ. Репетекский заповедник (Туркмения), Сары-Челекский заповедник (Кыргызстан); национальный парк “Беловежская Пуща” (Белоруссия).

III блок-модуль


МИР ПРИРОДЫ В МИРЕ ЧЕЛОВЕКА


8 часов
Тема 1. Сравнение понятий “природная среда”, “мир природы”, “общение с природой”. Восприятие человеком красоты и гармонии природы (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.). Символическое значение природы. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре.

Тема 2. Гуманитарная экология. Экологическая этика как элемент экологической культуры. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как новая ценность современной цивилизации.

Игровой тренинг: партнерское отношение человека к миру живой природы.

Тема 3. Человек и биосфера. Охраняемые природные территории в процессе развития человеческой цивилизации. Неистощительное природопользование - важное условие устойчивого развития человечества. Биосферные резерваты ЮНЕСКО как полигоны устойчивого природопользования.



IV блок-модуль

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconРабочая программа по английскому языку (наименование учебного предмета,...
«Английский язык» предназначена для учащихся 10 классов общеобразовательной школы
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconРабочая программа по Английскому языку (наименование учебного предмета,...
«Английский язык» предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательной школы
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconРабочая программа по Географии (наименование учебного предмета, курса,...
Этот блок, без сомнения, главный в классах социально-экономического профиля. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconГодовой отчёт о проделанной работе за 2013 год клуба пос. Шудаяг му «цкс» мого «Ухта»
На базе школы №7-продолжили свою работу возрастные клубы по интересам: «Почемучки» для учащихся 1 классов; ««Егоза» для учащихся...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2010г и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка к тематическому планированию по физической...
В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2005 и является частью Федерального учебного плана для образовательных учреждений Российской...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconСпецификация контрольной работы по русскому языку для учащихся 11...
Межшкольное методическое объединение учителей русского языка и литературы. Рекомендовано для использования
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconУчебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям...
Содержание учебного материала, реализуемое на уроке, соответствует требованиям модуля умк «Основы православной культуры» для 4-х...
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПлан мероприятий по подготовке к ент по химии для учащихся 11 классов...
Проведение в течение учебного года мониторинга и анализа итогов пробных ент учащихся 11 классов
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconРабочая программа по технологии (наименование учебного курса, предмета,...
Муниципальное казенное образовательное учреждение бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №7
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconПояснительная записка исходными документами для составления рабочей...
Региональная программа учебного курса «Историческое краеведение» для учащихся 7-9 классов основной общеобразовательной школы
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано icon«рефераты» для возрастной категории учащихся 8-11 классов
Номинация «Социально-экологические проекты» для следующих возрастных категорий: учащихся 5-7 классов, учащихся 8-11 классов
Программа учебного модуля для учащихся 7-9 классов Рекомендовано iconКонспект урока математики на тему
Разработка модуля уроков русского языка по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск