Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки





Скачать 148.66 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации25.05.2015
Размер148.66 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины - ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ

Рекомендуется для направления подготовки

110100 «Агрохимия и агропочвоведение»


Квалификация (степень) выпускника - бакалавр


  1. Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических и геохимических принципах проектировании и использовании природно-антропогенных ландшафтов.

Задачи дисциплины:

- изучение ландшафтного анализа территории и установление связи между компонентами ландшафта;

- выделение и описание структур ландшафта;

- овладение методами и способами оценки экологического состояния природно-антропогенных ландшафтов и его рационального использования.
2. Место дисциплины в структуре ООП: ландшафтоведение входит в состав базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла учебного плана подготовки бакалавров по направлению 110100 – «Агрохимия и агропочвоведение».

Для изучения дисциплины необходимы знания в области: ботаники, неорганической и аналитической, органической, физической и коллоидной химии, физики, геологии с основами геоморфологии, метеорологии, геодезии, общего земледелия, общего почвоведения.

Ландшафтоведение является предшествующей дисциплиной для почвоведения, географии почв, почвенной микробиологии, агрохимии, мелиорации, картографии почв, системы удобрения, агропочвоведения, земледелия.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способности распознавать наиболее распространенные минералы и горные породы, оценить их участие в почвообразовательном процессе и плодородии почв;

  • способности к ландшафтному анализу территорий и проектированию использования природно-антропогенных ландшафтов;

  • способности использовать геологические, геоморфологические, топографические карты и геодезические приборы при оценке агроландшафтов и размещении сельскохозяйственных угодий и культур, проведении землеустройства.


В результате изучения дисциплины студент должен:

    знать: вертикальную и горизонтальную структуру, компоненты, динамику пространственную дифференциацию, типизацию, основы геохимии и биохимии природных и природно-антропогенных ландшафтов;

    уметь: проводить элементарный геологический, геоморфологический и ландшафтный анализ территории;

    владеть: методами ландшафтного анализа территории


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы


Всего

часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

20

20

Практические занятия (ПЗ)

22

22

Семинары (С)

10

10

Лабораторные работы (ЛР)

2

2

Самостоятельная работа (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Реферат

8

8

Подготовка к рубежному контролю

14

14

Контрольная работа

2

2

Подготовка к лабораторным, практическим занятиям, семинарам

30

30

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

108

108

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Содержание раздела

1.

Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта

Ландшафты и их морфологическая структура: многомерное понятие ландшафта; компоненты ландшафта; описание горизонтальной и вертикальной структуры ландшафта; генетическая и геохимическая классификации ландшафтов.

Литогенная основа как компонент ландшафта: горные породы; кора выветривания; четвертичные отложения.

Рельеф как свойство литогенной основы: типы рельефа; основные формы мезорельефа; отображение рельефа на топографических картах; агроэкологическая оценка рельефа.

Воздушные массы атмосферы как компонент ландшафта: происхождение, строение, химический состав атмосферы; влияние атмосферы на компоненты ландшафта; радиационный, тепловой и водный баланс атмосферы.

Природные воды как компонент ландшафта: общая характеристика гидросферы: химической состав природных вод; круговорот воды в природе; гидрологическая характеристика рек, озёр, грунтовых вод, ледников и болот.

Центральная часть биосферы, как компонент ландшафта: общая характеристика биосферы; законы функционирования биосферы; химический состав биосферы; классификация живых организмов по типу питания и по типу строения; влияние биосферы на другие компоненты ландшафта.

Почва как компонент ландшафта: процессы почвообразования, состав, свойства и режимы почв; влияние почв на компоненты ландшафта; биопродуктивность ландшафтов.

Физико-географические и ландшафтные карты: методы и способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом материале; классификация карт. Методы и способы составления ландшафтных карт

2.

Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов

Факторы и законы ландшафтной дифференциации: горизонтальная (широтная) зональность; долготная секторность; вертикальная поясность; закон аналогичных топографических рядов; закон зональной геолого-геоморфологической высотно-генетичеcкой ярусности равнинных и горных ландшафтов; закон экспозиционной ассиметрии склонов; закон взаимодействия природных компонентов ландшафтов.

Генезис и функционирование ландшафтов: процессы функционирования ландшафтов; большой геологический и малый биологический круговорот веществ; круговорот кальция, углерода, азота, фосфора и серы.

Основы геохимии и биогеохимии ландшафтов: основные представления о геохимических ландшафтах; классификация элементарных ландшафтов; современные представления о парагенетических системах; подвижность химических элементов в ландшафтах; геохимические барьеры; биогеохимия ландшафтов; биогеохимические провинции.

3

Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость

Природно-антропогенные ландшафты: сельскохозяйственные, агроландшафты; особенности функционирования биогеоценозов и агроценозов; последствия обезлесения суши, водной и ветровой эрозии, урбанизации, глобализации, загрязнения земель; классификация и принципы формирования агроэкологических типов земель.

Ландшафты основных природных зон: климатические условия, растительность, литогенная основа, почвы, грунтовые воды основных природных зон России; особенности природно-антропогенных ландшафтов ведущих природных зон России; характеристика ландшафтов засолённых почв; характеристика ландшафтов переменно-влажных, ксерофитно-лесных, влажных лесных, субтропических и тропических областей.

Динамика и устойчивость ландшафтов: внутригодовое и многолетние состояния ландшафтов; образование нового ландшафта; причины, вызывающие внутрисуточную и суточную динамику состояний ландшафта; динамика природных ритмов; динамика ландшафтных трендов; динамика катастроф; динамика восстановительной сукцессии; антропогенная динамика геосистем; устойчивость ландшафта; виды и механизмы устойчивости ландшафта.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


№ п/п


Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Почвоведение

+

+

+

2.

География почв, агропочвоведение, земледелие

-

+

+

3.

Почвенная микробиология, картография почв

+

+

-

4.

Агрохимия, система удобрения

-

+

-

5.

Мелиорация

+

-

-


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий, час

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины

Лек

ПЗ

ЛР

С

СРС

Все-го

1.

Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта.

10

10

2

4

26

52

2.

Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов.

6

6

-

2

14

28

3.

Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость.

4

6

-

4

14

28


6. Практические занятия, семинары и лабораторная работа

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических занятий, семинаров и лабораторной работы

Трудо-емкость,

часы

1.

1

Ландшафтный анализ территории по картам разного масштаба. (ПЗ)

2

Выделение границ поверхностей рельефа на планово-картографическом материале. (ПЗ)

2

Характеристика вертикального и горизонтального расчленения территории по топографической карте. (ПЗ)

2

Составление карты форм и элементов рельефа (ПЗ)

2

Геолого-геоморфологическое дешифрирование аэрофотоснимков и топоосновы (ЛР)


2

Физико-географические и ландшафтные карты: методы и способы отображения ландшафтных особенностей территории на планово-картографическом материале (Сем.)


2

Химический состав компонентов ландшафта (Сем.)


2

Расчет коэффициента водной миграции для оценки интенсивности перехода элементов из твердой фазы горных пород в раствор. (ПЗ)

1

Расчет коэффициента биологического поглощения химических элементов растениями. (ПЗ)

1

2.

2

Анализ перераспределения тепла и влаги на мезоформах рельефа. (ПЗ)

2

Элементарные геохимические ландшафты. (ПЗ)

4

Генезис и функционирование ландшафтов. (Сем)

2

3.

3

Физико-географическое районирование. (ПЗ)

2

Ландшафтный синтез на основе сопряжения природных компонентов. (ПЗ)

4

Техногенная миграция элементов в ландшафте. (Сем)

2

Динамика и устойчивость ландшафтов. (Сем.)

2


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) - не предусмотрено
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

  1. Ганжара Н.Ф., Байбеков Р.Ф., Бойко О.С., Колтыхов Д.С., Арешин А.В. Геология и ландшафтоведение: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Товарищество научн. изданий КМК», 2007. с ил.

  2. Атлас СССР/Под ред. Т.П. Сидоренкова. М.: «Картография» ГУГК 1985 г. 259 с.

б) дополнительная литература

  1. Антипова А.В. География России. М: Изд-во МНЭПУ, 2001. 208 с.

  2. Иванов Д.А, Тюлин В.А. Практикум по введению в агроландшафтоведение. – Москва-Тверь.: Изд-во ЧуДо, 2003.- 48 с.: цв. ил.

  3. Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование. М.:Высшая школа, 1991.

  4. Казаков Л.К. Ландшафтоведение (природные и природно-антропогенные ландшафты): Учеб.пособие.-М.: Изд-во МНЭПУ, 2004.- 264 с.

  5. Казаков Л.К. Ландшафтоведение с основами ландшафтного планирования: Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.

  6. Кирюшин В.И. Понятия природных ландшафтов и агроландшафтов, их
    устойчивости и экологической емкости. Земледелие на рубеже XXI века.- М, 2003.- С. 53 - 84.

  7. Колбовский Е.Ю. Ландшафтоведение. Учебное пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.-480 с.

  8. Николаев В.А. Космическое ландшафтоведение. М., 1993.

  9. Николаев В.А. Ландшафтоведение. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 126 с.

  10. Перельман А.И., Касимов Н.С. Геохимия ландшафта. М, 1999 .415с

  11. Яшин И.М., Пузырев С.В., Мухин Е.В. Основы ландшафтоведения (эколого-геохимические аспекты). Уч. пособие. – М.: Изд-во МСХА, 2004 .- 212 с.: ил.


в) программное обеспечение.

Для проведения лабораторно-практических занятий и семинаров рекомендуется использовать следующие программное обеспечение:

- AutoCAD;

- MapInfo Professional;

- Панорама.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Для изучения дисциплины рекомендовано пользоваться электронными библиотеками, информационно-справочными и поисковыми системами

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  2. http://google.ru

  3. http://yandex.ru

  4. http://elibrary.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения лекционных и семинарских занятий необходима аудитория с мультимедийным оборудованием.

Для проведения практических занятий необходимо: макеты ландшафтов различных природных зон; комплект географических атласов и специальных карт; топографические карты М 1: 10 000, 1: 25 000, 1:50 000, аэрофотоснимки; космические снимки; стереопары, чертежные принадлежности, миллиметровая бумага, цветные карандаши, микрокалькуляторы.
10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Проведение лекций, семинарских занятий осуществляется с использованием интерактивных форм обучения, ролевых игр, разбором ситуаций-заданий.

Рекомендуемые модули внутри дисциплины

Дисциплина состоит из связанных между собой 3 модулей: Модуль 1. «Ландшафты, их морфологическая структура. Компоненты ландшафта», 1,4 зачетных единиц, 52 час; Модуль 2. «Ландшафтная дифференциация и функционирование ландшафтов», 0,8 зачетных единиц, 28 часов; Модуль 3. «Природно-антропогенные ландшафты, их устойчивость», 0,8 зачетных единиц, 28 часов.

Рубежный контроль осуществляется в форме тестирования по тестовым заданиям промежуточного контроля.

Итоговый контроль осуществляется в форме тестирования по тестовым заданиям итогового контроля.
Примеры тестовых заданий для итогового контроля.

1. Выберите инертные компоненты ландшафта.

1. Литогенная основа (правильно)

2. Гидросфера

3. Биосфера

4. Почва

2. Выберите мобильные компоненты ландшафта

1. Биота (правильно)

2. Литогенная основа

3. Почва

4. Гидросфера

3. Какими вертикальными превышениями характеризуются мезоформы рельефа

1. Менее 1м

2. От 1метра до сотен метров (правильно)

3. От 100 метров до 3 км

4. Более 10 км
4. К какому типу относятся сельскохозяйственные ландшафты и агроландшафты

1. Местопользовательским

2. Производственным (правильно)

3. Собирательным

4. Местопользовательским и собирательным
5. Какие ландшафты относятся к автоморфным

1. Супераквальные

2. Аквальные

3. Субаквальные

4. Элювиальные (правильно)
Примеры вопросов промежуточного контроля.

1. Раскройте понятие ландшафтной оболочки.

2. Дайте определение географического ландшафта.

3. Что такое морфологическая структура ландшафта?

4. Перечислите компоненты ландшафта.

5. Перечислите показатели, по которым проводят характеристику мезорельефа.

7. Какое влияние оказывает атмосфера на другие компоненты ландшафта?

8. Что характеризует общая жёсткость воды и как она классифицируется?

9. В чём заключается сущность коэффициента водной миграции по Б.П.Полынову?
Разработчики:

РГАУ-МСХА зав. кафедрой геологии и

имени К.А. Тимирязева ландшафтоведения Н.Ф. Ганжара

РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева, доцент О.Е. Ефимов

РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева ассистент М.В.Злобина

Эксперты:

РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева профессор

кафедры почоведения В. Д. Наумов

Московский

государственный университет

имени М. В. Ломоносова зав.кафедрой

общего земледелия П. Н. Балабко


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется...
Впо и типовой рабочей программы по ландшафтному дизайну. Она содержит разделы, посвященные стилю, пространственной структуре и композиционным...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные...
В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Линейная алгебра Рекомендуется...
Эконометрика, Математический анализ, Микроэкономика, Макроэкономика, Дифференциальные и разностные уравнения, Дискретные математические...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины стандартизация и сертификация...
Наименование дисциплины стандартизация и сертификация сельскохозяйственной продукции
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для...
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология...
Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Методы оптимальных решений...
Развить системное мышление слушателей путем детального анализа подходов к математическому моделированию и сравнительного анализа...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «Химия» Рекомендуется...
Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции по общей химии, физике, биологии и математике в объеме, предусмотренном государственным...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется...
Дисциплина «гис-технологии» относится к базовой части профессионального цикла. Для успешной реализации программы необходимо соблюдение...
Примерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется...
Цель – расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск