Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 239.21 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации25.01.2015
Размер239.21 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Информатика > Примерная программа



ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА


Наименование дисциплины - ГИС-технологии

Рекомендуется для направления подготовки

110100 «Агрохимия и агропочвоведение»

Квалификация (степень) выпускника - магистр


  1. Цель и задачи дисциплины

Цель: формирование знаний, умений и навыков по геоинформационным технологиям, начиная от истории и методологии геоинформатики и заканчивая формированием пространственных объектов, созданием тематических карт и выполнением пространственного анализа в популярных геоинформационных платформах (MapInfo и ArcGIS) – c подготовкой отчета и приложением эффективных средств визуализации и прикладной интерпретацией конечных результатов в области почвоведения, агрохимии, землепользования, экологии и агроэкологии.

Задачи: дисциплина «ГИС-технологии» призвана обу­чить будущего магистра методам геоинформационного анализа проблемных экологических и агроэкологических ситуаций, почвенного покрова, параметров плодородия, техно­логического, агрохимического и экологического состояния почв, источников и закономерностей пространственного распределения загрязнения, эко­логических и агроэкологических факторов и рисков, ресурсно-эколо­ги­чес­кого потенциала земель; дать представление об основных моделях пространственных объектов и данных, их организации и управления ими, основных видах, структуре и этапах создания геоинформационных систем (ГИС); привить базовые знания и навыки представления геопространственных данных в ГИС, их пространственной привязки и векторизации, редактирования проекций картографических изображений и интеграции разнотипных данных, проведения аналитических операций и математико-картографического моделирования, цифрового моделирования рельефа и использования данных дистанционного зондирования, глобального позиционирования и ресурсов внешнего картографического и информационно-аналитического сервиса.


  1. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «ГИС-технологии» относится к базовой части профессионального цикла. Для успешной реализации программы необходимо соблюдение структурно-логических межпредметных связей, предусмотренных учебным планом подготовки магистров в рамках соответствующих программ.

Для изучения дисциплины необходимы базовые знания в области: информацион­ных технологий, математического моделирование и проектирования, геостатистики в экологии и почвоведении – включая функцио­нально-аппаратные и программные средства, многоуровневую организа­цию информационных потоков, опе­рационные среды и программные взаимодействия, системное и при­кладное программное обеспечение и условия их успешной реализации, возможности применения инфор­мационных технологий в почвоведении, агрохимии, землепользовании, экологии и агроэкологии, понятия о моделировании, классифи­кацию моделей, этапы моделирова­ния.

Дисциплина «ГИС-технологии» тесно взаимосвязана с последующими дисциплинами профессионального цикла: инновационные технологии в почвоведении, агрохимии и экологии, автоматизированные системы агроэкологической оценки земель, экологическое моделирование и проектирование, агроэкологическое моделирование и проектирование, ландшафтное планирование и проектирование агроландшафтов, экологическая экспертиза, экологическая оценка проектов землепользования, агроэкологический аудит технологий земледелия, кадастровая оценка, учет и регистрация земель, оценка экологических рисков и страхование посевов.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- способности самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

- готовности использовать агроэкологические геоинформационные сис­темы при разработке технологий оптимизации плодородия почв и производ­ства продукции растениеводства;

- способности обосновать оптимальный способ использования земли, средств химизации и механизации для получения наибольшей экономиче­ской и экологической эффективности;

- готовности составлять практические рекомендации по использованию ре­зультатов научных исследований.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать: основные модели пространственных объектов и данных, их организации и управления ими, основные виды, структуру и этапы создания геоинформационных систем (ГИС).

уметь: представлять геопространственные данные в ГИС, проводить их пространственную привязку и векторизацию, редактировать проекции и масштаб картографических изображений, интегрировать разнотипные данные в рамках одних объектов и тематических слоев, проводить логические и аналитические операции, математико-картографическое моделирование и цифровое моделирование рельефа, использовать данные дистанционного зондирования, глобального позиционирования и ресурсы внешнего картографического и информационно-аналитического сервиса.

владеть: методами геоинформационного анализа проблемных экологических и агроэкологических ситуаций, почвенного покрова, параметров плодородия, техно­логического, агрохимического и экологического состояния почв, источников и закономерностей пространственного распределения загрязнения, эко­логических и агроэкологических факторов и рисков, ресурсно-эколо­ги­чес­кого потенциала земель.


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

2

Аудиторные занятия (всего)

28

28

Лекции (Л)

6

6

Семинары (С)

8

8

Лабораторные работы (ЛР)

14

14

Самостоятельная работа (всего)

80

80

в том числе: курсовой проект

30

30

расчетно-графические работы

9

9

реферат

10

10

подготовка к промежуточному контролю (тесты)

9

9

консультации

2

2

подготовка к экзамену

20

20

Вид промежуточной аттестации

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость: часы

108

108

зачетные единицы

3

3


5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование

раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Методологические и технологические основы геоинформатики

Предпосылки развития геоинформатики. Предмет и методы геоинформатики. Взаимодействие геоинформатики, картографии и дистанционного зондирования. Определение геоинформационной системы. Модели пространственных объектов и простран­ственных данных. Организация пространственных данных. Модели СУБД и геопространства. Определение геоинформационной системы и краткая история развития ГИС. Современное состояние ГИС в России и в мире.

1.




Классификации и территориальные уров­ни, базовые компоненты и структура ГИС. Этапы создания и преимущества ГИС. Классификация ГИС по ИХ функциональным возможностям. Сравнительный анализ программ фирмы ESRI и пакета MapInfo.

2.

Основные источни­ки и типы данных в ГИС, системы их представления и обработки.


Типы и форматы данных в ГИС. Базы данных и СУБД в ГИС. Представление геопространственных данных и проекции картографических изображений в ГИС. Анализ позиционной точности данных и основных типов ошибок. Особенности интеграции разнотипных данных. Начало работы в среде разработки геоинформационных систем. Пространствен­ная привязка данных и системы координат. Векторизация данных. Формирование пространственных объектов. Логические и аналитические операции в ГИС. Математико-картографическое моделирование. Цифровое моделирование рельефа. ГИС и дистанционное зондирование. Работа с системами глобального позиционирования. Создание цифровой карты рельефа.

3.

Особенности применения ГИС в экологии, агроэкологии, почвоведении и агрохимии

Отраслевое использование ГИС в экологии и агроэкологии. Создание тематических экологических и агроэкологических слоев в ГИС. Отраслевое использование ГИС в почвоведении и агрохимии. Создание тематических почвенных и агрохимических слоев в локальных ГИС. Выполнение пространственного анализа в ArcGIS.


5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Инновационные технологии в почвоведении, агрохимии и экологии

+




+

2.

Автоматизированные системы агроэкологической оценки земель




+

+

3.

Экологическое моделирование и проектирование

+

+

+

4.

Агроэкологическое моделирование и проектирование

+

+

+

5.

Ландшафтное планирование и проектирование агроландшафтов

+

+

+

6.

Экологическая экспертиза




+

+

7.

Экологическая оценка проектов землепользования

+

+

+

8.

Агроэкологический аудит технологий земледелия




+

+

9.

Кадастровая оценка, учет и регистрация земель

+

+

+

10.

Оценка экологических рисков и страхование посевов




+

+


5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лек­ции

ЛР

С

СРС

Всего

1.

Методологические и технологические основы геоинформатики

2




8

23

33

2.

Основные источни­ки и типы данных в ГИС, системы их представления и обработки

2

8




29

39

3.

Особенности применения ГИС в экологии, агроэкологии, почвоведении и агрохимии

2

6




28

36

ВСЕГО:

6

14

8

80

108


6. Лабораторный практикум

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость, часы

1.

2

Начало работы в среде разработки геоинформационных систем.

2

2.

2

Пространственная привязка данных и системы координат.

2

3.

2

Векторизация данных. Формирование пространственных объектов.

2

4.

2

Создание цифровой карты рельефа.

2

5.

3

Создание тематических экологических и агроэкологических слоев в ГИС.

2

6.

3

Создание тематических почвенных и агрохимических слоев в локальных ГИС.

2

7.

3

Выполнение пространственного анализа в ArcGIS

2

ВСЕГО:

14


7. Примерная тематика курсовых проектов

п/п

Примерные темы курсовых проектов

1.

Разработка локальной ГИС для агроэкологического анализа почвенного покрова (конкретного хозяйства)

2.

Разработка локальной ГИС для агроэкологического анализа микроклимата рабочих участков (конкретного хозяйства)

3.

Разработка локальной ГИС для агроэкологического анализа мезо- и микрорельефа рабочих участков (конкретного хозяйства)

4.

Разработка локальной ГИС для агроэкологического анализа и контроля за развитием эрозионных процессов на землях (конкретного хозяйства)

5.

Разработка локальной ГИС для планирования систем обработки почв на территории (конкретного хозяйства)

6.

Разработка локальной ГИС для планирования систем удобрения на территории (конкретного хозяйства)

7.

Разработка локальной ГИС для планирования систем защиты растений на территории (конкретного хозяйства)

8.

Разработка локальной ГИС для планирования мероприятий по мелиорации земель на территории (конкретного хозяйства)

9.

Разработка локальной ГИС для ведения производственного агроэкологического мониторинга на территории (конкретного хозяйства)

10.

Разработка локальной ГИС для агроэкологической типизации земель (конкретного хозяйства)

11.

Разработка локальной ГИС для экологической оценки загрязнения почвенного покрова (конкретного участка)

12.

Разработка локальной ГИС для прогноза загрязнения почвенного покрова (конкретного участка) от точечного источника загрязнения

13.

Разработка локальной ГИС для прогноза загрязнения почвенного покрова (конкретного участка) от линейного источника загрязнения

14.

Разработка локальной ГИС для прогноза экологического качества грунтовых вод на территории (конкретного участка)

15.

Разработка локальной ГИС для прогноза экологического качества воды (конкретного замкнутого водоема)

16.

Разработка локальной ГИС для прогноза угрозы подтопления на территории (конкретного участка)

17.

Разработка локальной ГИС для прогноза уровня загрязнения приземного слоя атмосферы от точечного источника загрязнения

18.

Разработка локальной ГИС для прогноза уровня загрязнения приземного слоя атмосферы от линейного источника загрязнения

19.

Разработка локальной ГИС для планирования мероприятий по рекультивации земель на территории (конкретного участка)

20.

Разработка локальной ГИС для планирования мероприятий по экологически безопасному использованию загрязненных земель на территории (конкретного участка)

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:

  1. Агроэкологическая оценка земель, проектирование адап­тивно-ланд­шаф­т­ных систем земледелия и агротехнологий ( под ред. В.И.Кирюшина и А.Л. Иванова). М.: Росинформагротех, 2005. - 784 с.

  2. Геоинформационные системы в почвоведении и экологии. Интерактивный курс / Васенев И. И., Мешалкина Ю.Л., Грачев Д.А. (под ред. И.И. Васенева) – М.: РГАУ-МСХА, 2010. 212 с.

  3. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 384 с.

  4. Информационно-справочные системы по оптимизации землепользования в условиях ЦЧЗ (под ред. И.И. Васенёва и Г.Н. Черкасова). – Курск. 2002.

  5. Методика агроэкологической типизации земель в агроландшафте / Васенёв И.И., Руднев Н.И., Хахулин В.Г. (под ред. И.И. Васенёва). М.: Россельхозакадемия. 2004. 80 с.

  6. Методология составления крупномасштабных агроэкологически ориентированных почвенных карт (подгот. Н.П. Сорокиной). М.2006. 159 с.

  7. Пузаченко Ю.Г. Математические методы в экологических и географических исследованиях. – М.: Академия. 2004.

  8. Садовникова Л.К., Орлов Д.С, Лозановская И.Н. Экология и охрана окружающей среды при химическом загрязнении. М., 2006. - 336 с.

  9. Экологическое картографирование (Стурман В.И.) М.: Аспект Пресс, 2003.-251 с.

б) дополнительная литература:

  1. Агроэкология. (Под ред. В.А. Черникова и А.И. Чекереса).M: Колос, 2000. -536 с.

  2. Агроэкология. Методология, технология, экономика (Под ред. В.А. Черникова и А.И. Чекереса).M.: КолосС, 2004.

  3. Агроэкологическая оптимизация земледелия. – Курск, 2004.

  4. Васильев С.А., Фомин С.А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Учебно-методическое пособие. М. Изд-во МНЭПУ, 2003. – 192 с.

  5. Глобальные проявления изменения климата в агропромышленной сфере (под ред. А.Л. Иванова). – М., 2004.

  6. Дубенок Н.Н. и др. Агроэкология техногенно загрязнен­ных ландшафтов. М. 2006.

  7. Зайдельман Ф.Р. Мелиорация почв. – М.: МГУ, 2003.

  8. Комплексный эколого-экономический анализ оценки воз­действия на окружающую среду (Постников Д.А. и др.) М.:МСХА, 2003.-84 с.

  9. Методическое пособие и нормативные материалы для разработки адаптивно-ландшафтных систем земледелия. – Курск, 2001.

  10. Милащенко Н.З., Соколов О.А., Брайсон Т., Черников В.А. Устойчивое развитие агроландшафтов. Т. 1, 2. – Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2000.

  11. Минеев В.Г. Агрохимия. – М.: МГУ, 2004.

  12. Научные основы оптимизации питания и фитосанитарного состояния посевов в ландшафтном земледелии. (Под ред. В.Г.Сычева). М.: РАСХН, 2005. 94 с.

  13. Основы ландшафтоведения (эколого-геохимические аспекты) / под ред. И.М. Яшина. – М., 2004.

  14. Основы экологического аудита (Под ред. А.Т. Никитина, С.А. Степанова). M.: Изд-во МНЭПУ, 2006. - 392 с.

  15. Основы экологического нормирования (Сластя И.В. и др.) М.:МСХА, 2004.-120 с.

  16. Охрана окружающей среды (Титова В.И., Дабахова Е.В.) Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. -213 с.

  17. Системы земледелия (Сафонов А.Ф., Гатаулин A.M., Пла­тонов И.Г. и др.) М: КолосС, 2006. -447 с.

  18. Тетиор А.Н. Экологическая инфраструктура. М.: КолосС. 2005. – 272 с.

  19. Черников В.А., Милащенко Н.З., Соколов О.А. Экологическая безопасность и устойчивое развитие. Книга 3. Устойчивость почв к антропогенному воздействию. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 2001.

  20. Черников В.А., Соко­лов О.А. Экологически безопасная продукция. М. КолосС, 2008. – 450 с.

  21. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. Под ред. Н.Н. Гришина.- М.: Изд-во Центрэкопроект., № 4, 2004.-164 с.

  22. Экологический аудит (Сергеева Т.А.). М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-207 с.

  23. Экономический анализ воздействий на окружающую среду / Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. – М.: Вита-Пресс. 2000.

  24. Эрозия и охрана почв (Кузнецов М.С., Глазунов Г.П.). 2 изд. М.: КолосС, 2006. -352 с.

  25. Якушев В.П. На пути к точному земледелию. С.-П., 2002. 457 с.

в) программное обеспечение:

1. ArcGIS.

2. MapInfo.

3. SURFER.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

  1. Локальная информационно-спра­воч­ная система по оптимизации земледелия в хозяйстве – ЛИССОЗ / Васенёв И.И., Руднев Н.И., Хахулин В.Г., Бузылев А.В. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2005610898.

  2. Региональная автоматизированная система комплексной агроэкологической оцен­ки земель – РАСКАЗ / Васенёв И.И., Хахулин В.Г., Бузылев А.В. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2005610897.

  3. Аннотированное ссылки на сайты ГИС-тематики: http://www.gis.report.ru

  4. Гис-Ассоциация. Последние новости в мире геоинформационных технологий, конференции, библиотека, статьи, и даже предложение/поиск работы: http://gisa.ru/assoc.html

  5. Единое хранилище ГИС программ и данных: http://www.geocomm.com/

  6. Дата+ - официальный дистрибьютор компаний ESRI, LEICA Geosystem. Информация и руководства по ArcView, ArcGIS, ERDAS Imagine. Литература, статьи, форумы: http://www.dataplus.ru/

  7. Сайт для профессионалов и любителей в области Геоинформационных систем (ГИС) и Дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ): http://www.gis-lab.info

  8. Словари картографической терминологии (ГИС, ЦМР, оверлей, и др.): http://www.gisa.ru/wbuch.html

  9. Эсти-Мар - официальный российский представитель MapInfo (описания всего семейства продуктов MapInfo, последние новости, цены и др.): http://www.esti-map.ru/

  10. Clark M. Advanced Geographic Information Systems [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.sonoma.edu/users/c/clamatth/geog487/ gis.jpg. – Англ. – Редакция от 31.12. 2010.

  11. Krygier J.B. Geography 353:Cartography and Visualization. [Электронный ресурс]–Режим доступа: http://krygier.owu.edu/krygier_html/geog_353/geog_353_lo/ geog_353_lo04.html. – Англ. – Редакция от февраля 2010.

  12. Riesterer J. Introduction to Topographic Map. [Электронный ресурс] / – GEOSTAC/ – Режим доступа: http://geology.isu.edu/geostac/ Field_Exercise/topomaps/ distortion.htm. – Англ. – Редакция от 07.04.2008.

  13. www.earth.google.com

  14. http://geoengine.nima.mil/- Geospatial Engine. Каталог покрытий космической съемки системы SPOT с 10 м разрешением на местности.

  15. http://www.spot-vegetation.com -  в рамках программы Vegetation каждые 10 дней на основе съемки SPOT на весь мир создаются трехканальные сцены с разрешением 1 км.

  16. http://edcsns17.cr.usgs.gov/EarthExplorer/-  EarthExplorer - Официальный каталог снимков системы Landsat всех поколений.

  17. http://www.landsat.org/worldclickmap.html -  Landsat.org - Наиболее удобный каталог для поиска нужного снимка. Нужно выбрать сцену на карте

  18. https://zulu.ssc.nasa.gov/mrsid/mrsid.pl-  - GeoCover™ - каталог трехканальных покрытий LANDSAT 5/7 с разрешением 28,5-30 м на весь мир


9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения лекционных занятий по дисциплине «ГИС-техно­логии» необходима аудитория с интерактивной доской и подключением к Интернет. Для проведения лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «ГИС-технологии» необходимы компьютерный класс со специализированным программным обеспечением (ArcGIS, MapInfo, SURFER, ЛИССОЗ, РАСКАЗ) и доступом к Интернет, и компьютерная лаборатория, оснащенная широкоформатными сканерами и плоттерами – для векторизации основы, новых тематических слоев ГИС и распечатки подготовленных при выполнении курсовых проектов рабочих наборов из локальных ГИС.

10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

10.1. Структурно-логическая схема изучения учебной модульной дисциплины «ГИС-техно­логии»


1 год обучения: 2 семестр


Учебный модуль I. «История и методология геоинформатики. Определение и модели ГИС»


Общее количество баллов – 25

1-10 Неуд.

11-15 Удовл.

16-21 Хор.

22-25 Отл.



Учебный модуль II. «Структура и классификация ГИС. Система представления картографических данных в ГИС»


Общее количество баллов – 29


1-13 Неуд.

14-20 Удовл.

21-25 Хор.

26-29 Отл.




Учебный модуль III. «ГИС-моделирование, дистанционное зондирование и глобальное позиционирование. Применения в почвоведении, агрохимии и экологии»


Общее количество баллов – 46

1-17 Неуд.

18-30 Удовл.

31-40 Хор.

41-46 Отл.





Условные обозначения



связь учебных модулей




промежуточный контроль



итоговый контроль







10.2. Критерии оценки знаний, умений, навыков

Общее количество баллов

Кол-во кредитов


Максимальная сумма

баллов

Оценка

Неудовлетворит.

Удовлетворит.

Хорошо

Отлично

Оценка ECTS

F (2)

FX (2+)

E (3)

D (3+)

C (4)

B (5)

A (5+)

3

100 – до экзамена

менее 31

31-40

41-50

51-65

66-85

86-93

94-100

125 – после экзамена

менее 41

41-50

51-60

61-80

81-105

106-114

115-125

Балльная структура оценки и шкала оценок (при 3 кредитах)

Посещение занятий – 1 балл → 14 баллов

Активная работа на семинаре – 5 → 3 балла · 4 → 12 баллов

Внутрисеместровые аттестации:

Реферат – 5 → 5 баллов

Расчетно-графические работы – 5 → 3 балла · 3 → 9 баллов

Лабораторные работы – 5 → 3 балла · 7 → 21 балл

Контрольные работы (тесты) – 5 → 3 балла · 3 → 9 баллов

Творческая работа:

Курсовой проект – 5 → 30 баллов

Итоговое испытание (экзамен) – 5 → 30 баллов

Всего – до 100 баллов (до экзамена) или 125 баллов (после экзамена)

Максимальная сумма баллов: S max = 14 + 12 + 5 + 9 + 21 + 9 +30 + (30)

Система оценок:

A

Отлично - блестящие результаты с незначительными недочётами

B

Очень хорошо - выше среднего уровня, с некоторыми недочётами

C

Хорошо - в целом серьёзная работа, но с рядом замечаний

D

Удовлетворительно - неплохо, однако имеются серьёзные недочёты

E

Посредственно - результаты удовлетворяют минимальным требованиям (проходной балл)

FX

Условно неудовлетворительно - для присвоения кредита требуется выполнение некоторой дополнительной работы

F

Безусловно неудовлетворительно - требуется выполнение значительного объёма работы (либо повтор курса в установленном порядке, либо основание для отчисления)


Разработчики:


РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева

зав. кафедрой

экологии

И.И. Васенев


РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева

доцент кафедры

экологии

Ю.Л. Мешалкина



Эксперты:

МГУ имени М.В. Ломоносова

декан факультета почвоведения

С.А. Шоба

РГАУ-МСХА

имени К.А. Тимирязева

зав. кафедры земледелия и МОД

М.А. Мазиров




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные...
В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Анатомия Рекомендуется...
Дисциплина «Анатомия» относится к циклу математических и естественнонаучных дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Фармакология Рекомендуется...
Дисциплина «Фармакология» относится к циклу математических, естественнонаучных, дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины ландшафтоведение рекомендуется...
Цель дисциплины – формирование современных знаний и навыков о ландшафтах (геосистемах), об их строении, свойствах, динамике, геоэкологических...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Линейная алгебра Рекомендуется...
Эконометрика, Математический анализ, Микроэкономика, Макроэкономика, Дифференциальные и разностные уравнения, Дискретные математические...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется...
Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины стандартизация и сертификация...
Наименование дисциплины стандартизация и сертификация сельскохозяйственной продукции
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Химия Рекомендуется для...
Обучение студентов осуществляется на основе преемственности знаний и умений, полученных в курсе Химии общеобразовательных учебных...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Нормальная физиология...
Дисциплина «Нормальная физиология» относится к математическому, естественнонаучному циклу дисциплин
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины Методы оптимальных решений...
Развить системное мышление слушателей путем детального анализа подходов к математическому моделированию и сравнительного анализа...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины «Химия» Рекомендуется...
Для ее изучения необходимы знания, умения и компетенции по общей химии, физике, биологии и математике в объеме, предусмотренном государственным...
Примерная программа наименование дисциплины гис-технологии Рекомендуется для направления подготовки iconПримерная программа наименование дисциплины история отечества рекомендуется...
Цель – расширение и углубление знаний студентов в области Отечественной и мировой истории, развитие аналитического мышления, навыков...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск