ПРИЛОЖЕНИЕ 1 КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
КОМПЕТЕНЦИЯ: ПК-1 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии (шифр и название) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
– профессиональная компетенция выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования Экология и природопользование, уровень ВО бакалавриат, вид профессиональной деятельности научно-исследовательская деятельность
_________________________.
– профессионально-специализированная компетенция (или иное название из ФГОС) выпускника образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего образования___________, уровень ВО_______________, вид профессиональной деятельности ___________________________., направленность (профиль) программы__________________________ .
Указывается взаимосвязь данной компетенции с другими компетенциями (необходимость освоения компетенции в определенной последовательности по отношению к другим компетенциям, если такая необходимость имеется).
Приводится ссылка на Профессиональный стандарт (при наличии) и указывается соответствующая обобщенная трудовая функция или трудовая функция из него.
Данная компетенция связана со следующими компетенциями:
владение базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ОПК-1);
владение базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользования; владением методами химического анализа, владением знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; владением навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации (ОПК-2);
владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования (ОПК-3);
владение знаниями об основах учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении (ОПК-5);
Комментарии
Владение знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии. Знания в этих областях раскрывают связи общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде, что необходимо будущему профессиональному работнику в области экологии и природопользования.
В связи с тем, что указанная компетенция формируется на трёх курсах бакалавриата – первом, втором и четвёртом, можно выделить 3 основных этапа (уровня) освоения компетенции. Компетенция осваивается при изучении таких учебных дисциплин, как Землеведение, Учение об атмосфере, Учение о гидросфере, Ландшафтоведение, Экономическая и социальная география России, Экономическая и социальная география мира и др.
Компетенция осваивается в процессе учебных и производственных практик, связанных с проведением наблюдений, сбором и анализом информации в области экологии и природопользования. Проверка уровня сформированности компетенции происходит во время Государственной итоговой аттестации.
Компетенция формируется во время всех видов занятий: на лекциях, практических (семинарских) занятиях, в процессе самостоятельной работы студентов, при написании курсовых и выпускных квалификационных работ. СООТВЕТСТВИЕ ЭТАПОВ (УРОВНЕЙ) ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
ПЛАНИРУЕМЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И КРИТЕРИЯМ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Этап (уровень) освоения компетенции*
| Планируемые результаты обучения**
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
| Критерии оценивания результатов обучения
| 2
| 3
| 4
| 5
| Первый этап (уровень)
(ПК-1) –I
| Владеть:
навыками самостоятельной работы со специализированной литературой
навыками чтения тематических и общегеографических карт,
методическими подходами к анализу географических оболочек Земли;
навыками составления и оформления фрагментов тематических планов и карт;
приемами картометрических вычислений;
навыками использования карт для систематизации территориальной информации
Уметь:
выстраивать взаимосвязи между географическими науками;
ориентироваться по общегеографическим и тематическим картам;
объяснять функции, природные и антропогенные изменения физического состояния геосистем (экосистем) на планете, формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы,
разбираться в метеорологических показателях и прогнозах$
классифицировать картографические изображения;
подбирать картографическую основу для создания тематических карт;
выполнять картометрические вычислений по картам
Знать:
современные представления о Земле как планете Солнечной системы.
о внутренних и внешних оболочках Земли, их границах, составе и строении.
о роли географической среды в развитии человеческого общества
об экологических проблемах человечества в эпоху НТР,
сущность физических процессов, развивающихся в атмосфере и их экологическую значимость;
основные виды картографических произведений и методы их создания;
основы построения картографического изображения, способы его преобразования;
способы картографического изображения и применение условных обозначений на картах
| не владеет
навыками самостоятельной работы со специализированной литературой, чтения тематических и общегеографических карт, приемами картометрических вычислений;
методическими подходами к анализу географических оболочек Земли.
не умеет
объяснять природные и антропогенные изменения физического состояния геосистем,
подбирать картографическую основу для создания тематических карт,
выполнять картометрические вычислений по картам формулировать выводы,
разбираться в метеорологических показателях и прогнозах.
Не знает
современные представления о Земле как планете Солнечной системы.
о внутренних и внешних оболочках Земли, их границах, составе и строении.
о роли географической среды в развитии человеческого общества
об экологических проблемах человечества,
сущность физических процессов, развивающихся в атмосфере и их экологическую значимость,
основы построения картографического изображения, способы и применение условных обозначений на картах
| недостаточно владеет навыками самостоятельной работы со специализированной литературой, навыками чтения тематических и общегеографических карт; приемами картометрических вычислений;
слабо разбирается в метеорологических показателях и прогнозах, в основах построения картографического изображения, в применении условных обозначений на картах;
недостаточно уверенно объясняет природные и антропогенные изменения физического состояния геосистем,
недостаточен уровень конкретных знаний по отдельным дисциплинам
| хорошо владеет навыками самостоятельной работы со специализированной литературой
чтения тематических и общегеографических карт, приёмами картометрических вычислений;
умеет с помощью преподавателя объяснять природные и антропогенные изменения физического состояния геосистем, формулировать выводы, разбираться в метеорологических показателях и прогнозах, умеет применять условные обозначения на картах.
хорошо знает основы учебных дисциплин, связанных с изучением географических оболочек Земли
| свободно владеет навыками самостоятельной работы со специализированной литературой,
чтения тематических и общегеографических карт, приёмами картометрических вычислений; методическими подходами к анализу географических оболочек Земли.
умеет самостоятельно формулировать выводы, приводить примеры, комментировать графики, таблицы, схемы,
свободно владеет материалом учебных дисциплин
| Второй этап (уровень)
(ПК-1) –II
| Владеть:
навыками лабораторных и полевых методов исследований;
основными методами изучения водных объектов, устройством и назначением некоторых гидрологических приборов;
В (ПК-1) –II
Уметь:
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;
организовывать наблюдения на водных объектах, используя наиболее распространенные гидрологические приемы;
______У (ПК-1) –II
Знать:
свойства и структуры природных и природно-антропогенных геосистем;
основные факторы пространственной дифференциации природных геосистем, закономерности природных процессов, происходящих как в отдельных геосферах, так и в географической оболочке,
основные закономерности формирования водных объектов земного шара;
З (ПК-1) –II
| Не владеет навыками лабораторных и полевых методов исследований;
основными методами изучения водных объектов, устройством и назначением некоторых гидрологических приборов;
Не умеет
излагать и критически анализировать базовую общепрофессиональную информацию;
организовывать наблюдения на водных объектах
Не знает
свойства и структуры природных и природно-антропогенных геосистем;
закономерности природных процессов, происходящих как в отдельных геосферах, так и в географической оболочке, основные закономерности формирования водных объектов земного шара.
| Слабо владеет навыками лабораторных и полевых методов исследований;
Слабо излагает и критически анализирует базовую общепрофессиональную информацию;
Слабо ориентируется в закономерностях природных процессов, происходящих на Земле, в основных закономерностях формирования водных объектов
| Хорошо владеет навыками лабораторных и полевых методов исследований;
уверенно излагает и критически анализирует базовую общепрофессиональную информацию;
Хорошо ориентируется в свойствах и структуре природных и природно-антропогенных геосистем, в основных закономерностях формирования водных объектов
| Уверенно владеет навыками лабораторных и полевых методов исследований;
Хорошо излагает и критически анализирует общепрофессиональную информацию;
Умеет применять законы, теории в конкретных практических ситуациях, грамотно излагать и оценивать основные закономерности формирования водных объектов, свойства и структуру природных и природно-антропогенных геосистем, проводит различие между фактами и следствиями
| Третий этап (уровень)
(ПК-1) –III
| Владеть:
методами исследования территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических явлений и процессов; методологией страноведческого исследования; навыками анализа территориальной дифференциации природно-ресурсных, социальных и экономических явлений в разных странах и регионах мира _____В (ПК-1) –III
Уметь:
составлять подробную характеристику базовых отраслей народного хозяйства страны и выявлять ключевые проблемы развития основных районов страны; оценивать изменения в структуре хозяйства мира в целом и отдельных стран ___З (ПК-1) –III
Знать:
Теоретические основы и базовые представления экономической и социальной географии о территориальных взаимодействиях в системе «природа - население - хозяйство», а также о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства, складывающихся под влиянием географического (территориального) разделения труда на различных иерархических уровнях – от локального и регионального до глобального ___З (ПК-1) –III
| Не владеет методологией страноведческого исследования; навыками анализа территориальной дифференциации в разных странах и регионах мира, слабо отвечает на вопросы; Не умеет оценивать изменения в структуре хозяйства;
выявлять ключевые проблемы развития основных районов страны; оценивать изменения в структуре хозяйства стран
Не знает о пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства
| Слабо владеет
методологией страноведческого исследования; Слабо анализирует территориальную дифференциацию в странах и регионах мира, слабо отвечает на вопросы;
испытывает трудности в оценивании изменений в структуре хозяйства;
выявлять ключевые проблемы развития районов страны
Слабо ориентируется в пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства
| Хорошо владеет методологией страноведческого исследования; Слабо анализирует территориальную дифференциацию в странах и регионах мира, Умеет отвечать на вопросы; оценивать изменения в структуре хозяйства; в целом выявляет ключевые проблемы развития районов страны
В целом ориентируется в пространственных структурах населения, природопользования и хозяйства
| Свободно владеет методологией страноведческого исследования; Полноценно отвечает на вопросы; анализирует территориальную дифференциацию в странах и регионах мира, Умеет свободно оценивать изменения в структуре хозяйства;
преобразовывать словесный материал графики, таблицы, схемы, в целом выявляет ключевые проблемы развития районов страны
Хорошо понимает пространственные структуры населения, природопользования и хозяйства, оценивает соответствие выводов имеющимся данным,
значимость того или иного продукта деятельности.
|
РЕКОМЕНУЕМЫЕ ТИПЫ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ. В (ПК-1)-1:
практические задания (расчётные задачи, работа с контурными картами, работа с метеорологическими приборами)
У (ПК-1)-1:
реферат, расчетно-графические работы
З (ПК-1) -1: тестирование, письменные ответы на вопросы, сдача номенклатуры, коллоквиумы
В (ПК-1)-П:
Кейс-метод, деловая игра
У (ПК-1)-П:
Задачи и задания реконструктивного уровня
З (ПК1) –П:
Репродуктивные задачи и задания
В (ПК-1)-Ш:
Задания на оценку анализа проблем и принятие решений по их решению
Метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей)
У (ПК-1)-Ш:
Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты
З (ПК1)-Ш:
Творческие задания, собеседование, консультации |