Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 88.46 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.05.2014
Размер88.46 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок

Урок по географии. 8 класс.


Разработан учителем географии

ГБОУ СОШ №283 СВАО г.Москвы

Куландиной Н.К.
Тема урока: Закономерности распространения почв.
Цели урока:

1. Образовательные:

  • сформировать представление о закономерностях размещения почвенных зон на территории России;

  • сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;

  • сформировать представление о почвах Московской области.

2. Развивающие:

  • развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;

  • продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);

  • развивать логическое мышление, речь и память учащихся.

3. Воспитательные:

  • осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);

  • воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).

Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.
Оборудование: почвенная карта, физическая карта; карта, созданная с использованием УМК «Живая география», таблицы «Типы почв России», «Почвенные разрезы», smart-доска.
Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение. Проверка домашнего задания.

1. Взаимоопрос в группах по 4 человека.

Работа ведется по карточкам: один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют правильность по образцу.


Вопросы:

  1. Что называется почвой?

  2. Назовите условия почвообразования.

  3. Какие из них являются главными?

  4. Кто основатель науки о почвах?

  5. Назовите свойства почвы.

  6. Почему почвы России разнообразны?




Ответы для проверки по образцу:

1. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры.

2. Условия почвообразования – материнская горная порода, растения, животные, климат (тепло и влага), рельеф, время, микроорганизмы, воды.

3. Главные – материнская горная порода, климат, растения и животные, микроорганизмы.

4. В.В.Докучаев.

5. Почва обладает плодородием (Содержит перегной, минеральные соли, воздух, влагу), имеет почвенные горизонты.

6. На образование почв влияет множество природных компонентов. На огромной территории России компоненты разные и сочетание их разное.

После проверки учащегося (в классе одновременно отвечают 5-7 человек) учитель может устно задать ученикам эти же вопросы и поставить оценки в журнал.
2. Тестовые задания

1. Почвы отличаются от горной породы:

а) плодородием;

б) увлажнением;

в) твердостью.

2. Горизонт вымывания имеют почвы:

а) черноземы;

б) подзолистые;

в) тундрово-глеевые.

3. Материнская порода – это горизонт:

а) А1;

б) А2;

в) В;

г) С.

4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

а) растения;

б) насекомые;

в) млекопитающие.

5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

а) влаги;

б) минеральных солей;

в) воздуха;

г) гумуса.

6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:

а) личинок насекомых;

б) червей;

в) бактерий;

г) грибков.

7. Способностью удерживать перегной обладают:

а) пески;

б) известняки;

в) глина.

8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:

а) подзолистые;

б) дерново-подзолистые;

в) серые лесные.

Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.


III. Изучение нового материала.

- Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите почвы. (Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, серо-бурые полупустынные).

- Кажется, карта пестрая почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины. (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)

- Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности. «Почва – зеркало ландшафта».

Далее учитель рассказывает о типах почв России, а учащиеся заполняют таблицу:

Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования
















- Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг.

(Используя smart-доску, учитель во время рассказа поэтапно демонстрирует карту, созданную с помощью УМК «Живая география», которая приобретает следующий вид)



В арктической пустыне весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет. «Почти», потому что в Арктике есть участки, не занятые снегом и льдом, и на них очень медленно формируется тонкий слой арктических почв (показ почвы на экране).



К югу в тундре тепла земля получает больше, но лето прохладное и короткое. Почвообразование замедляет и многолетняя мерзлота, охлаждая почву. Растительность представлена мхами, лишайниками и многолетними кустарниками. Под такой растительностью формируются почвы тундрово-глеевые (показ почвы на экране). Гумуса в них мало, т.к. растительный покров не богат и образование гумуса замедлено из-за недостатка тепла.



В тайге формируются подзолистые, дерново-таежные, таежно-мерзлотные почвы (показ почвы на экране),



При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.

- Почему в тайге в почвах мало гумуса, хотя растительность тайги гораздо богаче растительности тундры и степей по биомассе? (При избыточном увлажнении идет промыв гумуса и солей. Деревья – это многолетние растения, к тому же ель, сосна, пихта – вечнозеленые, только лиственница ежегодно сбрасывает всю хвою .)

Учитель дополняет: хвоя – неблагоприятный растительный опад, т.к. содержит смолы. При гниении (а оно затруднено) образуются фульвокислоты, которые вымываются из почвы, и к тому же придают ей повышенную кислотность. Поэтому почвы тайги – кислые.

В сибирской тайге почвообразование замедлено из-за подземного «холодильника» - многолетней мерзлоты. Почвы здесь таежно-мерзлотные (показ почвы на экране). Промыва в этих почвах нет из-за мерзлоты, которая

является водоупорным слоем.
В южной тайге и под смешанными лесами формируются дерново-подзолистые почвы (показ почвы на экране).


Кроме этого под смешанными и широколиственными лесами формируются серые лесные почвы, а на Дальнем Востоке бурые лесные почвы (показ почвы на экране). Благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду, почвы смешанных и широколиственных лесов содержат больше гумуса.



Самые плодородные почвы под степной травянистой растительностью – черноземы и каштановые почвы (показ почвы на экране). В них гумуса 10-12%, т.е. в 10-12 раз больше, чем в почвах тайги.



- Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозем, «царь почв», по образному выражению Докучаева, находится под степной растительностью? (Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнение недостаточное, что способствует накоплению гумуса. Более длительный период почвообразования – длинное теплое лето.)

В полупустыне при скудном увлажнении и разреженном растительном покрове формируются засоленные бурые и серо-бурые почвы (показ почвы на экране).



- Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности. Подумайте, где этот закон нарушается? (В горах – высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. На разных горных породах – разные почвы: на известняках в лесной зоне формируются дерново-карбонатные почвы с большим содержанием гумуса, который удерживается кальцием. Пойменные почвы – вдоль рек, плодородны, благодаря ежегодному поступлению в них ила во время половодья.)



По окончании беседы у учащихся должна получиться таблица:

Типы и свойства почв различных природных зон


Природная зона

Типы почв

Содержание гумуса

Свойства почвы

Условия почвообразования

1.Арктическая пустыня

часто от-сутствуют или аркти-ческие

крайне мало

не плодо-родная

мало тепла и рас-тительности

2.Тундра

тундрово-глеевые

мало

маломощ-ные, име- ют слой глеевой

вечная мерзлота, мало тепла, пере-увлажнение, не-достаток кислоро-да

3.Лесная зона




а) тайга

подзолис-тые

мало (1-2%)

промывные, кислые

k>1, растительные остатки – хвоя

б) тайга Вос-точной Сиби-ри

таежно-мерзлот-ный

мало

малоплодородные холодные

вечная мерзлота

в) смешанные леса

дерново-подзолистые

больше, чем в подзолис-тых

более плодород-ные

промыв весной, больше растительных остатков

г) широколис-твенные леса

серые лесные

4-5%

4.Степи

чернозе-мы, кашта-новые

10-12%

самые плодород-ные поч-вы, зер-нистая структура

k=1 и 0,8-0,9; много раститель-ных остатков ежегодно, много тепла

5.Полупусты-ни

бурые по-лупустынь серо-бу-рые

гумуса мень-ше

засоление почв

Сухой климат, раз-реженный расти-тельный покров, k<0,5


IV. Закрепление.

- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные.)

- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях.)

- Какие почвы самые плодородные? (Черноземы.)

- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идет промыв почвы, т.к. увлажнение избыточно.)

- В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь.)

- Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, таежно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву.)

- Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен – хвоя; идет промыв почв, т.к. k>1, ибыточный.)
V. Домашнее задание.

Параграф 27. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск