Урок по географии. 8 класс. Разработан учителем географии
ГБОУ СОШ №283 СВАО г.Москвы
Куландиной Н.К. Тема урока: Закономерности распространения почв. Цели урока:
1. Образовательные:
сформировать представление о закономерностях размещения почвенных зон на территории России;
сформировать умение объяснять взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью;
сформировать представление о почвах Московской области.
2. Развивающие:
развивать умения овладевать основными мыслительными операциями – анализ, синтез, сравнение;
продолжить формирование умения работы с географическими картами (способ наложения карт);
развивать логическое мышление, речь и память учащихся.
3. Воспитательные:
осуществлять экологическое воспитание учащихся на примере бережного отношения к природе (к почвам);
воспитывать чувство патриотизма и гордости богатствами природных ресурсов России (чернозем).
Оборудование: климатическая карта России, почвенная карта России, карта «Природные зоны России», атласы, раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся. Оборудование: почвенная карта, физическая карта; карта, созданная с использованием УМК «Живая география», таблицы «Типы почв России», «Почвенные разрезы», smart-доска. Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение. Проверка домашнего задания.
1. Взаимоопрос в группах по 4 человека.
Работа ведется по карточкам: один ученик отвечает на вопросы карточки, трое слушают ответ и проверяют правильность по образцу.
Вопросы:
Что называется почвой?
Назовите условия почвообразования.
Какие из них являются главными?
Кто основатель науки о почвах?
Назовите свойства почвы.
Почему почвы России разнообразны?
|
Ответы для проверки по образцу:
1. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой земной коры.
2. Условия почвообразования – материнская горная порода, растения, животные, климат (тепло и влага), рельеф, время, микроорганизмы, воды.
3. Главные – материнская горная порода, климат, растения и животные, микроорганизмы.
4. В.В.Докучаев.
5. Почва обладает плодородием (Содержит перегной, минеральные соли, воздух, влагу), имеет почвенные горизонты.
6. На образование почв влияет множество природных компонентов. На огромной территории России компоненты разные и сочетание их разное.
| После проверки учащегося (в классе одновременно отвечают 5-7 человек) учитель может устно задать ученикам эти же вопросы и поставить оценки в журнал. 2. Тестовые задания
1. Почвы отличаются от горной породы:
а) плодородием;
б) увлажнением;
в) твердостью.
2. Горизонт вымывания имеют почвы:
а) черноземы;
б) подзолистые;
в) тундрово-глеевые.
3. Материнская порода – это горизонт:
а) А1;
б) А2;
в) В;
г) С.
4. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) растения;
б) насекомые;
в) млекопитающие.
5. Плодородие почвы зависит от наличия в почве:
а) влаги;
б) минеральных солей;
в) воздуха;
г) гумуса.
6. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) личинок насекомых;
б) червей;
в) бактерий;
г) грибков.
7. Способностью удерживать перегной обладают:
а) пески;
б) известняки;
в) глина.
8. В умеренно-континентальном климате при достаточном увлажнении под широколиственными лесами формируются почвы:
а) подзолистые;
б) дерново-подзолистые;
в) серые лесные.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – г; 4 – а; 5 – г; 6 – в; 7 – б; 8 – в.
III. Изучение нового материала.
- Ребята, посмотрите на почвенную карту России. Назовите почвы. (Арктические, тундрово-глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые, серо-бурые полупустынные).
- Кажется, карта пестрая почвы расположены хаотично. Есть ли закономерности в размещении почв? Давайте совершим путешествие по почвенной карте с севера на юг по территории Восточно-Европейской равнины. (Почвы подчиняются закону широтной зональности, т.к. мы двигались по равнине с севера на юг. В горах почвы изменяются, следуя закону вертикальной зональности от подножья к вершине.)
- Нарушают закон широтной зональности почвы аллювиальные в поймах рек, почвы болот, вулканические. Тип почвы соответствует типу растительности. «Почва – зеркало ландшафта».
Далее учитель рассказывает о типах почв России, а учащиеся заполняют таблицу:
Природная зона
| Типы почв
| Содержание гумуса
| Свойства почвы
| Условия почвообразования
|
|
|
|
|
| - Почвы России разнообразны. Каждому типу растительности соответствует свой тип почвы. Мы проследим смену почв на равнине, двигаясь с севера на юг.
(Используя smart-доску, учитель во время рассказа поэтапно демонстрирует карту, созданную с помощью УМК «Живая география», которая приобретает следующий вид)
В арктической пустыне весь год низкие температуры, на поверхности лежит снег или лед, которые не могут быть материнской породой. Поэтому почв в арктической пустыне почти нет. «Почти», потому что в Арктике есть участки, не занятые снегом и льдом, и на них очень медленно формируется тонкий слой арктических почв (показ почвы на экране).
К югу в тундре тепла земля получает больше, но лето прохладное и короткое. Почвообразование замедляет и многолетняя мерзлота, охлаждая почву. Растительность представлена мхами, лишайниками и многолетними кустарниками. Под такой растительностью формируются почвы тундрово-глеевые (показ почвы на экране). Гумуса в них мало, т.к. растительный покров не богат и образование гумуса замедлено из-за недостатка тепла.
В тайге формируются подзолистые, дерново-таежные, таежно-мерзлотные почвы (показ почвы на экране),
При избыточном увлажнении идет промыв гумуса, образуется неплодородный горизонт вымывания – подзол.
- Почему в тайге в почвах мало гумуса, хотя растительность тайги гораздо богаче растительности тундры и степей по биомассе? (При избыточном увлажнении идет промыв гумуса и солей. Деревья – это многолетние растения, к тому же ель, сосна, пихта – вечнозеленые, только лиственница ежегодно сбрасывает всю хвою .)
Учитель дополняет: хвоя – неблагоприятный растительный опад, т.к. содержит смолы. При гниении (а оно затруднено) образуются фульвокислоты, которые вымываются из почвы, и к тому же придают ей повышенную кислотность. Поэтому почвы тайги – кислые.
В сибирской тайге почвообразование замедлено из-за подземного «холодильника» - многолетней мерзлоты. Почвы здесь таежно-мерзлотные (показ почвы на экране). Промыва в этих почвах нет из-за мерзлоты, которая
является водоупорным слоем. В южной тайге и под смешанными лесами формируются дерново-подзолистые почвы (показ почвы на экране).
Кроме этого под смешанными и широколиственными лесами формируются серые лесные почвы, а на Дальнем Востоке бурые лесные почвы (показ почвы на экране). Благодаря большему, чем в тайге, количеству тепла и более благоприятному растительному опаду, почвы смешанных и широколиственных лесов содержат больше гумуса.
Самые плодородные почвы под степной травянистой растительностью – черноземы и каштановые почвы (показ почвы на экране). В них гумуса 10-12%, т.е. в 10-12 раз больше, чем в почвах тайги.
- Подумайте, почему самые плодородные почвы России – чернозем, «царь почв», по образному выражению Докучаева, находится под степной растительностью? (Травы – самый хороший растительный опад, к тому же ежегодный. Нет промыва, т.к. увлажнение недостаточное, что способствует накоплению гумуса. Более длительный период почвообразования – длинное теплое лето.)
В полупустыне при скудном увлажнении и разреженном растительном покрове формируются засоленные бурые и серо-бурые почвы (показ почвы на экране).
- Не всегда почвы подчиняются закону широтной зональности. Подумайте, где этот закон нарушается? (В горах – высотная поясность, каждому высотному поясу соответствует свой тип почв. На разных горных породах – разные почвы: на известняках в лесной зоне формируются дерново-карбонатные почвы с большим содержанием гумуса, который удерживается кальцием. Пойменные почвы – вдоль рек, плодородны, благодаря ежегодному поступлению в них ила во время половодья.)
По окончании беседы у учащихся должна получиться таблица:
Типы и свойства почв различных природных зон
Природная зона
| Типы почв
| Содержание гумуса
| Свойства почвы
| Условия почвообразования
| 1.Арктическая пустыня
| часто от-сутствуют или аркти-ческие
| крайне мало
| не плодо-родная
| мало тепла и рас-тительности
| 2.Тундра
| тундрово-глеевые
| мало
| маломощ-ные, име- ют слой глеевой
| вечная мерзлота, мало тепла, пере-увлажнение, не-достаток кислоро-да
| 3.Лесная зона
|
| а) тайга
| подзолис-тые
| мало (1-2%)
| промывные, кислые
| k>1, растительные остатки – хвоя
| б) тайга Вос-точной Сиби-ри
| таежно-мерзлот-ный
| мало
| малоплодородные холодные
| вечная мерзлота
| в) смешанные леса
| дерново-подзолистые
| больше, чем в подзолис-тых
| более плодород-ные
| промыв весной, больше растительных остатков
| г) широколис-твенные леса
| серые лесные
| 4-5%
| 4.Степи
| чернозе-мы, кашта-новые
| 10-12%
| самые плодород-ные поч-вы, зер-нистая структура
| k=1 и 0,8-0,9; много раститель-ных остатков ежегодно, много тепла
| 5.Полупусты-ни
| бурые по-лупустынь серо-бу-рые
| гумуса мень-ше
| засоление почв
| Сухой климат, раз-реженный расти-тельный покров, k<0,5
|
IV. Закрепление.
- Какие почвы формируются под лесами? (Подзолистые, серые лесные.)
- В какой зоне происходит наибольшее накопление гумуса? (В степях.)
- Какие почвы самые плодородные? (Черноземы.)
- Почему уменьшается накопление гумуса в зоне лесов? (Идет промыв почвы, т.к. увлажнение избыточно.)
- В какой зоне происходит накопление солей? (Полупустынь.)
- Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые, как в Европейской части, таежно-мерзлотные? (В Восточной Сибири мерзлота препятствует промыву и охлаждает почву.)
- Почему в лесной зоне, несмотря на большую биомассу растений, гумуса мало? (Растительность многолетняя, опад неблагоприятен – хвоя; идет промыв почв, т.к. k>1, ибыточный.) V. Домашнее задание.
Параграф 27. Докажите на примере любых почв, что почвы являются «зеркалом» ландшафта. |