В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ





НазваниеВ. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ
страница1/6
Дата публикации27.05.2015
Размер0.58 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > География > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6
В. Е. Борейко


ПриродоохраннаЯ

эстетика

в ВУЗе

ББК 74.200.51

Б 33

От автора

Всех, кого заинтересовала эта книга, прошу направлять свои замечания, советы и размышления по адресу: 02218, Украина, Киев, ул Радужная 31-48, КЭКЦ или по электронной почте: kekz@carrier.kiev.ua

Владимир Борейко,

директор Киевского эколого-культурного центра

Борейко Владимир Евгеньевич

Природоохранная эстетика в вузе. — К.: Киевский эколого-культурный центр, 2005, ил. — Учебное пособие. — 80 с. — (Охрана дикой природы. Вып. 46)

ISBN

Популярно излагаются теоретические и практические аспекты природоохранной эстетики. Рассчитано на преподавателей экологических, географических, архитектурных, охотоведческих, биологических, искусствоведческих, философских, лесных факультетов ВУЗов, читающих курс природоохранной эстетики, а также на студентов и всех, интересующихся вопросами оценки и защиты красоты природы.
ББК 74.200.51
© Борейко В.Е., 2005

© Киевский-эколого-культурный центр, 2005
Оглавление
Глава 1.

Введение в природоохранную эстетику
Что такое природоохранная эстетика 5

Природоохранная эстетика

как учебный предмет в ВУЗе 6

История природоохранной эстетики 7
Глава 2.

Эстетические ценности природы
Что такое красота природы 14

Виды красоты природы 15

Красота и божественность дикой природы 17

Красота окультуренной природы 20

Красота животных и растений 22

Красота неживой природы 28

Красота стихий и явлений природы 29

Красота планет и светил 31
Глава 3.

Красота природы и экологическая этика
Кому нужна красота природы 33

Эстетическое уважение природы 34

Оценивание и защита природной красоты

ради нее самой 36

Принципы природоохранной эстетики 38

Эстетическая мотивация природоохраны 39

Глава 4.

Прикладные аспекты природоохранной эстетики
Влияние красоты природы на развитие культуры и науки 41

Красота природы и исцеление 44

Критерии красоты природы 45

Эстетический аспект экологического кризиса 47

Красота природы, законодательство и заповедное дело 49

Эколого-эстетическое воспитание детей 52

Участие общественности в защите красоты природы 53
Приложение 1.

Учебная программа по природоохранной эстетике для ВУЗов 56
Приложение 2.

Задачи по природоохранной эстетике 63
Приложение 3.
Методические рекомендации по проведению

эстетической оценки территории с целью заповедания 67
Глава 1

Введение

в природоохранную

эстетику

Что такое природоохранная эстетика

ПриродоохраннаЯ эстетика — это новое научное направление на стыке эстетики, экологической этики, экологии и охраны природы, изучающее эстетическую ценность ландшафтов, явлений, объектов дикой и окультуренной природы, видов флоры и фауны, зрительную, тактильную, вкусовую, звуковую красоту и красоту запахов природы, особенности эстетического осознания природы, а также разрабатывающее способы сохранения природной красоты.
Экология и экологическая этика формируют требования, в которых концепция красоты природы должна развиваться. Поэтому природоохранная эстетика находится в прямой зависимости от законов экологии и экологической этики и нацелена не только на суждение, но и на предписание действовать.
Предметом природоохранной эстетики является обоснование и разработка методов оценки и защиты красоты природы. К методам природоохранной эстетики относятся: наблюдение, анализ, диалектический метод и другие общенаучные и частнонаучные теоретические и эмпирические методы.
Важнейшими задачами природоохранной эстетики являются: создание теоретических основ для охраны природы; разработка эффективных методов эстетического воспитания; способов защиты природной красоты; критериев оценки эстетической ценности ландшафта и др.

Центральным моментом природоохранной эстетики есть ее практическая ориентация в охрану природы.

Основателями природоохранной эстетики являются английский философ и культуролог Дж. Рескин и американский эколог и философ О. Леопольд. Большой вклад в развитие природоохранной эстетики внесли ученые и специалисты: канадский

А. Карлсон, польский Я. Павликовский, английский Э. Брэди, российский А. Тетиор, литовские — К. Эрингис и А. Будрюнас, финский — И. Сепаннаа, американские — Дж. Мюир, С. Баросса, Ю. Харгроув, украинский — В. Сесин, австралийский —

Ж. Томпсон, белорусский — Т. Федорцова.


Природоохранная эстетика

как учебный предмет в ВУЗе

Подготовка специалистов в области охраны природы, ландшафтного строительства, экологии, заповедного дела, педагогики, лесного хозяйства, экологического туризма и т.д. не может считаться полноценной без овладения студентами знаний о красоте природы и ее защите. В ряде ВУЗов Советского Союза в 1950–1980 гг. читались спецкурсы, посвященные красоте природы. Так, с 1958 г. по начало 1960-х в Воронежском лесотехническом институте доцентом И.Л. Шемякиным преподавался факультативный курс «Эстетика леса», в 1970-х в Московском областном пединституте — спецкурс «Красота природы».

Задача вузовского курса природоохранной эстетики — познакомить студентов с современными эстетическими концепциями, касающимися красоты дикой и окультуренной природы, знаниями и навыками по охране красоты природы, а также способствовать формированию у молодых людей эстетического отношения к природе.

Природоохранная эстетика как самостоятельная дисциплина или частично (при чтении курса лекции по экологии, эстетике, заповедному делу, ландшафтному строительству, охране природы, экотуризму и т.д.), может преподаваться на экологических, философских, искусствоведческих, биологических, географических, архитектурных, лесных, охотоведческих и других факультетах высших учебных заведений.
История природоохранной эстетики

История природоохранной эстетики тесно связана с высоким оцениванием людьми природной красоты и развитием экологии и экологической этики. Как собственно научное направление, природоохранная эстетика сформировалась в 1980–1990-х годах.

Древняя Европа, в отличие от Древнего Востока, не сразу научилась видеть красоту природы. Так, древнегреческие поэты и философы практически не обращали внимания на природную эстетику. Специалисты проанализировали поэмы Гомера, обратив внимание на эстетическую оценку людей, богов, природного пейзажа, а также животных и растений. Люди и боги эстетически оценивались у Гомера 800 раз, пейзажи — 70 раз, флора и фауна только 24 раза. Великая Сафо в своих стихах воспевала красоту людей и почти никогда — красоту природы. Аристотель написал первый философский трактат по эстетике и посвятил его исключительно поэзии.

Отрицательному отношению к природной красоте в средние века в Европе способствовало и мнение церкви, считавшей, что эстетическое восхищение природой не следует поощрять, ибо любовь к природе отвращает, отвлекает от любви к Богу. Кстати, и Библия содержит очень мало восхвалений красотам природы.

Иной пример давали древние китайская и японская культуры, имевшие давние традиции эстетического оценивания природы. В результате были сформулированы особые пейзажные направления «горы — воды» в живописи и поэзии. Известный средневековый китайский живописец Го Си в своем трактате «Высокое послание лесов и потоков» писал, что красота дикой природы заключена в ее непрерывной изменчивости. Уже в VIII–IX веках японские поэты определили для себя особые эстетически ценные пейзажи — горное Есино, бухта Сиогама на о. Хонсю, побережье Нанива в Осаке. Интересны традиционные японские понятия красоты: «саби» — красота старого природного объекта — векового дерева, замшелого пня; «юген» — красота и прелесть незавершенности, «мудзе — ноби» — красота непостоянства, рождающаяся, когда на человека сходит дар божества красоты.
В аромате слив

Вдруг над горной тропой

Всплыл солнца лик.

Басе

В средневековой Руси одним из первых о красоте природы стал говорить Владимир Мономах. В своем «Поучении» он записал: «...звери различные и птицы, и рыбы украшены твоим промыслом, Господи!»

Тем не менее, в целом в средневековой Европе восхищение красотой природы отсутствовало как таковое. В этом можно убедиться, взглянув на картины художников Возрождения, которые пренебрегали самостоятельным изображением дикой природы.

Известный французский естествоиспытатель Жорж Бюффин писал: «Как отвратительная эта дикая умирающая природа! Это я, только я один могу сделать ее приятной и живой: осушим эти болота, оживим эти мертвые воды, заставим их течь, сделаем из них ручьи, каналы... Как прекрасна эта культурная природа!».

В России против высокого оценивания природной красоты выступили революционеры-демократы Чернышевский, Белинский, Добролюбов и Писарев. По мнению Чернышевского, любование природой уводит писателя от решения главнейших социальных вопросов. Писарев говорил, что «эстетика есть самый прочный элемент умственного застоя и самый надежный враг разумного процесса».

Однако развитие природной эстетики в Европе остановить было нельзя. В середине XVIII века описание красот природы появляются в литературе о путешествиях, романах, поэзии, рождается пейзажная живопись. Поэты С. Кольридж, В. Вордсворт, Р. Саути, Гете, А. Пушкин, М. Лермонтов, А.Фет, А. Мицкевич,

Ф. Тютчев, художники У. Тернер, К. Фридрих, А. Калам,

И. Шишкин, А. Васнецов открыли Европе красоту дикой и окультуренной природы.
Природа мать!

Как ты прекрасна!

О, как всегда, везде, во всем

Мила, прелестна иль ужасна!

Ты явно дышишь Божеством.

И. Козлов
Развитие эстетического чувства подготовило почву для появления природоохранной эстетики. Ее основоположниками являются два выдающихся экофилософа — английский культуролог Джон Рескин (1819–1900) и американский эколог Олдо Леопольд (1887–1948). Именно они сформулировали основные принципы природоохранной эстетики, заложив идеологический фундамент. Рескин первым заявил то, о чем косвенно в своих стихах и картинах пытались показать поэты и художники-романтики. По его мнению прототип и критерии красоты можно найти только в дикой природе, поскольку «только она является ничем не обезображенной и не оскверненной». До Рескина в западной культурной традиции и эстетике красивой считалась только окультуренная природа — сады, парки, свободная же природа эстетической ценности не имела. Рескин нарушил устоявшиеся традиции: «Чистую любовь к природе всегда вызывает во мне природа дикая... Все, приближающееся к ней, стремится к красоте, все, удаляющееся от нее, склоняется к безобразию!». Таким образом, по Рескину, эталоном красоты является не человеческие творения, не окультуренная природа, а природа дикая.

Американский эколог и основатель экологической этики Олдо Леопольд придал эстетическим и культурологическим идеям Рескина экологическое и этическое звучание. Он призывал ценить не только сценические пейзажи и красивые виды, но и признать красоту пренебрегаемых пейзажей и «некрасивых» животных и растений.

Он постоянно подчеркивал, что человечество еще не научилось по достоинству оценивать эстетическую ценность природы: «Наша способность воспринимать красоту в природе, как и в искусстве, вначале ограничивается красивостью, мало-помалу, поднимаясь с одной ступени красоты на другую, мы постигаем высшие ценности, для которых в языке еще нет слов. И красота журавлей, по-моему, заключена именно в этих высших качествах, пока недоступных словам».

О. Леопольд говорил, что мы не можем любить журавлей и ненавидеть болота. Само болото теперь превращается из «пустоши», богом забытой комариной глуши в места дивной красоты.

По Леопольду красиво в природе то, что экологично: «Вещь правильна, когда у нее есть тенденция сохранять целостность, стабильность и красоту биотического сообщества. Она неправильна, когда имеет обратную тенденцию». Поэтому, родные виды животных и растений должны считаться эстетически ценнее экзотических, а дикие — красивее одомашненных.

Эстетические взгляды Дж. Рескина и О. Леопольда оказали огромное влияние на развитие практической природоохранной деятельности во всем мире и сформировали новое научное направление — природоохранную эстетику.

Не без влияния идей Дж. Рескина и его последователей — немца Г. Конвенца и поляка Я. Павликовского в первые десятилетия XX века пионерами охраны Российской империи был разработан так называемый этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле. Он заключался в высоком оценивании эстетической, этической и культурной ценностей дикой природы и в мотивации создания охраняемых природных территорий в первую очередь из соображений экологической этики и природоохранной эстетики.

Его основоположниками являлись известные российские общественные деятели, ученые: академики — И.П. Бородин,

Д.Н. Анучин, профессора — Д.Н. Кайгородов, Г.А. Кожевников, В.И. Талиев, литераторы — В.Г. Чертков, П.В. Безобразов и др. Так, профессор Харьковского университета В.И. Талиев организовал в 1913 году в Харькове первую в Российской империи выставку охраны природы, на которой действовал специальный раздел «Красота природы». Петербургский профессор Д.Н. Кайгородов издал специальный очерк «П.И. Чайковский и природа», в котором показал всепроникающее влияние природной красоты на творческую личность.

К сожалению, в 1930-х годах с легкой руки М. Горького, лысенковца И. Презента и других об эстетической, этической и других нематериальных ценностях природы говорить стало опасно, ибо все это приравнивалось к вредной буржуазной идеологии. Позже, вплоть до 1970-х годов их взгляды были подхвачены и развивались советскими философами-марксистами А. Еремеевым, В. Ивановым, Л. Столповичем, В.Вансловым, А. Канарским и другими, заявлявшими вслед за М. Горьким, что объективно красоты природы не существует. Апогеем этой «антиэстетической» деятельности была фраза одного из руководителей СССР Н. Подгорного, что «строительство коммунизма важнее красоты».

Понятно, что такой ущербный идеологический подход не только тормозил в СССР развитие природоохранной эстетики, но и практическую защиту эстетически ценных природных объектов. Однако не все с этим мирились. В 1955 г. Константин Паустовский опубликовал в центральной печати статью «За красоту родной земли», требуя наказывать виновных в уничтожении эстетических свойств ландшафта как за уголовное преступление. В Украине, в 1960 г., в республиканской «Рабочей газете» с подобным материалом — «Борьба за красоту» выступил Максим Рыльский.

С конца 1950-х годов в некоторых вузах СССР стали читаться курсы по эстетике природы, а в Литве проводиться исследования по красоте ландшафтов. В 1970–1980-х годах в ряде педагогических институтов приступили к изучению методов эколого-эстетического воспитания детей, на географическом факультете Московского университета было опубликовано несколько исследований об эстетической оценке природы. В 1990–2000-х годах интересные работы по природоохранной эстетике опубликованы Институтом философии РАН, московским профессором А.Н. Тетиором, а также Киевским эколого-культурным центром. Последним были подготовлены, впервые в странах СНГ, «Методические рекомендации по проведению эстетической оценки территории с целью заповедания», утвержденные Госслужбой заповедного дела Украины в 2003 г. В 1997 г. Киевским эколого-культурным центром было выпущено первое издание книги В.Е. Борейко «Введение в природоохранную эстетику».

К современным ведущим зарубежным специалистам в области природоохранной эстетики в первую очередь нужно отнести канадского ученого Аллена Карлсона и финского ученого Ирйо Сепанмаа.

По мнению А. Карлсона «Дикая природа является эстетически хорошей, такой она всегда была и всегда такой будет, замечает это кто-нибудь или нет». А. Карлсон призывает оценивать эстетику природы незаинтересованно, ради самой природы, ставя эгоистический интерес и мысли об ее использовании на задний план. Отсюда он делает очень важный вывод: красота природы должна быть сохранена, потому что она самостоятельная ценность, а не только из-за ее полезности для человека.

И. Сепанмаа развивает идеи О. Леопольда: «То, что против экологических законов, не может быть прекрасным (...), то, что отвечает экологическим законам, должно по определению быть более красивым, независимо от того, как оно рассматривается».

Понимание эстетической ценности природы, как справедливо считает И. Сепанмаа, создает основу для защиты природы, ибо когда мы в чем-то видим ценность, мы ее хотим защитить.
Не будь слепым к красоте Природы:

Один глоток ее эликсира лучше, чем

Десятки других напитков.

Несравненно удовольствие, которое Человек

Получает в мире чудес, дарованных Природой.

От Природы до Бога — один шаг.

Заратустра
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ icon1-2урок Природоохранная деятельность
Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconП.І. Гриник, М. П. Стеценко, С. Л. Шнайдер, О. Г. Листопад, В.Є. Борейко

В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconУчебно-методический комплекс курса «Природоохранная деятельность...
Организационно-технологические мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей среды
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconРеферат Тема: «Природоохранная деятельность в России»
...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconДмитрий петров, Вадим борейко
Она хороша. Она откроет вам глаза на великую тайну: как овладеть миром, как подчинить его себе – с очень скромным бизнес-планом,...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconПоложительные результаты природоохранной деятельности
Природоохранная деятельность — процесс сохранения, восстановления и воспроизводства природно-ресурсного потенциала, который должен...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ежегодная республиканская природоохранная акция "Уроки чистоты" в рамках Всемирного дня охраны природы: проведение природоохранных...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconЭтические принципы заповедного дела В. Е. Борейко Киевский эколого-культурный центр
Е. Бондарчук, Ю. Мазурову, В. Огудину, С. Хрибару, В. Рябцеву, М. Станчиц, С. Галущенко, С. Кругликову, А. Лёвину, И. Протопоповой,...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconНоминация: Природоохранная тематика "пусть тебе снится целебный родник"
Химия относится к фундаментальным наукам, формирующим инженерное мышление. Химия является одной из базовых естественно научных дисциплин...
В. Е. Борейко ПриродоохраннаЯ iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рт ответственного отношения к природным ресурсам и окружающей среде 16 сентября была проведена республиканская природоохранная эколого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск